что такое коучинговое мышление
прочитаете за 13 минут

Что такое коучинговое мышление и почему оно важно для будущего коуча

22.09.2023
Коучинг
Чтобы коуч мог эффективно помогать клиентам, ему нужно обладать важной компетенцией: Международная федерация коучинга назвала ее коучинговым мышлением. Оно позволяет специалисту видеть то, чего не может увидеть сам клиент и люди, с которыми он делится переживаниями.
Чтобы коуч мог эффективно помогать клиентам, ему нужно обладать важной компетенцией: Международная федерация коучинга назвала ее коучинговым мышлением. Оно позволяет специалисту видеть то, чего не может увидеть сам клиент и люди, с которыми он делится переживаниями.
В статье расскажем, что такое коучинговое мышление, чем оно отличается от обывательского и как именно помогает в работе коуча.
В статье расскажем, что такое коучинговое мышление, чем оно отличается от обывательского и как именно помогает в работе коуча.
Как мы привыкли думать и как это отражается на нашем поведении
Представим типичный разговор друзей: Вася рассказывает о работе, о ситуации с начальником, а Петя слушает и что-то отвечает.
Представим типичный разговор друзей: Вася рассказывает о работе, о ситуации с начальником, а Петя слушает и что-то отвечает.
В обычной беседе можно представить любой из вариантов ответа Пети. Это вполне нормально и не значит, что Петя плохой друг, зациклен только на себе и не слушает Васю. Он может искренне ему сопереживать и желать лучшего. Дело в том, что Петя судит о ситуации Васи, исходя из собственного опыта. Он оценивает положение друга и что-то ему советует.
В обычной беседе можно представить любой из вариантов ответа Пети. Это вполне нормально и не значит, что Петя плохой друг, зациклен только на себе и не слушает Васю. Он может искренне ему сопереживать и желать лучшего. Дело в том, что Петя судит о ситуации Васи, исходя из собственного опыта. Он оценивает положение друга и что-то ему советует.
Мозг Пети, как и у любого другого человека, стремится как-то объяснить чужие слова, разложить по полочкам, найти в рассказе причинно-следственные связи. Мы все делаем выводы о других, основываясь на собственном жизненном опыте, представлениях, ценностях. Это помогает делать мир понятным и безопасным: жить становится не так тревожно, потому что все вписывается в какие-то правила. Причем у разных людей эти правила разные.
Мозг Пети, как и у любого другого человека, стремится как-то объяснить чужие слова, разложить по полочкам, найти в рассказе причинно-следственные связи. Мы все делаем выводы о других, основываясь на собственном жизненном опыте, представлениях, ценностях. Это помогает делать мир понятным и безопасным: жить становится не так тревожно, потому что все вписывается в какие-то правила. Причем у разных людей эти правила разные.
В чернильных пятнах Роршаха один человек увидит бабочку, другой — летучую мышь.
Не нравится работа? Один скажет «увольняйся», другой — «терпи».
Партнер изменяет? Кто-то посочувствует и обвинит партнера, кто-то скажет «сама виновата».
Хочешь достичь цели, но не можешь? Тренируй силу воли или откажись от цели.
Почему коучу нужно мыслить не так, как все остальные
Когда мы рассказываем друзьям о своих переживаниях, скорее всего, мы хотим, чтобы нас выслушали, поддержали, посочувствовали. Мы не ждем, что от этого разговора у нас изменится мышление и перевернется вся жизнь, ведь у наших друзей нет цели провести нам коучинговую сессию.
Когда мы рассказываем друзьям о своих переживаниях, скорее всего, мы хотим, чтобы нас выслушали, поддержали, посочувствовали. Мы не ждем, что от этого разговора у нас изменится мышление и перевернется вся жизнь, ведь у наших друзей нет цели провести нам коучинговую сессию.
А вот у коуча такая цель есть. Его задача — научить человека мыслить не так, как он привык, чтобы он мог стать более осознанным и изменить свою жизнь. Для этого коучу самому нужно мыслить иначе.
А вот у коуча такая цель есть. Его задача — научить человека мыслить не так, как он привык, чтобы он мог стать более осознанным и изменить свою жизнь. Для этого коучу самому нужно мыслить иначе.
Мастерство коуча заключается в мышлении, а не в знании техник или умении мотивировать клиента. Именно благодаря тому, как коуч мыслит, он может задать «тот самый» вопрос из множества коучинговых вопросов и предложить самую подходящую технику. Благодаря собственному мышлению он может помочь клиенту изменить его мышление, а значит, и поведение.
Коучинговое мышление — это основа всей работы коуча. Без него сложнее реализовать все остальные компетенции, работа становится не такой эффективной. Если коучинговое мышление не развито, специалисту может быть сложно построить доверительные отношения с клиентом и создать безопасное пространство. Клиент, который не доверяет коучу полностью, не расскажет важных вещей, которые повлияли бы на процесс работы.
Коучинговое мышление — это основа всей работы коуча. Без него сложнее реализовать все остальные компетенции, работа становится не такой эффективной. Если коучинговое мышление не развито, специалисту может быть сложно построить доверительные отношения с клиентом и создать безопасное пространство. Клиент, который не доверяет коучу полностью, не расскажет важных вещей, которые повлияли бы на процесс работы.

Как работает коучинг и почему приносит результаты? Как ему научиться и как помочь себе с помощью самокоучинга? Ответы на эти и другие вопросы — в мини-курсе «Что такое коучинг». Познакомитесь со спецификой коучинга и поймете, интересно ли вам развиваться в сфере коучинга

Как коучи используют коучинговое мышление
Коучинговое мышление означает открытость, любопытство и гибкость специалиста. Он не считает себя экспертом, не раздает советы и не учит людей жить. Вот что он делает вместо этого.
Коучинговое мышление означает открытость, любопытство и гибкость специалиста. Он не считает себя экспертом, не раздает советы и не учит людей жить. Вот что он делает вместо этого.
Коуч выстраивает отношения с клиентом на равных
Коуч выстраивает отношения с клиентом на равных
Коуч не старается исправить, вылечить, улучшить и перевоспитать своего клиента. Он уверен, что с каждым человек все хорошо. У всех людей есть свой опыт и свой путь, и только сам человек может быть экспертом в своей жизни. А главное — у него уже есть необходимые внутренние ресурсы, чтобы достичь целей и решить свои трудности.
Коуч не старается исправить, вылечить, улучшить и перевоспитать своего клиента. Он уверен, что с каждым человек все хорошо. У всех людей есть свой опыт и свой путь, и только сам человек может быть экспертом в своей жизни. А главное — у него уже есть необходимые внутренние ресурсы, чтобы достичь целей и решить свои трудности.
У человека может не быть, например, денег или знаний, или обстоятельства могут не способствовать изменениям. Но если он понимает, зачем ему нужен коуч, готов брать на себя ответственность и стремится к изменениям, такой настрой поможет ему действовать.
У человека может не быть, например, денег или знаний, или обстоятельства могут не способствовать изменениям. Но если он понимает, зачем ему нужен коуч, готов брать на себя ответственность и стремится к изменениям, такой настрой поможет ему действовать.
Коуч осознает свою ответственность и отделяет ее от ответственности клиента
Коуч осознает свою ответственность и отделяет ее от ответственности клиента
В работе с клиентом коуч принимает на себя ответственность за свои слова и действия на сессии. Он может помочь клиенту увидеть какие-то закономерности, понять что-то о себе, дать инструменты изменений. Но он не должен принимать решения за клиента.
В работе с клиентом коуч принимает на себя ответственность за свои слова и действия на сессии. Он может помочь клиенту увидеть какие-то закономерности, понять что-то о себе, дать инструменты изменений. Но он не должен принимать решения за клиента.
Это может быть сложно: иногда так сильно хочется помочь, что специалист берет на себя слишком много. Он даже может вопросами подталкивать клиента к определенному выводу, который ему кажется самым правильным. Но клиенту это не принесет пользы: так он не научится приходить к выводам и принимать решения самостоятельно. Невозможно нести ответственность за то, что происходит с человеком, достигать целей вместо него. Поэтому разделять ответственность — важный навык для помогающего специалиста.
Это может быть сложно: иногда так сильно хочется помочь, что специалист берет на себя слишком много. Он даже может вопросами подталкивать клиента к определенному выводу, который ему кажется самым правильным. Но клиенту это не принесет пользы: так он не научится приходить к выводам и принимать решения самостоятельно. Невозможно нести ответственность за то, что происходит с человеком, достигать целей вместо него. Поэтому разделять ответственность — важный навык для помогающего специалиста.
Клиент в работе с коучем тоже учится ответственности. Когда он осознает что-то, у него появляется возможность управлять этим, делать выбор и действовать. Например, он понимает, что цель, к которой он стремился, на самом деле ему не нужна, а нужна его семье. Тогда у него появляется выбор — продолжать стремиться к этой цели или отказаться от нее, — и у любого выбора будут последствия. В работе с коучем клиент учится выбирать самое важное для себя и не бояться брать ответственность за это решение.
Клиент в работе с коучем тоже учится ответственности. Когда он осознает что-то, у него появляется возможность управлять этим, делать выбор и действовать. Например, он понимает, что цель, к которой он стремился, на самом деле ему не нужна, а нужна его семье. Тогда у него появляется выбор — продолжать стремиться к этой цели или отказаться от нее, — и у любого выбора будут последствия. В работе с коучем клиент учится выбирать самое важное для себя и не бояться брать ответственность за это решение.
Коуч внимателен к человеку, а не проблеме
Коуч внимателен к человеку, а не проблеме
Обычно в разговоре человек сосредотачивает внимание на конкретной задаче. Например, Вася рассказывает о своей проблеме — значит, ее надо решить. Петя отвечает, держа в фокусе эту задачу: предлагает варианты, дает советы, рассказывает, как он проходил через похожие обстоятельства.
Обычно в разговоре человек сосредотачивает внимание на конкретной задаче. Например, Вася рассказывает о своей проблеме — значит, ее надо решить. Петя отвечает, держа в фокусе эту задачу: предлагает варианты, дает советы, рассказывает, как он проходил через похожие обстоятельства.
Коуч обращает внимание не на проблему, а на человека. В его фокусе — клиент, который находится в определенной точке своего пути. И чтобы эффективнее помочь человеку, коучу нужно изучать его, принимать его со всеми реакциями, мыслями, ценностями и взглядами, не стремиться влиять и переделывать. Такое безоценочное восприятие позволяет самому клиенту увидеть, из чего он состоит, осознать это и принять ответственность за свою жизнь, цели и путь.
Коуч обращает внимание не на проблему, а на человека. В его фокусе — клиент, который находится в определенной точке своего пути. И чтобы эффективнее помочь человеку, коучу нужно изучать его, принимать его со всеми реакциями, мыслями, ценностями и взглядами, не стремиться влиять и переделывать. Такое безоценочное восприятие позволяет самому клиенту увидеть, из чего он состоит, осознать это и принять ответственность за свою жизнь, цели и путь.
Коуч не оценивает слова клиента и не дает ему советы
Коуч не оценивает слова клиента и не дает ему советы
Наш мозг привык составлять мнения обо всем, что видит и слышит, и давать оценки. Побороть эту привычку может быть сложно. Когда коуч слушает клиента, ему может хотеться поскорее помочь ему, решить его проблему, посоветовать, как поступить, — особенно, если специалист сам был в похожей ситуации. Но для успешной и эффективной практики важно отказаться от мысли «я все понимаю и вижу, как правильно поступить». Она не дает коучу изучать клиента.
Наш мозг привык составлять мнения обо всем, что видит и слышит, и давать оценки. Побороть эту привычку может быть сложно. Когда коуч слушает клиента, ему может хотеться поскорее помочь ему, решить его проблему, посоветовать, как поступить, — особенно, если специалист сам был в похожей ситуации. Но для успешной и эффективной практики важно отказаться от мысли «я все понимаю и вижу, как правильно поступить». Она не дает коучу изучать клиента.
Эффективный коуч мыслит по-другому: не оценивает рассказ клиента, не включается эмоционально, ничего не советует. Он смотрит на любую ситуацию с позиции наблюдателя: ему интересно разобраться, а не прийти к какому-то выводу. Коуч сам видит только факты и помогает клиенту увидеть ситуацию максимально реалистично, отделить ее от эмоций. Чтобы разобраться, у коуча есть сильный инструмент — вопросы.
Эффективный коуч мыслит по-другому: не оценивает рассказ клиента, не включается эмоционально, ничего не советует. Он смотрит на любую ситуацию с позиции наблюдателя: ему интересно разобраться, а не прийти к какому-то выводу. Коуч сам видит только факты и помогает клиенту увидеть ситуацию максимально реалистично, отделить ее от эмоций. Чтобы разобраться, у коуча есть сильный инструмент — вопросы.
Почему ты делаешь именно такой вывод?
Что это значит для тебя?
Почему именно так?
Суждения
Выводы
Оценка
Интерпретации
Как ты объяснишь себе это?
Коуч рефлексирует над своей практикой
Коуч рефлексирует над своей практикой
Рефлексия — это способность человека анализировать самого себя. Мы все иногда задумываемся над собственными ошибками и успехами, над тем, как мы живем, что нам нравится и что бы хотелось изменить. Это и есть рефлексивная практика. Но кто-то делает это намеренно, регулярно, с помощью подходящих инструментов, а кто-то — неосознанно, от случая к случаю.
Рефлексия — это способность человека анализировать самого себя. Мы все иногда задумываемся над собственными ошибками и успехами, над тем, как мы живем, что нам нравится и что бы хотелось изменить. Это и есть рефлексивная практика. Но кто-то делает это намеренно, регулярно, с помощью подходящих инструментов, а кто-то — неосознанно, от случая к случаю.
Рефлексивная практика нужна коучу, чтобы развивать свои компетенции, уметь фокусироваться на клиенте и снижать количество «себя», своего опыта. Рефлексия помогает задаваться вопросами, замечать свои ошибки и исправлять их, видеть свои сильные и слабые стороны.
Рефлексивная практика нужна коучу, чтобы развивать свои компетенции, уметь фокусироваться на клиенте и снижать количество «себя», своего опыта. Рефлексия помогает задаваться вопросами, замечать свои ошибки и исправлять их, видеть свои сильные и слабые стороны.
Нормально, что после практики коуч обдумывает встречу с клиентом, анализирует ее. Но важно не просто проигрывать разговор в голове: так можно сосредоточиться только на ошибках и не заметить успехи. Полезнее рефлексировать с точки зрения «что я сделал хорошо и что можно улучшить»:
Нормально, что после практики коуч обдумывает встречу с клиентом, анализирует ее. Но важно не просто проигрывать разговор в голове: так можно сосредоточиться только на ошибках и не заметить успехи. Полезнее рефлексировать с точки зрения «что я сделал хорошо и что можно улучшить»:
Обычная рефлексия
«Так, ну тут я все ок сказал, тут тоже… А вот тууууут, ну как же я мог такое ляпнуть! Стыд какой. А тут надо было ему другую практику предложить… Я никудышный коуч______»
Что было для меня нового в этой сессии?
Что я сделал хорошо?
Что можно было сделать по-другому?
Что мне стоит обсудить с супервизором? А с личным терапевтом?
Развивающая рефлексия
Теперь, когда мы разобрались с коучинговым мышлением, вернемся к примеру с Васей и Петей. Петя продемонстрировал, как мыслит обычный человек в обычной ситуации, а вот как мог бы отреагировать коуч, мыслящий иначе?
Теперь, когда мы разобрались с коучинговым мышлением, вернемся к примеру с Васей и Петей. Петя продемонстрировал, как мыслит обычный человек в обычной ситуации, а вот как мог бы отреагировать коуч, мыслящий иначе?
Коуч не стал бы оценивать Васю или начальника, не занял бы ничью сторону, не стал советовать, как поступить. Вместо этого он сосредоточился бы на самом Васе, на его жизни, ценностях, убеждениях и привычках мышления. Он мог бы сфокусироваться на фактах и помочь Васе увидеть конкретную ситуацию, а не эмоции от нее. Он мог бы уточнить:
Коуч не стал бы оценивать Васю или начальника, не занял бы ничью сторону, не стал советовать, как поступить. Вместо этого он сосредоточился бы на самом Васе, на его жизни, ценностях, убеждениях и привычках мышления. Он мог бы сфокусироваться на фактах и помочь Васе увидеть конкретную ситуацию, а не эмоции от нее. Он мог бы уточнить:
Что именно сделал и сказал начальник и какую реакцию это вызвало в Васе?
Какую реакцию Вася ожидал от начальника и на чем основывались эти ожидания?
Как Вася считает, почему начальник накричал на него?
Что, по мнению Васи, значит «бессовестный человек»?
Как Вася поступил, когда начальник на него накричал, и можно ли было поступить по-другому?
Почему работа «достала» Васю, в чем это проявляется?
Какие варианты действий есть у Васи и какой из них кажется ему наиболее подходящим?
Памятка: шесть признаков коучингового мышления
Принимает клиента.
1.
Понимает, что с ним все хорошо.
Не критикует его.
2.
Берет ответственность на себя и начинает действовать.
Не дает советы.
3.
Более уверен в себе, меньше тревожится.
Видит факты.
4.
Анализирует свои действия без самобичевания.
Возвращает клиенту ответственность за его жизнь.
5.
Позволяет себе совершать ошибки и пробовать заново.
Помогает научиться воспринимать себя таким, какой он есть.
6.
И легче достигает своих целей.
Когда коуч
Клиент
Если вы хотите научиться коучинговому мышлению и эффективно помогать клиентам, ждем вас на курсе «Мастерство коучинга с нуля до Level 2».
Если вы хотите научиться коучинговому мышлению и эффективно помогать клиентам, ждем вас на курсе «Мастерство коучинга с нуля до Level 2».

Наш курс
«Мастерство коучинга с нуля до Level 2»

Станьте профессиональным коучем по стандартам ICF
Онлайн
Базовый курс
Интенсивный онлайн-курс состоит из вебинаров и практических занятий в разных форматах.
При успешной сдаче экзамена вы станете коучем с международным сертификатом Level 2 ICF.
У вас будут все необходимые знания, чтобы подать заявку на уровень квалификации PCC ICF.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь