эффективность западной психологии
прочитаете за 10 минут

Западная психология в незападной культуре. Эффективна ли она?

26.04.2022
Нужно ли адаптировать психотерапевтические подходы при работе с представителями разных культур
Работа с клиентом
Психология в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, отражает основные ценности современного человека: свободу, ответственность, гуманизм, индивидуальность и так далее. Однако не все страны и общества разделяют такой подход. Работа с представителями этих обществ должна отличаться от работы с теми, кто разделяет европейские ценности, иначе можно навредить.
Психология в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, отражает основные ценности современного человека: свободу, ответственность, гуманизм, индивидуальность и так далее. Однако не все страны и общества разделяют такой подход. Работа с представителями этих обществ должна отличаться от работы с теми, кто разделяет европейские ценности, иначе можно навредить.
Основательница «Психодемии», психолог, кандидат психологических наук Мария Данина рассказала, как культурный контекст влияет на отношение людей к психотерапии и почему западный подход прижился не везде.
Из статьи вы узнаете:
Почему культура так сильно влияет на человека
Представители разных культур по-разному ощущают и понимают мир. Человек — и часть, и результат культурной среды, он связан с другими ее участниками. Культура представлена не только во внешних ролях и институтах, но и во внутренних, когнитивных, эмоциональных и даже телесных явлениях. Психологические дисциплины не могут игнорировать роль культурных факторов ни в исследованиях, ни тем более в психологической практике.
Представители разных культур по-разному ощущают и понимают мир. Человек — и часть, и результат культурной среды, он связан с другими ее участниками. Культура представлена не только во внешних ролях и институтах, но и во внутренних, когнитивных, эмоциональных и даже телесных явлениях. Психологические дисциплины не могут игнорировать роль культурных факторов ни в исследованиях, ни тем более в психологической практике.
Социокультурный контекст может формировать реакции, которые в конечном итоге приводят к развитию психических расстройств. Он может влиять на сам ландшафт симптомов расстройства, на отношение к нему и готовность к получению помощи (Yalvac, Kotan, & Unal, 2015).
Социокультурный контекст может формировать реакции, которые в конечном итоге приводят к развитию психических расстройств. Он может влиять на сам ландшафт симптомов расстройства, на отношение к нему и готовность к получению помощи (Yalvac, Kotan, & Unal, 2015).
В основе психологической практики лежат общение и отношения, поэтому она также пронизана культурным кодом и его составляющими — убеждениями, отношениями, моделями поведения и мышления, которые интегрировал в себе психолог-практик, развиваясь в определенной среде. Несмотря на стремление к нейтральности и безоценочности, сама суть терапевтических отношений не позволяет ему быть по-настоящему нейтральным. Инструмент, которым пользуется психолог, — продукт культуры в той же степени, в которой им является страдание клиента
В основе психологической практики лежат общение и отношения, поэтому она также пронизана культурным кодом и его составляющими — убеждениями, отношениями, моделями поведения и мышления, которые интегрировал в себе психолог-практик, развиваясь в определенной среде. Несмотря на стремление к нейтральности и безоценочности, сама суть терапевтических отношений не позволяет ему быть по-настоящему нейтральным. Инструмент, которым пользуется психолог, — продукт культуры в той же степени, в которой им является страдание клиента
В каких странах развилась современная психология
Психология в значительной степени сформировалась под историческим, лингвистическим и социально-политическим влиянием западных культурных традиций и отражает их культурные знания и практики. В современном психологическом культурном коде доминируют Соединенные Штаты Америки (Adair, Coêlho, & Luna, 2002). Именно они формируют психологию в том виде, в котором она представлена сейчас, распространяя свое влияние по всему миру. Большое влияние имеют такие страны, как Великобритания, Австралия и Канада. Способность остальных самостоятельно производить психологическое знание довольно низка; они в основном импортируют его (Moghaddam, 1987)
Психология в значительной степени сформировалась под историческим, лингвистическим и социально-политическим влиянием западных культурных традиций и отражает их культурные знания и практики. В современном психологическом культурном коде доминируют Соединенные Штаты Америки (Adair, Coêlho, & Luna, 2002). Именно они формируют психологию в том виде, в котором она представлена сейчас, распространяя свое влияние по всему миру. Большое влияние имеют такие страны, как Великобритания, Австралия и Канада. Способность остальных самостоятельно производить психологическое знание довольно низка; они в основном импортируют его (Moghaddam, 1987)
Марселла (Marsella, 2009) выделяет 10 основных факторов, на которые опирается современная психологическая мысль и которые являются следствием развития западных культурных традиций:
индивидуальность
редукционизм
экспериментальный эмпиризм
сциентизм
количественная оценка/измерение
материализм
мужское доминирование
объективность
номотетические законы
рациональность
Как люди в разных обществах относятся к психотерапии
В Аргентине психологическая наука развивалась силами ученых, бежавших от Холокоста. В результате страна внесла свой вклад в развитие психологии с относительно раннего времени (Gómez, 2007; Taiana, 2006). Жители Аргентины обращаются за психологической помощью, спокойно рассказывают о своем терапевтическом опыте, рекомендуют его другим и обращаются за психологической помощью не только в случае серьезных проблем, но и для повышения качества своей жизни (Fernández-Alvarez, 2008; Gómez, 2007).
Хак и Масуан (2002) утверждают, что мусульмане не доверяют психологической науке. Одной из причин этого является репутация психологии как светской науки, которая отвергает духовное измерение человека. Дарвинизм и когнитивизм считаются неверными предположениями о природе человека. Точно так же, согласно исследованию, проведенному Rogers-Sirin et al. (2017), религиозные мусульмане в Турции отрицательно относятся к обращению за психологическими услугами из-за иерархических семейных ценностей. Негативное отношение развивается из несовместимости культурных ценностей конкретной страны и ценностей, присущих психотерапии.
Узока (1983) пишет о том, что западные методы психотерапии, основанные в значительной степени на вербализации, могут стать препятствием для людей из культур, где вербализация не подкрепляется. Например, в Африке, где целитель дискретно собирает информацию от семьи пациента, общается с «высшими силами» во время длительного молчания, акцент на активную роль пациента в коммуникации может снизить эффективность терапии.
В арабских странах акцент на индивидуализме и самостоятельности в западной психотерапии препятствует удовлетворению потребностей коллективистских сообществ. В Индии клиенты настаивают на беспомощной, зависимой позиции и вынуждают своего терапевта играть активную роль.
Кумарасвами (2007) пишет о практике психотерапии в государстве Бруней, где психология не смогла закрепить за собой статус законной науки. Он утверждает, что определенная зависимость от родителей является нормальной в малайской культуре, и усилия специалиста, направленные сепарацию, принесут клиенту больше вреда, чем пользы (Kumaraswamy, 2007). Поэтому 80% пациентов с психическими расстройствами предпочитают консультироваться с народными целителями, прежде чем обращаться за профессиональной помощью.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах. В Пакистане 66% людей, обращающихся в психиатрические клиники, ранее искали традиционные методы лечения (Farooqi, 2006). В Малайзии (Razali, 1995) и Турции (Yalvac et al., 2015) значительная часть людей обращается за помощью к традиционным и религиозным целителям, прежде чем обращаться в психиатрические клиники.
Несмотря на то, что психотерапевтические теории получили определенное распространение во всем мире, недостаточное внимание к адаптации к культурам, с которыми они взаимодействуют, и неучет специфических потребностей культур может вызвать серьезные проблемы (Adair & Kagitcibasi, 1995).
Несмотря на то, что психотерапевтические теории получили определенное распространение во всем мире, недостаточное внимание к адаптации к культурам, с которыми они взаимодействуют, и неучет специфических потребностей культур может вызвать серьезные проблемы (Adair & Kagitcibasi, 1995).
Какие терапевтические подходы и запросы популярны в разных странах
Можно проследить различия в тех направлениях и теориях, которые получают наибольшую популярность в конкретных странах.
Можно проследить различия в тех направлениях и теориях, которые получают наибольшую популярность в конкретных странах.
Например, в Аргентине (Muller, 2008) и Мексике (Sanchez-Sosa, 2007) в основном предпочтение отдается психодинамическим методам.
В Испании, Австралии и Турции предпочитают методы когнитивно-поведенческой психотерапии (Caballo & Irurtia, 2007; Kavanagh, Littlefield, Dooley, & O'Donovan, 2007; Bilican & Soygut-Pekak, 2015).
В Китае, где укоренились холистические подходы для удовлетворения физических, психологических и социальных потребностей людей в лечении различных расстройств, большее предпочтение отдается третьей волне когнитивно-поведенческой терапии, с фокусом на осознанности, принятии и ответственности (Ng et al., 2016).
В Иране, где семейные узы сильны и семья играет значительную роль в развитии, поддержании и лечении психических расстройств, существует значительный спрос на когнитивно-поведенческую терапию в семейном контексте (Khodayarifard, Rehm, & Khodayarifard, 2007).
В Японии, напротив, общество очень ориентировано на образование, и терапевтические усилия скорее направлены на связанные с образованием проблемы детей клиента (Kanazawa, 2007).
Нужно ли адаптировать западную психотерапию к незападным культурам
По результатам метаанализа 76 исследований, проведенного Griner and Smith (2006), культурно адаптированные вмешательства более эффективны по сравнению со стандартными вмешательствами, а вмешательства, проводимые на родном языке клиентов, в два раза эффективнее.
По результатам метаанализа 76 исследований, проведенного Griner and Smith (2006), культурно адаптированные вмешательства более эффективны по сравнению со стандартными вмешательствами, а вмешательства, проводимые на родном языке клиентов, в два раза эффективнее.
В другом метаанализе, проведенном Tao, Owen, Pace и Imel (2015) и изучающем влияние культурной компетентности психотерапевтов на терапевтические процессы и результаты, была выявлена положительная корреляция культурной компетентности терапевтов с рабочим альянсом, удовлетворенностью клиентов, общим состоянием здоровья.
В другом метаанализе, проведенном Tao, Owen, Pace и Imel (2015) и изучающем влияние культурной компетентности психотерапевтов на терапевтические процессы и результаты, была выявлена положительная корреляция культурной компетентности терапевтов с рабочим альянсом, удовлетворенностью клиентов, общим состоянием здоровья.
Психотерапевтам предлагаются различные рекомендации по учету культурных особенностей при работе с клиентами и рассматривают возможности сотрудничества с народными целителями (Abbo et al., 2012; Bojuwoye & Sodi, 2010; Chong, Abdin, Vaingankar, Kwok, & Subramaniam, 2012).
Психотерапевтам предлагаются различные рекомендации по учету культурных особенностей при работе с клиентами и рассматривают возможности сотрудничества с народными целителями (Abbo et al., 2012; Bojuwoye & Sodi, 2010; Chong, Abdin, Vaingankar, Kwok, & Subramaniam, 2012).
Формируются локальные психотерапевтические теории, основанные на религиозных догмах конкретных сообществ. Например, Хишам Абу-Райя (2015) построил теорию личности на идее о том, что человеческая душа состоит из божественных и злых аспектов. Он разработал модель психотерапии, основанную на Коране, которая направлена ​​на лечение психологических проблем путем укрощения злой стороны и усиления божественной. Другим примером является религиозная когнитивно-поведенческая терапия, которая объединяет когнитивные, гуманистические и экзистенциалистские теории, а также принимает во внимание исламские верования (Rajaei, 2010).
Смит, Барц и Ричардс (2007) провели метаанализ религиозно и духовно ориентированных исследований психотерапии, изучив несколько методов терапии, применяемых к различным группам, и их результативность. Они пришли к выводу, что духовная и религиозная адаптация психотерапии достаточно эффективна. Таких новых форм известных теорий и практик много. Например, Морита-терапия и терапия Найкан, разработанные в Японии, показали хороший результат у представителей японской культурной традиции. Месерон-терапия была разработана на основании культурных и религиозных ценностей жителей Африки. Имея в виду такие результаты, несколько специалистов призвали к включению духовных и религиозных элементов в психотерапию в соответствии с потребностями клиентов (D'Souza & George, 2006; Smith et al., 2007).
Таким образом, эффективность и соответствие современных западных моделей психотерапии нужно исследовать и подвергать конструктивной критике, когда мы говорим о ее адаптации к культуре, отличной от той, в которой такие модели создавались. Важно понимать, как в конкретной традиции, культурной системе реализовывать тот или иной подход к психологической помощи, и какова вероятность ее принятия.
Таким образом, эффективность и соответствие современных западных моделей психотерапии нужно исследовать и подвергать конструктивной критике, когда мы говорим о ее адаптации к культуре, отличной от той, в которой такие модели создавались. Важно понимать, как в конкретной традиции, культурной системе реализовывать тот или иной подход к психологической помощи, и какова вероятность ее принятия.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь