Чтобы эффективно работать клиентами и достигать результатов, коучу нужно владеть компетенциями. Их список устанавливает Международная Федерация коучинга (ICF), она же проводит сертификацию — оценивает, насколько специалист ими владеет.
Чтобы эффективно работать клиентами и достигать результатов, коучу нужно владеть компетенциями. Их список устанавливает Международная Федерация коучинга (ICF), она же проводит сертификацию — оценивает, насколько специалист ими владеет.
Что это за компетенции, как их воплощать и прокачивать, рассказывает коуч уровня PCC ICF. Читайте, отправляйте коллегам и вместе отрабатывайте навыки, чтобы стать профессиональными коучами.
Что это за компетенции, как их воплощать и прокачивать, рассказывает коуч уровня PCC ICF. Читайте, отправляйте коллегам и вместе отрабатывайте навыки, чтобы стать профессиональными коучами.
Чтобы увидеть, как воплощать эти компетенции в работе с клиентом, в конце смотрите демо-сессию практикующего коуча.
Чтобы увидеть, как воплощать эти компетенции в работе с клиентом, в конце смотрите демо-сессию практикующего коуча.
Коуч опирается на этику
Этические нормы помогают коучу проводить консультации профессионально и с уважением к клиентам. В спорных ситуациях он может опираться на эти правила, чтобы укреплять доверие и безопасность.
Этические нормы помогают коучу проводить консультации профессионально и с уважением к клиентам. В спорных ситуациях он может опираться на эти правила, чтобы укреплять доверие и безопасность.
Этически спорная для коуча ситуация
Этически спорная для коуча ситуация
Как быть, если клиент предлагает коучу встретиться вне рабочей сессии? Этический кодекс ICF однозначно говорит: запрещены личные отношения за пределами коучингового взаимодействия.
Как быть, если клиент предлагает коучу встретиться вне рабочей сессии? Этический кодекс ICF однозначно говорит: запрещены личные отношения за пределами коучингового взаимодействия.
Как коучу поступить в спорной ситуации
Как коучу поступить в спорной ситуации
Другой пример. Коуч работает с сотрудниками организации и случайно узнает, что компания планирует уволить одного из них. Надо ли что-то делать с этой информацией? Прямо рассказать все человеку? Или убедить руководство его не увольнять, потому что коучинг с ним успешен и он эффективный специалист?
Другой пример. Коуч работает с сотрудниками организации и случайно узнает, что компания планирует уволить одного из них. Надо ли что-то делать с этой информацией? Прямо рассказать все человеку? Или убедить руководство его не увольнять, потому что коучинг с ним успешен и он эффективный специалист?
Нормы Этического кодекса прямых ответов не дают, но помогают сориентироваться. Можно опираться на следующие принципы:
Нормы Этического кодекса прямых ответов не дают, но помогают сориентироваться. Можно опираться на следующие принципы:
До начала работы обсудить спорные моменты, чтобы не создавать ложных ожиданий, и как в них действовать коучу.
Заключить соглашение между коучем, заказчиком-организацией и клиентом-сотрудником.
Соблюдать свои обязанности, в том числе не разглашать конфиденциальную информацию, не допускать конфликт интересов.
В спорных ситуациях призывать стороны к диалогу и обсуждать ситуацию со всеми сторонами.
Опираться на этику также значит гарантировать клиенту конфиденциальность. Все что они обсуждают на консультациях, остается между ними. Так клиент чувствует себя в безопасности, открыто и честно говорит о том, что его волнует. Чем свободнее он себя ощущает, тем больше материала для работы появляется у специалиста, тем быстрее и эффективнее идет работа.
Опираться на этику также значит гарантировать клиенту конфиденциальность. Все что они обсуждают на консультациях, остается между ними. Так клиент чувствует себя в безопасности, открыто и честно говорит о том, что его волнует. Чем свободнее он себя ощущает, тем больше материала для работы появляется у специалиста, тем быстрее и эффективнее идет работа.
Как прокачивать компетенцию
1.
2.
Изучить этический кодекс ассоциации, в которой состоите. Подойдет и Этический кодекс ICF, самой большой профессиональной организации в мире.
Вспомнить спорные ситуации из своей практики. Проанализируйте, как поступили, было ли это этично и как поступить согласно требованиям этического кодекса.
3.
Заключать соглашения с клиентами в письменной форме. Особенно это важно, если отношения будут трехсторонние: коуча нанимает организация, чтобы он работал с сотрудниками. Когда возникнет очередной спорный момент, в первую очередь важно ориентироваться на соглашение.
Как коучу этично и без манипуляций продвигать услуги в социальных сетях? Смотрите мини-курс «Основы продвижения психологов и коучей» и получите список эффективных инструментов для поиска клиентов.
Чтобы коучинг был эффективен, важно понимать, чего клиент хочет и как поймет, что достиг результата. Что означает запрос «найти предназначение»: понять свои ценности, найти смысл жизни, устроиться на работу? От этого будет зависеть и процесс работы. А как клиент поймет, что нашел предназначение: это будут мурашки, конкретный план действий или оффер от конкретной компании?
Чтобы коучинг был эффективен, важно понимать, чего клиент хочет и как поймет, что достиг результата. Что означает запрос «найти предназначение»: понять свои ценности, найти смысл жизни, устроиться на работу? От этого будет зависеть и процесс работы. А как клиент поймет, что нашел предназначение: это будут мурашки, конкретный план действий или оффер от конкретной компании?
Запрос, результат и процесс достижения составляют коучинговое соглашение. Оно помогает фокусироваться, куда и зачем мы идем. Соглашение стоит определять и для сотрудничества в целом, и для каждой консультации: когда клиент ставит цели и регулярно видит результат движения к ним, он более вовлечен в работу.
Запрос, результат и процесс достижения составляют коучинговое соглашение. Оно помогает фокусироваться, куда и зачем мы идем. Соглашение стоит определять и для сотрудничества в целом, и для каждой консультации: когда клиент ставит цели и регулярно видит результат движения к ним, он более вовлечен в работу.
В процессе соглашение может меняться. Допустим, сначала клиент хотел просто найти работу, но во время обсуждения осознал, что хочет найти такую, которая соответствовала бы его ценностям. Тогда цель коучинга меняется. Если на пути к этой новой цели у человека снова изменятся приоритеты, надо будет снова пересмотреть коучинговое соглашение.
В процессе соглашение может меняться. Допустим, сначала клиент хотел просто найти работу, но во время обсуждения осознал, что хочет найти такую, которая соответствовала бы его ценностям. Тогда цель коучинга меняется. Если на пути к этой новой цели у человека снова изменятся приоритеты, надо будет снова пересмотреть коучинговое соглашение.
Прояснять цели клиента. Пока он не знает, чего хочет, непонятно, как и куда двигаться. Путь кажется сложным и тернистым. Когда цель сформулирована, к ней легче идти и справляться с препятствиями.
3.
Передоговориться, если цели меняются. Если появляется много препятствий или клиент неохотно движется по намеченному пути, стоит вернуться к соглашению. Предложить поразмышлять, что происходит в жизни, почему цель не радует и чего хочется на самом деле.
С какими вопросами, трудностями вы сегодня пришли?
Что будет наилучшим результатом нашей сессии?
Как вы поймете, что мы его достигли? Как я смогу это понять?
Почему это важно сейчас?
Как бы вам хотелось это исследовать?
4.
Оценивать прогресс работы. Регулярно сверять цели и реальность, чтобы отслеживать, все ли идет по плану или что-то мешает. Благодаря таким сверкам клиент сможет вовремя понять, хочет ли он двигаться к этой цели или важнее что-то другое. Проще сменить направление по ходу движения, чем с трудом достичь цели, которая на самом деле не нужна.
Коуч развивает и поддерживает ощущение безопасности
Этот навык — основа доверительных безопасных отношений между коучем и клиентом. Специалист создает безопасное пространство, поддерживает и принимает человека таким, какой он есть. Клиенты описывают это ощущение как возвращение домой после долгого дня: завариваешь чай, расслабляешься и чувствуешь, что можно быть собой.
Этот навык — основа доверительных безопасных отношений между коучем и клиентом. Специалист создает безопасное пространство, поддерживает и принимает человека таким, какой он есть. Клиенты описывают это ощущение как возвращение домой после долгого дня: завариваешь чай, расслабляешься и чувствуешь, что можно быть собой.
Как прокачивать компетенцию
1.
2.
Принимать клиента таким, какой он есть. Внимательно слушать и поддерживать, помогать понять, что все его ощущения, сомнения и страхи, неуверенность, препятствия на пути к цели — нормальная часть жизни, с ними можно справиться.
Проявлять эмпатию. Стремиться понять клиента и помочь ему осознать чувства. Задавать вопросы, вместе разбираться в ситуации, искренне интересоваться его мыслями и ощущениями. Давать им место, а не оценку.
3.
Если это уместно, делиться своими мыслями и чувствами. Делать это не чтобы перевести фокус и рассказать о себе, а чтобы помочь клиенту. Узнать, что он об этом думает, что чувствует, какой вывод делает.
4.
Не давить и не пытаться навязать свои идеи. Коуч не дает советы и не приводит клиента к конкретному решению наводящими вопросами. Он помогает исследовать ситуацию и верит, что человек в состоянии самостоятельно находить ответы и решать, как поступить.
Коуч сохраняет присутствие
Все, что нам рассказывают окружающие, вызывает у нас эмоции и чувства. Представьте, как друг рассказывает о рабочем конфликте: можно считать, что он не прав, вспоминать похожие ситуации из своего опыта. Можно начать утешать друга, предлагать варианты, как выйти из конфликта. Все эти реакции — не про присутствие.
Все, что нам рассказывают окружающие, вызывает у нас эмоции и чувства. Представьте, как друг рассказывает о рабочем конфликте: можно считать, что он не прав, вспоминать похожие ситуации из своего опыта. Можно начать утешать друга, предлагать варианты, как выйти из конфликта. Все эти реакции — не про присутствие.
Истории клиентов могут вызывать у коуча разные эмоции и мысли, но они не влияют на его поведение. Он замечает их, признает свое право их испытывать, но при этом вовлечен в процесс работы. Он контактирует с клиентом, его чувствами, следует за ним и помогает осознать, что происходит. Коуч, как радио, настроен на «волну» другого человека, и тот чувствует себя услышанным.
Истории клиентов могут вызывать у коуча разные эмоции и мысли, но они не влияют на его поведение. Он замечает их, признает свое право их испытывать, но при этом вовлечен в процесс работы. Он контактирует с клиентом, его чувствами, следует за ним и помогает осознать, что происходит. Коуч, как радио, настроен на «волну» другого человека, и тот чувствует себя услышанным.
Как прокачивать компетенцию
Задавать уточняющие вопросы, чтобы разобраться в ситуации. Вопросы помогут понять, нужна ли клиенту помощь прямо сейчас, с какой целью он делится ситуацией и чего хочет. Так получится следовать за ним, а не тащить туда, где «много полезного», не подводить вопросами к определенной идее, не предлагать готовое решение.
Задавать уточняющие вопросы, чтобы разобраться в ситуации. Вопросы помогут понять, нужна ли клиенту помощь прямо сейчас, с какой целью он делится ситуацией и чего хочет. Так получится следовать за ним, а не тащить туда, где «много полезного», не подводить вопросами к определенной идее, не предлагать готовое решение.
Признавать свои эмоции, но отделять их от процесса работы. Клиент имеет право видеть ситуацию по-своему, при этом коуч может быть с ним не согласен. Если не отделять от себя эти эмоции, они будут влиять на работу: не получится проявлять поддержку и действительно помогать.
Признавать свои эмоции, но отделять их от процесса работы. Клиент имеет право видеть ситуацию по-своему, при этом коуч может быть с ним не согласен. Если не отделять от себя эти эмоции, они будут влиять на работу: не получится проявлять поддержку и действительно помогать.
Не отвлекаться на посторонние факторы: телефон, ноутбук, домашнее животное, членов семьи. Сосредотачиваться на клиенте, слышать и слушать его важно, чтобы лучше понимать и эффективнее работать. Мысли все равно будут улетать, это нормально. Заметив, что фокус сместился, не стоит ругать себя. Верните внимание к клиенту, переспросите, если что-то не поняли или не услышали.
Не отвлекаться на посторонние факторы: телефон, ноутбук, домашнее животное, членов семьи. Сосредотачиваться на клиенте, слышать и слушать его важно, чтобы лучше понимать и эффективнее работать. Мысли все равно будут улетать, это нормально. Заметив, что фокус сместился, не стоит ругать себя. Верните внимание к клиенту, переспросите, если что-то не поняли или не услышали.
Что помогает коучу сохранять присутствие
Личная рефлексия. Умение замечать свои эмоции и реакции, анализировать ситуации, в которых ощущали себя плохим коучем и как это повлияло на ваше поведение.
Личная рефлексия. Умение замечать свои эмоции и реакции, анализировать ситуации, в которых ощущали себя плохим коучем и как это повлияло на ваше поведение.
Личная терапия или личный коучинг. Во время рефлексии часто появляются вопросы, которые полезно обсуждать со специалистом из позиции клиента. Так они не останутся без внимания и при этом не повлияют на работу с вашими клиентами.
Личная терапия или личный коучинг. Во время рефлексии часто появляются вопросы, которые полезно обсуждать со специалистом из позиции клиента. Так они не останутся без внимания и при этом не повлияют на работу с вашими клиентами.
Супервизия. Если с эмоциями совладать трудно, на помощь приходит супервизор. Если же переживаний слишком много и они влияют на работу с клиентом, важно помнить о принципе «не навреди»: закончить работу и предложить дать контакт коллеги, которому доверяете.
Супервизия. Если с эмоциями совладать трудно, на помощь приходит супервизор. Если же переживаний слишком много и они влияют на работу с клиентом, важно помнить о принципе «не навреди»: закончить работу и предложить дать контакт коллеги, которому доверяете.
Умение выдерживать паузы. Начинающие коучи нервничают, если нечего сказать, и стараются заполнять паузы. Но молчание помогает клиенту поразмышлять, осознать, додумать, обнаружить взаимосвязи. После паузы можно спросить: «Что происходило с вами, пока была тишина?»
Умение выдерживать паузы. Начинающие коучи нервничают, если нечего сказать, и стараются заполнять паузы. Но молчание помогает клиенту поразмышлять, осознать, додумать, обнаружить взаимосвязи. После паузы можно спросить: «Что происходило с вами, пока была тишина?»
Коуч активно слушает
Мастерство коуча заключается в том, что он одновременно слушает клиента и замечает, что происходит с человеком.
Мастерство коуча заключается в том, что он одновременно слушает клиента и замечает, что происходит с человеком.
Невербальные проявления. Клиент говорит быстрее, чем обычно, оживляется и улыбается, активно жестикулирует. Или наоборот, опускает взгляд, говорит медленно, хмурит брови.
Эмоции. Если человек говорит о провалах, но при этом на лице мелькает улыбка, уточните, что происходит с клиентом. Так получите больше информации о клиенте, а он почувствует, что вы действительно стремитесь его понять.
Слова. Клиент может повторять одно слово или использовать специфический термин. Не бойтесь спрашивать, если чего-то не знаете: так можно открыть новые темы в работе.
Как прокачивать компетенцию
Поможет преднамеренная практика с коллегами. По очереди разыгрывайте коуча и клиента, ставя себе разные задачи: отслеживать невербальные проявления, эмоции или конкретные слова. После практики обсуждайте с напарником, что происходило. Полезно пригласить коллег-зрителей, чтобы они давали обратную связь со стороны.
Поможет преднамеренная практика с коллегами. По очереди разыгрывайте коуча и клиента, ставя себе разные задачи: отслеживать невербальные проявления, эмоции или конкретные слова. После практики обсуждайте с напарником, что происходило. Полезно пригласить коллег-зрителей, чтобы они давали обратную связь со стороны.
Коуч пробуждает осознанность
Эта компетенция помогает и коучу, и клиенту исследовать ситуацию с разных сторон и подобрать подходящие решения. Если клиент долго не может найти работу, причин может быть много: неоформленное резюме, неуверенность на собеседованиях или же непонимание, какую именно работу он хочет найти. Коуч пробуждает осознанность человека, чтобы он решал не конкретную трудность, а смотрел на ситуацию в целом.
Эта компетенция помогает и коучу, и клиенту исследовать ситуацию с разных сторон и подобрать подходящие решения. Если клиент долго не может найти работу, причин может быть много: неоформленное резюме, неуверенность на собеседованиях или же непонимание, какую именно работу он хочет найти. Коуч пробуждает осознанность человека, чтобы он решал не конкретную трудность, а смотрел на ситуацию в целом.
Как прокачивать компетенцию
1.
2.
Задавать вопросы:
Говорить с клиентом фактами, не делать выводы и не оценивать. Поделившись наблюдением, спросить: «Как вам это?», чтобы клиент поразмышлять и решить, подходит ему или нет.
Каким вы видите себя в будущем?
Если возникнут небольшие изменения, что изменится в вашей жизни?
Когда вместо, А (проблема) есть Б (желаемое), кем себя ощущаете?
Что происходит, если это уже есть в вашей жизни?
Что думаете вы будущий о себе сегодняшнем?
Коуч способствует развитию клиента
Клиент развивается, когда учится думать шире, мыслить иначе и находить собственные ответы. Это происходит, в том числе, и в самостоятельной работе между консультациями. Коуч может поддержать этот процесс в конце встречи, но именно здесь часто происходит затык: клиенты не выполняют обязательства, которые сами на себя возложили.
Клиент развивается, когда учится думать шире, мыслить иначе и находить собственные ответы. Это происходит, в том числе, и в самостоятельной работе между консультациями. Коуч может поддержать этот процесс в конце встречи, но именно здесь часто происходит затык: клиенты не выполняют обязательства, которые сами на себя возложили.
Как обычно специалисты завершают консультации:
Как обычно специалисты завершают консультации:
Благодарят клиента;
Спрашивают, что было полезно, что узнал о себе нового;
Предлагают определить первый шаг на пути к цели.
Но часто это не работает. Как только клиент выходит с консультации, его захватывает привычная жизнь, дела и заботы. Часть беседы он забывает, другую не осознает, третью не может вплести в рутину. Получается, что встреча прошла продуктивно, но поменять ничего не удалось, цель не приблизилась.
Но часто это не работает. Как только клиент выходит с консультации, его захватывает привычная жизнь, дела и заботы. Часть беседы он забывает, другую не осознает, третью не может вплести в рутину. Получается, что встреча прошла продуктивно, но поменять ничего не удалось, цель не приблизилась.
Чтобы клиент развивался и самостоятельно, благодарности и определения одного шага недостаточно. Важно предусмотреть конкретные шаги и препятствия, которые могут ему помешать. Уделив этому время заранее, коуч облегчит клиенту жизнь и поможет постепенно внедрять изменения.
Чтобы клиент развивался и самостоятельно, благодарности и определения одного шага недостаточно. Важно предусмотреть конкретные шаги и препятствия, которые могут ему помешать. Уделив этому время заранее, коуч облегчит клиенту жизнь и поможет постепенно внедрять изменения.
Как прокачивать компетенцию
Придерживаться плана завершения консультации, чтобы клиент мог развиваться и самостоятельно, без участия коуча.
Придерживаться плана завершения консультации, чтобы клиент мог развиваться и самостоятельно, без участия коуча.
1.
2.
Отметить, сколько времени остается до конца сессии, и уточнить, как клиент хотел бы завершить работу. Обсудить важные осознания, поговорить о чувствах, составить план действий. Быть партнером и идти за клиентом, не навязывать свое видение, каким бы эффективным оно ни было.
Помочь клиенту соединить осознания и реальную жизнь. Например, на сессии человек заметил, что страх зарабатывать больше связан с его личными отношениями. Он может поразмышлять, как это влияло на его поведение, обнаружить, что важно поговорить об этом с партнером.
3.
Обсудить, с чем будет работать клиент после сессии, за что готов взять ответственность. Он сам решает, какие действия предпримет: сразу поговорит с партнером или только подготовится к беседе.
4.
Обсудить, какая поддержка ему нужна, какие могут возникнуть препятствия. Например, он захочет потренироваться обсуждать сложную тему с другом, и это придаст ему уверенности. Препятствием может быть чрезмерная тревога, и тогда можно сразу на сессии вспомнить упражнения для саморегуляции.
5.
Отмечать прогресс клиента. Если в начале сессии человек сдерживал эмоции, а к концу позволил себе расплакаться, важно поблагодарить его за готовность проявить уязвимость. Отмечая такие вещи, вы не только поддерживаете, но и закрепляете продвигающие моменты в сознании клиента.
Коуч воплощает коучинговый образ мышления
Коучинговый образ мышления подразумевает, что коуч сам живет принципами, которые помогает развивать клиентам. Это не просто техники и упражнения, а все предыдущие компетенции вместе — как очки, которые позволяют видеть мир с уверенностью, что можно справиться с любой задачей.
Коучинговый образ мышления подразумевает, что коуч сам живет принципами, которые помогает развивать клиентам. Это не просто техники и упражнения, а все предыдущие компетенции вместе — как очки, которые позволяют видеть мир с уверенностью, что можно справиться с любой задачей.
Воплощая эту компетенцию, коуч:
Воплощая эту компетенцию, коуч:
Смотрит на ситуацию с точки зрения возможностей, а не проблем.
Видит в себе и других скрытый потенциал, который можно развивать.
Учится адаптироваться и быть гибким перед переменами.
Фокусируется на целях и находит пути их достижения.
Понимает, что каждое препятствие — возможность для роста и развития.
А вот как влияет на клиента коучинговое мышление специалиста:
А вот как влияет на клиента коучинговое мышление специалиста:
Он чувствует себя безопасно, может открыто делиться своими мыслями и эмоциями, не боясь осуждения.
Становится увереннее в себе, сам находит ответы, верит в свои силы.
Учится смотреть на вещи с разных сторон, находить новые пути решения проблем и открывать для себя больше возможностей.
Сохраняет позитивный настрой и учится осознанно смотреть на свою жизнь, не позволяя проблемам захватывать все внимание.
Как прокачивать компетенцию
1.
2.
Признавать и уважать мировоззрение клиента, его ценности, мышление, убеждения. Независимо от своего мнения, коуч видит индивидуальность человека и проявляет к нему любопытство. Он задает вопросы, интересуется, как его жизненный багаж сказывается на проблеме. Изучает, как клиент воспринимает себя.
Признавать чувства, мысли, переживания клиента, поддерживать их выражение. Какими бы они не были, коуч дает им место, не пытается переубедить, поддержать или утешить. Он бережно замечает, интересуется, что с клиентом, как ему хочется поступить, нужна ли пауза.
3.
Поддерживать партнерство с клиентом. Коуч соотносится с выбором клиента и его желаниями, а не тянет его туда, куда ему кажется правильным. При этом может поделиться своими ощущениями, интересуясь, какой отклик это вызывает.
Как коуч воплощает компетенции в работе с клиентом
Чтобы понять, как реализовывать навыки в практике, смотрите демонстрационную сессию. Ее провела коуч PCC ICF Татьяна Гординова. Татьяна преподает на курсе Психодемии «Мастерство коучинга с нуля до Level 2». Смотрите видео и анализируйте, как коуч применяет компетенции.
Чтобы понять, как реализовывать навыки в практике, смотрите демонстрационную сессию. Ее провела коуч PCC ICF Татьяна Гординова. Татьяна преподает на курсе Психодемии «Мастерство коучинга с нуля до Level 2». Смотрите видео и анализируйте, как коуч применяет компетенции.