прочитаете за 14 минут

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

15.09.2023
Руководство для ответственных родителей
Самопомощь
Современные родители отдают малышей в детский сад уже не только для того, чтобы мама могла работать. Цель этого этапа — помочь ребенку полноценно развиваться, социализироваться, научиться новому.
Современные родители отдают малышей в детский сад уже не только для того, чтобы мама могла работать. Цель этого этапа — помочь ребенку полноценно развиваться, социализироваться, научиться новому.
При этом поход в детский сад — непростое время для семьи. Непонятно, как отреагирует ребенок на новую обстановку, людей, режим дня. Родителям важно поддержать его и помочь привыкнуть к изменениям. В статье расскажем, что делать, чтобы адаптация к детскому саду прошла легче и быстрее для всех.
При этом поход в детский сад — непростое время для семьи. Непонятно, как отреагирует ребенок на новую обстановку, людей, режим дня. Родителям важно поддержать его и помочь привыкнуть к изменениям. В статье расскажем, что делать, чтобы адаптация к детскому саду прошла легче и быстрее для всех.
Что важно знать об адаптации к детскому саду
Насколько быстро ребенок привыкнет к новому, зависит от многих факторов: возраста, состояния здоровья, физических и психических особенностей, что он уже умеет, хорошо ли говорит, насколько активен — и так далее.
Насколько быстро ребенок привыкнет к новому, зависит от многих факторов: возраста, состояния здоровья, физических и психических особенностей, что он уже умеет, хорошо ли говорит, насколько активен — и так далее.
Все дети разные и по-разному привыкают к новой среде, поэтому невозможно назвать точный срок, за который ребенок должен адаптироваться к детскому саду. Этот период может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Не существует также и четких признаков, по которым можно было бы сказать, что он уже адаптировался.
Все дети разные и по-разному привыкают к новой среде, поэтому невозможно назвать точный срок, за который ребенок должен адаптироваться к детскому саду. Этот период может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Не существует также и четких признаков, по которым можно было бы сказать, что он уже адаптировался.
Не стоит торопиться: важно проявлять терпение и поддержку, отмечать успехи малыша на этом пути. Однако на некоторые факторы родителям стоит обращать внимание, особенно если ребенок уже не первый месяц ходит в детский сад. Например:
Не стоит торопиться: важно проявлять терпение и поддержку, отмечать успехи малыша на этом пути. Однако на некоторые факторы родителям стоит обращать внимание, особенно если ребенок уже не первый месяц ходит в детский сад. Например:
Малыш капризничает, плачет, злится, когда наступает время идти в сад.
Плохо спит, часто просыпается или ему снятся кошмары.
Плохо себя чувствует, появляются головные боли, боли в животе, тошнота.
Не может подружиться с другими детьми, дерется за игрушки или предпочитает играть в одиночестве.
Перевозбужден, не может долго усидеть на месте.
Не может сконцентрироваться, что-то забывает и часто смотрит в пространство.
Отказывается есть, спать, следовать распорядку дня в детскому саду и не слушается воспитателей.
Как будто забывает то, чему уже научился, и возвращается к пройденному этапу: может жевать рукава или воротник рубашки, мочиться в постель, снова говорить как младенец, проситься на руки или в коляску.
Эти факторы не обязательно означают, что с ребенком что-то не так. В начале адаптации это даже нормально, так как новая обстановка — стресс даже для взрослого человека.
Эти факторы не обязательно означают, что с ребенком что-то не так. В начале адаптации это даже нормально, так как новая обстановка — стресс даже для взрослого человека.
Процесс привыкания может откатываться назад: например, из-за длительного перерыва по болезни или дополнительного стресса. Могут вернуться слезы и истерики во время прощания, нежелание идти в детский сад и капризы. Это важно понимать, чтобы анализировать те или иные реакции ребенка и искать их причины.
Процесс привыкания может откатываться назад: например, из-за длительного перерыва по болезни или дополнительного стресса. Могут вернуться слезы и истерики во время прощания, нежелание идти в детский сад и капризы. Это важно понимать, чтобы анализировать те или иные реакции ребенка и искать их причины.
Важно оценивать состояние ребенка комплексно и быть к нему внимательными. Просите воспитателей наблюдать за ним в саду и сообщать об изменениях в поведении и эмоциональном состоянии малыша. Если ребенок уже может складно рассказывать, как прошел его день, задавайте вопросы и внимательно слушайте.
Предложите ребенку поиграть — например, разыграйте спектакль, как маленький мишка не хочет идти в детский сад. Задайте вопрос: «Интересно, мишка чего-то боится? С ним что-то произошло? Что нам ему сказать?» Скорее всего, через действие с игрушкой ребенку будет легче рассказать, что ему не нравится в садике.
Если вы понимаете, что у малыша есть сложности с привыканием к детскому саду, вы всегда можете обратиться к детскому психологу. Специалист сможет корректно разобраться в его состоянии и предложит решение.
Если вы понимаете, что у малыша есть сложности с привыканием к детскому саду, вы всегда можете обратиться к детскому психологу. Специалист сможет корректно разобраться в его состоянии и предложит решение.
Как подготовить ребенка к посещению детского сада
Привыкание к новому — всегда непростой процесс. Ребенок привык быть дома и заниматься чем ему хочется. Поэтому ему может быть сложно сразу спокойно перенести целый день в детском саду. Все новое вызывает напряжение: обстановка, люди, правила поведения, режим дня, а главное — отсутствие родителей рядом. Поэтому важно начать подготовку еще до первого полноценного дня в детском саду, чтобы у ребенка было время понять, что что-то в его жизни изменится.
Привыкание к новому — всегда непростой процесс. Ребенок привык быть дома и заниматься чем ему хочется. Поэтому ему может быть сложно сразу спокойно перенести целый день в детском саду. Все новое вызывает напряжение: обстановка, люди, правила поведения, режим дня, а главное — отсутствие родителей рядом. Поэтому важно начать подготовку еще до первого полноценного дня в детском саду, чтобы у ребенка было время понять, что что-то в его жизни изменится.
Расскажите ребенку, что такое детский сад и что он там будет делать
Расскажите ребенку, что такое детский сад и что он там будет делать
Расскажите ему, что детский сад — это такое место для детей, там красиво и уютно, дети вместе играют и учатся, и там будет интересно. Ведь для ребенка это целый новый мир, работающий по своим принципам и правилам, к которому ему предстоит привыкнуть.
Расскажите ему, что детский сад — это такое место для детей, там красиво и уютно, дети вместе играют и учатся, и там будет интересно. Ведь для ребенка это целый новый мир, работающий по своим принципам и правилам, к которому ему предстоит привыкнуть.
По возможности покажите малышу здание детского сада, походите по территории, поиграйте на детской площадке. Посмотрите, как детей приводят в сад утром и забирают вечером. Обратите внимание малыша на то, что все родители забирают своих детей вечером и никто не остается на ночь. Если вы заранее познакомите его с воспитателями, ему будет легче остаться с уже знакомым человеком, когда вы уйдете и оставите его в саду.
По возможности покажите малышу здание детского сада, походите по территории, поиграйте на детской площадке. Посмотрите, как детей приводят в сад утром и забирают вечером. Обратите внимание малыша на то, что все родители забирают своих детей вечером и никто не остается на ночь. Если вы заранее познакомите его с воспитателями, ему будет легче остаться с уже знакомым человеком, когда вы уйдете и оставите его в саду.
Как именно рассказывать о детском саде ребенку, зависит от его возраста. Важно сделать это так, чтобы заинтересовать его и не испугать. Когда вы покажете ему новое место, предложите обсудить впечатления: понравилось ли ему, что он думает о воспитателях, хочет ли скорее поиграть на детской площадке и познакомиться с другими детьми. Чем интереснее будет первое знакомство, тем спокойнее будет ребенку в уже немного знакомой обстановке.
Как именно рассказывать о детском саде ребенку, зависит от его возраста. Важно сделать это так, чтобы заинтересовать его и не испугать. Когда вы покажете ему новое место, предложите обсудить впечатления: понравилось ли ему, что он думает о воспитателях, хочет ли скорее поиграть на детской площадке и познакомиться с другими детьми. Чем интереснее будет первое знакомство, тем спокойнее будет ребенку в уже немного знакомой обстановке.
Постепенно меняйте режим дня ребенка, чтобы он был похож на режим в детском саду
Постепенно меняйте режим дня ребенка, чтобы он был похож на режим в детском саду
Так малышу будет проще привыкнуть к новому распорядку дня. Дома, в знакомой обстановке, вы можете сдвигать время разных занятий так, чтобы это не вызывало протестов и капризов.
Так малышу будет проще привыкнуть к новому распорядку дня. Дома, в знакомой обстановке, вы можете сдвигать время разных занятий так, чтобы это не вызывало протестов и капризов.
Начать стоит с того, чтобы ребенок ложился спать и просыпался в одно и то же время. Если он привык просыпаться в 9 утра, а в сад его нужно приводить к 8:30, будет непросто перестроиться и ему, и вам. Стоит переучиться заранее, чтобы снизить риск долгих сборов и капризов. Затем установите распорядок для других дел: приемов пищи, чтения, прогулок и так далее. Вы можете делать все это в формате игры: это позволит ребенку с интересом привыкнуть к новым условиям.
Начать стоит с того, чтобы ребенок ложился спать и просыпался в одно и то же время. Если он привык просыпаться в 9 утра, а в сад его нужно приводить к 8:30, будет непросто перестроиться и ему, и вам. Стоит переучиться заранее, чтобы снизить риск долгих сборов и капризов. Затем установите распорядок для других дел: приемов пищи, чтения, прогулок и так далее. Вы можете делать все это в формате игры: это позволит ребенку с интересом привыкнуть к новым условиям.
Помогайте ребенку развивать навыки, которые нужны для адаптации
Помогайте ребенку развивать навыки, которые нужны для адаптации
Если малыш научится сам мыть руки, держать ложку и есть, собирать свои вещи и одеваться, ему будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. Воспитатель не сможет уделять ему столько же времени и внимания, сколько родители, ведь детей в группе много. Чем больше малыш сможет сделать сам для себя, тем спокойнее и увереннее он будет себя чувствовать.
Если малыш научится сам мыть руки, держать ложку и есть, собирать свои вещи и одеваться, ему будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. Воспитатель не сможет уделять ему столько же времени и внимания, сколько родители, ведь детей в группе много. Чем больше малыш сможет сделать сам для себя, тем спокойнее и увереннее он будет себя чувствовать.
Также важно, чтобы ребенок хотя бы немного умел говорить и мог привлечь к себе внимание воспитателя. Даже простых предложений — вроде «хочу пить», «хочу писать», «хочу спать» — будет достаточно, чтобы он выразил свою потребность, а воспитатель быстрее ее удовлетворил. Если же ребенок уже хорошо говорит, это поможет ему скорее наладить с другими детьми, предлагать играть и быть активным.
Также важно, чтобы ребенок хотя бы немного умел говорить и мог привлечь к себе внимание воспитателя. Даже простых предложений — вроде «хочу пить», «хочу писать», «хочу спать» — будет достаточно, чтобы он выразил свою потребность, а воспитатель быстрее ее удовлетворил. Если же ребенок уже хорошо говорит, это поможет ему скорее наладить с другими детьми, предлагать играть и быть активным.
Как родителям вести себя, когда ребенок начал посещать детский сад
Не оставляйте ребенка сразу на весь день, а с каждым разом увеличивайте время посещения
Не оставляйте ребенка сразу на весь день, а с каждым разом увеличивайте время посещения
Самый эффективный способ адаптировать ребенка к детскому саду — делать это постепенно. Приходите в сад вместе с малышом и проводите там сначала пару часов, потом все больше и больше. Так он привыкнет к тому, что это безопасное место, с ним рядом знакомые люди, он не один. После этого вы сможете оставлять ребенка сначала на полдня, а затем и на полный день.
Самый эффективный способ адаптировать ребенка к детскому саду — делать это постепенно. Приходите в сад вместе с малышом и проводите там сначала пару часов, потом все больше и больше. Так он привыкнет к тому, что это безопасное место, с ним рядом знакомые люди, он не один. После этого вы сможете оставлять ребенка сначала на полдня, а затем и на полный день.
Побуждайте ребенка обращаться к воспитателям и снижайте свою важность
Побуждайте ребенка обращаться к воспитателям и снижайте свою важность
Важно дать малышу понять, что здесь родитель не имеет силы и ничем не может помочь: он просто сидит и наблюдает. Зато есть безопасные и доброжелательные воспитатели, к которым можно обратиться с любой просьбой, и они обязательно помогут.
Важно дать малышу понять, что здесь родитель не имеет силы и ничем не может помочь: он просто сидит и наблюдает. Зато есть безопасные и доброжелательные воспитатели, к которым можно обратиться с любой просьбой, и они обязательно помогут.
Каждый раз, когда малыш будет подходить к вам, напоминайте ему, что ничего тут не знаете, зато Валентина Петровна (например!) точно знает. Так у него расширится круг социально значимых взрослых, в который теперь входит и воспитатель, и он научится доверять другим взрослым. Особенно это важно, если до этого малыш контактировал только с небольшим кругом близких людей.
Каждый раз, когда малыш будет подходить к вам, напоминайте ему, что ничего тут не знаете, зато Валентина Петровна (например!) точно знает. Так у него расширится круг социально значимых взрослых, в который теперь входит и воспитатель, и он научится доверять другим взрослым. Особенно это важно, если до этого малыш контактировал только с небольшим кругом близких людей.
Создайте напоминания о доме в детском саду, а дома напоминайте о саде
Создайте напоминания о доме в детском саду, а дома напоминайте о саде
В детском саду в его личном шкафчике может лежать альбомчик с фотографиями семьи, любимая игрушка — что-то, чтобы он ощущал частичку дома. Если такого в вашем садике еще нет, можно предложить воспитателям и другим родителям организовать такой «домашний уголок», чтобы дети чувствовали себя спокойнее. А дома, помимо разговоров о том, что ребенок делал сегодня в саду, можно предложить вместе сделать печенье, чтобы угостить детей в саду. Или сделать поделку, чтобы украсить общую комнату. Так малыш будет спокойнее относиться к саду и ощутит его как часть своей жизни.
В детском саду в его личном шкафчике может лежать альбомчик с фотографиями семьи, любимая игрушка — что-то, чтобы он ощущал частичку дома. Если такого в вашем садике еще нет, можно предложить воспитателям и другим родителям организовать такой «домашний уголок», чтобы дети чувствовали себя спокойнее. А дома, помимо разговоров о том, что ребенок делал сегодня в саду, можно предложить вместе сделать печенье, чтобы угостить детей в саду. Или сделать поделку, чтобы украсить общую комнату. Так малыш будет спокойнее относиться к саду и ощутит его как часть своей жизни.
Поддерживать общение ребенка с другими детьми
Поддерживать общение ребенка с другими детьми
Хорошие отношения со сверстниками важны, чтобы ребенок чувствовал себя частью сообщества и учился выстраивать социальные связи. Спросите его, с кем он подружился и кого из детей хотел бы пригласить поиграть домой. Посоветуйтесь с ним: стоит ли пригласить друга с мамой на мороженое или всю семью на ужин в пятницу вечером? Если он хочет, предложите ему самому пригласить их. Это может помочь детям наладить контакт, узнать друг друга лучше и затем проводить время вместе в детском саду.
Хорошие отношения со сверстниками важны, чтобы ребенок чувствовал себя частью сообщества и учился выстраивать социальные связи. Спросите его, с кем он подружился и кого из детей хотел бы пригласить поиграть домой. Посоветуйтесь с ним: стоит ли пригласить друга с мамой на мороженое или всю семью на ужин в пятницу вечером? Если он хочет, предложите ему самому пригласить их. Это может помочь детям наладить контакт, узнать друг друга лучше и затем проводить время вместе в детском саду.
Прощаться с ребенком, когда уходите
Прощаться с ребенком, когда уходите
Даже если он отвлекся, обязательно окликните его и сообщите, что уходите. Если ребенок вспомнит о маме, но ее уже не будет рядом, он может испугаться, что его бросили. Это усилит стресс и страх по отношению к детскому саду. Поэтому нужен ритуал, чтобы ребенок переключался и понимал: он сейчас в садике, не дома, и мама придет за ним вечером. Например, можно коротко попрощаться, пожелать ребенку хорошо провести время и напомнить, кто и когда именно за ним вернется.
Даже если он отвлекся, обязательно окликните его и сообщите, что уходите. Если ребенок вспомнит о маме, но ее уже не будет рядом, он может испугаться, что его бросили. Это усилит стресс и страх по отношению к детскому саду. Поэтому нужен ритуал, чтобы ребенок переключался и понимал: он сейчас в садике, не дома, и мама придет за ним вечером. Например, можно коротко попрощаться, пожелать ребенку хорошо провести время и напомнить, кто и когда именно за ним вернется.
Приходить за ребенком вовремя
Приходить за ребенком вовремя
Обязательно сообщите ребенку, когда вернетесь. Чтобы он запомнил это и легче ориентировался во времени, говорите не в часах («Я приду за тобой в 16:00»), а в занятиях («Я приду, когда ты съешь булочку с чаем»). И приходите вовремя. Даже если ребенок играет в этот момент с детьми и не хочется его отвлекать, важно привлечь его внимание. Это поможет ему запомнить, что мама приходит за ним.
Обязательно сообщите ребенку, когда вернетесь. Чтобы он запомнил это и легче ориентировался во времени, говорите не в часах («Я приду за тобой в 16:00»), а в занятиях («Я приду, когда ты съешь булочку с чаем»). И приходите вовремя. Даже если ребенок играет в этот момент с детьми и не хочется его отвлекать, важно привлечь его внимание. Это поможет ему запомнить, что мама приходит за ним.
Как родителям поддержать себя, когда ребенок идет в детский сад
Это эмоциональное событие, которое несет большие перемены не только для детей, но и для родителей. У них могут возникнуть сомнения, правильное ли место они выбрали, готов ли ребенок к этому этапу, как к нему будут относиться воспитатели, сможет ли он подружиться с детьми и постоять за себя при необходимости.
Это эмоциональное событие, которое несет большие перемены не только для детей, но и для родителей. У них могут возникнуть сомнения, правильное ли место они выбрали, готов ли ребенок к этому этапу, как к нему будут относиться воспитатели, сможет ли он подружиться с детьми и постоять за себя при необходимости.
Это состояние может сказаться на ребенке и его адаптации к саду. Если родители не спокойны, малыш тоже не сможет быть спокоен в новом месте. А чем увереннее мать и отец отнесутся к этому этапу, тем увереннее себя будет чувствовать ребенок.
Это состояние может сказаться на ребенке и его адаптации к саду. Если родители не спокойны, малыш тоже не сможет быть спокоен в новом месте. А чем увереннее мать и отец отнесутся к этому этапу, тем увереннее себя будет чувствовать ребенок.
Но не стоит «забивать» на свои чувства и эмоции или подавлять их — легче от этого не станет. Важно дать им место, выразить их, поделиться переживаниями и страхами с близкими людьми или специалистом. Помните о том, что вы заботитесь о своем ребенке и вы достаточно хороший родитель.
Но не стоит «забивать» на свои чувства и эмоции или подавлять их — легче от этого не станет. Важно дать им место, выразить их, поделиться переживаниями и страхами с близкими людьми или специалистом. Помните о том, что вы заботитесь о своем ребенке и вы достаточно хороший родитель.
Что почитать родителям и детям, чтобы привыкнуть к детскому саду
Подходящие книги могут помочь сохранить связь между родителями и ребенком и одновременно подготовиться к новому жизненному периоду. Выпускница «Психодемии», практикующий психолог для взрослых и детей Евгения Канина, советует читать терапевтические сказки:
Подходящие книги могут помочь сохранить связь между родителями и ребенком и одновременно подготовиться к новому жизненному периоду. Выпускница «Психодемии», практикующий психолог для взрослых и детей Евгения Канина, советует читать терапевтические сказки:
Андрей Сметанин «С чего начинается ссора»
Фелисити Брукс «Маша и Миша идут в детский сад»
Одри Пенн «Поцелуй в ладошке»
Анна Дьюдни «Лама в садике без мамы»
Аксель Шеффлер «Чик и Брики»
Лиана Шнайдер «Конни идет в детский сад»
Сара Нэш «Самые нежные объятия в мире»
Эмили Бомон «В детском саду. Энциклопедия для малышей»
Деби Глиори «Что бы ни случилось»
Люси Казенс «Мыша в детском саду»

Курс
«Детский психолог. Системный подход для работы с детьми и родителями»

Вы освоите ключевые методы психологической помощи ребенку и сможете помогать детям комплексно: решать их запросы, учитывая их индивидуальность, семью и окружение, а также давать обратную связь и рекомендации их родителям.
Онлайн
Научный руководитель курса — Александр Покрышкин, один из самых цитируемых и востребованных детских психологов России с опытом работы более 17 лет. Научный консультант курса — Ирина Белобородова, детский психолог, ведущая психологических групп для подростков, которая также работает с детьми-билингвами и их семьями.
Базовый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь