Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана.
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера.

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5
навыки эффективного психолога
прочитаете за 15 минут

11 навыков эффективного психолога

09.09.2022
Что должен уметь профессионал и как оценить эффективность своей работы
Работа с клиентом
Специалисту в сфере психологии бывает сложно оценить свою эффективность. Однозначных критериев для этого нет; клиенты разные и работать с ними нужно по-разному. В Лаборатории Психодемии создали модель профессиональных компетенций, связанных с эффективностью работы психолога, независимо от подхода, в котором он практикует. Понимание этих компетенций поможет начинающим специалистам отслеживать свое развитие и обучение, а практикующим даст возможность взглянуть на себя со стороны.
Специалисту в сфере психологии бывает сложно оценить свою эффективность. Однозначных критериев для этого нет; клиенты разные и работать с ними нужно по-разному. В Лаборатории Психодемии создали модель профессиональных компетенций, связанных с эффективностью работы психолога, независимо от подхода, в котором он практикует. Понимание этих компетенций поможет начинающим специалистам отслеживать свое развитие и обучение, а практикующим даст возможность взглянуть на себя со стороны.
Почему важны именно эти компетенции
Научно-верифицированная модель компетенций психолога-консультанта и психотерапевта — это список поведенческих признаков (знаний, ценностей, навыков), которые должен проявлять в работе эффективный помогающий специалист.
Научно-верифицированная модель компетенций психолога-консультанта и психотерапевта — это список поведенческих признаков (знаний, ценностей, навыков), которые должен проявлять в работе эффективный помогающий специалист.
Эта модель поможет ориентироваться в своих компетенциях и степени их освоения, планировать обучение и профессионально расти. Такие навыки важны для процесса терапии, они способствуют изменениям в жизни клиента. Причем не имеет значения, в каком подходе вы практикуете: исследования показывают, что на эффективность психотерапии в большей степени влияют общие компетенции специалистов.
Эта модель поможет ориентироваться в своих компетенциях и степени их освоения, планировать обучение и профессионально расти. Такие навыки важны для процесса терапии, они способствуют изменениям в жизни клиента. Причем не имеет значения, в каком подходе вы практикуете: исследования показывают, что на эффективность психотерапии в большей степени влияют общие компетенции специалистов.
Модель компетенций создали в Лаборатории консультативной психологии и психотерапии, которая существует в Психодемии с 2021 года. Ее сотрудники изучают психотерапию и консультирование, популяризируют научно доказанные знания и разрабатывают программы обучения и повышения квалификации для помогающих практиков.
Что должен уметь профессиональный психолог
Модель компетенций психолога и психотерапевта включает больше 40 пунктов. В статье описаны 11 из них. Все компетенции студенты отрабатывают на практических занятиях курса «Мастерство психологического консультирования».
Модель компетенций психолога и психотерапевта включает больше 40 пунктов. В статье описаны 11 из них. Все компетенции студенты отрабатывают на практических занятиях курса «Мастерство психологического консультирования».
Проявлять эмпатию
Эмпатию можно описать как отклик одного человека на чувства другого. Это не только врожденная способность, но и профессиональный навык, который можно развивать. Развитие эмпатии зависит от социальных и культурных условий (научили ли ребенка в семье проявлять ее), а затем и от него самого (захочет ли развивать недостаточную эмпатичность или «усмирять» чрезмерную).
Эмпатию можно описать как отклик одного человека на чувства другого. Это не только врожденная способность, но и профессиональный навык, который можно развивать. Развитие эмпатии зависит от социальных и культурных условий (научили ли ребенка в семье проявлять ее), а затем и от него самого (захочет ли развивать недостаточную эмпатичность или «усмирять» чрезмерную).
Психологу важно не просто проявлять эмпатию, но и регулировать ее: «чувствовать» более или менее интенсивно, совсем «отключать» и вовремя «включать». Нужно уметь отзеркаливать проявления клиента, понимать и называть его чувства, делать терапевтические комплименты.
Психологу важно не просто проявлять эмпатию, но и регулировать ее: «чувствовать» более или менее интенсивно, совсем «отключать» и вовремя «включать». Нужно уметь отзеркаливать проявления клиента, понимать и называть его чувства, делать терапевтические комплименты.
Кандидат психологических наук и сотрудник Лаборатории Татьяна Карягина предлагает упражнение для развития эмпатии. В разговоре с человеком сначала представьте, что сейчас чувствует он, а затем — что бы вы сами чувствовали на его месте. Эти два представления могут отличаться или совпадать, но точно усилят ваш эмпатический отклик.
Как понять, выражаю я эмпатию или нет?
Как понять, выражаю я эмпатию или нет?
— У меня неприятности на работе.
— Ну, у тебя хотя бы вообще есть работа!
— Я переживаю из-за будущего.
— Правильно ли я понимаю, что будущее пугает и тревожит тебя?
— Я решила уволиться из-за депрессии.
— Ты хотя бы можешь себе позволить не работать.
Не эмпатия
Эмпатия
— Моего сына исключают из школы.
— Ну, хотя бы его сестра отличница.
Замечать невербальные проявления клиента
Специалист с развитым навыком невербальной коммуникации
не пытается угадать, что скрывается за скрещенными руками или бегающими глазами человека. Он замечает движения и строит гипотезы, почему клиент это сделал, — и проверяет свои гипотезы во время консультации.
Специалист с развитым навыком невербальной коммуникации
не пытается угадать, что скрывается за скрещенными руками или бегающими глазами человека. Он замечает движения и строит гипотезы, почему клиент это сделал, — и проверяет свои гипотезы во время консультации.
На что стоит обращать внимание:
На что стоит обращать внимание:
Какое положение принимает клиент. В какой позе сидит, расслаблен или напряжен, сколько места позволяет себе занять. Если определенным образом двигается во время консультации, например, приподнимает и опускает плечи или потирает шею, можно спросить, осознает ли он это движение и что оно значит.
Как клиент выглядит. Как одет и причесан, неряшливо или ухоженно, свежий у него вид или усталый. Ваши наблюдения могут стать предметом обсуждения на консультации.
Куда клиент смотрит и какое у него выражение лица. Он может смотреть прямо в глаза, постоянно отводя взгляд, в одну точку или вообще не смотреть на вас. Поведение может меняться при затрагивании определенных тем. Лицо может быть очень подвижным с яркой мимикой, или наоборот застывшей маской, а может меняться в ходе консультации — за всем этим стоит наблюдать.
Чем дольше вы работаете с конкретным клиентом, тем лучше его узнаете, ориентируетесь в его проявлениях и можете использовать эту информацию в ходе терапии.
Чем дольше вы работаете с конкретным клиентом, тем лучше его узнаете, ориентируетесь в его проявлениях и можете использовать эту информацию в ходе терапии.
Мария Данина, основательница Психодемии, кандидат психологических наук, советует специалистам смотреть записи сессий с выключенным звуком или на незнакомом языке, чтобы речь не мешала обращать внимание на интонацию, эмоциональность речи и телесные проявления.
Мария Данина основательница
Собирать обратную связь
Психологу важно получать от клиента информацию о процессе терапии. Это нужно, чтобы вовремя заметить отсутствие прогресса или ухудшение состояния, откорректировать действия и укрепить терапевтический альянс. Что для этого можно делать:
Психологу важно получать от клиента информацию о процессе терапии. Это нужно, чтобы вовремя заметить отсутствие прогресса или ухудшение состояния, откорректировать действия и укрепить терапевтический альянс. Что для этого можно делать:
Спрашивайте клиента о его состоянии после консультации. «Как вам было сегодня на нашей встрече? Что было комфортно, а что нет? Было ли что-то, о чем вам хотелось бы поговорить, но мы этого не сделали?». Важно также применять ответы в терапии. В начале консультации уточните, актуальна ли тема, о которой клиент хотел поговорить в прошлый раз.
Проводите отдельную консультацию для подведения итогов, обозначения следующих целей или прекращения терапии
Используйте опросники состояния. По ним можно собрать информацию о состоянии клиента в разных областях его жизни: социальное взаимодействие, личные отношения, здоровье. Использовать их необходимо, чтобы отслеживать состояние человека и вовремя заметить ухудшение.
Обращайтесь к супервизору и участвуйте в интервизиях. Это необходимо, чтобы собрать полную картину. Клиент может умолчать о чем-то или сказать что-то, чтобы терапевту было приятно. Супервизоры и участники интервизии более объективно посмотрят на вашу эффективность и скажут, что изменить и улучшить.
Быть толерантным к другой культуре
Большое значение для эффективности терапии играет мультикультурная компетенция психолога. К терапевту может обратиться за помощью человек, который принадлежит к другой культуре. Чтобы создать для него комфортные условия, важно отслеживать собственные внутренние противоречия, непонимание и даже дискриминационные взгляды по отношению к этому клиенту.
Большое значение для эффективности терапии играет мультикультурная компетенция психолога. К терапевту может обратиться за помощью человек, который принадлежит к другой культуре. Чтобы создать для него комфортные условия, важно отслеживать собственные внутренние противоречия, непонимание и даже дискриминационные взгляды по отношению к этому клиенту.
Вести намеренную практику
Для роста профессионализма важна намеренная практика — то, что делают специалисты за пределами непосредственной работы с клиентами. Нужно повторять теоретические основы работы, изучать новые приемы, анализировать собственные ошибки и неудачные кейсы, особенно когда клиент не завершает терапию. В анализе этих случаев заключается самый большой потенциал для развития профессионализма.
Для роста профессионализма важна намеренная практика — то, что делают специалисты за пределами непосредственной работы с клиентами. Нужно повторять теоретические основы работы, изучать новые приемы, анализировать собственные ошибки и неудачные кейсы, особенно когда клиент не завершает терапию. В анализе этих случаев заключается самый большой потенциал для развития профессионализма.
Намеренная практика поможет:
Намеренная практика поможет:
Повысить эффективность работы и влияние на результат клиентов
Укрепить вашу уверенность в себе как профессионале
Улучшить личную жизнь — например, научившись быть понимающим с клиентами, стать более открытым и с близкими людьми.
Создавать терапевтический альянс
Подразумевает создание особой атмосферы поддержки, принятия и доверия в отношениях терапевта и клиента, общий настрой на работу над целями терапии, а также согласованность их действий в этом направлении. В крепком терапевтическом альянсе клиент ощущает, что находится в безопасности и может доверять терапевту, обсуждая с ним возникающие сложности.
Подразумевает создание особой атмосферы поддержки, принятия и доверия в отношениях терапевта и клиента, общий настрой на работу над целями терапии, а также согласованность их действий в этом направлении. В крепком терапевтическом альянсе клиент ощущает, что находится в безопасности и может доверять терапевту, обсуждая с ним возникающие сложности.
Поддержанию альянса способствуют такие развитые навыки терапевта, как эмпатия, открытость и гибкость. Чтобы сохранить крепкий альянс, психолог не должен давать клиенту советы и опираться на свой жизненный опыт, критиковать человека и высказывать свое мнение обо всем, что тот говорит. Важно следовать за порывом клиента или новой темой, которую он поднимает: в этом бывает скрыт потенциал для будущей работы.
Поддержанию альянса способствуют такие развитые навыки терапевта, как эмпатия, открытость и гибкость. Чтобы сохранить крепкий альянс, психолог не должен давать клиенту советы и опираться на свой жизненный опыт, критиковать человека и высказывать свое мнение обо всем, что тот говорит. Важно следовать за порывом клиента или новой темой, которую он поднимает: в этом бывает скрыт потенциал для будущей работы.
Соблюдать конфиденциальность
Конфиденциальность важна для полноценности терапии и доверия между клиентом и специалистом. Поэтому вопрос конфиденциальности обсуждают во время первой встречи с клиентом.
Конфиденциальность важна для полноценности терапии и доверия между клиентом и специалистом. Поэтому вопрос конфиденциальности обсуждают во время первой встречи с клиентом.
Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях, руководствоваться Этическим кодексом ассоциации, в которой вы состоите, и законами государства, в котором проживаете.
Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях, руководствоваться Этическим кодексом ассоциации, в которой вы состоите, и законами государства, в котором проживаете.
Однако есть случаи, в которых обязательство о конфиденциальности можно нарушить:
Однако есть случаи, в которых обязательство о конфиденциальности можно нарушить:
Когда высок риск для жизни пациента или других людей
Если клиент совершает преступные действия над несовершеннолетними (насилие, развращение)
Человека нужно госпитализировать
Клиент распространяет наркотики и совершает другие преступные действия
Представляет угрозу для жизни другого человека, и нужно защитить потенциальную жертву.
Резюмировать
Навык обобщения высказываний клиента. Резюмирование помогает обозначить важные темы, затронутые на сессии, подытожить результат, который был достигнут во время беседы. Это дает клиенту ощущение опоры, помогает не потеряться в своих словах.
Навык обобщения высказываний клиента. Резюмирование помогает обозначить важные темы, затронутые на сессии, подытожить результат, который был достигнут во время беседы. Это дает клиенту ощущение опоры, помогает не потеряться в своих словах.
Применяйте резюмирование, чтобы:
Применяйте резюмирование, чтобы:
Структурировать начало беседы и объединить ее с предыдущими встречами
Внести ясность в речь человека, которая может быть запутанной и затрагивать много разных тем
Придать направление беседе, предложить клиенту выбрать, о чем он хочет говорить
В конце встречи подчеркнуть важные моменты, дать домашнее задание, исходя из итогов сессии и задач клиента.
Краткое подведение итогов поможет клиенту оценить то, что он рассказал, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить, а терапевту — подвести итоги беседы.
Краткое подведение итогов поможет клиенту оценить то, что он рассказал, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить, а терапевту — подвести итоги беседы.
Концептуализировать случай клиента
Это значит разобраться, в чем его затруднение, как оно влияет на мысли, чувства и действия, на цель, к которой человек стремится, в каких ситуациях проблема появляется, усиливается, а в каких ослабевает и исчезает. Анализ сказанного клиентом позволяет организовать информацию о нем и выделить фокус для работы — сформулировать как проблему, так и желаемый результат.
Это значит разобраться, в чем его затруднение, как оно влияет на мысли, чувства и действия, на цель, к которой человек стремится, в каких ситуациях проблема появляется, усиливается, а в каких ослабевает и исчезает. Анализ сказанного клиентом позволяет организовать информацию о нем и выделить фокус для работы — сформулировать как проблему, так и желаемый результат.
Уместно раскрывать себя перед клиентом
Самораскрытие — это проявление терапевтом в ходе консультации эмоций и мыслей, раскрытие информации о своем опыте и жизни. При этом специалисты могут впадать в две крайности:
Самораскрытие — это проявление терапевтом в ходе консультации эмоций и мыслей, раскрытие информации о своем опыте и жизни. При этом специалисты могут впадать в две крайности:
Не проявляться вообще, быть бесстрастным, неэмоциональным, не показывать реакции на слова клиента. Это влияет на ощущение контакта с человеком, который обратился за помощью, и его способность проявляться перед специалистом. Вместо того, чтобы раскрывать свои ощущения, он будет стремиться их скрыть, следуя примеру психолога.
Есть риск проявлять все чувства и мысли чрезмерно, реагировать на любые слова и действия клиента. Это делает терапию непонятным процессом, будто клиент и психолог меняются местами.
Психотерапевт, кандидат психологических наук Вениамин Колпачников предлагает руководствоваться пользой для клиента: соответствует ли самораскрытие специалиста, его желание проявиться интересам клиента? Будет ли способствовать его продвижению в терапии или психологу просто хочется выразить эмоции?
Но даже если самораскрытие неуместно, это не значит, что ощущения специалиста не имеют значения. Отслеживание своего состояния, дискомфорта, тревоги, мыслей, умение справляться с неприятными эмоциями и приводить себя «в чувство» перед консультацией или во время нее — необходимый навык саморегуляции. Все, что происходит с терапевтом во время работы с клиентом, может стать предметом обсуждения на личной терапии, супервизиях и интервизиях, а также выявить зоны профессионального роста.
Но даже если самораскрытие неуместно, это не значит, что ощущения специалиста не имеют значения. Отслеживание своего состояния, дискомфорта, тревоги, мыслей, умение справляться с неприятными эмоциями и приводить себя «в чувство» перед консультацией или во время нее — необходимый навык саморегуляции. Все, что происходит с терапевтом во время работы с клиентом, может стать предметом обсуждения на личной терапии, супервизиях и интервизиях, а также выявить зоны профессионального роста.
Выдерживать паузы
Один из важнейших профессиональных навыков практика. Паузы подчеркивают необходимость осмыслить сказанное, создают ощущение неторопливости, продуманности происходящего, стимулируют клиента обдумывать слова и больше говорить.
Один из важнейших профессиональных навыков практика. Паузы подчеркивают необходимость осмыслить сказанное, создают ощущение неторопливости, продуманности происходящего, стимулируют клиента обдумывать слова и больше говорить.
Не спешите задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Выдерживайте паузу после его высказываний. Клиент может подумать, что паузы бесполезны, а психолог не знает, что сказать и недостаточно профессионален. Поэтому стоит не только выдерживать паузы, но и обсуждать их: что происходит с клиентом во время тишины? Комфортно ли ему? Приходят ли новые идеи в период молчания?
Не спешите задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Выдерживайте паузу после его высказываний. Клиент может подумать, что паузы бесполезны, а психолог не знает, что сказать и недостаточно профессионален. Поэтому стоит не только выдерживать паузы, но и обсуждать их: что происходит с клиентом во время тишины? Комфортно ли ему? Приходят ли новые идеи в период молчания?
Как оценить, владею ли я этими компетенциями?
Основные источники информации об эффективности вашей работы и ваших навыков — это:
Основные источники информации об эффективности вашей работы и ваших навыков — это:
Сам клиент — то, как он оценивает свое состояние, вас как терапевта и продвижение в терапии
Оценка супервизора
Ваша собственная оценка работы при помощи инструментов:
Чек-лист компетенций для самостоятельной оценки уровня развития как специалиста. Нужно на шкалах навыков отметить, насколько, по-вашему, развит каждый из них. Этот метод прост, но загвоздка в том, чтобы объективно оценить собственные компетенции
Шкала оценки самоэффективности психологов-консультантов и психотерапевтов. Сотрудники Лаборатории «Психодемии» адаптировали методику CASES R. Lent, C. Hill и создали русскоязычную версию. Шкала состоит из трех частей относительно способности специалиста выполнять те или иные действия и решать различные профессиональные задачи.

Наш курс
«Мастерство психологического консультирования»

  • Групповая работа, игровые сессии, отработка в интерактивном тренажере, анализ записей реальных сессий и супервизия.
  • За 1 год получите необходимую базу знаний для профессионального развития в психологии и начнете практику.
  • Основа обучения — практические занятия, на которых вы получите опыт, необходимый для старта работы с клиентами.
Онлайн
Базовый курс
1 год
Если вы хотите изучить и освоить на практике все эти компетенции, отработать теорию и начать консультировать клиентов, приходите на курс «Мастерство психологического консультирования».
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь