База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
как отличить депрессию от плохого настроения
прочитаете за 13 минут

Как отличить депрессию от плохого настроения. Разбор демо-сессии

16.08.2022
Посмотрите, как могла бы выглядеть консультация с клиентом с депрессивными симптомами
Работа с клиентом
Депрессия — это расстройство настроения, которое влияет на самочувствие человека, его мысли и действия и может сильно осложнять привычную жизнь. При этом она может маскироваться под выгорание, плохое настроение или тяжелый жизненный период. Каждый человек ощущает депрессивные «звоночки» по-своему и может приуменьшать их значение, думая, что их надо «просто пережить и не лениться».
Предлагаем вам «заглянуть» в кабинет психолога и понять, как может выглядеть консультация психолога с клиентом с депрессивными симптомами. Включайте игровую демо-сессию, а затем читайте разбор Марии Даниной, основательницы «Психодемии», кандидата психологических наук, практикующего психолога. Будет полезно как начинающим психологам с небольшим опытом практики, так и тем, кто сам испытывает похожие симптомы и боится обратиться к специалисту.
Депрессия — это расстройство настроения, которое влияет на самочувствие человека, его мысли и действия и может сильно осложнять привычную жизнь. При этом она может маскироваться под выгорание, плохое настроение или тяжелый жизненный период. Каждый человек ощущает депрессивные «звоночки» по-своему и может приуменьшать их значение, думая, что их надо «просто пережить и не лениться».
Предлагаем вам «заглянуть» в кабинет психолога и понять, как может выглядеть консультация психолога с клиентом с депрессивными симптомами. Включайте игровую демо-сессию, а затем читайте разбор Марии Даниной, основательницы «Психодемии», кандидата психологических наук, практикующего психолога. Будет полезно как начинающим психологам с небольшим опытом практики, так и тем, кто сам испытывает похожие симптомы и боится обратиться к специалисту.
Анализ демо-сессии
Начнем с той информации, которую клиентка высказала в ходе консультации. Она говорила:
Начнем с той информации, которую клиентка высказала в ходе консультации. Она говорила:
О своих симптомах. Она заметила, что последние полгода стала хуже себя чувствовать, появилась апатия вместо обычно приподнятого настроения. Ей стало труднее включаться в дела, которые раньше были для нее важны и давались ей легко. Стала более напряженной, не может плакать, а с самого утра чувствует себя уставшей
О своих убеждениях. Она заранее ждет негативного отношения к себе со стороны других людей и уверена, что все будет плохо. Например, что ее научная руководительница низко оценит ее дипломную работу или что от нее отвернутся друзья, с которыми она всегда была веселой и поддерживающей. Клиентка вспоминает, какой она была в прошлом, сравнивает то состояние с тем, как она чувствует себя сегодня, и это вызывает у нее неприятные переживания
О своих чувствах. Она ощущает тревогу, чувство вины, подавленность и состояние беспомощности
О своих действиях, что она делает для решения проблем и чтобы справиться со своей жизнью. Она ведет с собой внутренний негативный диалог, говоря себе такие фразы, как «ты должна собраться», «ты не имеешь права сейчас лениться», «надо это переждать, и все будет как раньше». О своем состоянии она старается не думать, откладывает эти мысли или просто игнорирует их. Она пытается вести себя как раньше, не учитывая, что сейчас обстоятельства жизни и ее состояние изменились, и ей сложно справляться с повседневными задачами
Важно, что клиентка рассказала о том, что происходит в ее жизни, — контекст, который сопровождает ее текущее состояние и может его усугублять:
Важно, что клиентка рассказала о том, что происходит в ее жизни, — контекст, который сопровождает ее текущее состояние и может его усугублять:
Она пишет дипломную работу. Это большая ответственная задача, которая играет важную роль в ее жизни
Она стала реже выходить из дома, так как нет занятий, и чаще проводит время за экраном
Она реже общается с подругой, с которой обычно у нее была возможность обсуждать какие-то трудности
Анализируя эту конкретную консультацию и в целом планируя работу с этой клиенткой, можно строить работу в трех разных направлениях.
Анализируя эту конкретную консультацию и в целом планируя работу с этой клиенткой, можно строить работу в трех разных направлениях.
Работать с поведением
На сессии мы с клиенткой обсудили, что она должна сделать к следующей встрече. Мы ничего не говорили про ее мысли и эмоции, а только о конкретных вещах, которые она могла бы физически попробовать сделать. Например, чаще выходить из дома и найти способы больше общаться с приятными людьми.
На сессии мы с клиенткой обсудили, что она должна сделать к следующей встрече. Мы ничего не говорили про ее мысли и эмоции, а только о конкретных вещах, которые она могла бы физически попробовать сделать. Например, чаще выходить из дома и найти способы больше общаться с приятными людьми.
Также мы сфокусировались на принципе маленьких шагов и позитивном подкреплении. С поведенческой точки зрения депрессия — это недостаток позитивного подкрепления, поэтому все запланированные действия как раз призваны помочь клиентке получать больше удовлетворения и тем самым справляться с ее состоянием. Теперь каждое утро вместо лихорадочного листания ленты соцсетей она постарается включать музыку, готовить завтрак и проводить время в более приятном состоянии.
Также мы сфокусировались на принципе маленьких шагов и позитивном подкреплении. С поведенческой точки зрения депрессия — это недостаток позитивного подкрепления, поэтому все запланированные действия как раз призваны помочь клиентке получать больше удовлетворения и тем самым справляться с ее состоянием. Теперь каждое утро вместо лихорадочного листания ленты соцсетей она постарается включать музыку, готовить завтрак и проводить время в более приятном состоянии.
Важно понимать, что человеку в депрессии может быть тяжело начать действовать. Поэтому любые большие задачи надо разбивать на маленькие посильные шаги. При этом важно объяснить человеку, что он не будет наказан за не исполнение этих действий: это эксперимент, цель которого — найти то, что поможет ему чувствовать себя лучше. Именно такой наблюдающий подход, с открытостью и любопытством, дает наилучшие результаты в работе с депрессией.
Важно понимать, что человеку в депрессии может быть тяжело начать действовать. Поэтому любые большие задачи надо разбивать на маленькие посильные шаги. При этом важно объяснить человеку, что он не будет наказан за не исполнение этих действий: это эксперимент, цель которого — найти то, что поможет ему чувствовать себя лучше. Именно такой наблюдающий подход, с открытостью и любопытством, дает наилучшие результаты в работе с депрессией.
  • На обсуждении диплома. Это важная часть ее жизни, поэтому можно было бы поработать с тем, чтобы клиентка чувствовала больший контроль над этим процессом. Возможно, ей нужен четкий план работы или понимание как и какими ресурсами она будет эту работу выполнять
  • На избегании беспокойных мыслей. Можно сосредоточиться на том, чтобы клиентка училась замечать и принимать мысли о своем состоянии, не отмахивалась от них, училась поддерживать себя.
На чем еще можно было бы сосредоточиться в процессе работы с клиенткой:
Работать с мыслями
Мы узнали, что клиентка прогнозирует негативные сценарии, ждет низкой оценки, лишает себя радости и вынуждает собраться с силами и действовать по привычке. Такие мысли «я должен» и «мне нельзя» могут быть у человека в депрессивном состоянии. Чувство вины и чувство беспомощности также способствует усилению депрессивных переживаний.
Мы узнали, что клиентка прогнозирует негативные сценарии, ждет низкой оценки, лишает себя радости и вынуждает собраться с силами и действовать по привычке. Такие мысли «я должен» и «мне нельзя» могут быть у человека в депрессивном состоянии. Чувство вины и чувство беспомощности также способствует усилению депрессивных переживаний.
Для работы с мыслями можно использовать дневниковую технику. Как это выглядит:
Для работы с мыслями можно использовать дневниковую технику. Как это выглядит:
Клиент записывает мысли, которые проявляются у него по поводу своего состояния, а также ситуации, в которых они появляются. Например, как говорила клиентка на консультации: «Я просыпаюсь утром, беру в руки телефон и читаю новости. Затем я думаю о том, что мне надо работать, но не работаю, потому что знаю, что ничего не получится»
Этот дневник человек приносит психологу: они вместе анализируют, подвергают сомнению автоматические мысли и находят альтернативные, которые будут вызывать уверенность, вдохновение и душевный подъем. Эти новые мысли должны основываться на реальном опыте клиента, который и будут опровергать его старые убеждения. Например, не придумывать достижения клиентки, а вспомнить ее заслуги — например, как ответственно она относилась к учебе и каких успехов добилась.
  • Останавливать руминацию — прокручивание негативных воспоминаний о прошедших событиях. Несмотря на то, что клиентка прямо не говорила об этом на сессии, можно уточнить, думает ли она о своих неудачах и ошибках, и если да, как это на нее влияет. С этим тоже можно работать: учить распознавать эти мысли и останавливать их
  • Фокусироваться на внутреннем негативном монологе. Это тоже процесс мышления, который сосредоточен на оценке себя и негативно влияет на состояние клиентки. Поэтому можно было бы работать над тем, чтобы она «ловила», останавливала этот монолог и переключалась на другие слова и мысли.
Как еще можно работать с мыслями:
Работать с частями или сторонами личности
На консультации клиентка выделила две свои части, которые конфликтуют между собой. Одна часть, заботливая, хочет, чтобы у нее все было хорошо, и пытается указать ей на необходимость принятия своего состояния и отдыха. Вторая же, критикующая часть, сфокусирована на том, как ее воспринимают другие люди, и готова жертвовать своей усталостью, чтобы радовать других.
На консультации клиентка выделила две свои части, которые конфликтуют между собой. Одна часть, заботливая, хочет, чтобы у нее все было хорошо, и пытается указать ей на необходимость принятия своего состояния и отдыха. Вторая же, критикующая часть, сфокусирована на том, как ее воспринимают другие люди, и готова жертвовать своей усталостью, чтобы радовать других.
Поэтому одно из направлений работы может заключаться в том, чтобы вообще выявить этот внутренний диалог: проговорить потребности, которые удовлетворяют каждая из этих частей, поговорить об истории этих частей, откуда они взялись, какие у них есть намерения, и по возможности примирить их, найти объединяющее их решение. Такой подход ведет к тому, что клиент чувствует себя более целостным, контролирует разные части себя и находит силы решать, что ему нужно, важно, кем он хочет быть и ради чего он живет.
Поэтому одно из направлений работы может заключаться в том, чтобы вообще выявить этот внутренний диалог: проговорить потребности, которые удовлетворяют каждая из этих частей, поговорить об истории этих частей, откуда они взялись, какие у них есть намерения, и по возможности примирить их, найти объединяющее их решение. Такой подход ведет к тому, что клиент чувствует себя более целостным, контролирует разные части себя и находит силы решать, что ему нужно, важно, кем он хочет быть и ради чего он живет.
Также важно, что клиентка отметила ощущение утраты своей идентичности. Она верила в свой образ радостного человека, который легко справляется с проблемами и всегда может позаботиться о других. Сейчас она уже не соответствует этому образу, но продолжает цепляться за него. Столкнувшись с утратой себя такой, она может переживать горе. Процесс горевания — еще один путь, который можно было бы выбрать в терапии, чтобы помочь клиентке принять свою новую идентичность или сформировать ее так, чтобы она соответствовала жизненным обстоятельствам, а не противоречила им.
Также важно, что клиентка отметила ощущение утраты своей идентичности. Она верила в свой образ радостного человека, который легко справляется с проблемами и всегда может позаботиться о других. Сейчас она уже не соответствует этому образу, но продолжает цепляться за него. Столкнувшись с утратой себя такой, она может переживать горе. Процесс горевания — еще один путь, который можно было бы выбрать в терапии, чтобы помочь клиентке принять свою новую идентичность или сформировать ее так, чтобы она соответствовала жизненным обстоятельствам, а не противоречила им.
Таким образом, один и тот же случай можно рассматривать с разных сторон и по-разному строить работу: менять поведение, работать с убеждениями или с внутренними противоречиями клиента. Важно понимать, что ни один подход не является заранее правильным или неправильным. Вы можете объединять подходы и концепции, «примерять» их на человека, тестировать разные варианты, главное — понять, что лучше всего подходит и помогает конкретному человеку.
Как определить депрессию у клиента
Для депрессии___характерны симптомы:
Ухудшение настроения: человек чувствует грусть, раздражительность, чувство опустошенности
Потеря интереса к любым занятиям
Снижение концентрации внимания
Патологическое чувство вины или низкая самооценка
Отсутствие веры в будущее, мысли о смерти или самоубийстве
Физические симптомы: нарушение сна, изменение аппетита или массы тела
Чувство усталости и упадка сил
Соматические симптомы: боль, усталость, слабость — при этом с другими состояниями или болезнями они не связаны
Важно определить, как долго клиент ощущает эти симптомы. Если они сохраняются большую часть дня практически каждый день минимум две недели подряд, с большой вероятностью можно говорить о том, что это именно депрессия, а не просто сниженное настроение.
Важно определить, как долго клиент ощущает эти симптомы. Если они сохраняются большую часть дня практически каждый день минимум две недели подряд, с большой вероятностью можно говорить о том, что это именно депрессия, а не просто сниженное настроение.
Какой может быть депрессия
Если человек впервые страдает депрессией, это изолированный депрессивный эпизод. Если их было минимум два, их называют повторяющимися
В зависимости от количества симптомов, их проявленности и влияния на жизнь человека депрессивные эпизоды___могут быть легкими, умеренными или тяжелыми
Депрессивный эпизод может быть частью биполярного расстройства, если он чередуется с маниакальной фазой, при которой человек ощущает эйфорию, всплеск энергии и стремление к бурной деятельности
Эндогенной называется депрессия, которая___возникает будто из ниоткуда, без понятных причин — психологических (например, из-за тяжелого расставания или смерти близкого) и соматических (например, из-за хронического заболевания). В 35% случаев депрессия проявляется именно так
Также депрессия может быть результатом побочного действия лекарств — тогда она называется фармакогенной и быстро проходит сама после отмены препарата
Соматическая депрессия___сопровождает хронические заболевания — например, болезнь Альцгеймера, атеросклероз, болезни сердца и другие. Если психолог подозревает, что причиной депрессии стала болезнь, он может___отправить его к врачу
Фактором развития депрессии могут быть беременность и роды. Это послеродовая депрессия: она проявляется у 12-16% рожающих женщин

Наш курс «Клиническая психология»

Профессионально помогайте людям с психическими расстройствами, изучив современную теорию и освоив практику на интерактивном онлайн-курсе.
По окончанию вы получаете диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Клинический психолог» и правом ведения профессиональной деятельности.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь