что такое эмпатия

Что такое эмпатия и как ее развить

Работа с клиентом
24.02.2022
прочитаете за 12 минут
Раньше слово «эмпатия» было научным термином и использовалось только в исследованиях. После 2022 года понятие стало широко употребляемым.
Раньше слово «эмпатия» было научным термином и использовалось только в исследованиях. После 2022 года понятие стало широко употребляемым.
Но вы уверены, что правильно используете это слово? Знаете, насколько эмпатичны и хорошо ли вообще быть эмпатом? В статье разложили по полочкам:
Но вы уверены, что правильно используете это слово? Знаете, насколько эмпатичны и хорошо ли вообще быть эмпатом? В статье разложили по полочкам:

Что такое эмпатия

Общепризнанного понятия не существует. Если говорить простыми словами, эмпатия — способность понимать и чувствовать то, что испытывает другой человек. Мы не оцениваем и не додумываем, а пытаемся поставить себя на его место и понять, как он видит ситуацию.
Общепризнанного понятия не существует. Если говорить простыми словами, эмпатия — способность понимать и чувствовать то, что испытывает другой человек. Мы не оцениваем и не додумываем, а пытаемся поставить себя на его место и понять, как он видит ситуацию.
Например, когда друг рассказывает о проблемах на работе, вы не даете советы и не предлагаете уволиться. Вы пытаетесь представить, как сложно ему каждый день справляться с требованиями босса, и искренне сочувствуете.
Впервые термин, похожий на слово «эмпатия», Einfuhlung, использовал ученый и психолог Теодор Липпс. Он размышлял о том, как личность может понять чужое сознание, если все, что у нее есть, — это собственное сознание, мысли и чувства. Но создателем термина «эмпатия» считают Эдварда Титченера: в 1909 году перевел термин Липпса как empathy — по аналогии со словом sympathy.
Впервые термин, похожий на слово «эмпатия», Einfuhlung, использовал ученый и психолог Теодор Липпс. Он размышлял о том, как личность может понять чужое сознание, если все, что у нее есть, — это собственное сознание, мысли и чувства. Но создателем термина «эмпатия» считают Эдварда Титченера: в 1909 году перевел термин Липпса как empathy — по аналогии со словом sympathy.
Ученые вкладывали разный смысл в это слово, но за 100 с лишним лет не пришли к единой трактовке. Можно сказать точно, что эмпатия личности — это двуединое понятие: и понимание другого человека, и наши чувства в ответ на его переживания.
Ученые вкладывали разный смысл в это слово, но за 100 с лишним лет не пришли к единой трактовке. Можно сказать точно, что эмпатия личности — это двуединое понятие: и понимание другого человека, и наши чувства в ответ на его переживания.

Эмпатия и сочувствие — это одно и то же?

Часто эти слова используют как синонимы, однако сочувствие, и еще сопереживание, — это лишь часть эмпатии.
Часто эти слова используют как синонимы, однако сочувствие, и еще сопереживание, — это лишь часть эмпатии.
Вернемся к примеру про друга, который жаловался на начальника. Если вы успокаиваете его, злитесь вместе с ним, даете советы, приводите в пример свою работу, утешаете и стараетесь взбодрить, — вы испытываете сочувствие и сопереживание, но не эмпатию.
Проявлять эмпатию значит не только сочувствовать другу, но и понимать, какие эмоции лежат в основе переживаний: злость и раздражение на босса, страх потерять работу, обида на коллег, горечь неудачи. Осознавать, что это его эмоции, а не ваши, и не начинать злиться вместе с ним. Проявляя эмпатию, вы понимаете, что другу не нужны советы и воспоминания о вашей работе — необходима поддержка.
Проявлять эмпатию значит не только сочувствовать другу, но и понимать, какие эмоции лежат в основе переживаний: злость и раздражение на босса, страх потерять работу, обида на коллег, горечь неудачи. Осознавать, что это его эмоции, а не ваши, и не начинать злиться вместе с ним. Проявляя эмпатию, вы понимаете, что другу не нужны советы и воспоминания о вашей работе — необходима поддержка.
Вы можете сказать: «Чертовски жаль, что ты попал в такую передрягу. Мне так хочется тебя поддержать. Скажи, как я могу это сделать?». И действовать исходя не из своих домыслов, а из того, что скажет друг.

Виды эмпатии

Ученые выделяют три формы эмпатии. Они не связаны между собой — все могут быть развиты одинаково или одна сильнее других.
Ученые выделяют три формы эмпатии. Они не связаны между собой — все могут быть развиты одинаково или одна сильнее других.
— Аффективная, или эмоциональная, форма. Это эмоциональный отклик на чужие переживания, когда мы чувствуем то же, что и другой человек, — злимся или страдаем вместе с ним. Происходит это благодаря эмоциональному заражению.
— Аффективная, или эмоциональная, форма. Это эмоциональный отклик на чужие переживания, когда мы чувствуем то же, что и другой человек, — злимся или страдаем вместе с ним. Происходит это благодаря эмоциональному заражению.
На футбольном матче даже самый неинтересующийся человек будет переживать вместе с фанатами, почувствует возбужденную радость победы или расстроится из-за поражения. Ведь вокруг толпа беснуется в ожидании исхода — и человек заражается общим настроением.
Эмоциональная эмпатия проявляется в двух формах. Первая — личный дистресс. Когда друг переживает рядом, нам тоже становится некомфортно. В этот момент может вырваться «не плачь» — потому что хочется прекратить свой дискомфорт, а для этого надо успокоить друга.
Эмоциональная эмпатия проявляется в двух формах. Первая — личный дистресс. Когда друг переживает рядом, нам тоже становится некомфортно. В этот момент может вырваться «не плачь» — потому что хочется прекратить свой дискомфорт, а для этого надо успокоить друга.
Вторая форма, более зрелая, — когда мы хотим в первую очередь помочь страдающему другу, даже если для этого придется испытать неприятные эмоции.
Вторая форма, более зрелая, — когда мы хотим в первую очередь помочь страдающему другу, даже если для этого придется испытать неприятные эмоции.
— Когнитивная, или познавательная, форма. Она проявляется, когда мы пытаемся понять, что думает другой человек, что с ним происходит. Здесь идет речь уже не о чувствах, а о работе мозга. Если аффективная эмпатия может быть непроизвольной, как в примере с футболом, то когнитивная — всегда осознанный выбор. Это значит, что мы можем применять ее в разных ситуациях по отношению к разным людям. В ситуации с другом и его боссом, вы осознаете, что чувствует друг — злость, обиду, раздражение и страх — и в чем причина этих эмоций.
— Когнитивная, или познавательная, форма. Она проявляется, когда мы пытаемся понять, что думает другой человек, что с ним происходит. Здесь идет речь уже не о чувствах, а о работе мозга. Если аффективная эмпатия может быть непроизвольной, как в примере с футболом, то когнитивная — всегда осознанный выбор. Это значит, что мы можем применять ее в разных ситуациях по отношению к разным людям. В ситуации с другом и его боссом, вы осознаете, что чувствует друг — злость, обиду, раздражение и страх — и в чем причина этих эмоций.
— Соматическая форма. Это физическая реакция человека на чужое состояние. Ее испытывают люди, которые говорят, что чувствуют все «на себе». Они ощущают боль, когда другому ставят укол, или краснеют, когда видят стыд человека.
— Соматическая форма. Это физическая реакция человека на чужое состояние. Ее испытывают люди, которые говорят, что чувствуют все «на себе». Они ощущают боль, когда другому ставят укол, или краснеют, когда видят стыд человека.

Как работает эмпатия

У всех людей есть врожденные предпосылки к эмпатии, однако развивается она благодаря социальным и культурным условиям.
У всех людей есть врожденные предпосылки к эмпатии, однако развивается она благодаря социальным и культурным условиям.

Биологические предпосылки

Сотрудник лаборатории «Психодемии», психолог Татьяна Карягина в интервью Постнауке рассказывала о том, какие структуры мозга ответственны за эмпатию:
Сотрудник лаборатории «Психодемии», психолог Татьяна Карягина в интервью Постнауке рассказывала о том, какие структуры мозга ответственны за эмпатию:
— Лимбическая система — самый «древний» отдел мозга. Она руководит эмоциями и реакциями: то самое «бей, беги или замри».
— Лимбическая система — самый «древний» отдел мозга. Она руководит эмоциями и реакциями: то самое «бей, беги или замри».
— Префронтальная кора мозга. Она отвечает за принятие решений и не дает лимбической системе разбушеваться, а нам — сразу бить того, кто сказал обидное слово, или убегать с экзамена, даже если очень страшно. Во время исследований эмпатии ученые наблюдают за активностью именно этих участков мозга.
— Префронтальная кора мозга. Она отвечает за принятие решений и не дает лимбической системе разбушеваться, а нам — сразу бить того, кто сказал обидное слово, или убегать с экзамена, даже если очень страшно. Во время исследований эмпатии ученые наблюдают за активностью именно этих участков мозга.
— Зеркальные нейроны. В научном сообществе есть предположение, что они «отвечают» за эмпатию. Согласно этой теории, когда мы видим, слышим или воображаем состояние другого человека — что он делает, говорит или как себя чувствует, — наш мозг «отзеркаливает» это. И мы чувствуем себя так, будто сами находимся в этом состоянии и в этой ситуации.
— Зеркальные нейроны. В научном сообществе есть предположение, что они «отвечают» за эмпатию. Согласно этой теории, когда мы видим, слышим или воображаем состояние другого человека — что он делает, говорит или как себя чувствует, — наш мозг «отзеркаливает» это. И мы чувствуем себя так, будто сами находимся в этом состоянии и в этой ситуации.
Благодаря мозгу мы проявляем эмоциональную эмпатию с самого рождения — один ребенок начинает плакать, когда слышит плач другого.
Благодаря мозгу мы проявляем эмоциональную эмпатию с самого рождения — один ребенок начинает плакать, когда слышит плач другого.

Социальные предпосылки

Врожденные предпосылки к эмпатии не означают, что эта способность будет всегда на одном уровне и одинакова у всех людей. На ее формирование и развитие влияют условия жизни человека и его окружение.
Врожденные предпосылки к эмпатии не означают, что эта способность будет всегда на одном уровне и одинакова у всех людей. На ее формирование и развитие влияют условия жизни человека и его окружение.
— Эмпатия больше проявляется у детей, в семьях которых уделяют много внимания эмоциям и чувствам других людей.
— Эмпатия больше проявляется у детей, в семьях которых уделяют много внимания эмоциям и чувствам других людей.
— Дети развивают эмпатию, наблюдая за реакциями людей и подражая им, — учатся сопереживать, отвергать или игнорировать эмоции других.
— Дети развивают эмпатию, наблюдая за реакциями людей и подражая им, — учатся сопереживать, отвергать или игнорировать эмоции других.
— Ребенок учится эмпатии, когда видит, что значимые взрослые способны разделить его чувства и сострадать ему. Это происходит даже в младенчестве: ребенок пищит от восторга, и мать воркует над ним или легко подбрасывает, подтверждая тем самым, что понимает его состояние.
— Ребенок учится эмпатии, когда видит, что значимые взрослые способны разделить его чувства и сострадать ему. Это происходит даже в младенчестве: ребенок пищит от восторга, и мать воркует над ним или легко подбрасывает, подтверждая тем самым, что понимает его состояние.
— Если родитель не реагирует на состояние ребенка или отвергает его эмоции, малыш может воспринять это по-разному: избегать проявлений и переживаний эмоций, или испытывать негативные эмоции, может стать пассивным или, наоборот, слишком чувствительными к состоянию других людей. И по-разному это будет влиять на его способность к эмпатии.
— Если родитель не реагирует на состояние ребенка или отвергает его эмоции, малыш может воспринять это по-разному: избегать проявлений и переживаний эмоций, или испытывать негативные эмоции, может стать пассивным или, наоборот, слишком чувствительными к состоянию других людей. И по-разному это будет влиять на его способность к эмпатии.
Если родители сами эмпатичны и понимают, как и зачем учить этому детей, обе формы эмпатии будут развиты сбалансированно. Дети научатся сопереживать и сочувствовать другим людям, будут лучше осознавать свои и чужие эмоции. Однако в реальности часто бывает иначе — кто-то вообще не способен к чувству эмпатии, а у кого-то она развита слишком сильно.
Если родители сами эмпатичны и понимают, как и зачем учить этому детей, обе формы эмпатии будут развиты сбалансированно. Дети научатся сопереживать и сочувствовать другим людям, будут лучше осознавать свои и чужие эмоции. Однако в реальности часто бывает иначе — кто-то вообще не способен к чувству эмпатии, а у кого-то она развита слишком сильно.

Зачем нужна эмпатия

Способность воспринимать эмоции обусловлена эволюционным развитием. Животные используют эмоциональную экспрессию, чтобы сообщать сородичам важную для выживания информацию. У наших предков тоже был этот механизм, чтобы быстро понимать друг друга и действовать на основе этого.
Способность воспринимать эмоции обусловлена эволюционным развитием. Животные используют эмоциональную экспрессию, чтобы сообщать сородичам важную для выживания информацию. У наших предков тоже был этот механизм, чтобы быстро понимать друг друга и действовать на основе этого.
Я вижу, что сородич вдалеке испуган. Считываю эту эмоцию: там есть что-то опасное. Мне нужно или помочь ему, или бежать прочь.
Понимание и сочувствие близким помогает налаживать связи, строить новые отношения и поддерживать имеющиеся.
Понимание и сочувствие близким помогает налаживать связи, строить новые отношения и поддерживать имеющиеся.

Чем плохо отсутствие эмпатии

Люди с низким уровнем эмпатии не способны различать собственные и чужие эмоции, у них плохо развит эмоциональный интеллект. Они не осознают, что могут ранить или обидеть другого человека, не понимают чужую боль и страдания, не способны сочувствовать и сопереживать.
Люди с низким уровнем эмпатии не способны различать собственные и чужие эмоции, у них плохо развит эмоциональный интеллект. Они не осознают, что могут ранить или обидеть другого человека, не понимают чужую боль и страдания, не способны сочувствовать и сопереживать.
Проблемы с эмпатией могут быть диагностическим признаком психического или личностного расстройства, а также расстройств аутистического спектра. При нарциссизме и расстройствах личности можно проявлять когнитивную эмпатию, но совсем не проявлять эмоциональную — понимая, почему человек испытывает конкретную эмоции, но не сочувствуя ему. Пользуясь этим, человек без аффективной эмпатии может манипулировать другими людьми и совершать противоправные поступки.
Проблемы с эмпатией могут быть диагностическим признаком психического или личностного расстройства, а также расстройств аутистического спектра. При нарциссизме и расстройствах личности можно проявлять когнитивную эмпатию, но совсем не проявлять эмоциональную — понимая, почему человек испытывает конкретную эмоции, но не сочувствуя ему. Пользуясь этим, человек без аффективной эмпатии может манипулировать другими людьми и совершать противоправные поступки.
В случае с аутизмом происходит наоборот: люди настолько заражаются эмоциями другого, что не могут справиться с ними. Возникает переизбыток эмоций, который плохо влияет как на психическое, так и на физическое здоровье.
В случае с аутизмом происходит наоборот: люди настолько заражаются эмоциями другого, что не могут справиться с ними. Возникает переизбыток эмоций, который плохо влияет как на психическое, так и на физическое здоровье.

Что плоха чрезмерная эмпатия

Профессор психологии Пол Блум в интервью The Guardian подробно описал, какие негативные стороны таит в себе эмпатия.
Профессор психологии Пол Блум в интервью The Guardian подробно описал, какие негативные стороны таит в себе эмпатия.
— Провоцирует личный дистресс. Когда человек сопереживает другому, он ощущает, как его собственные и чужие эмоции накладываются друг на друга. Эта путаница из эмоций и чувств и есть личный дистресс. Если человек плохо распознает эмоции, не доверяет себе и не способен полагаться на свои ощущения, то не сможет распутать этот клубок. А значит, помощь ближнему отходит на второй план, на первом — собственное состояние и избавление от эмоционального дискомфорта.
— Провоцирует личный дистресс. Когда человек сопереживает другому, он ощущает, как его собственные и чужие эмоции накладываются друг на друга. Эта путаница из эмоций и чувств и есть личный дистресс. Если человек плохо распознает эмоции, не доверяет себе и не способен полагаться на свои ощущения, то не сможет распутать этот клубок. А значит, помощь ближнему отходит на второй план, на первом — собственное состояние и избавление от эмоционального дискомфорта.
— Может привести к эмпатической усталости. Термин empathy fatigue ввел профессор Марк Стебницки. Люди с высоким уровнем эмпатии вовлекаются в чужую ситуацию, переживают и стремятся помочь. Со временем их начинает «не хватать» на такой тесный контакт. Эмпатической усталости особенно подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с другими людьми: учителя, юристы, врачи, спасатели, менеджеры. Чем больше им приходится сочувствовать, тем больше они устают.
— Может привести к эмпатической усталости. Термин empathy fatigue ввел профессор Марк Стебницки. Люди с высоким уровнем эмпатии вовлекаются в чужую ситуацию, переживают и стремятся помочь. Со временем их начинает «не хватать» на такой тесный контакт. Эмпатической усталости особенно подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с другими людьми: учителя, юристы, врачи, спасатели, менеджеры. Чем больше им приходится сочувствовать, тем больше они устают.
— Может привести к агрессии по отношению к виновному. Люди склонны сочувствовать «своим» и противостоять «чужакам». Поэтому они больше переживают за членов семьи, чем за знакомых. За знакомых больше, чем за незнакомых. За жертв больше, чем за преступников.
— Может привести к агрессии по отношению к виновному. Люди склонны сочувствовать «своим» и противостоять «чужакам». Поэтому они больше переживают за членов семьи, чем за знакомых. За знакомых больше, чем за незнакомых. За жертв больше, чем за преступников.

Чек-лист: как понять, что я эмпатичный человек

Проверьте, насколько эти утверждения про вас:
Проверьте, насколько эти утверждения про вас:
— быстро находите общий язык с людьми
— умеете слушать и не перебивать
— понимаете свои эмоции и можете отследить, что их вызвало
— можете представить себя на месте другого человека и понять, что он чувствует
— умеете подобрать нужные слова, чтобы поддержать
— переживаете за героев книг и фильмов
— быстро находите общий язык с людьми
— умеете слушать и не перебивать
— понимаете свои эмоции и можете отследить, что их вызвало
— можете представить себя на месте другого человека и понять, что он чувствует
— умеете подобрать нужные слова, чтобы поддержать
— переживаете за героев книг и фильмов
Если хотя бы несколько пунктов подходят, ваша эмпатия развита достаточно хорошо.
Если хотя бы несколько пунктов подходят, ваша эмпатия развита достаточно хорошо.
Пройдите диагностический тест уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Он состоит из 36 высказываний, на которые нужно ответить утвердительно или отрицательно. Тест определит, насколько вы умеете понимать мысли и чувства других людей и сопереживать им.
Пройдите диагностический тест уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Он состоит из 36 высказываний, на которые нужно ответить утвердительно или отрицательно. Тест определит, насколько вы умеете понимать мысли и чувства других людей и сопереживать им.
Другой вариант — опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана и Эпстайна. Его можно использовать как для личный целей, так и в психологическом консультировании для определения способностей клиента к эмпатии.
Другой вариант — опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана и Эпстайна. Его можно использовать как для личный целей, так и в психологическом консультировании для определения способностей клиента к эмпатии.

Надо ли психологу развивать эмпатию

Эмпатия в психологии — одна из базовых компетенций, которые нужны всем специалистам в любой сфере и в любом направлении терапии. Важно учиться правильно ее использовать, чтобы помогать клиентам и не испытывать дискомфорт от постоянного сопереживания.
Эмпатия в психологии — одна из базовых компетенций, которые нужны всем специалистам в любой сфере и в любом направлении терапии. Важно учиться правильно ее использовать, чтобы помогать клиентам и не испытывать дискомфорт от постоянного сопереживания.
Зигмунд Фрейд говорил, что психотерапевты «учитывают психическое состояние пациента, ставят себя в это состояние и стараются понять его, сравнивая его Я со своим собственным». А Карл Роджерс считал, что если психотерапевт проявляет чувство эмпатии к пациенту, позитивные изменения обязательно будут.
Зигмунд Фрейд говорил, что психотерапевты «учитывают психическое состояние пациента, ставят себя в это состояние и стараются понять его, сравнивая его Я со своим собственным». А Карл Роджерс считал, что если психотерапевт проявляет чувство эмпатии к пациенту, позитивные изменения обязательно будут.

Как проявляется эмпатия в работе психолога

Эмпатический отклик делает терапию более эффективной. Он поддерживает клиента, помогает пройти путь до конца и прийти к решению проблемы. Эмпатия в психологии — это способность понять переживания клиента и выразить отклик на них. Отклик выражается в чувствах, воспоминаниях, желаниях психолога в ответ на чувства, воспоминания, желания клиента, то есть психолог и клиент одновременно переживают похожие ощущения.
Эмпатический отклик делает терапию более эффективной. Он поддерживает клиента, помогает пройти путь до конца и прийти к решению проблемы. Эмпатия в психологии — это способность понять переживания клиента и выразить отклик на них. Отклик выражается в чувствах, воспоминаниях, желаниях психолога в ответ на чувства, воспоминания, желания клиента, то есть психолог и клиент одновременно переживают похожие ощущения.
Эмпатия психолога всегда связана с целями терапии. Специалист помогает клиенту осмыслить переживания, откликаясь на его эмоции. Благодаря эмпатии формируются отношения терапевта и клиента, растет их доверие друг другу.
Эмпатия психолога всегда связана с целями терапии. Специалист помогает клиенту осмыслить переживания, откликаясь на его эмоции. Благодаря эмпатии формируются отношения терапевта и клиента, растет их доверие друг другу.
Как еще психолог проявляет эмпатию к клиенту:
Как еще психолог проявляет эмпатию к клиенту:
— отзеркаливая его проявления — подстраивается под тембр и ритм речи клиента, поддерживает контакт глаз, жестикулирует и использует определенные позы, чтобы создавать атмосферу принятия и понимания,
— называя чувства клиента, когда он сам не способен это сделать,
— перефразируя суть слов, уточняя смыслы,
— поддерживая его и сопереживая ему,
— с помощью терапевтических комплиментов, которые помогают мотивировать клиента и усиливают эффект терапии.
— отзеркаливая его проявления — подстраивается под тембр и ритм речи клиента, поддерживает контакт глаз, жестикулирует и использует определенные позы, чтобы создавать атмосферу принятия и понимания,
— называя чувства клиента, когда он сам не способен это сделать,
— перефразируя суть слов, уточняя смыслы,
— поддерживая его и сопереживая ему,
— с помощью терапевтических комплиментов, которые помогают мотивировать клиента и усиливают эффект терапии.

Нужны ли психологу обе формы эмпатии

Да. Развитая эмпатия помогает лучше понимать клиента. С одной стороны, важно понимать, что происходит с человеком, почему он реагирует так, а не иначе. Если он негативно отзывается о начальнике, в чем причина? Или грустит, когда говорит о будущем. Анализ таких реакций помогает выстраивать перспективу в работе — понимая, какая у клиента будет реакция на те или иные слова, как это на нем отразится, терапевт подбирает словесный «ключ» к общению.
Да. Развитая эмпатия помогает лучше понимать клиента. С одной стороны, важно понимать, что происходит с человеком, почему он реагирует так, а не иначе. Если он негативно отзывается о начальнике, в чем причина? Или грустит, когда говорит о будущем. Анализ таких реакций помогает выстраивать перспективу в работе — понимая, какая у клиента будет реакция на те или иные слова, как это на нем отразится, терапевт подбирает словесный «ключ» к общению.
С другой стороны, необходимо сопереживать клиенту не поверхностно, а по-настоящему, глубоко. Без эмоциональной эмпатии психолог не сможет построить доверительные отношения — клиент не раскроется, если не почувствует, что его понимают и поддерживают, он интересен. А значит, терапия может быть неэффективна.
С другой стороны, необходимо сопереживать клиенту не поверхностно, а по-настоящему, глубоко. Без эмоциональной эмпатии психолог не сможет построить доверительные отношения — клиент не раскроется, если не почувствует, что его понимают и поддерживают, он интересен. А значит, терапия может быть неэффективна.
Но слишком сильно сопереживать клиенту тоже не стоит. Об эмпатической усталости мы уже говорили — у психолога должен быть развит навык саморегуляции, иначе это чревато тяжелыми переживаниями и вынужденной паузой в практике. Но помимо этого, чрезмерное сочувствие выбивает психолога из помогающей позиции — он начинает смотреть на ситуацию искаженно, взглядом клиента, и перестает быть поддержкой и опорой.
Но слишком сильно сопереживать клиенту тоже не стоит. Об эмпатической усталости мы уже говорили — у психолога должен быть развит навык саморегуляции, иначе это чревато тяжелыми переживаниями и вынужденной паузой в практике. Но помимо этого, чрезмерное сочувствие выбивает психолога из помогающей позиции — он начинает смотреть на ситуацию искаженно, взглядом клиента, и перестает быть поддержкой и опорой.

Как психологу определить, развита ли у него эмпатия

Анализируйте сессии, замечайте реакции свои и клиента. Как вы ведете себя, что говорите и что делаете? Как клиент на это реагирует? В какие моменты получается поддержать его, а в какие — нет, и почему? Что влияет на способность сопереживать клиенту, какое ваше состояние?
Анализируйте сессии, замечайте реакции свои и клиента. Как вы ведете себя, что говорите и что делаете? Как клиент на это реагирует? В какие моменты получается поддержать его, а в какие — нет, и почему? Что влияет на способность сопереживать клиенту, какое ваше состояние?
Попросите помощи у коллег или супервизора, определите вместе, как развивать эмпатию, потренируйтесь вместе.
Попросите помощи у коллег или супервизора, определите вместе, как развивать эмпатию, потренируйтесь вместе.
Запрашивайте обратную связь от клиентов. Ощущают ли они вашу эмпатию? Как вы ее проявляете? Что нужно именно этому клиенту?
Запрашивайте обратную связь от клиентов. Ощущают ли они вашу эмпатию? Как вы ее проявляете? Что нужно именно этому клиенту?
Найдите записи или демонстрации проявления эмпатического слушания у того, у кого получается. Сравните с тем, что делаете вы. Найдите отличия и поймите, над чем нужно работать.
Найдите записи или демонстрации проявления эмпатического слушания у того, у кого получается. Сравните с тем, что делаете вы. Найдите отличия и поймите, над чем нужно работать.
Анализируя свою работу, сосредотачивайтесь не на том, что все плохо, а на том, что конкретно не получается и как это улучшить.
Анализируя свою работу, сосредотачивайтесь не на том, что все плохо, а на том, что конкретно не получается и как это улучшить.

Шесть способов развить эмпатию

#1. Учитесь понимать себя и свои чувства. Заведите дневник, куда будете выписывать мысли и анализировать их с точки зрения эмоций. В книге «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана есть список эмоций — сверяйтесь по нему. Поработайте с психологом, если не получается самостоятельно. Поставьте несколько будильников в течение дня и каждый раз задавайтесь вопросом «что я сейчас чувствую?»
#1. Учитесь понимать себя и свои чувства. Заведите дневник, куда будете выписывать мысли и анализировать их с точки зрения эмоций. В книге «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана есть список эмоций — сверяйтесь по нему. Поработайте с психологом, если не получается самостоятельно. Поставьте несколько будильников в течение дня и каждый раз задавайтесь вопросом «что я сейчас чувствую?»
#2. Практикуйте активное слушание вместо того, чтобы просто ждать своей очереди для реплики. Активное слушание подразумевает сосредоточение на другом человеке — вы слушаете не чтобы ответить, а чтобы услышать и понять. Задавайте вопросы, следуйте за мыслями собеседника, будьте активны в разговоре, но не перетягивайте одеяло на себя. Пробуйте распознать эмоции. Не разбрасывайтесь советами, а воспринимайте слова другого безоценочно. Подумайте, что чувствует человек, что стало причиной его эмоций? А затем поставьте себя на его место — было ли с вами что-то подобное?
#2. Практикуйте активное слушание вместо того, чтобы просто ждать своей очереди для реплики. Активное слушание подразумевает сосредоточение на другом человеке — вы слушаете не чтобы ответить, а чтобы услышать и понять. Задавайте вопросы, следуйте за мыслями собеседника, будьте активны в разговоре, но не перетягивайте одеяло на себя. Пробуйте распознать эмоции. Не разбрасывайтесь советами, а воспринимайте слова другого безоценочно. Подумайте, что чувствует человек, что стало причиной его эмоций? А затем поставьте себя на его место — было ли с вами что-то подобное?
#3. Наблюдайте за людьми. В кафе или в парке слушайте разговоры и замечайте их состояние. Как они выглядят, что делают, как жестикулируют, какая мимика? Смотрите фильм без звука и пытайтесь распознать состояние героев, о чем они говорят. Это помогает понимать другого человека и замечать, как он реагирует на ваши слова.
#3. Наблюдайте за людьми. В кафе или в парке слушайте разговоры и замечайте их состояние. Как они выглядят, что делают, как жестикулируют, какая мимика? Смотрите фильм без звука и пытайтесь распознать состояние героев, о чем они говорят. Это помогает понимать другого человека и замечать, как он реагирует на ваши слова.
#4. Начните личную терапию. Люди в состоянии эмоционального истощения, стресса, депрессии не имеют достаточных ресурсов для проявления эмпатии. Эмоциональные травмы снижают способность понимать других и сопереживать им.
#4. Начните личную терапию. Люди в состоянии эмоционального истощения, стресса, депрессии не имеют достаточных ресурсов для проявления эмпатии. Эмоциональные травмы снижают способность понимать других и сопереживать им.
#5. Читайте и обсуждайте художественную литературу. Возможность анализировать чувства, мотивацию, поведение персонажей развивает понимание и принятие других в реальной жизни.
#5. Читайте и обсуждайте художественную литературу. Возможность анализировать чувства, мотивацию, поведение персонажей развивает понимание и принятие других в реальной жизни.
#6. Возьмите уроки актерского мастерства. Перевоплощение в образы других людей, развитие воображения, телесное раскрепощение — работает на улучшение навыков эмпатии.
#6. Возьмите уроки актерского мастерства. Перевоплощение в образы других людей, развитие воображения, телесное раскрепощение — работает на улучшение навыков эмпатии.

Курс «Основы психологии»

  • Освоите базовые знания психологии, которые сможете применять в жизни и профессиональной деятельности.
  • Узнаете, как выстраивать коммуникацию, противостоять манипуляциям, презентовать идеи, вести групповую дискуссию и управлять мотивацией.
  • Познакомитесь с разными направлениями психологии и поймете, какое вам интересно.
Онлайн
Базовый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме
    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь