прочитаете за 15 минут

Что такое схема-терапия и почему стоит обучиться этому методу

25.09.2024
Работа с клиентом
Схема-терапия — метод с доказанной эффективностью. Он помогает справиться с тревогой и проблемами в отношениях, депрессией и расстройствами личности. Читайте статью, чтобы познакомиться с методом и узнать, как помогать клиентам в этом подходе.
Схема-терапия — метод с доказанной эффективностью. Он помогает справиться с тревогой и проблемами в отношениях, депрессией и расстройствами личности. Читайте статью, чтобы познакомиться с методом и узнать, как помогать клиентам в этом подходе.

Что такое схема-терапия и как она возникла

Схема-терапию разработал в середине 1980-х годов доктор Джеффри Янг. Он работал в Центре когнитивной терапии в Университете Пенсильвании с Аароном Беком, основателем когнитивной терапии. В Центр обращались люди с разными сложностями: депрессией, паническим расстройством, генерализованной тревогой, ПТСР, расстройствами личности. Доктор Янг обнаружил, что стандартная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) не всегда давала результаты: у некоторых клиентов состояние не улучшилось. При этом они проявляли схожие шаблоны поведения, мысли и чувства. Нужен был другой подход: так и появилась схема-терапия.
Схема-терапию разработал в середине 1980-х годов доктор Джеффри Янг. Он работал в Центре когнитивной терапии в Университете Пенсильвании с Аароном Беком, основателем когнитивной терапии. В Центр обращались люди с разными сложностями: депрессией, паническим расстройством, генерализованной тревогой, ПТСР, расстройствами личности. Доктор Янг обнаружил, что стандартная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) не всегда давала результаты: у некоторых клиентов состояние не улучшилось. При этом они проявляли схожие шаблоны поведения, мысли и чувства. Нужен был другой подход: так и появилась схема-терапия.
Янг предположил, что модели мышления, которые пациенты сформировали в детстве, мешают их здоровому функционированию во взрослой жизни. Прямое воздействие на эти модели поможет людям бороться с негативными чувствами, научиться адаптивно реагировать, восстановить отношения и в целом улучшить жизнь.
Схема-терапия основана на лучших идеях основных терапевтических подходов: структурности и системности КПТ, теплоте и мягкости гуманистических подходов, работе с частями из IFS, внимании к чувствам из эмоционально-фокусированной терапии.
Схема-терапия основана на лучших идеях основных терапевтических подходов: структурности и системности КПТ, теплоте и мягкости гуманистических подходов, работе с частями из IFS, внимании к чувствам из эмоционально-фокусированной терапии.
Центральное понятие метода — схема. Это способ, которым человек воспринимает обстоятельства и реагирует на ситуации. Схема работает как ярлык: помогает быстро понять, что происходит, и отреагировать, даже если наше видение ситуации не совпадает с действительностью. Это избавляет от необходимости обрабатывать отдельно каждую деталь, слова и поведение людей. Именно поэтому схемы не всегда помогают, особенно те, которые были приобретены в результате травматического опыта детства. А так как человек продолжает по привычке им следовать, это мешает достигать целей и по-настоящему удовлетворять потребности.
Центральное понятие метода — схема. Это способ, которым человек воспринимает обстоятельства и реагирует на ситуации. Схема работает как ярлык: помогает быстро понять, что происходит, и отреагировать, даже если наше видение ситуации не совпадает с действительностью. Это избавляет от необходимости обрабатывать отдельно каждую деталь, слова и поведение людей. Именно поэтому схемы не всегда помогают, особенно те, которые были приобретены в результате травматического опыта детства. А так как человек продолжает по привычке им следовать, это мешает достигать целей и по-настоящему удовлетворять потребности.

С какими запросами работает схема-терапия

Схема-терапия учит видеть не проблему, а человека в целом. Она работает с запросами на трех уровнях: поведение, мысли и установки, эмоции и телесные ощущения. Поэтому метод эффективен при лечении множества запросов, даже тяжелых и хронических. В рандомизированном контролируемом исследовании 2014 года люди с пограничным расстройством личности, прошедшие схему-терапию, уже не соответствовали диагностическим критериям ПРЛ и имели значительные шансы на выздоровление.
Схема-терапия учит видеть не проблему, а человека в целом. Она работает с запросами на трех уровнях: поведение, мысли и установки, эмоции и телесные ощущения. Поэтому метод эффективен при лечении множества запросов, даже тяжелых и хронических. В рандомизированном контролируемом исследовании 2014 года люди с пограничным расстройством личности, прошедшие схему-терапию, уже не соответствовали диагностическим критериям ПРЛ и имели значительные шансы на выздоровление.
Метод применяют в групповом формате, с нейроотличными клиентами, при тяжелых формах зависимости, когда саморазрушительные модели поведения кажутся людям частью их личности. Исследования подтверждают, что схема-терапия эффективна в работе с разными запросами:
Метод применяют в групповом формате, с нейроотличными клиентами, при тяжелых формах зависимости, когда саморазрушительные модели поведения кажутся людям частью их личности. Исследования подтверждают, что схема-терапия эффективна в работе с разными запросами:
Схема-терапия помогает клиентам:
Схема-терапия помогает клиентам:
восстановить связь с подлинными чувствами,
перейти от интеллектуализации к переживанию эмоций,
изучить здоровые навыки преодоления трудностей,
перестать критиковать и наказывать себя.
Мини-курс с техниками, чтобы помогать клиентам, пережившим травму. Три наглядных кейса, как работать с симптомами, регулировать эмоции и преодолевать повторяющиеся переживания.

Ключевые понятия схема-терапии

Схема-терапевты используют четыре ключевых понятия:
Схема-терапевты используют четыре ключевых понятия:
эмоциональные потребности,
когнитивные схемы,
режимы,
стратегии совладания, или копинг-стратегии.
Базовые понятия схема-терапии

Эмоциональные потребности

Один из важнейших факторов появления схем: если потребности ребенка не удовлетворяются, начинают формироваться шаблоны поведения.
Один из важнейших факторов появления схем: если потребности ребенка не удовлетворяются, начинают формироваться шаблоны поведения.
Есть пять основных эмоциональных потребностей:
Есть пять основных эмоциональных потребностей:
Потребность в надежной привязанности, включая безопасность, понимание, принятие, заботу.
Потребность свободно выражать свои чувства, переживания, желания.
Потребность в автономии, компетентности и самоидентификации.
Потребность в спонтанности и игре.
Потребность в безопасных ограничениях и обучении самоконтролю.
Соответственно, к психологическим проблемам могут привести:
Соответственно, к психологическим проблемам могут привести:
Отсутствие физической и психологической безопасности.
Отсутствие привязанности, надежной связи со значимым человеком.
Недостаточное понимание и признание эмоций.
Нарушенная автономия.
Отсутствие возможности для самовыражения.
Сосредоточение на потребностях других.
Контроль со стороны родителей, подавление инициативы человека.
Нарушение границ в семье, отсутствие представления о допустимом.

Когнитивные схемы

Схема — комплексное переживание, которое включает воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения. Человек не просто верит, что в любой момент может заболеть: эта идея наполняет его тревогой, пробуждает воспоминания, как родители переживали во время его детских болезней, все это заставляет что-то сжиматься в груди, холодеют руки, он может потерять сознание.
Схема — комплексное переживание, которое включает воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения. Человек не просто верит, что в любой момент может заболеть: эта идея наполняет его тревогой, пробуждает воспоминания, как родители переживали во время его детских болезней, все это заставляет что-то сжиматься в груди, холодеют руки, он может потерять сознание.
Схемы возникают и закрепляются в раннем возрасте, а потом присутствуют в жизни долгое время — и мы все равно их не замечаем. Даже если внимательны к своим эмоциям, телесным ощущения, мыслям, то можем не понимать, что чувствуем все это, потому что в ответ на обстоятельства активировалась схема.
Схемы возникают и закрепляются в раннем возрасте, а потом присутствуют в жизни долгое время — и мы все равно их не замечаем. Даже если внимательны к своим эмоциям, телесным ощущения, мыслям, то можем не понимать, что чувствуем все это, потому что в ответ на обстоятельства активировалась схема.
В зависимости от того, какая из базовых эмоциональных потребностей не была удовлетворена в детском возрасте, формируются разные схемы. Всего их 18.
В зависимости от того, какая из базовых эмоциональных потребностей не была удовлетворена в детском возрасте, формируются разные схемы. Всего их 18.
Когнитивные схемы

Режимы

Режим — это комбинация схемы и попыток справиться с неприятными эмоциями. Он активизируется в ситуациях, к которым мы слишком чувствительны и в которых не удовлетворяются основные эмоциональные потребности.
Режим — это комбинация схемы и попыток справиться с неприятными эмоциями. Он активизируется в ситуациях, к которым мы слишком чувствительны и в которых не удовлетворяются основные эмоциональные потребности.
Есть три типа режимов: детский, родительский, взрослый, внутри которых есть разные виды.
Есть три типа режимов: детский, родительский, взрослый, внутри которых есть разные виды.
Детские режимы
Детские режимы
Активируются в ответ на ситуативные триггеры, когда не удовлетворяются эмоциональные потребности.
Активируются в ответ на ситуативные триггеры, когда не удовлетворяются эмоциональные потребности.
В режиме уязвимого ребенка человек может ощущает боль и дискомфорт, чувствует себя одиноким, изолированным, грустным, непонятым, лишенным поддержки, неполноценным.
Режим рассерженного ребенка активизируется, если потребность не удовлетворяется систематически. Появляется злость, ярость, гнев, разочарование, нетерпение из-за того, что потребности уязвимого ребенка не удовлетворяются.
Режим счастливого ребенка — состояние, в котором потребности удовлетворены. Чувствует себя любимым, довольным, реализованным, защищенным.
Как правило, у людей, которые обращаются за терапией, ярче выражены режимы уязвимого и рассерженного ребенка.
Как правило, у людей, которые обращаются за терапией, ярче выражены режимы уязвимого и рассерженного ребенка.
Родительские режимы
Родительские режимы
Это воспринятые голоса многих значимых взрослых: родителей, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей. В этих режимах проявляются их негативные послания ребенку.
Это воспринятые голоса многих значимых взрослых: родителей, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей. В этих режимах проявляются их негативные послания ребенку.
В режиме требовательного родителя внутренний голос задает высокие стандарты и принуждает к действиям: «Нельзя останавливаться и отдыхать, впереди много дел, надо двигаться дальше, делай лучше». От этого возникает постоянное напряжение. Как правило, этот режим связан со схемой высоких стандартов.
Режим критикующего родителя часто называют внутренним критиком. Он всегда низко оценивает любые успехи: «Ты сделал плохо, у тебя не получилось, ты ничего не умеешь, неудачник». Этот режим заставляет чувствовать себя неуверенно и сомневаться в достижениях.
Вызывающий вину родитель — режим, в котором человек чувствует вину и ругает себя за то, что обратил внимание на собственные потребности, а не окружающих. Режим сообщает: «Думать о своих потребностях эгоистично, ты должен заботиться о других, твои интересы не важны».
Режим карающего родителя самый дискомфортный и эмоционально тяжелый. Этот голос оскорбляет и унижает: «Ты ничтожество, если бы люди знали, какой ты на самом деле, они бы отвернулись от себя. Ты ничего из себя не представляешь».
Режим здорового взрослого
Режим здорового взрослого
Это самый важный взрослый режим для здоровой жизни. В нем человек чувствует уверенность, стабильность, безопасность. Из этого режима он может поддерживать уязвимого ребенка, распознавать дисфункциональные способы совладания, не позволять родительским режимам разрушать себя. Поэтому главная задача схема-терапии — помочь уязвимому ребенку и развить устойчивого здорового взрослого.
Это самый важный взрослый режим для здоровой жизни. В нем человек чувствует уверенность, стабильность, безопасность. Из этого режима он может поддерживать уязвимого ребенка, распознавать дисфункциональные способы совладания, не позволять родительским режимам разрушать себя. Поэтому главная задача схема-терапии — помочь уязвимому ребенку и развить устойчивого здорового взрослого.

Стратегии совладания

Когда потребность не удовлетворяется, нужно как-то защититься от негативных эмоций. Человек может выбрать разные способы справиться, но если в детстве они помогали выжить, то во взрослом возрасте часто мешают и подкрепляют существование схемы.
Когда потребность не удовлетворяется, нужно как-то защититься от негативных эмоций. Человек может выбрать разные способы справиться, но если в детстве они помогали выжить, то во взрослом возрасте часто мешают и подкрепляют существование схемы.
Стратегии совладания не определяются схемами, они формируются в зависимости от жизненных обстоятельств, особенностей темперамента и даже воспринятого поведения родителей.
Стратегии совладания не определяются схемами, они формируются в зависимости от жизненных обстоятельств, особенностей темперамента и даже воспринятого поведения родителей.
Эволюционно в ответ на угрозу у нас запускается одна из трех стратегий: бей, беги или замри. В схема-терапии способы совладания соответствуют этим стратегиям выживания:
Эволюционно в ответ на угрозу у нас запускается одна из трех стратегий: бей, беги или замри. В схема-терапии способы совладания соответствуют этим стратегиям выживания:
Капитуляция. Человек полностью соглашается с посланиями родительских режимов, привыкает плохо думать о себе, ведет себя пассивно, ищет одобрения у других, боится отвержения, терпит оскорбления, не выражает потребности, выбирает людей или практикует иное поведение, которое напрямую поддерживает саморазрушительный шаблон, основанный на схеме.
Избегание. Подразумевает попытку жить, избегая ситуаций, которые могли бы активизировать схему. Человек отказывается от действий, ситуаций, в которых чувствует себя уязвимым. Склонен к употреблению психоактивных веществ, рискованному или компульсивному поведению, чтобы отвлечься от неприятных чувств и проблем. Может занимать циничную, отчужденную позицию, эмоционально отстраняется от людей и отвергает их помощь.
Сверхкомпенсация. Это попытка бороться со схемой, действуя противоположным образом. Чтобы справиться с уязвимостью и беспомощностью, он проявляет излишнюю самоуверенность, пытается контролировать окружающих, чувствует и ведет себя грандиозно, агрессивно, проявляет высокомерие, может пренебрегать другими людьми и манипулировать ими

Как работают режимы: пример

Концептуализация режимов в схема-терапии
Представим, что клиент схема-терапевта обратился с проблемой постоянного чувства вины. Вот как может выглядеть концептуализация его случая.
Представим, что клиент схема-терапевта обратился с проблемой постоянного чувства вины. Вот как может выглядеть концептуализация его случая.
Родительские режимы. Постоянное чувство вины чаще всего предполагает ярко выраженного вызывающего вину родителя. Требовательный и критикующий выступают скорее как напоминание: «Ты всегда должен быть внимательным к другим». Когда человек считает, что недостаточно обходителен с людьми, активизируется вызывающий вину родитель. Он фокусирует внимание: «Из-за твоего поспешного поведения другой будет страдать и переживать. Ты не прав. Ты не очень хороший человек».
Родительские режимы. Постоянное чувство вины чаще всего предполагает ярко выраженного вызывающего вину родителя. Требовательный и критикующий выступают скорее как напоминание: «Ты всегда должен быть внимательным к другим». Когда человек считает, что недостаточно обходителен с людьми, активизируется вызывающий вину родитель. Он фокусирует внимание: «Из-за твоего поспешного поведения другой будет страдать и переживать. Ты не прав. Ты не очень хороший человек».
Детские режимы. Такие высказывания внутреннего родителя активизируют режим уязвимого ребенка, в котором и актуализируется чувство вины. Разгневанный ребенок может не проявляться активно.
Детские режимы. Такие высказывания внутреннего родителя активизируют режим уязвимого ребенка, в котором и актуализируется чувство вины. Разгневанный ребенок может не проявляться активно.
Стратегии совладания. Справляться с чувством вины можно по-разному, например:
Стратегии совладания. Справляться с чувством вины можно по-разному, например:
Подчиниться. Дать обещание: в следующий раз, несмотря на обстоятельства, проявлять обходительность даже больше, чем обычно.
Избегать и самоутешаться. Пристраститься к алкоголю или другим отвлечениям, которые заглушают эмоции, отстраняться от других людей.

Как схема-терапевт помогает клиенту

Цель схема-терапии — помочь развить здоровый взрослый режим. С его помощью человек сможет регулировать другие режимы и перестанет попадать под их влияние. Чтобы достичь этого, специалист и клиент стремятся в процессе терапии:
Цель схема-терапии — помочь развить здоровый взрослый режим. С его помощью человек сможет регулировать другие режимы и перестанет попадать под их влияние. Чтобы достичь этого, специалист и клиент стремятся в процессе терапии:
Распознать и понять схемы, заметить их проявления в жизни человека, связать их с детским опытом, понять, к чему приводит следование схеме.
Изменить схемы, заметить убеждения и ставить их под сомнение.
Работать с режимами, распознать и понять, как работают состояния, которые возникают при активации схемы.
Валидировать ключевые потребности клиента, которые не удовлетворяются в настоящее время и не были удовлетворены в детском опыте.
Развивать здоровые стратегии, учиться самосостраданию.
Повышать осознанность и рефлексию клиента.
Проработать травматический опыт, если он есть.

Особенности схема-терапии

Схема-терапия эффективна, только если опирается на прочные терапевтические отношения. В них клиент чувствует себя комфортно и эмоционально безопасно, поэтому раскрывается и может позволить себе проявить уязвимость. Терапевт с эмпатией и пониманием реагирует на схемы и поведение человека, независимо от того, насколько они неадаптивны. Одновременно он поощряет его увидеть, что нужны изменения, и предлагает инструменты.
Схема-терапия эффективна, только если опирается на прочные терапевтические отношения. В них клиент чувствует себя комфортно и эмоционально безопасно, поэтому раскрывается и может позволить себе проявить уязвимость. Терапевт с эмпатией и пониманием реагирует на схемы и поведение человека, независимо от того, насколько они неадаптивны. Одновременно он поощряет его увидеть, что нужны изменения, и предлагает инструменты.
Схема-терапевт практикует «ограниченное родительство». Он пытается удовлетворить некоторые эмоциональные потребности клиента, которые остались неудовлетворенными в детстве. К человеку, который редко получал эмоциональную поддержку от близких, специалист проявляет безусловное сострадание и признание; клиенту, который испытал пренебрежение или отказ, предлагает последовательность и стабильность. Специалист действует как «здоровый родитель», и у человека формируется новый положительный опыт, который дальше он сможет применять сам к себе
Схема-терапевт практикует «ограниченное родительство». Он пытается удовлетворить некоторые эмоциональные потребности клиента, которые остались неудовлетворенными в детстве. К человеку, который редко получал эмоциональную поддержку от близких, специалист проявляет безусловное сострадание и признание; клиенту, который испытал пренебрежение или отказ, предлагает последовательность и стабильность. Специалист действует как «здоровый родитель», и у человека формируется новый положительный опыт, который дальше он сможет применять сам к себе
В схема-терапии многие техники направлены на получение нового эмоционального опыта, что отличает ее от когнитивно-поведенческой терапии. Также этот подход уделяет внимание переработке воспоминаний о травматическом раннем опыте, например, с помощью упражнения «диалог со стульями».
В схема-терапии многие техники направлены на получение нового эмоционального опыта, что отличает ее от когнитивно-поведенческой терапии. Также этот подход уделяет внимание переработке воспоминаний о травматическом раннем опыте, например, с помощью упражнения «диалог со стульями».

Курс Психодемии
«Схема-терапия»

Освоите научно доказанный и эффективный подход в работе с широким спектром запросов. Сможете применять его в практике уже во время обучения.
Получите инструментарий для работы с самыми сложными запросами: расстройствами личности, хронической депрессией, кПТСР.
Сможете практиковать с детьми, парами и взрослыми.
Подходы в психотерапии
Повышение квалификации
Специалистам
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь