База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
Как распознать у клиента социальную тревогу
прочитаете за 8 минут

«Я, наверное, смешно выгляжу». Как распознать у клиента социальную тревогу и помочь с ней справиться

11.05.2022
Пошаговый план для начинающего когнитивно-поведенческого психолога
Работа с клиентом
Социальная тревога — состояние, при котором человек испытывает чрезмерное беспокойство от взаимодействия с другими людьми. Такое состояние мешает жить и достигать целей. Человек с социальной тревожностью может бояться публичных выступлений и отказаться от работы мечты, если она с ними связана.
Социальная тревога — состояние, при котором человек испытывает чрезмерное беспокойство от взаимодействия с другими людьми. Такое состояние мешает жить и достигать целей. Человек с социальной тревожностью может бояться публичных выступлений и отказаться от работы мечты, если она с ними связана.
Об этом явлении рассказывает Даниил Ривин, психолог, специалист центра «Качество жизни». Вы узнаете:

Откуда берется социальная тревога

Социальная тревога работает как замкнутая система. В когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) это называется «порочный цикл».
Социальная тревога работает как замкнутая система. В когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) это называется «порочный цикл».
Он начинается с неприятного или травматичного опыта, который человек чаще всего переживает в одиночку. Дополнительным триггером выступают особенности характера: чувствительность, застенчивость, самоуглубленность. Что иногда приводит к формированию когнитивного искажения — «фокус на себе». Например, ребенок считает, что все в классе смотрят на него и думают что-то плохое. Через искажение он по-своему толкует чужое поведение: одноклассник отвел глаза, а ребенок объясняет это как «я смешно выгляжу или сказал глупость».
Он начинается с неприятного или травматичного опыта, который человек чаще всего переживает в одиночку. Дополнительным триггером выступают особенности характера: чувствительность, застенчивость, самоуглубленность. Что иногда приводит к формированию когнитивного искажения — «фокус на себе». Например, ребенок считает, что все в классе смотрят на него и думают что-то плохое. Через искажение он по-своему толкует чужое поведение: одноклассник отвел глаза, а ребенок объясняет это как «я смешно выгляжу или сказал глупость».
Из-за фокуса на себе появляются автоматические мысли: «я не умею общаться со сверстниками», «не знаю, как строить разговор», «боюсь неловкого молчания». Мысли вызывают чувство тревоги: человеку кажется, что все вокруг настроены против него.
Из-за фокуса на себе появляются автоматические мысли: «я не умею общаться со сверстниками», «не знаю, как строить разговор», «боюсь неловкого молчания». Мысли вызывают чувство тревоги: человеку кажется, что все вокруг настроены против него.
Испытывать тревогу мучительно. Чтобы от нее избавиться, человек чаще всего использует две тактики, которые лишь усиливают тревогу:
Избегание. Человек не ходит в школу или на работу, не встречается с друзьями, не знакомится с людьми. В критических случаях вовсе не выходит из дома.
#1.
Охранительное поведение. Помогает ненадолго снизить тревогу от общения с окружающими. Частью охранительной стратегии бывают:
#2.
  • «Сидение в телефонах» на мероприятиях, чтобы не вступать в контакт с другими.
  • Алкоголь, чтобы легче выходить на контакт.
  • Макияж. Если «быть без косметики на людях неприлично», то «я накрашусь, и окружающие не осудят меня».
Обе стратегии поведения замыкают цикл. Мысль становится убеждением:
Обе стратегии поведения замыкают цикл. Мысль становится убеждением:
Избегающая стратегия при тревоге формирует убеждение

Как психологу распознать тревогу

Клиент с социальной тревожностью фокусируется на себе и уверен, что за ним постоянно наблюдают и оценивают. В сложных случаях человек не знакомится с людьми, избегает контактов или вовсе с трудом выходит на улицу. Он переживает, что его унизят, смутят, оскорбят или отвергнут.
Клиент с социальной тревожностью фокусируется на себе и уверен, что за ним постоянно наблюдают и оценивают. В сложных случаях человек не знакомится с людьми, избегает контактов или вовсе с трудом выходит на улицу. Он переживает, что его унизят, смутят, оскорбят или отвергнут.
Если предполагаете, что у клиента социальная тревога, предложите пройти диагностический опросник:
Если предполагаете, что у клиента социальная тревога, предложите пройти диагностический опросник:
  • По социофобии (Social Anxiety Questionnaire for Adults (SAQ-A30) Caballo, V. E., Salazar, I. C., Irurtia, M. J., Arias, B., and CISO-A Research Team. (2012).
Если есть вероятность наличия коморбидных психических расстройств (например, расстройств личности), то клиента стоит отправить к психиатру для дифференциальной диагностики. Поставить диагноз и прописать медикаментозную поддержку может психиатр или психотерапевт. Только врач сумеет увидеть полную картину и распознать за социальной тревожностью более серьезные проблемы.
Если есть вероятность наличия коморбидных психических расстройств (например, расстройств личности), то клиента стоит отправить к психиатру для дифференциальной диагностики. Поставить диагноз и прописать медикаментозную поддержку может психиатр или психотерапевт. Только врач сумеет увидеть полную картину и распознать за социальной тревожностью более серьезные проблемы.

Как работать с социальной тревогой

Терапия социальной тревоги следует из когнитивной модели порочного цикла. Есть два звена, которые поддерживают проблему:
Терапия социальной тревоги следует из когнитивной модели порочного цикла. Есть два звена, которые поддерживают проблему:
Когнитивное звено:
человек защищается или вовсе избегает социальных контактов
Поведенческое звено:
человек сфокусирован на себе, ему кажется, что его кто-то оценивает и критикует
Начните с исправления когнитивных искажений или ошибок мышления. Спросите клиента: «На прошлой вечеринке вы подумали, что все считают вас странным. Какие объективные подтверждения были? Возможно, кто-то прямо об этом сказал?»
Разберите эту ситуацию, затем похожие: «от меня кто-то отвел глаза», «мне ничего не сказали про мое платье». В процессе разбора оказывается, что когнитивных искажений у клиента много, а объективных подтверждений — мало или нет совсем.
Разберите эту ситуацию, затем похожие: «от меня кто-то отвел глаза», «мне ничего не сказали про мое платье». В процессе разбора оказывается, что когнитивных искажений у клиента много, а объективных подтверждений — мало или нет совсем.
В таких случаях следует применять общий для всей КПТ метод — когнитивную реструктуризацию. Она состоит в том, чтобы предложить клиенту иную трактовку травматичной ситуации и попросить внимательно отслеживать свои мысли.
В таких случаях следует применять общий для всей КПТ метод — когнитивную реструктуризацию. Она состоит в том, чтобы предложить клиенту иную трактовку травматичной ситуации и попросить внимательно отслеживать свои мысли.
Когда человеку приходит мысль, что кто-то считает его странным, он задает вопрос: «Почему мне кажется, что обо мне так думают? Ну, он не подошел, не поздоровался. Какие могут быть другие объяснения этому?» Так, через сократический диалог можно увидеть альтернативы и со временем проверить их. Задача психолога — расшатать негативную, и, как правило, ошибочную убежденность.
Когда человеку приходит мысль, что кто-то считает его странным, он задает вопрос: «Почему мне кажется, что обо мне так думают? Ну, он не подошел, не поздоровался. Какие могут быть другие объяснения этому?» Так, через сократический диалог можно увидеть альтернативы и со временем проверить их. Задача психолога — расшатать негативную, и, как правило, ошибочную убежденность.
Когда клиент освоил этот навык и умеет противостоять когнитивным искажениям, переходите ко второму этапу — поведенческому — и предложите на практике проверить гипотезы. Человеку кажется, что товарищ его презирает. Тогда смелым поведенческим экспериментом будет подойти и узнать, что товарищ на самом деле думает. Как правило, опасения оказываются беспочвенными — и это тоже помогает изменить когнитивные искажения.
Следующий шаг — экспозиция, чтобы клиент столкнулся со своей тревогой и научился ее выдерживать. Пойти на вечеринку и наблюдать, как меняются ощущения: в какие моменты тревоги становится больше, а в какие меньше, и от чего это зависит.
Так клиент получает новый опыт: он видит, что тревога не держится на одном уровне и учится жить в те моменты, когда испытывает ее. Кроме того, снижение тревожности помогает увидеть, что триггер на самом деле не так опасен, как человеку казалось. Постепенно смысл тревоги пропадает.
Так клиент получает новый опыт: он видит, что тревога не держится на одном уровне и учится жить в те моменты, когда испытывает ее. Кроме того, снижение тревожности помогает увидеть, что триггер на самом деле не так опасен, как человеку казалось. Постепенно смысл тревоги пропадает.
Поначалу проводите экспозицию вместе с клиентом. Даниил Ривин приводит пример из практики. Клиент боялся неловкого молчания, и они провели эксперимент: вышли из кабинета в приемную, где ожидали четыре человека, и сели рядом с ними. Задачей было в течение пяти минут не опускать взгляд и поддерживать зрительный контакт с другими людьми. Экспозиция сработала: клиент понял, что в неловком молчании нет ничего страшного, и перестал так сильно его бояться.
Если терапевт обучил клиента с социальной тревожностью основным навыкам — выявлять ошибки мышления, находить альтернативные объяснения, проверять гипотезы и сталкиваться с тревогой, — то терапию можно считать успешной. Конечно, многое зависит от целей. Не обязательно делать из человека Тони Роббинса, достаточно, чтобы он вышел на адаптивный уровень.
Если терапевт обучил клиента с социальной тревожностью основным навыкам — выявлять ошибки мышления, находить альтернативные объяснения, проверять гипотезы и сталкиваться с тревогой, — то терапию можно считать успешной. Конечно, многое зависит от целей. Не обязательно делать из человека Тони Роббинса, достаточно, чтобы он вышел на адаптивный уровень.

Наш курс
«Клиническая психология»

Профессионально помогайте людям с психическими расстройствами, изучив современную теорию и освоив практику на интерактивном онлайн-курсе.
Онлайн
Продвинутый курс
По окончании вы получаете диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Клинический психолог» и правом ведения профессиональной деятельности.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме
    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь