Эмпатия — понимание чужих эмоций, умение их выдерживать.
Понимание невербальных сигналов клиента: мимики, положения тела, жестов, интонации.
Умение получать обратную связь и работать с ней.
Мультикультурность — толерантность к различиям людей, их особенностям воспитания и жизни.
Мотивация развиваться, желание становиться лучше в профессии.
Умение создавать терапевтический альянс — взаимоотношения с клиентом, которые влияют на процесс терапии.
Соблюдение конфиденциальности, чтобы клиенты чувствовали себя безопасно в отношениях с психологом, в том числе в ходе консультаций.
Навык резюмирования — умение подвести итог, разложить по полочкам хаос мыслей клиента.
Умение концептуализировать случай: выделять в нем самое важное, задавать необходимые вопросы, выстраивать план работы.
Умение выдерживать паузы. Иногда это сложная задача, особенно в начале терапии. Бывает тревожно просто молчать рядом с клиентом, кажется, что обязательно надо что-то говорить. Но порой именно тишина помогает прийти к важным мыслям и озарениям.
Умение оценивать результаты работы и собственную эффективность.
Уместное самораскрытие. Это особый инструмент терапии, к которому стоит относиться внимательно, чтобы не вываливать на клиента ненужную информацию о себе.
Активное слушание, проявление искреннего любопытства. Может казаться, что психолог не должен проявлять эмоций и просто слушать с каменным лицом. Современные подходы придерживаются позиции, что важно давать понять клиенту, что вы заинтересованы в том, что он говорит, включены в процесс и внимательно слушаете.
Навыки коммуникации: четкая поставленная речь, словарный запас, работа с метафорами и ассоциациями. Чем приятнее и легче говорить с вами, тем свободнее клиент себя чувствует. Если для вас это зона роста, развивайте ораторское мастерство, больше читайте и работайте над вербальными навыками.
Толерантность к отличиям. Люди не всегда они готовы рассказать о трудностях на первой же встрече, если им небезопасно, некомфортно. Но со временем клиенты будут откровеннее, если почувствуют, что специалист открыт к их проявлениям. В противном случае они могут не рассказать о чем-то важном, что влияет на их жизнь и процесс терапии в том числе.
Эмоциональная стабильность. Психолог — сам инструмент своей работы. Важно замечать опасные звоночки, когда становится сложно работать, близится выгорание или обостряется расстройство. В этот момент важно уметь остановиться, взять отпуск или хотя бы выходной. Иначе не будет ресурсов, чтобы продолжать помогать клиентам.