Фундаментальный курс по психологии зависимостей. Вы научитесь выстраивать систему диагностики и психотерапии для клиентов, имеющих химические и нехимические зависимости, в том числе от никотина и алкоголя, азартных и компьютерных игр.
Вы освоите комплексный подход к психотерапии зависимостей: изучите фармакологию, инструменты из когнитивно-поведенческой терапии, подходов ACT и схема-терапии, мотивационного интервью. Познакомитесь с моделями групповой психотерапии и принципами работы с семейной системой.
Получите практические навыки для работы с клиентами, имеющими аддикции. Сможете более уверенно начать практику с реальными клиентами и работать с востребованным запросом.
Научитесь выявлять признаки аддиктивного поведения, сможете отличать аддиктивное поведение от условной нормы. Освоите методики для диагностики, консультирования и психотерапии аддиктивного поведения.
Практикующие психологи
Чему вы научитесь на курсе
Выявлять признаки аддиктивного поведения.
1
Понимать физиологические, нейропсихологические и психологические механизмы формирования аддиктивного поведения.
2
Отличать аддиктивное поведение от условной нормы. Определять спектр аддиктивного поведения.
3
Понимать, как строится программа лечения, реабилитации, каковы задачи психолога на каждом этапе.
4
Узнать особенности работы в ремиссии, технику безопасности и профилактику рецидивов.
5
Использовать методики консультирования и психообразования с семьей и близкими человека, имеющего аддикцию.
6
Обоснованно выбирать и применять необходимые методики для диагностики и консультирования и психотерапии.
7
Использовать в работе принципы и методы из подходов КПТ, Мотивационного интервью и DBT, схема-терапии. Например, принцип креативной безнадежности, точки выбора, работы с ценностями и навыков осознанности в психологическом консультировании при расстройствах употребления.
8
После курса вы сможете
Работать с другим аддиктивным поведением
Алкоголя
Никотина
Других психоактивных веществ
Диагностировать химические и нехимические аддикции и проводить психотерапию аддикций от:
Работать с созависимостью
Азартных игр (гемблинга)
Компьютерных игр
Социальных сетей
2 часа видеолекций в неделю с актуальной теорией — вы смотрите ее в удобное время.
Получаете знания и закрепляете их
Осваиваете инструменты с преподавателем
Участвуете в супервизиях
Получаете поддержку
Участвуете во встречах с экспертами: наркологами, семейными терапевтами, психиатрами, врачами, специалистами в разных подходах.
Перенимаете опыт коллег
Еженедельные практические занятия с преподавателем и однокурсниками: участвуете в дискуссиях по пройденным темам и получаете ответы на вопросы.
Получаете обратную связь от преподавателя по своим кейсам, обсуждаете стратегии работы, концептуализации и сложные моменты.
Общий чат в Telegram с куратором и однокурсниками — можете задать вопрос по теме, поделиться затруднениями и победами.
Как проходит обучение на курсе
Круглый стол с разными специалистами: обсуждаете сложные темы и высказываете свое мнение.
Промежуточные тестирования, которые вы проходите после каждого модуля.
Отслеживаете прогресс
Выпускной экзамен.
Программа курса «Психология зависимого поведения»
Модуль 1. Зависимость
Вы изучите темы:
История и подходы в работе с зависимостями. Мифы о зависимостях
Определение зависимого поведения и диагностические критерии согласно международным классификаторами болезней МКБ 10, МКБ 11, DSM
Как сочетаются зависимое поведение и такие расстройства, как БАР, СДВГ, РЛ, ПТСР, кПТСР, депрессия, ГТР
Что не является зависимостью: РПП, ОКР
Какие факторы влияют на формирование зависимого поведения: биопсихосоциальная модель и биологические факторы
Вы узнаете:
Какие виды химических зависимостей бывают, особенности их течения
Как построена система лечения при зависимом поведении
Какие формы помощи оказывают зависимому: в стационаре, амбулаторно, в реабилитационном центре
Как комплексный подход помогает в работе с зависимостями. Роль психолога в нем
Какие особенности работы с химическими зависимостями существуют
Вы узнаете:
Бывает ли безопасная доза алкоголя с точки зрения науки и безопасен ли микродозинг грибов и наркотиков
Как лечит врач психиатр-нарколог, какова роль психолога и как они могут сотрудничать
Какие группы препаратов используют при лечении зависимости, что должен знать психолог про побочные эффекты, привыкание, красные флаги
Бывает ли зависимость от антидепрессантов, снотворных, обезболивающих и других лекарств
Вы изучите темы:
Исследования об эффективности подходов к психотерапии зависимости. Протоколы и этапы психотерапии
Основные интервенции для каждого этапа психотерапии. Неэффективные и вредные советы и интервенции
Как проходит терапия с клиентами с расстройствами: сеттинг, трудности и опоры
Концептуализация случая. Работа с запросом и цель терапии. Примеры рабочих и не рабочих запросов
Красные флаги и техника безопасности
Как понять, будет ли терапия эффективна, и оценить ее результат
Позиция терапевта. Выпрямительный рефлекс терапевта: что это и как поможет в работе
Вы узнаете:
Какие виды нехимических зависимостей существуют: игровая, компьютерная, другие виды поведенческой зависимости.
Как распознать за поведением зависимость, критерии поведенческой зависимости
Почему появляется поведенческая зависимость и какие у нее стадии развития
Какие риски есть при поведенческой зависимости
Как можно помочь человеку с поведенческими зависимостями и в чем особенности лечения
Какие психические расстройства сочетаются с поведенческими зависимостями, особенности психотерапии таких случаев
Что общего при лечении поведенческих зависимостей и химических зависимостей
В чем особенности психотерапии при поведенческих зависимостях. Тема для психологов, психиатров, наркологов
Вы изучите темы:
История и подходы в работе с зависимостями. Мифы о зависимостях
Определение зависимого поведения и диагностические критерии согласно международным классификаторами болезней МКБ 10, МКБ 11, DSM
Как сочетаются зависимое поведение и такие расстройства, как БАР, СДВГ, РЛ, ПТСР, кПТСР, депрессия, ГТР
Что не является зависимостью: РПП, ОКР
Какие факторы влияют на формирование зависимого поведения: биопсихосоциальная модель и биологические факторы
Вы узнаете:
Какие виды химических зависимостей бывают, особенности их течения
Как построена система лечения при зависимом поведении
Какие формы помощи оказывают зависимому: в стационаре, амбулаторно, в реабилитационном центре
Как комплексный подход помогает в работе с зависимостями. Роль психолога в нем
Какие особенности работы с химическими зависимостями существуют
Вы узнаете:
Бывает ли безопасная доза алкоголя с точки зрения науки и безопасен ли микродозинг грибов и наркотиков
Как лечит врач психиатр-нарколог, какова роль психолога и как они могут сотрудничать
Какие группы препаратов используют при лечении зависимости, что должен знать психолог про побочные эффекты, привыкание, красные флаги
Бывает ли зависимость от антидепрессантов, снотворных, обезболивающих и других лекарств
Вы изучите темы:
Исследования об эффективности подходов к психотерапии зависимости. Протоколы и этапы психотерапии
Основные интервенции для каждого этапа психотерапии. Неэффективные и вредные советы и интервенции
Как проходит терапия с клиентами с расстройствами: сеттинг, трудности и опоры
Концептуализация случая. Работа с запросом и цель терапии. Примеры рабочих и не рабочих запросов
Красные флаги и техника безопасности
Как понять, будет ли терапия эффективна, и оценить ее результат
Позиция терапевта. Выпрямительный рефлекс терапевта: что это и как поможет в работе
Вы узнаете:
Какие виды нехимических зависимостей существуют: игровая, компьютерная, другие виды поведенческой зависимости.
Как распознать за поведением зависимость, критерии поведенческой зависимости
Почему появляется поведенческая зависимость и какие у нее стадии развития
Какие риски есть при поведенческой зависимости
Как можно помочь человеку с поведенческими зависимостями и в чем особенности лечения
Какие психические расстройства сочетаются с поведенческими зависимостями, особенности психотерапии таких случаев
Что общего при лечении поведенческих зависимостей и химических зависимостей
В чем особенности психотерапии при поведенческих зависимостях. Тема для психологов, психиатров, наркологов
Модуль 2. Работа с социальным и семейным контекстом в психотерапии зависимости
Вы узнаете:
Что такое созависимость, как появился этот термин, как его понимают сейчас
Какие есть признаки созависимого поведения
Что считать созависимостью, а что помощью. Когда помощь близкому переходит в стадию созависимости
В чем разница между созависимостью и любовной зависимостью
Как строить работа с детьми, подростками и родителями: если подросток зависим, а родитель в созависимости или если родитель зависим, а подросток в созависимости
Вы узнаете:
Как семейный контекст влияет на на развитие зависимого поведения и как окружение поддерживает зависимое поведение
Какие есть трудности при работе с системным семейным и социальным контекстом зависимого поведения, инструменты работы с этими трудностями
Какие есть ошибки мышления и особенности коммуникации в семьях с зависимым поведением
Что такое любовная зависимость с точки зрения современной психологии
Вы узнаете:
Как начать говорить с ребенком или подростком о зависимости
Что делать, если вы обнаружили у клиента (ребенка или подростка) зависимое поведение
В чем особенности построения терапевтических отношений
Какие юридические аспекты нужно учитывать при работе с несовершеннолетними
Когда ребенка нужно госпитализировать, а когда можно лечить амбулаторно
Какие есть эффективные подходы к психотерапии детей и подростков.
В чем отличие от работы со взрослыми: разберем подходы ACT, КПТ, DBT, схема-терапию, ССП для работы с детьми и подростками
Вы узнаете:
Какие есть программы групповой терапии для людей с зависимостями
В чем заключаются принципы групповой работы с зависимостями и что влияет на эффективность
Какие есть подходы к групповой терапии зависимостей: DBT, SMART RECOVERY, АА, ВДА, групповая работа в ACT, протокол MORE (основанный на mindfulness)
Вы узнаете:
Что такое созависимость, как появился этот термин, как его понимают сейчас
Какие есть признаки созависимого поведения
Что считать созависимостью, а что помощью. Когда помощь близкому переходит в стадию созависимости
В чем разница между созависимостью и любовной зависимостью
Как строить работа с детьми, подростками и родителями: если подросток зависим, а родитель в созависимости или если родитель зависим, а подросток в созависимости
Вы узнаете:
Как семейный контекст влияет на на развитие зависимого поведения и как окружение поддерживает зависимое поведение
Какие есть трудности при работе с системным семейным и социальным контекстом зависимого поведения, инструменты работы с этими трудностями
Какие есть ошибки мышления и особенности коммуникации в семьях с зависимым поведением
Что такое любовная зависимость с точки зрения современной психологии
Вы узнаете:
Как начать говорить с ребенком или подростком о зависимости
Что делать, если вы обнаружили у клиента (ребенка или подростка) зависимое поведение
В чем особенности построения терапевтических отношений
Какие юридические аспекты нужно учитывать при работе с несовершеннолетними
Когда ребенка нужно госпитализировать, а когда можно лечить амбулаторно
Какие есть эффективные подходы к психотерапии детей и подростков.
В чем отличие от работы со взрослыми: разберем подходы ACT, КПТ, DBT, схема-терапию, ССП для работы с детьми и подростками
Вы узнаете:
Какие есть программы групповой терапии для людей с зависимостями
В чем заключаются принципы групповой работы с зависимостями и что влияет на эффективность
Какие есть подходы к групповой терапии зависимостей: DBT, SMART RECOVERY, АА, ВДА, групповая работа в ACT, протокол MORE (основанный на mindfulness)
Модуль 3. Мотивационное консультирование при зависимости
Вы узнаете:
О методе, о задачах и применении мотивационного консультирования
Какие цели могут у клиентов и как с ними работать
Что делать, когда у клиента есть доводы за изменение и против него одновременно
Как консультанту развивать эмпатию
Какие есть типичные трудности при мотивационном интервью и как их преодолевать
Что делать, если у клиента нет цели прекратить употребление
Вы научитесь:
Вести мотивационное интервью: применять главные техники — DARN-CAT и OARS
Вы узнаете:
О методе, о задачах и применении мотивационного консультирования
Какие цели могут у клиентов и как с ними работать
Что делать, когда у клиента есть доводы за изменение и против него одновременно
Как консультанту развивать эмпатию
Какие есть типичные трудности при мотивационном интервью и как их преодолевать
Что делать, если у клиента нет цели прекратить употребление
Вы научитесь:
Вести мотивационное интервью: применять главные техники — DARN-CAT и OARS
Модуль 4. Диагностика и психотерапия
Вы изучите:
Диагностику с помощью тестов и шкал
Протокол диагностического интервью RIPTEAR
Детальные критерии зависимого поведения: риски и последствия, тяга, потеря контроля, предыдущие попытки прекратить зависимое поведение
Вы изучите:
Примеры психотерапии КПТ при зависимостях
Какие принципы и основные интервенции КПТ помогают при работе с зависимым поведением
Протокол работы с зависимостями: основные этапы и логика психотерапии в КПТ подходе
Адаптивные копинг-стратегии для поддержания трезвости
Вы научитесь:
Работать с рецидивом в КПТ-подходе
Работать с убеждениями и мыслями при зависимостях
Работать с поведением и тягой при зависмостях.
Вы узнаете:
В чем отличия индивидуальной и групповой DBT-терапии в работе с зависимостями
Почему DBT эффективен в психотерапии зависимостей и какие исследования это подтверждают
Какие принципы и основные интервенции помогают в работе с зависимым поведением
По какому алгоритму строится протокол работы с DBT с зависимостями: основные этапы и логика психотерапии в DBT-терапии
Научный руководитель, автор программы, преподаватель
Илья Гавин
Клинический психолог. Контекстуально-поведенческий терапевт. Специализируется на работе с химическими и поведенческими зависимостями.
Илья Гавин
Клинический психолог. Контекстуально-поведенческий терапевт. Специализируется на работе с химическими и поведенческими зависимостями.
Преподаватели курса
Ирина Степанова
Психолог, кандидат психологических наук, схема-терапевт, эмоционально-фокусированный терапевт, системный семейный терапевт. Специализируется на работе с кПТСР, расстройствами личности, агрессией, РПП и в работе с парами.
Татьяна Волк
Клинический психолог, АСТ-терапевт, специализируется на работе с химической зависимостью. Более 5 лет работает в системе помощи зависимым, реабилитации, ведет клиническую и частную амбулаторную практику. Также имеет подготовку и опыт работы в ДБТ, курирует стажерскую программу в клинике Mental Health Center.
Светлана Лысенко
Психолог и тренер навыков, специализируется на работе с РПП, СДВГ, БАР, ПРЛ. Работает со взрослыми и подростками, использует подходы АСТ и DBT. Тимлидер ДБТ команды DBT MIND, одна из авторов проекта Teens and feelings.
Евгений Шевченко
Клинический (медицинский) психолог со стажем работы более 10 лет, когнитивно-поведенческий терапевт, АСТ-терапевт. Практикующий специалист частной клиники «Ваш доктор» во Владикавказе.
Ирина Степанова
Психолог, кандидат психологических наук, схема-терапевт, эмоционально-фокусированный терапевт, системный семейный терапевт. Специализируется на работе с кПТСР, расстройствами личности, агрессией, РПП и в работе с парами.
Татьяна Волк
Клинический психолог, АСТ-терапевт, специализируется на работе с химической зависимостью. Более 5 лет работает в системе помощи зависимым, реабилитации, ведет клиническую и частную амбулаторную практику. Также имеет подготовку и опыт работы в ДБТ, курирует стажерскую программу в клинике Mental Health Center.
Светлана Лысенко
Психолог и тренер навыков, специализируется на работе с РПП, СДВГ, БАР, ПРЛ. Работает со взрослыми и подростками, использует подходы АСТ и DBT. Тимлидер ДБТ команды DBT MIND, одна из авторов проекта Teens and feelings.
Евгений Шевченко
Клинический (медицинский) психолог со стажем работы более 10 лет, когнитивно-поведенческий терапевт, АСТ-терапевт. Практикующий специалист частной клиники «Ваш доктор» во Владикавказе.
Документ: диплом о профессиональной переподготовке, 290 ак. часов
4 536 ₽/мес
81 643 ₽
Вы можете получить налоговый вычет на образование в размере до 13% от суммы курса
Часто задаваемые вопросы
Да, потому что на курсе вы не просто смотрите лекции и делаете задания, вы максимально вовлечены в общий процесс. Основа обучения — практические занятия, отработка навыков, разбор кейсов, общение со специалистами.
Вы получите диплом о профессиональной переподготовке (290 ак. часов). Но для этого недостаточно просто посмотреть видеолекции: мы выдаем документы о образовании только тем, кто успешно сдал выпускной экзамен, посетил 80% занятий и активно работал на практических вебинарах.
Да, мы сделали этот курс доступным для людей без специального психологического образования.
Все доступно и бесплатно. Zoom — платформа для видеоконференцсвязи, на которой мы проводим вебинары и все групповые активности. Telegram — мессенеджер, в котором происходит общение куратора и студентов.
Все материалы будут на учебной онлайн-платформе.
Да, потому что на курсе вы не просто смотрите лекции и делаете задания, вы максимально вовлечены в общий процесс. Основа обучения — практические занятия, отработка навыков, разбор кейсов, общение со специалистами.
Вы получите диплом о профессиональной переподготовке (290 ак. часов). Но для этого недостаточно просто посмотреть видеолекции: мы выдаем документы о образовании только тем, кто успешно сдал выпускной экзамен, посетил 80% занятий и активно работал на практических вебинарах.
Да, мы сделали этот курс доступным для людей без специального психологического образования.