как стать клиническим психологом
прочитаете за 12 минут

Как стать успешным клиническим психологом

11.07.2023
Организация практики
Чтобы отличать норму от патологии и работать с расстройствами, клиническому психологу необходимы специальные знания и навыки. Рассказываем, как они связаны с междисциплинарностью клинической психологии и что именно нужно уметь специалисту, чтобы эффективно помогать пациентам.
Чтобы отличать норму от патологии и работать с расстройствами, клиническому психологу необходимы специальные знания и навыки. Рассказываем, как они связаны с междисциплинарностью клинической психологии и что именно нужно уметь специалисту, чтобы эффективно помогать пациентам.

Чем занимается клинический психолог

Клинический психолог изучает, как психика и поведение человека должны развиваться в норме и что с ними происходит при патологии. Он исследует, как образуются и проявляются психические расстройства, как меняют мышление, что может происходить с людьми и какими методами эффективнее корректировать эти состояния. Патологии проявляются у людей по-разному, поэтому каждый случай нужно исследовать индивидуально.
Клинический психолог изучает, как психика и поведение человека должны развиваться в норме и что с ними происходит при патологии. Он исследует, как образуются и проявляются психические расстройства, как меняют мышление, что может происходить с людьми и какими методами эффективнее корректировать эти состояния. Патологии проявляются у людей по-разному, поэтому каждый случай нужно исследовать индивидуально.
Чтобы составить полную картину ситуации клиента, диагностировать его состояние и найти подходящий способ помощи, и нужен клинический психолог. Он соединяет знания из разных сфер и может разобраться, что происходит с пациентом, объяснить это ему или его семье и эффективно помочь.
Чтобы составить полную картину ситуации клиента, диагностировать его состояние и найти подходящий способ помощи, и нужен клинический психолог. Он соединяет знания из разных сфер и может разобраться, что происходит с пациентом, объяснить это ему или его семье и эффективно помочь.

Что нужно знать эффективному клиническому психологу

Качественное образование по клинической психологии соединяет медицинские знания, социальные и общепсихологические модели и теории. Поэтому клинический психолог учитывает взаимосвязь всех факторов, которые могут воздействовать на человека: его внутренних биологических особенностей, психики и влияния окружения. Только так можно составить полную картину и подобрать подходящий способ лечения.
Качественное образование по клинической психологии соединяет медицинские знания, социальные и общепсихологические модели и теории. Поэтому клинический психолог учитывает взаимосвязь всех факторов, которые могут воздействовать на человека: его внутренних биологических особенностей, психики и влияния окружения. Только так можно составить полную картину и подобрать подходящий способ лечения.
Биопсихосоциальная модель — самый современный взгляд на происходящее с человеком. Если исключить один из факторов, можно упустить важную информацию и подобрать неподходящий способ помощи. Работать с медицинскими особенностями человека и состоянием его здоровья полезно, уделять внимание тому, каким человек родился, есть ли особенности строения мозга. Возможно, понадобится поддерживать клиента с помощью лекарств. Но не стоит исключать психосоциальные причины патологии: опыт отношений со значимыми людьми, общение в семье, условия развития человека, особенности психики.
Биопсихосоциальная модель — самый современный взгляд на происходящее с человеком. Если исключить один из факторов, можно упустить важную информацию и подобрать неподходящий способ помощи. Работать с медицинскими особенностями человека и состоянием его здоровья полезно, уделять внимание тому, каким человек родился, есть ли особенности строения мозга. Возможно, понадобится поддерживать клиента с помощью лекарств. Но не стоит исключать психосоциальные причины патологии: опыт отношений со значимыми людьми, общение в семье, условия развития человека, особенности психики.
Представим ситуацию. Родители подростка пытаются понять, почему у него возникла депрессия. Взрослые считают, что для расстройства нет оснований, ведь у них хорошая семья, дома все в порядке, в школе никаких проблем.
Представим ситуацию. Родители подростка пытаются понять, почему у него возникла депрессия. Взрослые считают, что для расстройства нет оснований, ведь у них хорошая семья, дома все в порядке, в школе никаких проблем.
Отношения в семье и состояние подростка, которое замечают родители, — это психосоциальный фактор. С ним может быть не все в порядке, даже если взрослые считают иначе. Но что важнее, они игнорируют еще один важный фактор возникновения депрессии — биологический. В организме происходят внутренние процессы, которые развиваются по собственным законам и тоже влияют на состояние клиента. И тогда, даже если кажется, что человек благополучен и на первый взгляд все в порядке, у него может быть психическое расстройство.
Отношения в семье и состояние подростка, которое замечают родители, — это психосоциальный фактор. С ним может быть не все в порядке, даже если взрослые считают иначе. Но что важнее, они игнорируют еще один важный фактор возникновения депрессии — биологический. В организме происходят внутренние процессы, которые развиваются по собственным законам и тоже влияют на состояние клиента. И тогда, даже если кажется, что человек благополучен и на первый взгляд все в порядке, у него может быть психическое расстройство.
Какие знания нужны клиническому психологу

Знания, необходимые клиническому психологу

Знания, необходимые клиническому психологу

Зачем изучать клиническую психологию тем, кто не работает с расстройствами? Рассказали в мини-курсе «Пять причин стать клиническим психологом». Узнаете, почему эта профессия востребована, как переподготовка влияет на работу с клиентами и как стать специалистом в этой области

Что нужно уметь, чтобы быть эффективным клиническим психологом

Ключевые умения и навыки клинического психолога делятся на две большие категории.
Ключевые умения и навыки клинического психолога делятся на две большие категории.
Первая группа — навыки, которые нужны, чтобы изучить состояние клиента и определить его патологию. Для этого клиническому психологу нужны диагностические методы. Он должен уметь вести клиническую беседу, грамотно наблюдать, проводить тестирования и эксперименты.
Первая группа — навыки, которые нужны, чтобы изучить состояние клиента и определить его патологию. Для этого клиническому психологу нужны диагностические методы. Он должен уметь вести клиническую беседу, грамотно наблюдать, проводить тестирования и эксперименты.
Что клинический психолог может исследовать в состоянии клиента:
Что клинический психолог может исследовать в состоянии клиента:
Основные психические функции: внимание, мышление, память. Некоторые психические расстройства нарушают их, поэтому необходимо установить, не нарушена ли, например, память клиента. Это поможет выявить патологию.
Личностные особенности человека. Иногда с психическими функциями все в порядке, но клиент испытывает трудности в общении или в работе. Чтобы понять причину, клинический психолог должен обратиться к личности, разобраться, что человек думает о себе, как взаимодействует с окружающими, как привык справляться с трудностями.
Специфические состояния человека. Например, он мог попасть под чье-то влияние — как тогда понять, что клиента вынудили на какие-то действия? Или состояние аффекта: понимал ли человек последствия?
Диагностические навыки помогают клиническому психологу различать психические расстройства. Он ориентируется на известные ему клинические проявления патологий и может точнее подбирать способы работы с клиентом. Без специфических знаний клинической психологии специалиста не сможет определить расстройство и подобрать подходящую помощь человеку.
Диагностические навыки помогают клиническому психологу различать психические расстройства. Он ориентируется на известные ему клинические проявления патологий и может точнее подбирать способы работы с клиентом. Без специфических знаний клинической психологии специалиста не сможет определить расстройство и подобрать подходящую помощь человеку.
К примеру, клиент жалуется на панические атаки. Это и правда могут быть они, а может — генерализованное тревожное расстройство. Или вообще не расстройство. Люди склонны самостоятельно ставить себе диагнозы и находить им подтверждение. Клинический психолог опирается на знания и использует разные методы, чтобы правильно диагностировать состояние клиента: задает вопросы, дает задания, проводит эксперименты. От диагностики будет зависеть лечение и помощь.
К примеру, клиент жалуется на панические атаки. Это и правда могут быть они, а может — генерализованное тревожное расстройство. Или вообще не расстройство. Люди склонны самостоятельно ставить себе диагнозы и находить им подтверждение. Клинический психолог опирается на знания и использует разные методы, чтобы правильно диагностировать состояние клиента: задает вопросы, дает задания, проводит эксперименты. От диагностики будет зависеть лечение и помощь.
Когда клинический психолог установил, что перед ним, например, человек с депрессией, важно понять, что делать дальше, как ему помогать. Вторая группа навыков напрямую касается помощи клиенту. Этот процесс называется интервенцией.
Когда клинический психолог установил, что перед ним, например, человек с депрессией, важно понять, что делать дальше, как ему помогать. Вторая группа навыков напрямую касается помощи клиенту. Этот процесс называется интервенцией.
Одна из интервенций — психотерапия. Для работы с разными расстройствами клинический психолог использует психотерапевтические протоколы, которые доказали свою эффективность. Например, как помогать человеку в депрессии, при панических атаках, при диссоциативном расстройстве личности. Это не значит, что специалист механически повторяет одни и те же действия с разными клиентами: протокол нужно адаптировать под индивидуальные особенности. Но при этом он опирается на план, который утвердили множеством исследований и который гарантированно помогает при патологиях.
Одна из интервенций — психотерапия. Для работы с разными расстройствами клинический психолог использует психотерапевтические протоколы, которые доказали свою эффективность. Например, как помогать человеку в депрессии, при панических атаках, при диссоциативном расстройстве личности. Это не значит, что специалист механически повторяет одни и те же действия с разными клиентами: протокол нужно адаптировать под индивидуальные особенности. Но при этом он опирается на план, который утвердили множеством исследований и который гарантированно помогает при патологиях.
Если не следовать протоколам работы с конкретными расстройствами, можно сделать клиенту хуже. При работе с человеком, испытывающим панические атаки, нельзя предлагать глубоко дышать или сразу же идти в места, которые он считает опасными. Такие советы могут усугубить паническое расстройство.
Если не следовать протоколам работы с конкретными расстройствами, можно сделать клиенту хуже. При работе с человеком, испытывающим панические атаки, нельзя предлагать глубоко дышать или сразу же идти в места, которые он считает опасными. Такие советы могут усугубить паническое расстройство.
Клиническому психологу нужно уметь формировать сотрудничество с клиентом. Это называется комплаенс — он нужен, чтобы заинтересовать человека в совместной работе, в лечении и соблюдении рекомендаций. Иногда клиенты избегают встреч со специалистом, отказываются соблюдать ход лечения или делают это невнимательно, что может ухудшать состояние человека. Поэтому клиническому психологу важно сформировать эмоциональную связь с клиентом, помочь разобраться, почему он небрежно относится к совместной работе, и уделять время психообразованию.
Клиническому психологу нужно уметь формировать сотрудничество с клиентом. Это называется комплаенс — он нужен, чтобы заинтересовать человека в совместной работе, в лечении и соблюдении рекомендаций. Иногда клиенты избегают встреч со специалистом, отказываются соблюдать ход лечения или делают это невнимательно, что может ухудшать состояние человека. Поэтому клиническому психологу важно сформировать эмоциональную связь с клиентом, помочь разобраться, почему он небрежно относится к совместной работе, и уделять время психообразованию.
Психообразование — это тоже интервенция. Клинический психолог разбирается в состоянии человека, выстраивает схему помощи и уделяет внимание именно ей. Но сам клиент не будет понимать, почему не может быстро избавиться от панической атаки или почему просыпается ночью и не может уснуть. Если не объяснить человеку его состояние, он не поймет, почему важно соблюдать рекомендации, будет их нарушать. Поэтому важно поговорить доступно и доверительно, объяснить, что происходит и как будет проходить лечение. Это знание поможет поддержать клиента: он разберется со своим состоянием и поймет, как себе помочь.
Психообразование — это тоже интервенция. Клинический психолог разбирается в состоянии человека, выстраивает схему помощи и уделяет внимание именно ей. Но сам клиент не будет понимать, почему не может быстро избавиться от панической атаки или почему просыпается ночью и не может уснуть. Если не объяснить человеку его состояние, он не поймет, почему важно соблюдать рекомендации, будет их нарушать. Поэтому важно поговорить доступно и доверительно, объяснить, что происходит и как будет проходить лечение. Это знание поможет поддержать клиента: он разберется со своим состоянием и поймет, как себе помочь.

Что входит в диагностику и интервенцию работы клинического психолога

Что входит в диагностику и интервенцию работы клинического психолога

Как клиническому психологу разобраться в состоянии клиента: разбор кейса

Представим, что к клиническому психологу обратилась за помощью клиентка. Ей 30 лет, работает на руководящей должности, состоит в отношениях, семья живет в другом городе.
Представим, что к клиническому психологу обратилась за помощью клиентка. Ей 30 лет, работает на руководящей должности, состоит в отношениях, семья живет в другом городе.
У клиентки есть конкретная жалоба: в начале недели она очень продуктивна, все успевает и с энтузиазмом включается в задачи, но чем ближе к выходным, тем сильнее устает, выполняет задачи через силу. Такое состояние беспокоит и смущает: работа ей нравится, но три рабочих дня вместо пяти сильно выматывают. В выходные дни клиентка успевает восстановиться, проводит время с партнером, они часто ходят в бары. Алкоголь помогает отключиться от рабочих задач, но при этом не нравится, что это ее единственный способ справляться со сложностями.
У клиентки есть конкретная жалоба: в начале недели она очень продуктивна, все успевает и с энтузиазмом включается в задачи, но чем ближе к выходным, тем сильнее устает, выполняет задачи через силу. Такое состояние беспокоит и смущает: работа ей нравится, но три рабочих дня вместо пяти сильно выматывают. В выходные дни клиентка успевает восстановиться, проводит время с партнером, они часто ходят в бары. Алкоголь помогает отключиться от рабочих задач, но при этом не нравится, что это ее единственный способ справляться со сложностями.
Информации для диагностики немного: конкретный симптом лишь один — у клиентки в течение недели меняется продуктивность. Неклинический психолог может составить общие гипотезы. Они имеют право на существование, потому что иногда запрос клиента — это именно то, о чем он говорит, и то, с чем психолог будет работать. Но любое предположение требует подтверждения.
Информации для диагностики немного: конкретный симптом лишь один — у клиентки в течение недели меняется продуктивность. Неклинический психолог может составить общие гипотезы. Они имеют право на существование, потому что иногда запрос клиента — это именно то, о чем он говорит, и то, с чем психолог будет работать. Но любое предположение требует подтверждения.
Первая общая гипотеза — проблемы мотивации. Возможно, клиентке на самом деле не нравится работа, и хотя ее вроде бы все устраивает, что-то на самом деле идет не так. У девушки может быть склонность к перфекционизму, и она ставит себе нереалистичные цели. Возможно, на работе большая конкуренция, где приходится постоянно подтверждать, что у нее есть право занимать должность. Можно выбрать это направление для работы и попробовать найти подтверждение гипотезе.
С другой стороны, у клиентки могут быть сложности с самоорганизацией. Возможно, ей нужен не психолог, а тренер по тайм-менеджменту или коуч. Она может сильно уставать, потому что ставит себе неадекватно большие задачи, плохо отдыхает, и силы к концу недели закономерно заканчиваются. Тогда нужно разобраться с объемом задач, научиться делегировать и правильно распределять время.
Возможен семейный контекст проблемы: клиентку тяготят взаимоотношения с партнером. На выходных они ходят в бары и выпивают — это может угнетать, поэтому к концу недели чувствуется упадок сил. Возможно, ей хотелось бы предложить другие варианты общения и отдыха, но партнер не принимает.
Общие гипотезы исходят из знаний психологии и здравого смысла, но они не дают ответы на все вопросы. Что на самом деле происходит с клиенткой, почему есть такая динамика? Тут помогут клинические гипотезы:
Общие гипотезы исходят из знаний психологии и здравого смысла, но они не дают ответы на все вопросы. Что на самом деле происходит с клиенткой, почему есть такая динамика? Тут помогут клинические гипотезы:
Можно разобраться, есть ли у клиентки нарушения внимания и работоспособности. Возможно, она не просто устает, а на самом деле сужен объем воспринимаемой информации, есть нарушения внимания и памяти. С этим поможет патопсихологическая диагностика.
Если все в порядке с вниманием, возможно, речь идет о расстройстве настроения. Тогда нужно отслеживать колебания активности, энергии, искать закономерности подъема и спада настроения.
Кроме того, причиной состояния клиентки может быть вся ситуация в целом. У нее может быть расстройство настроения в легкой форме, но усугублять его будут внешние факторы в виде партнера, алкоголя и работы. Тогда нужно работать комплексно, возможно, с поддержкой в виде медицинских препаратов. Если у клинического психолога нет медицинского образования, стоит направить пациентку к врачу-психиатру.

Наш курс «Клиническая психология»

Профессионально помогайте людям с психическими расстройствами, изучив современную теорию и освоив практику на интерактивном онлайн-курсе.
По окончании курса вы получаете диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Клинический психолог» и правом ведения профессиональной деятельности.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь