прочитаете за 13 минут

Как психологу влиять на поведение клиента

12.07.2024
Работа с клиентом
На самом деле все психологи работают с поведением, даже если не стремятся к этому. Преподаватель Психодемии рассказала, почему так важно научиться делать это осознанно, чтобы помогать клиенту и поддерживать собственную мотивацию к работе. Узнаете:
На самом деле все психологи работают с поведением, даже если не стремятся к этому. Преподаватель Психодемии рассказала, почему так важно научиться делать это осознанно, чтобы помогать клиенту и поддерживать собственную мотивацию к работе. Узнаете:
Ирина Ушкова
фото врача-психиатра Полины Ялтонской
Клинический психолог, психотерапевт, специализирующийся на работе со взрослыми и подростками с РПП.

Зачем психологу работать с поведением клиента

Клиенты часто обращаются с запросами, которые предполагают изменение поведения

Часто в названии проблемы, с которой сталкивается клиент, заложена необходимость работать с поведением:
Часто в названии проблемы, с которой сталкивается клиент, заложена необходимость работать с поведением:
1.
2.
Расстройство пищевого поведения
Самоповреждающее поведение
3.
Нарушения поведения у детей и расстройства личности в более взрослом возрасте
4.
Депрессивные и тревожные расстройства
5.
Панические атаки
6.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
7.
Бессонница
8.
Неуверенность в себе
9.
Трудности с самооценкой
10.
Перфекционизм
Все это во многом поведенческие запросы. Человек может думать о себе что угодно, но если практический опыт противоречит этому, то и мысли будут меняться. Например, если он считает, что не умеет выступать публично, но делает это, и у него получается, изменятся и его убеждения о себе и своем навыке ораторского мастерства.
Все это во многом поведенческие запросы. Человек может думать о себе что угодно, но если практический опыт противоречит этому, то и мысли будут меняться. Например, если он считает, что не умеет выступать публично, но делает это, и у него получается, изменятся и его убеждения о себе и своем навыке ораторского мастерства.

Работа с поведением — ключевая для многих психологических подходов

Это важная часть когнитивно-поведенческой терапии и ее ответвлений: терапии принятия и ответственности (АСТ), диалектико-поведенческой терапии (DBT), протокола пролонгированной экспозиции при ПТСР. Они все включают работу с поведением.
Это важная часть когнитивно-поведенческой терапии и ее ответвлений: терапии принятия и ответственности (АСТ), диалектико-поведенческой терапии (DBT), протокола пролонгированной экспозиции при ПТСР. Они все включают работу с поведением.
Но в какой бы модальности психолог ни работал, всегда может прийти клиент, которому необходимо восстановить «базу», чтобы решить основной запрос. Научиться регулярно есть и не пропускать приемы пищи, отдыхать, гулять, поддерживать уровень желательных эмоций в балансе с нежелательными. Работая над поддерживающим поведением, психолог и клиент укрепляют мотивацию и вовлеченность, поддерживают терапевтический альянс. На специалиста это тоже влияет: часто приходится долго ждать первых результатов у клиентов, а новое поведение — конкретный успех, который поддерживает стремление вкладываться и развиваться.
Но в какой бы модальности психолог ни работал, всегда может прийти клиент, которому необходимо восстановить «базу», чтобы решить основной запрос. Научиться регулярно есть и не пропускать приемы пищи, отдыхать, гулять, поддерживать уровень желательных эмоций в балансе с нежелательными. Работая над поддерживающим поведением, психолог и клиент укрепляют мотивацию и вовлеченность, поддерживают терапевтический альянс. На специалиста это тоже влияет: часто приходится долго ждать первых результатов у клиентов, а новое поведение — конкретный успех, который поддерживает стремление вкладываться и развиваться.

Есть запросы, которые решаются преимущественно с помощью работы с поведением

Легкой и средней степени выраженности депрессия лучше всего поддается лечению методом поведенческой активации: соблюдать баланс между полезными и приятными делами. Выполняя простые задачи — почистить зубы или заправить постель, — клиент получает позитивное подкрепление, ощущает, что смог это сделать. Несмотря на то, что в общепринятом смысле это не глобальные задачи, результат мотивирует человека дальше включаться в уже более сложную активность.
Легкой и средней степени выраженности депрессия лучше всего поддается лечению методом поведенческой активации: соблюдать баланс между полезными и приятными делами. Выполняя простые задачи — почистить зубы или заправить постель, — клиент получает позитивное подкрепление, ощущает, что смог это сделать. Несмотря на то, что в общепринятом смысле это не глобальные задачи, результат мотивирует человека дальше включаться в уже более сложную активность.
При бессоннице можно долго разбирать прошлое и причины этого состояния, но ничего не изменится, если не предпринять конкретные действия: просыпаться в определенное время, не лежать часами в кровати. Человек не станет лучше и крепче спать без этого нового поведения.
При бессоннице можно долго разбирать прошлое и причины этого состояния, но ничего не изменится, если не предпринять конкретные действия: просыпаться в определенное время, не лежать часами в кровати. Человек не станет лучше и крепче спать без этого нового поведения.
При психотерапии панических атак работать нужно с охранительным поведением. Например, человек боится эскалаторов и избегает их или ездит в метро только с близким человеком. Такое поведение призвано защитить его и снизить вероятность паники, но на самом деле только повышает вероятность панической атаки.
При психотерапии панических атак работать нужно с охранительным поведением. Например, человек боится эскалаторов и избегает их или ездит в метро только с близким человеком. Такое поведение призвано защитить его и снизить вероятность паники, но на самом деле только повышает вероятность панической атаки.

Поведение психолога тоже подвержено «законам» поведенческой психологии — это важно знать, чтобы эффективно работать с клиентами

Психолог тоже влияет на клиентов и может подкреплять их поведение, то есть увеличивать вероятность повторения в будущем. Это относится и к желательным, и к нежелательным действиям.
Психолог тоже влияет на клиентов и может подкреплять их поведение, то есть увеличивать вероятность повторения в будущем. Это относится и к желательным, и к нежелательным действиям.
Например, клиент может рассказывать о себе деструктивные вещи: как он выпил и танцевал на барной стойке. При этом он может делать это так харизматично, что психологу будет сложно не улыбаться. Это и будет подкреплением деструктивного поведения. Зная принципы поведенческой психологии, специалист может сосредотачиваться на том, чтобы подкреплять желательное поведение клиента, которое ведет к решению запроса. Вот как выглядит подкрепление:
Например, клиент может рассказывать о себе деструктивные вещи: как он выпил и танцевал на барной стойке. При этом он может делать это так харизматично, что психологу будет сложно не улыбаться. Это и будет подкреплением деструктивного поведения. Зная принципы поведенческой психологии, специалист может сосредотачиваться на том, чтобы подкреплять желательное поведение клиента, которое ведет к решению запроса. Вот как выглядит подкрепление:
Наклониться к клиенту
Внимательно слушать
Улыбаться
Говорить теплым спокойным тоном
Валидировать его чувства
Обсуждать то, что он хочет
Уместно самораскрываться
Уменьшить требования, например, не давать домашние задания.

Поведение клиента может препятствовать психотерапии, и психологу нужно с этим справляться

В диалектико-поведенческом подходе такое поведение называется препятствующим психотерапии: оно осложняет продвижение в работе, мешает достичь цели. Клиент может опаздывать, забывать о консультациях, не делать домашние задания, на сессии думать о чем-то другом. С таким поведением можно столкнуться, в каком бы подходе психолог ни работал. Важно понимать, как с ним работать, чтобы психотерапия продвигалась вперед, а специалист не выгорал от отсутствия результата.
В диалектико-поведенческом подходе такое поведение называется препятствующим психотерапии: оно осложняет продвижение в работе, мешает достичь цели. Клиент может опаздывать, забывать о консультациях, не делать домашние задания, на сессии думать о чем-то другом. С таким поведением можно столкнуться, в каком бы подходе психолог ни работал. Важно понимать, как с ним работать, чтобы психотерапия продвигалась вперед, а специалист не выгорал от отсутствия результата.

В чем разница между когнитивно-поведенческой терапией и поведенческим подходом

Разделение условное. Когнитивно-поведенческая терапия состоит из двух частей: в ней психолог работает и с мыслями, и с поведением. Аарон Бек, основатель подхода, делал упор именно на когнитивную составляющую, тогда как поведению уделялось меньше внимания. Поэтому часто КПТ-специалисты больше работают именно с когнициями, а не действиями.
Разделение условное. Когнитивно-поведенческая терапия состоит из двух частей: в ней психолог работает и с мыслями, и с поведением. Аарон Бек, основатель подхода, делал упор именно на когнитивную составляющую, тогда как поведению уделялось меньше внимания. Поэтому часто КПТ-специалисты больше работают именно с когнициями, а не действиями.
В поведенческом подходе, судя из названия, основная работа ведется над поведением. Хотя без работы с когнициями тоже не обойтись: пока два мыслящих человека взаимодействуют, не получится не обсуждать мысли и убеждения.
В поведенческом подходе, судя из названия, основная работа ведется над поведением. Хотя без работы с когнициями тоже не обойтись: пока два мыслящих человека взаимодействуют, не получится не обсуждать мысли и убеждения.
Как помогать клиентам справляться с тревогой? Узнаете из мини-курса «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги и беспокойства». Ознакомитесь с протоколами работы с этими состояниями и расширите свою практику.

Что мешает психологу работать с поведением клиента

Основных причины две.
Основных причины две.
1.
Мало информации о поведенческой психологии. В университете часто дают только сложную теорию, а практики при этом еще меньше или ее нет совсем. Обучения подходам также не дают базу поведенческой психотерапии, так как обучают непосредственно методу и конкретным техникам. Получается, что диплом у психолога есть, практический опыт в шаблонах и инструкциях тоже есть, но нет понимания, как работать с клиентом в конкретной ситуации. Поэтому приходится или применять техники без понимания поведенческих механизмов, или же самостоятельно восполнять дефицит знаний.
Если хотите подтянуть теоретическую базу и попрактиковаться с реальными клиентами, приходите на курсы Психодемии:
Если хотите подтянуть теоретическую базу и попрактиковаться с реальными клиентами, приходите на курсы Психодемии:
2.
На русском языке немного литературы по поведенческой психотерапии, а та, что есть, перегружена терминами и сложна для понимания. Специфический язык — еще одно препятствие, которое возникает у психологов при изучении этой сферы. Оперантное научение, респондентное поведение, теория реляционных фреймов — сложные термины могут отталкивать и отбивать желания погружаться в эту науку.

Как работать с поведением клиента: метод экспозиции

Разберем на примере, что такое экспозиция. Если однажды человек испугался собаки, он может начать бояться их всех, даже маленьких и безобидных. Скорее всего, он постарается больше не встречаться с собаками, чтобы не испытывать страх снова. Экспозиция будет состоять в том, чтобы человек постепенно привыкал к собакам: сначала смотрел на картинки или видео, потом присутствовал в комнате с маленькой собакой, подходил к ней, гладил, затем привыкал к животному больших размеров, и так далее. Так он постепенно меняет поведение: привыкает к негативному стимулу (животному) и перестает воспроизводить нежелательную реакцию (страх и избегание).
Разберем на примере, что такое экспозиция. Если однажды человек испугался собаки, он может начать бояться их всех, даже маленьких и безобидных. Скорее всего, он постарается больше не встречаться с собаками, чтобы не испытывать страх снова. Экспозиция будет состоять в том, чтобы человек постепенно привыкал к собакам: сначала смотрел на картинки или видео, потом присутствовал в комнате с маленькой собакой, подходил к ней, гладил, затем привыкал к животному больших размеров, и так далее. Так он постепенно меняет поведение: привыкает к негативному стимулу (животному) и перестает воспроизводить нежелательную реакцию (страх и избегание).
По-научному экспозиция — это регулярное предъявление стимула, которое вызывает нежелательную реакцию, чтобы прекратить ее.
По-научному экспозиция — это регулярное предъявление стимула, которое вызывает нежелательную реакцию, чтобы прекратить ее.
Экспозиция будет уместна в любом состоянии, где клиент чего-то избегает. Этот механизм закрепляет нефункциональное поведение. Поэтому она хорошо работает с тревожными и тревожно-фобическими расстройствами, при социально-тревожном, обсессивно-компульсивном, посттравматическом стрессовом расстройстве, расстройстве пищевого поведения.
Экспозиция будет уместна в любом состоянии, где клиент чего-то избегает. Этот механизм закрепляет нефункциональное поведение. Поэтому она хорошо работает с тревожными и тревожно-фобическими расстройствами, при социально-тревожном, обсессивно-компульсивном, посттравматическом стрессовом расстройстве, расстройстве пищевого поведения.
В процессе экспозиции предыдущий «угрожающий» опыт корректируется за счет замещения новым «положительным» опытом. В примере со страхом собак человек осознает, что-то конкретное животное было опасно, но на самом деле все остальные безопасны, и бояться их не нужно. В этот момент префронтальная кора в мозге воспринимает новый опыт и подавляет миндалевидное тело, которое научилось реагировать страхом на любой угрожающий стимул. Это процесс называется ингибиторным обучением.
В процессе экспозиции предыдущий «угрожающий» опыт корректируется за счет замещения новым «положительным» опытом. В примере со страхом собак человек осознает, что-то конкретное животное было опасно, но на самом деле все остальные безопасны, и бояться их не нужно. В этот момент префронтальная кора в мозге воспринимает новый опыт и подавляет миндалевидное тело, которое научилось реагировать страхом на любой угрожающий стимул. Это процесс называется ингибиторным обучением.

Как помогает поведенческая терапия: пример работы с паническим расстройством

Паническое расстройство — это повторяющиеся панические атаки, острые приступы сильного страха или сильного дискомфорта. Чаще всего в этом состоянии человек испытывает разные симптомы:
Паническое расстройство — это повторяющиеся панические атаки, острые приступы сильного страха или сильного дискомфорта. Чаще всего в этом состоянии человек испытывает разные симптомы:
Учащенное сердцебиение
Потливость
Дрожание в конечностях
Ощущение удушья или одышки
Боль или дискомфорт в груди или в спине
Головокружение
Тошноту
Жар
Ощущение дереализации, деперсонализации
Страх потерять контроль, сойти с ума.
С помощью поведенческой психотерапии можно воздействовать на отдельные элементы этого процесса, чтобы помочь человеку справиться с этим страхом.
С помощью поведенческой психотерапии можно воздействовать на отдельные элементы этого процесса, чтобы помочь человеку справиться с этим страхом.

Кейс клиентки с паническим расстройством

Клиентка живет в Москве. Однажды на эскалаторе в метро у нее случилась паническая атака. С тех пор она боится даже небольших эскалаторов в торговых центрах.
Клиентка живет в Москве. Однажды на эскалаторе в метро у нее случилась паническая атака. С тех пор она боится даже небольших эскалаторов в торговых центрах.
Что происходит. Когда она сталкивается с триггером в виде эскалатора, реальным или воображаемым, то думает, что сейчас у нее случится паническая атака. Из-за этого поднимается тревога и появляются физические симптомы: учащается сердцебиение, потеют ладони, дыхание становится поверхностным, начинается головокружение. Она боится потерять сознание, упасть и разбиться — хотя с ней ни разу такого не происходило. Этот замкнутый круг поддерживает сам себя: когда клиентка думает, что упадет, тревога и физические симптомы усиливаются, и это подтверждает ее страх.
Что происходит. Когда она сталкивается с триггером в виде эскалатора, реальным или воображаемым, то думает, что сейчас у нее случится паническая атака. Из-за этого поднимается тревога и появляются физические симптомы: учащается сердцебиение, потеют ладони, дыхание становится поверхностным, начинается головокружение. Она боится потерять сознание, упасть и разбиться — хотя с ней ни разу такого не происходило. Этот замкнутый круг поддерживает сам себя: когда клиентка думает, что упадет, тревога и физические симптомы усиливаются, и это подтверждает ее страх.

Концептуализация кейса клиентки, которая испытывает панические атаки.

Концептуализация кейса клиентки, которая испытывает панические атаки.

Клиентка начинает избегать любых эскалаторов, выбирает только те станции метро, где есть лестницы, или другой вид транспорта. Это доставляет неудобство, удлиняет время на дорогу, мешает жизни.
Клиентка начинает избегать любых эскалаторов, выбирает только те станции метро, где есть лестницы, или другой вид транспорта. Это доставляет неудобство, удлиняет время на дорогу, мешает жизни.

Концептуализация кейса клиентки, которая испытывает панические атаки.

Концептуализация кейса клиентки, которая испытывает панические атаки.

Как психологу работать с паническим расстройством

В начале важно вместе с клиенткой составить концептуализацию ее случая, записывая с ее слов конкретику ситуации. Это поможет ей наглядно увидеть, что происходит, сделает видимым и понятным цикл, который она проживет каждый раз от мысли об эскалаторе.
В начале важно вместе с клиенткой составить концептуализацию ее случая, записывая с ее слов конкретику ситуации. Это поможет ей наглядно увидеть, что происходит, сделает видимым и понятным цикл, который она проживет каждый раз от мысли об эскалаторе.
Дальше стандартная когнитивно-поведенческая терапия предложила бы работать с мыслями — вроде «сейчас у меня закружится голова и я упаду» — и сравнивать их с практическим опытом. Но клиентка прекрасно знает, что за все время, что она испытывает панические атаки, она ни разу не упала ни на одном эскалаторе, когда приходилось на них ездить. Когнитивный компонент важен, но не настолько, чтобы разорвать порочный круг.
Дальше стандартная когнитивно-поведенческая терапия предложила бы работать с мыслями — вроде «сейчас у меня закружится голова и я упаду» — и сравнивать их с практическим опытом. Но клиентка прекрасно знает, что за все время, что она испытывает панические атаки, она ни разу не упала ни на одном эскалаторе, когда приходилось на них ездить. Когнитивный компонент важен, но не настолько, чтобы разорвать порочный круг.
Поведенческая психотерапия предлагает сосредоточиться на действиях. Для этого можно использовать разные методы:
Поведенческая психотерапия предлагает сосредоточиться на действиях. Для этого можно использовать разные методы:
Делать экспозицию к ощущениям, характерным для панической атаки. Например, вместе с клиенткой быстро дышать, чтобы она убедилась, что это не паническая атака вызывает симптомы головокружения, а лишь учащенное дыхание. Симптомы не ведут к катастрофе.
Попросить клиентку замечать как можно больше ощущений в теле. Это называется интероцептивная амплификация: интероцептивность — ощущение тела, амплификация — увеличение. То есть нужно обратить внимание на конкретный участок тела и заметить, что в нем происходит много ощущений. Например, после учащенного дыхания сердце бьется быстро и неровно, и в этот момент может закружиться голова. Такое внимание к телу помогает привыкнуть и не воспринимать его реакцию как необычную и опасную. Это поможет снизить страх развития панической атаки от телесных ощущений.
Применять поведенческий эксперимент и отправлять клиентку кататься на эскалаторах. Это поможет перенести опыт из кабинета психолога на реальную ситуацию. Сначала она может просто прийти посмотреть на эскалатор, потом выбрать самый короткий и прокатиться на нем, потом выбрать более длинный. При этом важно, чтобы она отслеживала свое состояние: часто страх заставляет отвлекаться на телефон, чтение новостей, разговоры. Это снижает эффективность работы.

Книги для изучения поведенческого подхода

1.
2.
«Основы поведенческого поведения для практикующих специалистов». Рамнеро Йонас, Торнеке Никлас
«Современный бихевиоризм. Поведение, культура, эволюция». Уильям Баум
3.
«Теория реляционных фреймов». Торнеке Никлас.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь