Организация практики
прочитаете за 6 минут

«Психолог должен решить запрос клиента на первой сессии»

14.05.2025
NEW!
Почему это не так и чего ожидать от первой встречи
Начинающие психологи часто переживают, что не могут решить запрос клиента на первой сессии. Однако это не всегда необходимо. Каждый запрос уникален: некоторые решаются за пару встреч, другие требуют месяцев работы. Более того, бывает, что начальный запрос меняется в процессе консультаций.
В статье расскажем, почему психолог не обязан решить проблему на первой встрече, и возможно ли точно предсказать, сколько сессий на это потребуется.

Запросы клиентов на первой консультации

Здесь мы рассмотрим запросы с точки зрения сложности и очевидности. Условно разделим их на несколько категорий:
Выявленные запросы — когда клиент хорошо понимает, с чем именно ему нужна помощь. Во время сессий он решает тот же запрос, с которым обратился. Например, молодой человек хочет научиться спокойно реагировать на обратную связь от начальника и не принимать его комментарии близко к сердцу.
Невыявленные запросы — когда человек не может четко сформулировать, с чем именно нужна помощь. В таком случае клиент и психолог вместе ищут верный запрос и формулируют его. Например, женщина обращается к психологу из-за проблем с мужем, но она точно не понимает, в чем их причина.
Ложный запрос — когда клиент считает, что причина трудностей в чем-то одном, но на деле выясняется, что работать нужно с другой проблемой. Например, девушка говорит, что хочет похудеть, чтобы увереннее себя чувствовать. В процессе выясняется, что корень неуверенности — сомнения в профессионализме, и работать нужно с «синдромом самозванца».
Как запрос может трансформироваться в процессе работы
Клиентка пришла с жалобами на конфликты с коллегами и полное отсутствие сил в выходные — ей казалось, что она просто устала от работы. Однако в ходе сессий выяснилось, что за этим стоит куда более глубинное убеждение, что ее «никогда не примут», ведь в детстве она переехала в другую страну с мамой и чувствовала себя там чужой из-за комментариев важных взрослых (отчим, классный руководитель). 
Убеждение в том, что ее национальность — непреодолимое препятствие для признания и карьерного роста, сильно снижало мотивацию, поскольку девушка постоянно думала о том, что на самом деле все относятся к ней с пренебрежением. Из-за этого она старалась доказать, что достойна своего места на работе: часто задерживалась, чтобы довести работу до идеала. Это внутреннее напряжение и постоянное чувство недоверия к миру проявлялись в агрессии с ее стороны и выгорания.
Выпускница курса «Подростковый психолог», обучается когнитивно-поведенческой терапии в Психодемии.
Ева Красильникова

Что психологу нужно сделать на первой сессии

Главные задачи для первой сессии: знакомство, установление правил работы, выяснение ожиданий и запроса клиента.
Остановимся подробнее на выявлении запроса. Это можно сделать с помощью вопросов:
Что привело вас ко мне?
Что вас беспокоит?
Что вам бы хотелось обсудить в первую очередь?
Какие у вас ожидания от нашей работы?
Узнайте, как оценить эффект от вашей работы и принять свои ограничения на бесплатном мини-курсе «Эффективность психотерапии»
Это открытые вопросы, которые помогут клиенту раскрыться и рассказать о том, что действительно беспокоит. Когда информации будет достаточно, психолог может уточнить запрос с помощью вопросов:
Я правильно услышал (а), что вам  хочется научиться спокойнее реагировать на критику: не принимать все на свой счет и не обижаться?
С чего вам хочется начать работу?
Какой результат работы вас удовлетворит?
Как хотите себя чувствовать после консультаций?
Вариант тайминга для первой встречи
Знакомство, установление правил и начало беседы — 5−10 минут.
Выяснение запроса и ожиданий клиента — 25−35 минут.
Прояснение проблемы, резюмирование — 10−15 минут.
Окончание встречи: обмен обратной связью и домашнее задание — 5−10 минут.

Как понять, за сколько сессий можно решить запрос

Невозможно для всех запросов и всех клиентов определить единое время. Психолог может уточнить, сколько ресурсов клиент готов выделить на работу, узнать об ограничениях. Например, один клиент может прийти всего на одну-две встречи, а другой готов в течение года раз в неделю посещать сессии. Работа будет строиться по-разному и на разной глубине, но задача одна — помочь в существующих условиях.
По тому, насколько сложный и комплексный запрос, можно предположить, сколько сессий потребуется. Однако терапевтический процесс переменчив и непредсказуем, на пути к решению одного запроса могут возникать новые, и времени потребуется больше.
Не стоит обещать клиенту того, в чем не уверены. Эффективнее обсудить сроки и возможное количество консультаций, когда человек опишет свой запрос.
В работе с клиентами лучше сфокусироваться на динамике: важно, чтобы сессии помогали человеку, чтобы ему становилось легче и понятнее. Сверяйтесь с клиентом: в том ли вы направлении движетесь, есть ли прогресс. Запрашивайте и давайте обратную связь. Открытая коммуникация — одна из ключевых составляющих успешности терапии.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь