База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана.
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера.

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5
навыки эффективного психолога
прочитаете за 15 минут

11 навыков эффективного психолога

09.09.2022
Что должен уметь профессионал и как оценить эффективность своей работы
Работа с клиентом
Специалисту в сфере психологии может быть сложно оценить эффективность своей работы. Однозначных критериев для этого нет; кроме того, все клиенты разные и работать с ними нужно по-разному. Для решения этой проблемы в Лаборатории «Психодемии» создали модель профессиональных компетенций, которые связаны с эффективностью работы психолога, независимо от подхода, в котором он практикует. Понимание этих компетенций поможет начинающим специалистам отслеживать свое развитие и обучение, а уже практикующим даст возможность взглянуть на себя со стороны.
Специалисту в сфере психологии может быть сложно оценить эффективность своей работы. Однозначных критериев для этого нет; кроме того, все клиенты разные и работать с ними нужно по-разному. Для решения этой проблемы в Лаборатории «Психодемии» создали модель профессиональных компетенций, которые связаны с эффективностью работы психолога, независимо от подхода, в котором он практикует. Понимание этих компетенций поможет начинающим специалистам отслеживать свое развитие и обучение, а уже практикующим даст возможность взглянуть на себя со стороны.
Почему важны именно эти компетенции
Научно-верифицированная модель компетенций психолога-консультанта и психотерапевта — это список поведенческих признаков (знаний, ценностей, навыков), которые должен проявлять в работе эффективный помогающий специалист.
Научно-верифицированная модель компетенций психолога-консультанта и психотерапевта — это список поведенческих признаков (знаний, ценностей, навыков), которые должен проявлять в работе эффективный помогающий специалист.
С помощью этой модели вы можете ориентироваться в своих компетенциях и степени их освоения, планировать обучение и профессионально расти. Также эти навыки важны для самого процесса терапии, они способствуют изменениям в жизни клиента. Причем не имеет значения, в каком именно подходе вы практикуете: исследования показывают, что на эффективность психотерапии в большей степени ___общие компетенции специалистов.
Модель компетенций создали в ___Лаборатории консультативной психологии и психотерапии, которая существует в «Психодемии» с 2021 года. Ее сотрудники изучают психотерапию и консультирование, популяризируют научно доказанные знания и разрабатывают программы обучения и повышения квалификации для помогающих практиков.
Что должен уметь профессиональный психолог
Модель компетенций психолога и психотерапевта включает больше 40 пунктов. В статье вы познакомитесь с некоторыми из них. Все компетенции студенты отрабатывают на практических занятиях курса ___«Мастерство психологического консультирования».
Проявлять эмпатию
Эмпатию можно описать как ___отклик одного человека на чувства другого. Это не только врожденная способность, но и профессиональный навык, который можно развивать. Развитие эмпатии зависит от социальных и культурных условий (например, научили ли ребенка в семье проявлять эмпатию), а затем и от него самого (захочет ли он развивать недостаточную эмпатичность или «усмирять» чрезмерную).
Психологу важно не просто уметь проявлять эмпатию, но и регулировать ее: «чувствовать» более или менее интенсивно, совсем «отключать» и вовремя «включать» эмпатию. Психологу важно уметь отзеркаливать проявления клиента, понимать и называть его чувства, делать терапевтические комплименты.
Психологу важно не просто уметь проявлять эмпатию, но и регулировать ее: «чувствовать» более или менее интенсивно, совсем «отключать» и вовремя «включать» эмпатию. Психологу важно уметь отзеркаливать проявления клиента, понимать и называть его чувства, делать терапевтические комплименты.
Кандидат психологических наук и сотрудник Лаборатории Татьяна Карягина предлагает упражнение для развития эмпатии. В разговоре с человеком сначала представьте, что сейчас чувствует он, а затем — что бы вы сами чувствовали на его месте. Эти два представления могут отличаться, а могут совпадать, но точно усилят ваш эмпатический отклик.
Как понять, выражаю я эмпатию или нет?
Как понять, выражаю я эмпатию или нет?
— У меня неприятности на работе.
— Ну, у тебя хотя бы вообще есть работа!
— Я решила уволиться из-за депрессии.
— Ты хотя бы можешь себе позволить не работать.
— Я переживаю из-за будущего.
— Правильно ли я понимаю, что будущее пугает и тревожит тебя?
Не эмпатия
Эмпатия
— Моего сына исключают из школы.
— Ну, хотя бы его сестра отличница.
Замечать невербальные проявления клиента
Это не о том, чтобы «считывать» потаенные мысли человека по скрещенным ногам или бегающим глазам. Специалист с развитым навыком невербальной коммуникации
не пытается угадать, что скрывается за скрещенными руками или бегающими глазами клиента. Он замечает движения человека и строит гипотезы, почему он это сделал. Психолог не верит этим гипотезам, а проверяет их во время консультации.
Это не о том, чтобы «считывать» потаенные мысли человека по скрещенным ногам или бегающим глазам. Специалист с развитым навыком невербальной коммуникации
не пытается угадать, что скрывается за скрещенными руками или бегающими глазами клиента. Он замечает движения человека и строит гипотезы, почему он это сделал. Психолог не верит этим гипотезам, а проверяет их во время консультации.
На что стоит обращать внимание:
На что стоит обращать внимание:
Как клиент выглядит. Как он одет и причесан, неряшливо или ухоженно, свежий у него вид или усталый. Ваши наблюдения могут стать предметом обсуждения на консультации
Какое положение принимает клиент. В какой позе сидит, расслаблен или напряжен, сколько места позволяет себе занять. Если он определенным образом двигается во время консультации, например, приподнимает и опускает плечи или потирает шею, можно спросить, осознает ли он это движение и что оно значит
Куда клиент смотрит и какое у него выражение лица. Он может смотреть вам в глаза прямо, постоянно отводя взгляд, в одну точку или вообще не смотрит на вас. Это поведение может меняться при затрагивании определенных тем. Его лицо может быть очень подвижным с яркой мимикой, может быть застывшей маской, а может меняться в ходе консультации — за всем этим стоит наблюдать.
Чем дольше вы работаете с конкретным клиентом, тем лучше его узнаете, ориентируетесь в его проявлениях и можете использовать эту информацию в ходе терапии.
Чем дольше вы работаете с конкретным клиентом, тем лучше его узнаете, ориентируетесь в его проявлениях и можете использовать эту информацию в ходе терапии.
Мария Данина, основательница «Психодемии», кандидат психологических наук, советует специалистам смотреть записи сессий с выключенным звуком или на незнакомом языке, чтобы речь не мешала обращать внимание на интонацию, эмоциональность речи и телесные проявления.
Мария Данина основательница
Собирать обратную связь
Психологу важно получать от клиента информацию о процессе терапии. Это нужно, чтобы вовремя заметить отсутствие прогресса или даже ухудшение состояния клиента, откорректировать свои действия и укрепить терапевтический альянс. Что для этого можно делать:
Психологу важно получать от клиента информацию о процессе терапии. Это нужно, чтобы вовремя заметить отсутствие прогресса или даже ухудшение состояния клиента, откорректировать свои действия и укрепить терапевтический альянс. Что для этого можно делать:
Проводите отдельную консультацию для подведения итогов, обозначения следующих целей или прекращения терапии
Спрашивайте клиента о его состоянии после консультации. «Как вам было сегодня на нашей встрече? Что было комфортно, а что нет? Было ли что-то, о чем вам хотелось бы поговорить, но мы этого не сделали?». Важно также применять ответы в терапии. Например, в начале следующей консультации уточните, актуальна ли еще тема, о которой хотел поговорить клиент в прошлый раз
Используйте опросники состояния. По ним можно ___собрать информацию о состоянии клиента в разных областях его жизни: социальном взаимодействии, личных отношениях, состоянии здоровья и так далее. Использовать их необходимо, чтобы отслеживать состояние человека и вовремя заметить ухудшение
___Обращайтесь к супервизору и участвуйте в интервизиях. Это необходимо, чтобы собрать полную картину. Клиент может умолчать о чем-то или сказать что-то, чтобы терапевту было приятно. Супервизоры и участники интервизии могут более объективно посмотреть на вашу эффективность и сказать о том, что можно изменить и улучшить.
Быть толерантным к другой культуре
Большое значение для эффективности терапии играет мультикультурная компетенция психолога. К терапевту может обратиться за помощью ___человек, который принадлежит к другой культуре. Чтобы создать для него комфортные условия, важно отслеживать собственные внутренние противоречия, непонимание и даже дискриминационные взгляды по отношению к этому клиенту.
Вести намеренную практику
Для роста профессионализма важна намеренная практика — то, что делают специалисты за пределами непосредственной работы с клиентами. Вы можете повторять теоретических основ работы, изучать новых приемов, анализировать собственные ошибки и неудачные кейсы, особенно когда клиент не завершает терапию. В анализе этих случаев заключается самый большой потенциал для развития профессионализма.
Для роста профессионализма важна намеренная практика — то, что делают специалисты за пределами непосредственной работы с клиентами. Вы можете повторять теоретических основ работы, изучать новых приемов, анализировать собственные ошибки и неудачные кейсы, особенно когда клиент не завершает терапию. В анализе этих случаев заключается самый большой потенциал для развития профессионализма.
Намеренная практика поможет:
Намеренная практика поможет:
Повысить вашу уверенность в себе как профессионале
Повысить эффективность работы и влияние на результат клиентов
Перенести последствия практики в личную жизнь — например, научившись быть более понимающим с клиентами, стать более открытым и понимающим с близкими людьми.
Создавать терапевтический альянс
Это подразумевает создание особой атмосферы поддержки, принятия и доверия в отношениях терапевта и клиента, их общий настрой на работу над целями терапии, а также согласованность их действий в этом направлении. В крепком терапевтическом альянсе клиент ощущает, что находится в безопасности и может доверять терапевту, обсуждая с ним возникающие сложности.
Это подразумевает создание особой атмосферы поддержки, принятия и доверия в отношениях терапевта и клиента, их общий настрой на работу над целями терапии, а также согласованность их действий в этом направлении. В крепком терапевтическом альянсе клиент ощущает, что находится в безопасности и может доверять терапевту, обсуждая с ним возникающие сложности.
Поддержанию альянса способствуют такие развитые навыки терапевта, как эмпатия, открытость и гибкость. Чтобы сохранить крепкий альянс, психолог не должен давать клиенту советы и опираться на свой жизненный опыт, критиковать человека и высказывать свое мнение обо всем, что тот говорит. Также важно следовать за порывом клиента или новой темой, которую он поднимает: в этом может быть скрыт потенциал для будущей работы.
Поддержанию альянса способствуют такие развитые навыки терапевта, как эмпатия, открытость и гибкость. Чтобы сохранить крепкий альянс, психолог не должен давать клиенту советы и опираться на свой жизненный опыт, критиковать человека и высказывать свое мнение обо всем, что тот говорит. Также важно следовать за порывом клиента или новой темой, которую он поднимает: в этом может быть скрыт потенциал для будущей работы.
Соблюдать конфиденциальность
Конфиденциальность важна для полноценности терапии и доверия между клиентом и специалистом. Поэтому вопрос конфиденциальности следует ___во время первой встречи с клиентом.
Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях, руководствоваться Этическим кодексом ассоциации, в которой вы состоите, и законами государства, в котором проживаете.
Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях, руководствоваться Этическим кодексом ассоциации, в которой вы состоите, и законами государства, в котором проживаете.
Когда клиент совершает преступные действия над несовершеннолетними (насилие, развращение и другие)
В ситуациях, когда высок риск для жизни клиента или других людей
Клиента нужно госпитализировать
Клиент распространяет наркотики и совершает другие преступные действия
Клиент представляет угрозу для жизни другого человека, и нужно защитить потенциальную жертву.
Резюмировать
Это навык обобщения высказываний клиента. Резюмирование помогает обозначить важные темы, которые были затронуты во время сессии, подытожить результат, который был достигнут во время беседы или её отрезка. Все это дает клиенту ощущение опоры, помогает не потеряться в своих словах.
Это навык обобщения высказываний клиента. Резюмирование помогает обозначить важные темы, которые были затронуты во время сессии, подытожить результат, который был достигнут во время беседы или её отрезка. Все это дает клиенту ощущение опоры, помогает не потеряться в своих словах.
Стоит применять резюмирование, чтобы:
Стоит применять резюмирование, чтобы:
Внести ясность в речь клиента, которая может быть запутанной и затрагивать много разных тем
Структурировать начало беседы и объединить ее с предыдущими встречами
Придать направление беседе, предложить клиенту выбрать, о чем он хочет говорить
В конце встречи подчеркнуть важные моменты, дать домашнее задание, исходя из итогов сессии и задач клиента.
Краткое подведение итогов поможет клиенту оценить то, что он рассказал, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить, а терапевту — подвести итоги беседы.
Краткое подведение итогов поможет клиенту оценить то, что он рассказал, проверить, не упущено ли что-то важное, что следует добавить, а терапевту — подвести итоги беседы.
Концептуализировать случай клиента
Это значит разобраться, в чем его затруднение, как оно влияет на его мысли, чувства и действия, на цель, к которой он стремится, в каких ситуациях проблема появляется, усиливается, а в каких ослабевает и исчезает. Анализ сказанного клиентом позволяет организовать информацию о нем и выделить фокус для работы — сформулировать как проблему, так и желаемый результат.
Это значит разобраться, в чем его затруднение, как оно влияет на его мысли, чувства и действия, на цель, к которой он стремится, в каких ситуациях проблема появляется, усиливается, а в каких ослабевает и исчезает. Анализ сказанного клиентом позволяет организовать информацию о нем и выделить фокус для работы — сформулировать как проблему, так и желаемый результат.
Уместно раскрывать себя перед клиентом
Самораскрытие — это проявление терапевтом в ходе консультации своих эмоций и мыслей, раскрытие информации о своем опыте и своей жизни. При этом специалисты могут впадать в две крайности:
Самораскрытие — это проявление терапевтом в ходе консультации своих эмоций и мыслей, раскрытие информации о своем опыте и своей жизни. При этом специалисты могут впадать в две крайности:
С одной стороны, не проявляться вообще, быть бесстрастным, неэмоциональным, не показывать свои реакции на слова клиента. Это влияет на ощущение контакта с человеком, который обратился за помощью, и его способность проявляться перед специалистом. Вместо того, чтобы раскрывать свои ощущения, он будет стремиться их скрыть, следуя примеру психолога
С другой стороны, есть риск проявлять все свои чувства и мысли чрезмерно, реагировать на любые слова и действия клиента. Это делает терапию непонятным процессом, будто клиент и психолог меняются местами.
Психотерапевт, кандидат психологических наук Вениамин Колпачников предлагает ___руководствоваться пользой для клиента: соответствует ли самораскрытие специалиста, его желание проявиться интересам клиента? Будет ли способствовать его продвижению в терапии или терапевту просто хочется выразить эмоции?
Но даже если самораскрытие неуместно, это не значит, что ощущения специалиста не имеют значения. Отслеживание своего состояния, дискомфорта, тревоги, других чувств и мыслей, умение справляться с неприятными эмоциями и приводить себя «в чувство» перед консультацией или во время нее — это необходимый навык саморегуляции. Все, что происходит с терапевтом во время работы с клиентом, может стать предметом обсуждения на личной терапии, супервизиях и интервизиях, а также выявить зоны профессионального роста.
Но даже если самораскрытие неуместно, это не значит, что ощущения специалиста не имеют значения. Отслеживание своего состояния, дискомфорта, тревоги, других чувств и мыслей, умение справляться с неприятными эмоциями и приводить себя «в чувство» перед консультацией или во время нее — это необходимый навык саморегуляции. Все, что происходит с терапевтом во время работы с клиентом, может стать предметом обсуждения на личной терапии, супервизиях и интервизиях, а также выявить зоны профессионального роста.
Выдерживать паузы
Это один из важнейших профессиональных навыков практика. Паузы подчеркивают необходимость осмыслить сказанное, создают ощущение неторопливости, продуманности происходящего, а также стимулируют клиента обдумывать свои слова и больше говорить.
Это один из важнейших профессиональных навыков практика. Паузы подчеркивают необходимость осмыслить сказанное, создают ощущение неторопливости, продуманности происходящего, а также стимулируют клиента обдумывать свои слова и больше говорить.
Не стоит слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Нужно уметь выдерживать паузу после его высказываний. Клиенту паузы могут показаться бесполезными, он может подумать, что психолог не знает, что сказать, что он недостаточно профессионален. Поэтому стоит не только выдерживать паузы, но и обсуждать их: что происходит с клиентом во время паузы? Комфортно ли ему? Приходят ли какие-то новые идеи во время молчания?
Не стоит слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Нужно уметь выдерживать паузу после его высказываний. Клиенту паузы могут показаться бесполезными, он может подумать, что психолог не знает, что сказать, что он недостаточно профессионален. Поэтому стоит не только выдерживать паузы, но и обсуждать их: что происходит с клиентом во время паузы? Комфортно ли ему? Приходят ли какие-то новые идеи во время молчания?
Как оценить, владею ли я этими компетенциями?
Основные источники информации об эффективности вашей работы и ваших навыков — это:
Основные источники информации об эффективности вашей работы и ваших навыков — это:
Сам клиент — то, как он оценивает свое состояние, вас как терапевта и продвижение в терапии
Оценка супервизора
Ваша собственная оценка своей работы. Для этого используйте два инструмента:
___Чек-лист компетенций для самостоятельной оценки уровня своего развития как специалиста. В нем вам нужно на шкалах навыков отметить, насколько, по-вашему, у вас развит каждый из них. Этот метод прост, но загвоздка в том, чтобы объективно оценить собственные компетенции
___Шкалу оценки самоэффективности психологов-консультантов и психотерапевтов. Сотрудники Лаборатории «Психодемии» адаптировали методику CASES R. Lent, C. Hill и создали русскоязычную версию этой шкалы. Она состоит из трех частей относительно способности специалиста выполнять те или иные действия и решать различные профессиональные задачи.
Если вы хотите изучить и освоить на практике все эти компетенции, отработать теорию и начать консультировать клиентов, приходите на наш курс «Мастерство психологического консультирования». Вас ждет разнообразная групповая работа, игровые сессии, отработка в интерактивном тренажере, анализ записей реальных сессий и супервизия.
Если вы хотите изучить и освоить на практике все эти компетенции, отработать теорию и начать консультировать клиентов, приходите на наш курс «Мастерство психологического консультирования». Вас ждет разнообразная групповая работа, игровые сессии, отработка в интерактивном тренажере, анализ записей реальных сессий и супервизия.

Наш курс
«Мастерство психологического консультирования»

За 1 год вы получите необходимую базу знаний для профессионального развития в психологии и начнете практику.
Онлайн
Основа обучения — практические занятия, на которых вы получите опыт, необходимый для старта работы с клиентами.
Базовый курс
1 год
Если вы решите продолжить обучение, ждем вас на курсе «Мастерство психологического консультирования».
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь