прочитаете за 15 минут

Схема-терапия — что за метод и почему его нужно изучить

25.09.2024
Работа с клиентом
Схема-терапия (СТ) — эффективный метод для решения проблем с тревогой, отношениями, депрессией и расстройствами личности. Читайте статью, чтобы узнать, как помогать клиентам в этом подходе.

Что такое схема-терапия и как она возникла

Схема-терапию разработал в середине 1980-х годов доктор Джеффри Янг. Он сотрудничал с Аароном Беком, основателем когнитивной терапии. В Центр когнитивной терапии при Университете Пенсильвании обращались люди с депрессией, паническим расстройством, генерализованной тревогой, посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), расстройствами личности. Доктор Янг обнаружил, что стандартная когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) не всегда давала результаты. У клиентов, состояние которых не улучшилось, были схожи шаблоны поведения, мысли и чувства. Значит, нужен был другой подход: так и появилась схема-терапия.
Янг предположил, что модели мышления, которые пациенты сформировали в детстве, мешают здоровому функционированию во взрослой жизни. Прямое воздействие на эти модели поможет людям бороться с негативными чувствами, научиться адаптивно реагировать, восстановить отношения и улучшить жизнь.
Схема-терапия основана на идеях основных терапевтических подходов: структурности и системности КПТ, теплоте и мягкости гуманистических подходов, работе с частями из системной семейной терапии субличностей (IFS), внимании к чувствам из эмоционально-фокусированной терапии.
Центральное понятие метода — схема. Способ, которым человек воспринимает обстоятельства и реагирует на ситуации. Схема работает как ярлык: помогает быстро понять, что происходит, и отреагировать, даже если наше видение ситуации не совпадает с действительностью. Это избавляет от необходимости обрабатывать отдельно каждую деталь, слова и поведение людей. Поэтому схемы не всегда помогают, особенно те, которые приобретались в результате травматического опыта детства. А так как человек продолжает по привычке им следовать, это мешает достигать целей и удовлетворять потребности.

С какими запросами работает схема-терапия

Схема-терапия учит видеть не проблему, а человека. Она работает с запросами на трех уровнях: поведение, мысли и установки, эмоции и телесные ощущения. Поэтому метод эффективен при лечении множества запросов, даже тяжелых и хронических. В рандомизированном контролируемом исследовании 2014 года люди с пограничным расстройством личности (ПРЛ), прошедшие схему-терапию, уже не соответствовали диагностическим критериям и имели шансы на выздоровление.
Метод применяют в групповом формате, с нейроотличными клиентами, при тяжелых формах зависимости, когда саморазрушительные модели поведения кажутся людям частью их личности. Исследования подтверждают, что схема-терапия эффективна в работе с запросами:
Схема-терапия помогает клиентам:
Схема-терапия помогает клиентам:
восстановить связь с подлинными чувствами,
перейти от интеллектуализации к переживанию эмоций,
изучить здоровые навыки преодоления трудностей,
перестать критиковать и наказывать себя.
Мини-курс с техниками, чтобы помогать клиентам, пережившим травму. Три наглядных кейса, как работать с симптомами, регулировать эмоции и преодолевать повторяющиеся переживания.

Ключевые понятия схема-терапии

Схема-терапевты используют четыре ключевых понятия:
Схема-терапевты используют четыре ключевых понятия:
эмоциональные потребности,
когнитивные схемы,
режимы,
стратегии совладания, или копинг-стратегии.
Базовые понятия схема-терапии

Эмоциональные потребности

Один из факторов появления схем: если потребности ребенка не удовлетворяются, начинают формироваться шаблоны поведения.
Есть пять основных эмоциональных потребностей:
В надежной привязанности, включая безопасность, понимание, принятие, заботу;
Свободно выражать чувства, переживания, желания;
В автономии, компетентности и самоидентификации;
В спонтанности и игре;
В безопасных ограничениях и обучении самоконтролю.
Соответственно, к психологическим проблемам приводят:
Отсутствие физической и психологической безопасности.
Отсутствие привязанности, надежной связи со значимым человеком.
Недостаточное понимание и признание эмоций.
Нарушенная автономия.
Отсутствие возможности для самовыражения.
Сосредоточенность на потребностях других.
Контроль со стороны родителей, подавление инициативы человека.
Нарушение границ в семье, отсутствие представления о допустимом.

Когнитивные схемы

Схема — комплексное переживание, которое включает воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения. Человек не просто боится заболеть: эта идея фикс вызывает тревогу, пробуждает детские воспоминания и приводит к физическим симптомам — сжиманию в груди, ознобу, потере сознания.
Схемы формируются в раннем возрасте и присутствуют в жизни долгое время, часто оставаясь незамеченными. Даже если мы внимательны к своим эмоциям, мыслям и телесным ощущениям, то можем не понимать, что эти переживания вызваны не ситуацией, а активированной схемой.
В зависимости от того, какая из базовых эмоциональных потребностей не удовлетворялась в детском возрасте, формируются разные схемы. Всего их 18.
Когнитивные схемы

Режимы

Режим — это комбинация схемы и попыток справиться с неприятными эмоциями. Он активизируется в ситуациях, к которым мы слишком чувствительны и если не удовлетворяются основные эмоциональные потребности.
Есть три типа режимов: детский, родительский и взрослый, внутри которых есть разные виды.
Детские режимы
Детские режимы
Активируются в ответ на ситуативные триггеры, когда не удовлетворяются эмоциональные потребности.
Активируются в ответ на ситуативные триггеры, когда не удовлетворяются эмоциональные потребности.
В режиме уязвимого ребенка человек ощущает боль, дискомфорт, чувствует себя одиноким, изолированным, грустным, непонятым, лишенным поддержки, неполноценным.
Режим рассерженного ребенка активизируется, если потребность уязвимого систематически не удовлетворяется. Появляется злость, ярость, гнев, разочарование, нетерпение.
Режим счастливого ребенка — состояние, в котором потребности удовлетворены. Чувствует себя любимым, довольным, реализованным, защищенным.
У людей, которые обращаются за терапией, ярче выражены режимы уязвимого и рассерженного ребенка.
Родительские режимы
Родительские режимы
Это воспринятые голоса значимых взрослых: родителей, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей. В этих режимах проявляются их негативные послания ребенку.
В режиме требовательного родителя внутренний голос задает высокие стандарты и принуждает к действиям: «Нельзя останавливаться и отдыхать, впереди много дел, надо двигаться дальше, делай лучше». От этого возникает постоянное напряжение. Часто этот режим связан со схемой высоких стандартов.
Режим критикующего родителя называют внутренним критиком. Он всегда низко оценивает любые успехи: «Ты сделал плохо, у тебя не получилось, ты ничего не умеешь, неудачник». Режим заставляет чувствовать себя неуверенно и сомневаться в достижениях.
Вызывающий вину родитель заставляет человека чувствовать себя виноватым, если он обратил внимание на собственные потребности, а не окружающих. Режим сообщает: «Думать о себе эгоистично, ты обязан заботиться о других, твои интересы не важны».
Режим карающего родителя самый дискомфортный и эмоционально тяжелый. Внутренний голос оскорбляет и унижает: «Ты ничтожество, если люди узнают, какой ты на самом деле, то отвернуться от тебя. Ты ничего из себя не представляешь».
Режим здорового взрослого
Самый важный взрослый режим для здоровой жизни. Человек чувствует уверенность, стабильность, безопасность. Он способен поддерживать уязвимого ребенка, распознавать дисфункциональные способы совладания и предотвращать разрушительное влияние родительских режимов. Поэтому основная задача схема-терапии — помочь уязвимому ребенку и развить устойчивого здорового взрослого.

Стратегии совладания

Когда потребность не удовлетворяется, нужно защититься от негативных эмоций. Но если в детстве эта защита помогала выжить, то во взрослом возрасте часто мешает и подкрепляет существование схемы.
Стратегии совладания не определяются схемами, а формируются в зависимости от жизненных обстоятельств, темперамента и воспринятого поведения родителей.
Эволюционно в ответ на угрозу у человека запускается одна из стратегий: бей, беги или замри. В схема-терапии способы совладания соответствуют этим стратегиям выживания:
Капитуляция. Человек соглашается с посланиями родительских режимов, привыкает плохо думать о себе, ведет себя пассивно, ищет одобрения у других, боится отвержения, терпит оскорбления. Он не выражает потребности, выбирает людей или практикует поведение, которые поддерживают саморазрушительный шаблон, основанный на схеме.
Избегание. Подразумевает попытку жить, избегая ситуаций, которые могут активизировать схему. Человек отказывается от действий и ситуаций, в которых чувствует себя уязвимым. Склонен к употреблению психоактивных веществ, рискованному или компульсивному поведению, чтобы отвлечься от неприятных чувств и проблем. Может занимать циничную, отчужденную позицию, эмоционально отстраняется от людей и отвергает помощь.
Сверхкомпенсация. Попытка бороться со схемой, действуя противоположным образом. Чтобы справиться с уязвимостью и беспомощностью, человек проявляет излишнюю самоуверенность, пытается контролировать окружающих. Он ведет себя агрессивно, проявляет высокомерие, может пренебрегать и манипулировать другими людьми.

Как работают режимы

Концептуализация режимов в схема-терапии
Пример:
К схема-терапевту обратился клиент с проблемой: постоянное чувство вины. Вот как может выглядеть концептуализация его случая.
Родительские режимы. Постоянное чувство вины — признак вызывающего вину родителя. Требовательный и критикующий выступают скорее как напоминание: «Ты всегда должен быть внимательным к другим». Когда человек считает, что недостаточно обходителен с людьми, активизируется вызывающий вину родитель. Он фокусирует внимание: «Из-за твоего поспешного поведения другой будет страдать и переживать. Ты не прав. Ты нехороший человек».
Детские режимы. Такие высказывания внутреннего родителя активизируют режим уязвимого ребенка, в котором актуализируется чувство вины. Разгневанный ребенок может не проявляться активно.
Стратегии совладания клиента. Он пытается по-разному справиться с чувством вины:
Подчиняется. Дает обещание: в следующий раз, несмотря на обстоятельства, проявлять обходительность больше, чем обычно.
Избегает и самоутешается. Может пристраститься к алкоголю или другим отвлечениям, которые заглушают эмоции, отстраняться от людей.

Как схема-терапевт помогает клиенту

Цель схема-терапии — помочь развить здоровый взрослый режим. С его помощью человек сможет регулировать другие режимы и перестанет попадать под их влияние. Чтобы достичь этого, специалист и клиент стремятся в процессе терапии:
Цель схема-терапии — помочь развить здоровый взрослый режим. С его помощью человек сможет регулировать другие режимы и перестанет попадать под их влияние. Чтобы достичь этого, специалист и клиент стремятся в процессе терапии:
Распознать и понять схемы, заметить их проявления в жизни человека, связать с детским опытом, понять, к чему приводит следование схеме.
Изменить схемы, заметить убеждения и ставить их под сомнение.
Работать с режимами, распознать и понять состояния, которые возникают при активации схемы.
Валидировать ключевые потребности клиента, которые не были удовлетворены в детском опыте и не достигнуты сейчас.
Развивать здоровые стратегии, учиться самосостраданию.
Повышать осознанность и рефлексию клиента.
Проработать травматический опыт, если он есть.

Особенности схема-терапии

Схема-терапия эффективна, если опирается на прочные терапевтические отношения. В них клиент чувствует себя комфортно и эмоционально безопасно, поэтому раскрывается и позволяет себе быть уязвимым. Терапевт с эмпатией и пониманием реагирует на схемы, поведение человека и одновременно поощряет увидеть, что нужны изменения, предлагает инструменты.
Схема-терапевт практикует «ограниченное родительство». Он пытается удовлетворить некоторые эмоциональные потребности клиента, которые остались неудовлетворенными в детстве. К человеку, который редко получал эмоциональную поддержку от близких, специалист проявляет безусловное сострадание и признание; клиенту, который испытал пренебрежение или отказ, предлагает последовательность и стабильность. Схема-терапевт действует как «здоровый родитель», и у человека формируется новый положительный опыт, который он применит сам к себе.
В схема-терапии многие техники направлены на получение нового эмоционального опыта, что отличает ее от когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Также этот подход уделяет внимание переработке воспоминаний о травматическом раннем опыте, например, с помощью упражнения «диалог со стульями».

Курс Психодемии
«Схема-терапия»

Освойте научно доказанный подход в работе с широким спектром запросов и применяйте его в практике уже во время обучения.
Получите инструментарий для работы с самыми сложными запросами: расстройствами личности, хронической депрессией, кПТСР.
Сможете практиковать с детьми, парами и взрослыми.
Подходы в психотерапии
Повышение квалификации
Специалистам
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь