База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
Как распознать у клиента социальную тревогу
прочитаете за 8 минут

«Я, наверное, смешно выгляжу». Как распознать у клиента социальную тревогу и помочь с ней справиться

11.05.2022
Пошаговый план для начинающего специалиста
Работа с клиентом
Социальная тревога — это состояние, при котором человек испытывает чрезмерное беспокойство от взаимодействия с другими людьми. Это состояние может мешать ему жить и достигать своих целей. Например, человек с социальной тревожностью может бояться публичных выступлений и отказаться от работы мечты, если она с ними связана.
Социальная тревога — это состояние, при котором человек испытывает чрезмерное беспокойство от взаимодействия с другими людьми. Это состояние может мешать ему жить и достигать своих целей. Например, человек с социальной тревожностью может бояться публичных выступлений и отказаться от работы мечты, если она с ними связана.
Об этом явлении рассказывает Даниил Ривин, психолог, специалист центра «Качество жизни».
Из статьи вы узнаете:

Откуда берется социальная тревога

Социальная тревога работает как замкнутая система. В когнитивно-поведенческой терапии это называется «порочный цикл».
Социальная тревога работает как замкнутая система. В когнитивно-поведенческой терапии это называется «порочный цикл».
Он начинается с неприятного или травматичного опыта, который человек чаще всего переживает в одиночку. Дополнительным триггером выступают особенности характера: чувствительность, застенчивость, самоуглубленность. Это может привести к формированию когнитивного искажения — «фокус на себе». Например, ребенок считает, что все в классе смотрят на него и думают о нем что-то плохое. Через это искажение он по-своему толкует чужое поведение: одноклассник отвел глаза, а ребенок объясняет это как «я смешно выгляжу или сказал глупость».
Он начинается с неприятного или травматичного опыта, который человек чаще всего переживает в одиночку. Дополнительным триггером выступают особенности характера: чувствительность, застенчивость, самоуглубленность. Это может привести к формированию когнитивного искажения — «фокус на себе». Например, ребенок считает, что все в классе смотрят на него и думают о нем что-то плохое. Через это искажение он по-своему толкует чужое поведение: одноклассник отвел глаза, а ребенок объясняет это как «я смешно выгляжу или сказал глупость».
Из-за фокуса на себе появляются автоматические мысли: «я не умею общаться со сверстниками», «я не знаю, как строить разговор», «я боюсь неловкого молчания». Мысли вызывают чувство тревоги: человеку кажется, что все вокруг настроены против него.
Испытывать тревогу может быть мучительно. Чтобы от нее избавиться, человек чаще всего использует две тактики, которые, однако, лишь усиливают тревогу:
Первая стратегия — избегание. Человек не ходит в школу или на работу, не встречается с друзьями, не знакомится с новыми людьми. В критических случаях вовсе не выходит из дома.
#1.
Вторая стратегия — охранительное поведение. Оно помогает ненадолго снизить тревогу от общения с окружающими. К такому поведению относится «сидение в телефонах» на мероприятиях: оно помогает не вступать в контакт с другими. Частью охранительной стратегии может стать алкоголь: он снижает тревогу и позволяет легче выходить на контакт. Еще один способ защиты — макияж. Если «быть без косметики на людях неприлично», то «если я накрашусь, окружающие не осудят меня». И это тоже снижает беспокойство.
#2.
Обе эти стратегии поведения замыкают цикл. Мысль становится убеждением:
Обе эти стратегии поведения замыкают цикл. Мысль становится убеждением:
человеку кажется, что он смешно выглядит и не умеет поддерживать диалог → он избегает общения → спустя время он думает, что давно ни с кем не общался → причина в том, что он не умеет общаться → снова избегает общения

Как психологу распознать тревогу

Клиент с социальной тревожностью фокусируется на себе и уверен, что за ним постоянно наблюдают и оценивают. В сложных случаях человек не знакомится с новыми людьми, избегает контактов или вовсе с трудом выходит на улицу. Он переживает, что его унизят, смутят, оскорбят или отвергнут.
Клиент с социальной тревожностью фокусируется на себе и уверен, что за ним постоянно наблюдают и оценивают. В сложных случаях человек не знакомится с новыми людьми, избегает контактов или вовсе с трудом выходит на улицу. Он переживает, что его унизят, смутят, оскорбят или отвергнут.
Если вы предполагаете, что у клиента социальная тревога, предложите ему пройти один из диагностических опросников:
Если вы предполагаете, что у клиента социальная тревога, предложите ему пройти один из диагностических опросников:
Опросник по социофобии (Social Anxiety Questionnaire for Adults (SAQ-A30) Caballo, V. E., Salazar, I. C., Irurtia, M. J., Arias, B., and CISO-A Research Team. (2012);
Шкала негативного образа себя (Negative Self-Portrayal Scale (NSPS) Moscovitch, D.A., & Huyder, V. (2012);
Опросник страха негативной оценки (Brief Fear of Negative Evaluation Scale (BFNE-S) Carleton, Collimore, McCabe, & Antony, 2011; Rodebaugh et al., 2004; Weeks et al., 2005).
Если есть вероятность наличия коморбидных психических расстройств (например, расстройств личности), то клиента стоит отправить к психиатру для дифференциальной диагностики. Поставить диагноз и прописать медикаментозную поддержку может психиатр или психотерапевт. Только врач может увидеть полную картину и распознать за социальной тревожностью и, возможно, более серьезные проблемы.
Если есть вероятность наличия коморбидных психических расстройств (например, расстройств личности), то клиента стоит отправить к психиатру для дифференциальной диагностики. Поставить диагноз и прописать медикаментозную поддержку может психиатр или психотерапевт. Только врач может увидеть полную картину и распознать за социальной тревожностью и, возможно, более серьезные проблемы.

Как работать с социальной тревогой

Терапия социальной тревоги следует из когнитивной модели порочного цикла. Есть два звена, которые поддерживают проблему:
Терапия социальной тревоги следует из когнитивной модели порочного цикла. Есть два звена, которые поддерживают проблему:
Первое — когнитивное: человек сфокусирован на себе, ему кажется, что его кто-то оценивает и критикует
Второе звено — поведенческое: человек защищается или вовсе избегает социальных контактов.
Начинать стоит с исправления когнитивных искажений или ошибок мышления. Например, спросите клиента: «На прошлой вечеринке вы подумали, что все считают вас странным. Какие объективные подтверждения у вас были? Может быть, вам кто-то прямо об этом сказал?»
Разберите эту ситуацию, затем похожие: «от меня кто-то отвел глаза», «мне ничего не сказали про мое платье». Часто в процессе разбора оказывается, что когнитивных искажений у клиента много, а объективных подтверждений — мало или нет совсем.
Разберите эту ситуацию, затем похожие: «от меня кто-то отвел глаза», «мне ничего не сказали про мое платье». Часто в процессе разбора оказывается, что когнитивных искажений у клиента много, а объективных подтверждений — мало или нет совсем.
В таких случаях следует применять общий для всей КПТ метод — когнитивную реструктуризацию. Она состоит в том, чтобы предложить клиенту иную трактовку травматичной ситуации и попросить его внимательно отслеживать свои мысли.
В таких случаях следует применять общий для всей КПТ метод — когнитивную реструктуризацию. Она состоит в том, чтобы предложить клиенту иную трактовку травматичной ситуации и попросить его внимательно отслеживать свои мысли.
Когда клиенту приходит мысль, что кто-то считает его странным, он задает себе вопрос: «почему мне кажется, что обо мне так думают? Ну, он не подошел ко мне, не поздоровался. Какие могут быть другие объяснения тому, что он не поздоровался?» Так, через сократический диалог можно увидеть альтернативы и со временем проверить их. Задача психолога — расшатать негативную, и, как правило, ошибочную убежденность.
Когда клиент уже освоил этот навык и может противостоять своим когнитивным искажениям, переходите ко второму этапу — поведенческому — и предложите на практике проверить гипотезы клиента. Например, человеку кажется, что товарищ его презирает. Тогда смелым поведенческим экспериментом будет подойти и узнать, что товарищ на самом деле о нем думает. Как правило, опасения клиента оказываются беспочвенными — и это тоже помогает изменить когнитивные искажения.
Следующий шаг — экспозиция, чтобы клиент столкнулся со своей тревогой и научился ее выдерживать. Например, он может пойти на вечеринку и наблюдать за тем, как меняются его ощущения: в какие моменты тревоги становится больше, а в какие меньше, и от чего это зависит.
Так клиент получает новый опыт: он видит, что тревога не держится на одном уровне и учится жить в те моменты, когда испытывает ее. Кроме того, снижение тревожности помогает увидеть, что триггер на самом деле не так опасен, как человеку могло казаться. Это тоже еще больше снижает уровень тревоги, ведь смысл этого чувства пропадает.
Так клиент получает новый опыт: он видит, что тревога не держится на одном уровне и учится жить в те моменты, когда испытывает ее. Кроме того, снижение тревожности помогает увидеть, что триггер на самом деле не так опасен, как человеку могло казаться. Это тоже еще больше снижает уровень тревоги, ведь смысл этого чувства пропадает.
Поначалу проводите экспозицию вместе с клиентом. Даниил Ривин приводит пример из своей практики. Его клиент боялся неловкого молчания, и они проделали такой эксперимент: вышли из кабинета в приемную, где ожидали четыре человека, и сели рядом с ними. Задачей клиента было в течение пяти минут не опускать взгляд и поддерживать зрительный контакт с другими людьми. Для него экспозиция сработала: он понял, что в неловком молчании нет ничего страшного, и перестал так сильно его бояться.
Поначалу проводите экспозицию вместе с клиентом. Даниил Ривин приводит пример из своей практики. Его клиент боялся неловкого молчания, и они проделали такой эксперимент: вышли из кабинета в приемную, где ожидали четыре человека, и сели рядом с ними. Задачей клиента было в течение пяти минут не опускать взгляд и поддерживать зрительный контакт с другими людьми. Для него экспозиция сработала: он понял, что в неловком молчании нет ничего страшного, и перестал так сильно его бояться.
Если терапевт обучил клиента с социальной тревожностью основным навыкам — выявлять ошибки мышления, находить альтернативные объяснения, проверять гипотезы и сталкиваться с тревогой, — то терапию можно считать успешной. Конечно, многое зависит от целей. Не обязательно делать из человека Тони Роббинса, достаточно, чтобы он вышел на адаптивный уровень.
Если терапевт обучил клиента с социальной тревожностью основным навыкам — выявлять ошибки мышления, находить альтернативные объяснения, проверять гипотезы и сталкиваться с тревогой, — то терапию можно считать успешной. Конечно, многое зависит от целей. Не обязательно делать из человека Тони Роббинса, достаточно, чтобы он вышел на адаптивный уровень.

Наш курс
«Клиническая психология»

Профессионально помогайте людям с психическими расстройствами, изучив современную теорию и освоив практику на интерактивном онлайн-курсе.
Онлайн
Продвинутый курс
По окончании вы получаете диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Клинический психолог» и правом ведения профессиональной деятельности.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме
    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь