База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 17 минут

Чем занимается детский психолог? Разбираем мифы и реальность

22.02.2023
Спойлер: травмы родителей тут ни при чем
Работа с клиентом
«Сделайте что-нибудь с этим ребенком, чтобы он стал послушным!».
«Он точно скажет, что мы плохие родители, и заставит разбираться с детскими травмами».
«Мой ребенок не псих, ему не нужен психолог!».
«Сделайте что-нибудь с этим ребенком, чтобы он стал послушным!».
«Он точно скажет, что мы плохие родители, и заставит разбираться с детскими травмами».
«Мой ребенок не псих, ему не нужен психолог!».
Профессия детского психолога по-прежнему окружена множеством стереотипов, которые мешают всем: взрослые не верят, что психолог сумеет помочь, или же хотят невозможного, дети не получают помощь вовремя, а сами специалисты в шоке от того, какой именно помощи от них ждут.
Профессия детского психолога по-прежнему окружена множеством стереотипов, которые мешают всем: взрослые не верят, что психолог сумеет помочь, или же хотят невозможного, дети не получают помощь вовремя, а сами специалисты в шоке от того, какой именно помощи от них ждут.
На самом деле эта профессия востребована, даже если родители отказываются это признать. Кто такой детский психолог, чем он занимается и почему проблемы родителей — это не причина проблем их детей, рассказал преподаватель «Психодемии» Александр Покрышкин.
На самом деле эта профессия востребована, даже если родители отказываются это признать. Кто такой детский психолог, чем он занимается и почему проблемы родителей — это не причина проблем их детей, рассказал преподаватель «Психодемии» Александр Покрышкин.
Александр Покрышкин, детский психолог, игровой терапевт, научный руководитель и преподаватель курса «Детский психолог».

Сайт Александра
детский психолог Александр Покрышкин

Кто такой детский психолог

Детские психологи — специалисты, которые заботятся об эмоциональном и физическом благополучии детей и их близких. Миссия детского психолога — помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, сделать так, чтобы он мог своевременно и полноценно развиваться.
Детские психологи — специалисты, которые заботятся об эмоциональном и физическом благополучии детей и их близких. Миссия детского психолога — помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, сделать так, чтобы он мог своевременно и полноценно развиваться.
Для этого специалисту важно понять ребенка: изучить, в какой семье и культуре он живет, какие у него потребности и как их удовлетворить, здоров ли он, в какую школу ходит, кто его окружает — и множество других факторов.
Для этого специалисту важно понять ребенка: изучить, в какой семье и культуре он живет, какие у него потребности и как их удовлетворить, здоров ли он, в какую школу ходит, кто его окружает — и множество других факторов.

Профессия детского психолога становится все более актуальной

Многие взрослые занимаются своим психологическим здоровьем и находятся в терапии. Становясь родителями, они более внимательны к своим детям и понимают, что их развитие может быть более быстрым и интересным, если обратиться к детскому психологу.
Многие взрослые занимаются своим психологическим здоровьем и находятся в терапии. Становясь родителями, они более внимательны к своим детям и понимают, что их развитие может быть более быстрым и интересным, если обратиться к детскому психологу.
Кроме того, появляется все больше исследований о детской психике, ее особенностях и возможностях развития, ученые актуализируют предыдущие исследования, проводя метаанализы с конца XX и начала XXI века. Также изучают расстройства — например, синдром дефицита внимания и гиперактивности и посттравматическое стрессовое расстройство у детей.
Кроме того, появляется все больше исследований о детской психике, ее особенностях и возможностях развития, ученые актуализируют предыдущие исследования, проводя метаанализы с конца XX и начала XXI века. Также изучают расстройства — например, синдром дефицита внимания и гиперактивности и посттравматическое стрессовое расстройство у детей.

Когда обращаться к детскому психологу

Когда у взрослого возникает мысль «мой ребенок неправильный», «ну почему он такой», «как мне на него воздействовать»
Когда ребенок не слушается и ведет себя так, как взрослому не хотелось бы (слишком агрессивно, слишком спокойно, слишком громко, слишком тихо, слишком застенчиво, слишком смело)
Когда ребенку сложно общаться с другими детьми и воспитателями или учителями.
А также в любой другой непонятной ситуации, когда взрослый не знает, что делать с ребенком. Детские психологи работают с широким спектром проблем, запросов и вопросов. Даже если проблемы нет, но хочется просто проконсультироваться, все ли в порядке с ребенком, — можно смело идти к детскому психологу.
А также в любой другой непонятной ситуации, когда взрослый не знает, что делать с ребенком. Детские психологи работают с широким спектром проблем, запросов и вопросов. Даже если проблемы нет, но хочется просто проконсультироваться, все ли в порядке с ребенком, — можно смело идти к детскому психологу.

Что знает и умеет детский психолог

Может диагностировать нарушения развития

Детский психолог изучает психологию развития ребенка: он понимает, какие процессы происходят в психике в норме и какие могут быть нарушения. Он знает, как наладить процесс развития.
Детский психолог изучает психологию развития ребенка: он понимает, какие процессы происходят в психике в норме и какие могут быть нарушения. Он знает, как наладить процесс развития.
Задача специалиста — помочь ребенку развиваться быстрее и проще по своему собственному пути. Этот путь часто не совпадает с желаниями родителей, учителей и общества: именно поэтому детский психолог не может помочь с запросом «сделайте моего ребенка послушнее».
Задача специалиста — помочь ребенку развиваться быстрее и проще по своему собственному пути. Этот путь часто не совпадает с желаниями родителей, учителей и общества: именно поэтому детский психолог не может помочь с запросом «сделайте моего ребенка послушнее».

Использует научно доказанные практики и развивающие подходы

Разобравшись с тем, что происходит с ребенком, детский психолог подбирает методы помощи, опирается на научно доказанные знания и исследования. Это касается не только психотерапии, но и в целом набора развивающих практик, игр и занятий для ребенка и всей семьи.
Разобравшись с тем, что происходит с ребенком, детский психолог подбирает методы помощи, опирается на научно доказанные знания и исследования. Это касается не только психотерапии, но и в целом набора развивающих практик, игр и занятий для ребенка и всей семьи.
Также детский психолог ориентируется в контексте жизни ребенка и людей, с которыми он живет, и понимает, какая еще помощь может понадобиться семье, чтобы системно решить проблему, — не только психологическая, но и педагогическая или медицинская.
Также детский психолог ориентируется в контексте жизни ребенка и людей, с которыми он живет, и понимает, какая еще помощь может понадобиться семье, чтобы системно решить проблему, — не только психологическая, но и педагогическая или медицинская.
Подобрав методы и инструменты работы с ребенком и семьей, детский психолог реализует весь набор: применяет, анализирует результат и при необходимости меняет стратегию работы.
Подобрав методы и инструменты работы с ребенком и семьей, детский психолог реализует весь набор: применяет, анализирует результат и при необходимости меняет стратегию работы.

Поддерживает всю семью в ходе терапии

Работа с ребенком — не единственная задача детского психолога: он может сопровождать всю семью. Специалист поддерживает родителей, проявляет эмпатию и сострадание и вместе с тем занимается психообразованием взрослых, приобщает к активному участию в жизни ребенка. Чтобы проводить работу с родителями, детскому психологу необязательно быть специалистом «для взрослых».
Работа с ребенком — не единственная задача детского психолога: он может сопровождать всю семью. Специалист поддерживает родителей, проявляет эмпатию и сострадание и вместе с тем занимается психообразованием взрослых, приобщает к активному участию в жизни ребенка. Чтобы проводить работу с родителями, детскому психологу необязательно быть специалистом «для взрослых».

Мифы и реальность о работе детского психолога

Предубеждения вокруг профессии детского психолога влияют на представления людей о том, зачем нужен этот специалист, за какой помощью к нему обращаться, а чего он делать не может. Они же влияют на то, как сами специалисты представляют свою работу, ее возможности и ограничения.
Предубеждения вокруг профессии детского психолога влияют на представления людей о том, зачем нужен этот специалист, за какой помощью к нему обращаться, а чего он делать не может. Они же влияют на то, как сами специалисты представляют свою работу, ее возможности и ограничения.

Миф 1. Детский психолог может работать или с условной нормой развития, или с особенностями развития

Это правда только наполовину. Психологи действительно могут выбрать направление и специализироваться на работе даже с одним расстройством, а вот клиенты не разбираются в этом так же хорошо. Они обращаются за помощью к профессионалу, чтобы он объяснил, что происходит с ребенком и что с этим делать.
Это правда только наполовину. Психологи действительно могут выбрать направление и специализироваться на работе даже с одним расстройством, а вот клиенты не разбираются в этом так же хорошо. Они обращаются за помощью к профессионалу, чтобы он объяснил, что происходит с ребенком и что с этим делать.
Так ребенок с особенностями развития может попасть к специалисту, который работает с условной нормой. В этом случае психолог должен уметь распознать конкретную особенность (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности), объяснить взрослым, почему с этим стоит поработать отдельно, и помочь найти нужного специалиста.
Так ребенок с особенностями развития может попасть к специалисту, который работает с условной нормой. В этом случае психолог должен уметь распознать конкретную особенность (например, синдром дефицита внимания и гиперактивности), объяснить взрослым, почему с этим стоит поработать отдельно, и помочь найти нужного специалиста.
___Чтобы уметь отличать «норму» от «патологии» и объяснять взрослым, что не так с ребенком, детскому психологу нужно клиническое образование.

Миф 2. Проблемы детей до восьми лет можно решить через работу с проблемами родителей

Этот миф существовал и среди психологов. Одни верили, что взрослые могут проводить дома с детьми терапевтические игры, чтобы помогать справляться с трудностями. Другие считали, что родители не смогут помогать ребенку так, как специалисты-психологи, потому что сами имеют психологические проблемы. Что же из этого правда?
Этот миф существовал и среди психологов. Одни верили, что взрослые могут проводить дома с детьми терапевтические игры, чтобы помогать справляться с трудностями. Другие считали, что родители не смогут помогать ребенку так, как специалисты-психологи, потому что сами имеют психологические проблемы. Что же из этого правда?
Современнная наука опирается на биопсихосоциальную модель благополучия личности. Согласно ей, на развитие нормы и патологии в человеке влияет набор факторов:
Современнная наука опирается на биопсихосоциальную модель благополучия личности. Согласно ей, на развитие нормы и патологии в человеке влияет набор факторов:
биологические (состояние здоровья человека),
психологические (мысли, эмоции и поведение),
социальные (например, социально-экономические, социально-окружающие и культурные).
Из этого следует, что норму и патологию лучше всего изучать с точки зрения сочетания всех этих факторов.
Из этого следует, что норму и патологию лучше всего изучать с точки зрения сочетания всех этих факторов.
Получается, что на появление у ребенка сложностей влияет многое, в том числе и родители. Они действительно важны для развития маленького человека, однако некорректно говорить о том, что их проблемы однозначно повлекли за собой проблемы ребенка, и что помочь ему можно только через родителей. Это осложнило бы помощь всей семье и сузило бы круг инструментов работы детского психолога.
Получается, что на появление у ребенка сложностей влияет многое, в том числе и родители. Они действительно важны для развития маленького человека, однако некорректно говорить о том, что их проблемы однозначно повлекли за собой проблемы ребенка, и что помочь ему можно только через родителей. Это осложнило бы помощь всей семье и сузило бы круг инструментов работы детского психолога.
Во многом участие родителей в терапии зависит от того, с чем столкнулся ребенок и какая помощь нужна. Если мама и папа готовы помогать, это может облегчить и ускорить работу детского психолога. Но может случиться и так, что участие родителей невозможно. Это не значит, что теперь помочь ребенку нельзя: психолог подберет другие инструменты и практики для индивидуальной работы.
Во многом участие родителей в терапии зависит от того, с чем столкнулся ребенок и какая помощь нужна. Если мама и папа готовы помогать, это может облегчить и ускорить работу детского психолога. Но может случиться и так, что участие родителей невозможно. Это не значит, что теперь помочь ребенку нельзя: психолог подберет другие инструменты и практики для индивидуальной работы.
___Родители могут участвовать в процессе детской терапии, но это необязательно.

Миф 3. Если ребенок движется медленно в процессе терапии, значит, родители недостаточно включены

Здесь снова нужно учитывать фактор биопсихосоциальности — все гораздо сложнее, чтобы делать такие однозначные выводы. Ребенок всегда развивается уникальным путем, который невозможно прогнозировать. И не всегда это связано только с родителями и их поведением. На развитие и взросление влияет сам малыш, его характер, предпочтения и возможности; его окружение дома, в детском саду или школе, в кружках и секциях; особенности психики и вообще особенности, учебные трудности и отношения с другими людьми — и так далее.
Здесь снова нужно учитывать фактор биопсихосоциальности — все гораздо сложнее, чтобы делать такие однозначные выводы. Ребенок всегда развивается уникальным путем, который невозможно прогнозировать. И не всегда это связано только с родителями и их поведением. На развитие и взросление влияет сам малыш, его характер, предпочтения и возможности; его окружение дома, в детском саду или школе, в кружках и секциях; особенности психики и вообще особенности, учебные трудности и отношения с другими людьми — и так далее.
___На прогресс ребенка в терапии влияет множество факторов, а не только включенность родителей.

Где может работать детский психолог

В сфере детской психологии постоянно появляется что-то новое, внедряются новые подходы и методы работы, а значит, расширяются и профессиональные горизонты. Вот несколько вариантов, где детский психолог может применить знания и навыки.
В сфере детской психологии постоянно появляется что-то новое, внедряются новые подходы и методы работы, а значит, расширяются и профессиональные горизонты. Вот несколько вариантов, где детский психолог может применить знания и навыки.

Детские сады и школы

Государственные. Некоторых специалистов действительно может вдохновлять идея помогать детям родителей, у которых нет возможности обратиться к частному специалисту и тем, кто пока не понимает важности такой работы.
Государственные. Некоторых специалистов действительно может вдохновлять идея помогать детям родителей, у которых нет возможности обратиться к частному специалисту и тем, кто пока не понимает важности такой работы.
Частные. В частных школах и детских садах нужны психологи, которые включены в образовательный процесс и могут создавать интересные ребенку способы узнавать новое. Так как психолог неотрывно присутствует рядом с детьми, он может подсказать родителям, на что обратить внимание. Детский психолог выступает в роли не просто консультанта, а скорее посредника между детьми и взрослыми, учителями, родителями.
Частные. В частных школах и детских садах нужны психологи, которые включены в образовательный процесс и могут создавать интересные ребенку способы узнавать новое. Так как психолог неотрывно присутствует рядом с детьми, он может подсказать родителям, на что обратить внимание. Детский психолог выступает в роли не просто консультанта, а скорее посредника между детьми и взрослыми, учителями, родителями.

Частная практика

Популярная и востребованная форма работы детского психолога. Даже специалисты, которые недавно получили образование, имеют пул клиентов и плотное расписание. К ним обращаются родители, которые сами находятся в терапии и понимают, что детям тоже необходимо оказывать психологическую помощь. К детским психологам перенаправляют и коллеги-психологи «для взрослых», медицинские работники, а также блогеры и лидеры мнений.
Популярная и востребованная форма работы детского психолога. Даже специалисты, которые недавно получили образование, имеют пул клиентов и плотное расписание. К ним обращаются родители, которые сами находятся в терапии и понимают, что детям тоже необходимо оказывать психологическую помощь. К детским психологам перенаправляют и коллеги-психологи «для взрослых», медицинские работники, а также блогеры и лидеры мнений.

Благотворительные фонды и работа с детьми с особенностями здоровья и развития

«Дом с маяком», Центр лечебной педагогики, «Антон тут рядом», «Солнечный мир» — эти центры специализируются на помощи детям с особенностями. В фондах психолог может работать и развиваться, получать образование, вести интересные проекты и делать другую полезную работу. Условие работы в таких фондах — наличие специфических навыков, в зависимости от специализации фонда: например, для работы с детьми с расстройством аутистического спектра, СДВГ, неизлечимыми физиологическими заболеваниями и так далее.
«Дом с маяком», Центр лечебной педагогики, «Антон тут рядом», «Солнечный мир» — эти центры специализируются на помощи детям с особенностями. В фондах психолог может работать и развиваться, получать образование, вести интересные проекты и делать другую полезную работу. Условие работы в таких фондах — наличие специфических навыков, в зависимости от специализации фонда: например, для работы с детьми с расстройством аутистического спектра, СДВГ, неизлечимыми физиологическими заболеваниями и так далее.

Развивающие детские центры и клубы

Часто такие центры организованы одной или несколькими семьями для своих детей, но со временем могут расшириться и стать сетью, как детские развивающие клубы «Сема» и Бэби-клуб. Многие специалисты относятся к такой работе скептически, поскольку центры редко ориентированы на всестороннее развитие детей. Но есть и большой плюс — свобода и отсутствие жесткого регламента, как в детском саду или школе. А значит, у психолога есть возможность не только качественно выполнять работу, но и проявлять инициативу и пробовать новые методы работы с детьми.
Часто такие центры организованы одной или несколькими семьями для своих детей, но со временем могут расшириться и стать сетью, как детские развивающие клубы «Сема» и Бэби-клуб. Многие специалисты относятся к такой работе скептически, поскольку центры редко ориентированы на всестороннее развитие детей. Но есть и большой плюс — свобода и отсутствие жесткого регламента, как в детском саду или школе. А значит, у психолога есть возможность не только качественно выполнять работу, но и проявлять инициативу и пробовать новые методы работы с детьми.

Образовательные проекты, edutainment-пространства

В таких проектах особенно нужны специалисты по работе детской психики, чтобы умело соединить обучение (education) и развлечение (entertainment). Направление эдьютейнмент — от английского edutainment — появилось, чтобы сделать изучение нового более интересным и вовлечь детей в образовательный процесс.
В таких проектах особенно нужны специалисты по работе детской психики, чтобы умело соединить обучение (education) и развлечение (entertainment). Направление эдьютейнмент — от английского edutainment — появилось, чтобы сделать изучение нового более интересным и вовлечь детей в образовательный процесс.
Сюда же можно отнести и психологическое образование для родителей: лекции, курсы, практикумы и мастер-классы отработки навыков, которые пригодятся в общении с детьми.
Сюда же можно отнести и психологическое образование для родителей: лекции, курсы, практикумы и мастер-классы отработки навыков, которые пригодятся в общении с детьми.

Что нужно детскому психологу, чтобы поддерживать профессиональное развитие

Обновлять знания
Обновлять знания
Изучать научные исследования, осваивать новые практики и подходы в работе с детьми, а также разбираться в соседних областях — медицине и педагогике. Важно следить за обновлениями образовательных программ, чтобы понимать, как сделать их полезными и интересными для детей.
Изучать научные исследования, осваивать новые практики и подходы в работе с детьми, а также разбираться в соседних областях — медицине и педагогике. Важно следить за обновлениями образовательных программ, чтобы понимать, как сделать их полезными и интересными для детей.
Понимать границы профессии
Понимать границы профессии
А также место детского психолога в системе помощи ребенку и семье: что находится в зоне ответственности специалиста, чем он может помочь, а когда нужно перенаправить к коллегам или врачам. Это поможет не только клиентам прицельно работать с правильным специалистом, но и самим психологам меньше выгорать.
А также место детского психолога в системе помощи ребенку и семье: что находится в зоне ответственности специалиста, чем он может помочь, а когда нужно перенаправить к коллегам или врачам. Это поможет не только клиентам прицельно работать с правильным специалистом, но и самим психологам меньше выгорать.
Общаться с коллегами, делиться опытом, учиться и вместе повышать навыки. Участие в сообществе помогает специалисту почувствовать себя защищенным и быть «среди своих»: опереться на опыт других людей, при необходимости получить помощь коллег. Это помогает преодолеть одиночество и ограничения, которые есть в работе с детьми и родителями. Примеры таких сообществ — Клуб детских психологов, Play Therapy Russia, Ассоциация специалистов DIR-Floortime.
Общаться с коллегами, делиться опытом, учиться и вместе повышать навыки. Участие в сообществе помогает специалисту почувствовать себя защищенным и быть «среди своих»: опереться на опыт других людей, при необходимости получить помощь коллег. Это помогает преодолеть одиночество и ограничения, которые есть в работе с детьми и родителями. Примеры таких сообществ — Клуб детских психологов, Play Therapy Russia, Ассоциация специалистов DIR-Floortime.
Заботиться о себе
Заботиться о себе
Сохранять и вовремя восполнять энергию, чтобы ее хватало на интенсивную работу с людьми. Мы уже писали о том, как психологу продолжать работать и заботиться о себе и как работать с тревожными клиентами, которых среди родителей немало.
Сохранять и вовремя восполнять энергию, чтобы ее хватало на интенсивную работу с людьми. Мы уже писали о том, как психологу продолжать работать и заботиться о себе и как работать с тревожными клиентами, которых среди родителей немало.

В каких подходах работают детские психологи

Детские психологи могут оказывать помощь в двух направлениях:
Детские психологи могут оказывать помощь в двух направлениях:
Психолог помогает ребенку развиваться: впервые освоить умение или навык чуть быстрее, чем он сделал бы это сам. Чаще всего такая помощь необходима детям с особенностями развития: например, освоить речь, жестовую коммуникацию, навыки саморегуляции.
Методы развивающей помощи:

  • КПТ
  • Floortime
  • ABA-терапия
  • Игровая педагогика
  • Эрготерапия/сенсорная интеграция
Психолог помогает ребенку переосмыслить опыт, получить навыки, без которых он мог бы жить, но с ними жизнь будет лучше. Например, справляться с сильной тревогой, с собственной агрессией. Это не конкретный навык, который ребенок осваивает впервые, но способ переосмыслить поведение и отношения с другими людьми и детьми.
Подходы психотерапевтической помощи:

  • КПТ
  • Игровая терапия, центрированная на ребенке
  • АРТ
  • ОРКТ
  • EMDR
  • Theraplay
  • PCIT-терапия
Развивающая помощь
Психотерапевтическая помощь

Почему игра важна в процессе детской терапии

Дети не могут говорить о своих проблемах, зато могут выразить их в собственных играх без четко установленных кем-то правил. Если рядом есть человек, который обучен понимать особый язык и говорить о том, что ребенку важно сейчас в текущей игре, это поможет ему лучше себя понять и овладеть необходимыми навыками.
Дети не могут говорить о своих проблемах, зато могут выразить их в собственных играх без четко установленных кем-то правил. Если рядом есть человек, который обучен понимать особый язык и говорить о том, что ребенку важно сейчас в текущей игре, это поможет ему лучше себя понять и овладеть необходимыми навыками.
Для этого можно использовать метод игровой терапии, центрированной на ребенке (ТЦР). Он опирается на теорию личности Карла Роджерса и используется в работе с детьми с тревожными расстройствами, нарушениями поведения, травматическим опытом. ТЦР представляет собой свободную игру как язык, который используют дети, чтобы выразить переживания, справиться с ними, и таким образом могут рассказать о них взрослому, психологу или родителю.
Для этого можно использовать метод игровой терапии, центрированной на ребенке (ТЦР). Он опирается на теорию личности Карла Роджерса и используется в работе с детьми с тревожными расстройствами, нарушениями поведения, травматическим опытом. ТЦР представляет собой свободную игру как язык, который используют дети, чтобы выразить переживания, справиться с ними, и таким образом могут рассказать о них взрослому, психологу или родителю.
Еще одна методика — DIR/Floortime — тоже использует игровой терапевтический процесс. Название модели отражает три ее основы: развитие (Developmental), индивидуальность (Individual Differences), построение отношений (Relationship-Based). С помощью этой модели психолог поддерживает развитие ребенка через уважительный, игривый и увлекательный процесс. Концепция DIR выделяет девять уровней, которые нужны для полноценного эмоционального развития: саморегуляция, способность вступать в общение и инициировать его, построение логических связей и так далее. Если у ребенка возникают проблемы с прохождением этих стадий, психолог может использовать модель DIR/Floortime, чтобы помочь ему преодолеть трудности.
Еще одна методика — DIR/Floortime — тоже использует игровой терапевтический процесс. Название модели отражает три ее основы: развитие (Developmental), индивидуальность (Individual Differences), построение отношений (Relationship-Based). С помощью этой модели психолог поддерживает развитие ребенка через уважительный, игривый и увлекательный процесс. Концепция DIR выделяет девять уровней, которые нужны для полноценного эмоционального развития: саморегуляция, способность вступать в общение и инициировать его, построение логических связей и так далее. Если у ребенка возникают проблемы с прохождением этих стадий, психолог может использовать модель DIR/Floortime, чтобы помочь ему преодолеть трудности.

Наш курс
«Детский психолог. Системный подход для работы с детьми и родителями»

Вы освоите ключевые методы психологической помощи ребенку и сможете помогать детям комплексно: решать их запросы, учитывая их индивидуальность, семью и окружение, а также давать обратную связь и рекомендации их родителям.
Онлайн
Базовый курс
Вы сможете перенять опыт и знания психологов-практиков и Александра Покрышкина — научного руководителя курса, одного из самых цитируемых и востребованных детских психологов России с опытом работы более 17 лет.
Что почитать по теме:
«Описывать, объяснять и оптимизировать развитие» Пауль Балтес.
«Игровая терапия. Искусство отношений» Гарри Лэндрет.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь