База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана.
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера.

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5
прочитаете за 6 минут

Консультации психолога онлайн. Как сделать их комфортнее

28.06.2022
О своем опыте рассказывает практикующий психотерапевт
Организация практики
Отличаются ли онлайн-консультации от очных? Как они влияют на эмоциональный контакт между психологом и клиентом? Психотерапевт Маргарита Спасская делится своим опытом и рассказывает:
Отличаются ли онлайн-консультации от очных? Как они влияют на эмоциональный контакт между психологом и клиентом? Психотерапевт Маргарита Спасская делится своим опытом и рассказывает:

В чем разница онлайн- и офлайн-сессий для психолога

Исходя из собственного опыта, я могу выделить основные различия работы с клиентами онлайн и офлайн.
Исходя из собственного опыта, я могу выделить основные различия работы с клиентами онлайн и офлайн.
Терапевту важно считывать телесные реакции человека — в любом психотерапевтическом подходе и в любом формате консультации. Его поза, то, как он себя держит и даже как пахнет — все это может быть важно для работы. Я долгое время считала, что устаю от онлайн-консультаций гораздо больше, чем от очных встреч. Мне казалось, что информации о клиентке или клиенте не хватало, и нужно быть более внимательной, чтобы получить максимум от работы по видеосвязи. Однако со временем я стала понимать, что, возможно, трудность не только в этом.
При этом видеоформат, конечно, ограничивает нас в получении информации о клиентах, но не лишает этого полностью. Я услышу, если клиентка или клиент начнет дышать чаще в какой-то момент, — для этого мне не обязательно физически находиться рядом с ними.
Важно, как вы и клиент воспринимаете расстояние между вами. Коллеги из Стэнфорда пишут о том, что маленькая дистанция при видеозвонках может вызывать напряжение, а иногда и ощущение угрозы. Во время онлайн-консультаций собеседники видят друг друга крупным планом и вынуждены смотреть в экран, то есть в глаза друг другу. Из-за этого может казаться, что расстояние между ними уменьшилось. Хорошая новость в том, что его можно регулировать произвольно: например, отсесть подальше.
Бывают ситуации, когда у психологов может не быть действительно важной информации о клиентке или клиенте, если мы их не видим. Это и правда может стать ограничением, но ведь психологи не всесильны. Я неоднократно сталкивалась с тем, что даже при очных консультациях клиентки или клиенты предпочитают не раскрывать какую-то важную информацию о себе по личным причинам: например, не говорят о своем лечении у психиатра или о симптомах вроде голосов в голове. И имеют полное на это право.

Правила проведения онлайн-консультаций: опыт психотерапевта

Считаю, что нет каких-то особых правил, отличающихся от тех, которые прописаны в контракте конкретного психолога на оказание психологических услуг. Это может быть очень индивидуально и зависеть от разных факторов: подхода, в котором работает психолог, от конкретной клиентки или клиента, их местонахождения. Расскажу о правилах, которые считаю важными в своих онлайн-консультациях.
Считаю, что нет каких-то особых правил, отличающихся от тех, которые прописаны в контракте конкретного психолога на оказание психологических услуг. Это может быть очень индивидуально и зависеть от разных факторов: подхода, в котором работает психолог, от конкретной клиентки или клиента, их местонахождения. Расскажу о правилах, которые считаю важными в своих онлайн-консультациях.
Клиентка или клиент должны находиться одни во время сессии. Если в комнате во время сессии присутствует еще кто-либо, это нарушает контракт. В таком случае я прошу человека уединиться либо перенести время консультации.
Хороший интернет — это важно. Минус онлайн-консультаций — зависимость от техники. У меня были ситуации, когда приходилось останавливать встречу из-за низкой скорости интернета и переносить на другой день. Да, это привносит в работу дополнительный «шум», но это внешний фактор, на который не всегда возможно повлиять.
Остальные технические моменты зависят от договоренности с клиенткой или клиентом, от их индивидуальных особенностей. С кем-то можно работать без видео — и это не влияет на эффективность, а с кем-то так не получится. В целом, то, как клиенты ведут онлайн-беседу, напрямую связано с их психологическим состоянием.
Правила об отмене консультации. Каждый психолог устанавливает их самостоятельно. У меня было так, что неполадки были на моей стороне, и я переносила консультацию, естественно, без оплаты для клиентов. В моем контракте перенос времени прописан за 48 часов, потому что я не люблю скачущее расписание.
Выбрать удобный гаджет для онлайн-сессии. Почти всегда работаю с телефона, потому что ноутбук не очень удобно ставить на штатив и сложно регулировать дистанцию.
В целом, говоря о формате онлайн-консультаций, для меня однозначно они более утомительны, чем очные. Но помогает регулирование дистанции — это важно, хоть мы и не задумываемся, какое расстояние между психологом и клиенткой или клиентом в онлайн-консультации. Зато если представить, что человек сидит к нам вплотную — это будет не очень комфортно. Не просто так появился термин «усталость от Zoom» (Zoom fatigue).

Три простых совета, как сделать онлайн-консультации комфортнее

Обеспечьте комфортную дистанцию между вами и клиентом.
Давайте глазам отдых в перерывах и не смотрите в экран. Онлайн-консультации — это все еще работа с экраном. Поскольку вам важно получить как можно больше визуальной информации, вы можете напрягать глаза больше, чем при обычной работе с экраном.
Предупредите клиента, что могут быть помехи во время консультаций, и заранее обсудите план действий в этом случае.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме
    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь