База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 17 минут

Как стать успешным психологом. Личные истории преподавателей «Психодемии»

22.11.2022
В честь Дня психолога они делятся историями о своем пути
Личные истории
22 ноября в России отмечается День психолога. В честь профессионального праздника мы попросили преподавателей рассказывать о своем пути в психологии: как они выбирали профессию, как начинали практиковать и с какими сложностями столкнулись, какие навыки помогают им в жизни и в чем они видят свою миссию. Возможно, их истории вдохновят вас, если вы сомневается в выборе специальности и хотите узнать, какой путь прошли успешные психологи.
22 ноября в России отмечается День психолога. В честь профессионального праздника мы попросили преподавателей рассказывать о своем пути в психологии: как они выбирали профессию, как начинали практиковать и с какими сложностями столкнулись, какие навыки помогают им в жизни и в чем они видят свою миссию. Возможно, их истории вдохновят вас, если вы сомневается в выборе специальности и хотите узнать, какой путь прошли успешные психологи.
Мария Данина, основательница «Психодемии», кандидат психологических наук с 17-летним опытом практики
основательница Мария Данина
На факультет психологии я пришла по рекомендации родителей. Мне было сложно выбрать специальность, потому что я интересовалась примерно всем. Оказалось, что психология мне подходит: с первых дней в вузе она увлекла меня и увлекает до сих пор, помогает лучше понимать мир, созданный людьми.
На факультет психологии я пришла по рекомендации родителей. Мне было сложно выбрать специальность, потому что я интересовалась примерно всем. Оказалось, что психология мне подходит: с первых дней в вузе она увлекла меня и увлекает до сих пор, помогает лучше понимать мир, созданный людьми.
На втором курсе университета я начала погружаться в практическую и исследовательскую работу в лаборатории консультативной психологии Психологического института Российской Академии образования. В институте я проработала долгих 16 лет, там же сформировались мои научные интересы и желание работать с людьми.
На втором курсе университета я начала погружаться в практическую и исследовательскую работу в лаборатории консультативной психологии Психологического института Российской Академии образования. В институте я проработала долгих 16 лет, там же сформировались мои научные интересы и желание работать с людьми.
Сейчас психология — это мой образ мира, линза, через которую я смотрю на вещи. Практикующему психологу не обойтись без понимания себя, умения справляться с трудными эмоциями, понимания субъективности нашего восприятия и того, как мы сами куем свою жизнь. Именно эти навыки помогают делать жизнь такой, которую хотелось бы прожить еще раз.
Сейчас психология — это мой образ мира, линза, через которую я смотрю на вещи. Практикующему психологу не обойтись без понимания себя, умения справляться с трудными эмоциями, понимания субъективности нашего восприятия и того, как мы сами куем свою жизнь. Именно эти навыки помогают делать жизнь такой, которую хотелось бы прожить еще раз.
«Мир становится лучше, когда понимаешь себя и других людей. Мне бы хотелось, чтобы этого было больше, и не только в кабинетах психологов, а повсеместно. Психическое здоровье — фундамент устойчивого и эффективного общества».
Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук, руководитель __лаборатории консультативной психологии и психотерапии в «Психодемии»
кандидат психологических наук Наталья Кисельникова
Я всегда была неравнодушна к помощи людям, у меня хорошо получалось налаживать контакт с ними. В школе мне нравилось участвовать в психологических тренингах, а их ведущая казалась мне примером идеального психолога. Без этих уроков я бы не узнала, что психологию вообще можно сделать профессией, — в тот момент я ее и выбрала. Тогда у меня не было четкого представления обо всем, что скрывается за словом «психология», но за 27 лет моего пути в профессии я ни разу не разочаровалась в своем выборе и не хотела поменять на что-то другое.
Я всегда была неравнодушна к помощи людям, у меня хорошо получалось налаживать контакт с ними. В школе мне нравилось участвовать в психологических тренингах, а их ведущая казалась мне примером идеального психолога. Без этих уроков я бы не узнала, что психологию вообще можно сделать профессией, — в тот момент я ее и выбрала. Тогда у меня не было четкого представления обо всем, что скрывается за словом «психология», но за 27 лет моего пути в профессии я ни разу не разочаровалась в своем выборе и не хотела поменять на что-то другое.
Моя главная специальность — научные исследования. На самом деле до выпуска из университета я даже не знала, что можно работать в науке! При этом мне всегда нравилось узнавать новое и докапываться до истины. В аспирантуре я познакомилась с женщиной, которая работала в научно-исследовательском институте. Я заинтересовалась тем, чем она занимается, и так начался мой путь в науку.
Моя главная специальность — научные исследования. На самом деле до выпуска из университета я даже не знала, что можно работать в науке! При этом мне всегда нравилось узнавать новое и докапываться до истины. В аспирантуре я познакомилась с женщиной, которая работала в научно-исследовательском институте. Я заинтересовалась тем, чем она занимается, и так начался мой путь в науку.
Хорошему психологу важно быть любознательным и открытым новому. Это проявляется в постоянном обучении, анализе книг и разговоров с людьми, наблюдения за ними. Наша профессия создана, чтобы делать жизнь людей лучше — даже если мы не оказываем им непосредственную помощь, а работаем в науке. Важно помнить об этом, если вы изучаете абстрактные вещи в мозге и, тем более, если консультируете клиентов.
Хорошему психологу важно быть любознательным и открытым новому. Это проявляется в постоянном обучении, анализе книг и разговоров с людьми, наблюдения за ними. Наша профессия создана, чтобы делать жизнь людей лучше — даже если мы не оказываем им непосредственную помощь, а работаем в науке. Важно помнить об этом, если вы изучаете абстрактные вещи в мозге и, тем более, если консультируете клиентов.
«Мне важно вносить свой вклад в психологическое благополучие людей, чтобы они лучше понимали себя и окружающих, строили отношения, которые им нравятся и давали бы устойчивость, могли реализовывать важные для них ценности и делали мир вокруг себя разумнее и добрее. Все, что я делаю, так или иначе направлено на это: моя просветительская, преподавательская, исследовательская работа опирается на эти ценности».
Марина Травкова, семейный психолог, супружеский и секс-терапевт, автор и ведущая курсов __«Системная семейная терапия» и __«Консультант в сфере сексуальных отношений»
семейный психолог Мария Травкова
Я всегда хотела работать с людьми, быть медиатором и объяснять, почему они друг друга не понимают. Мое первое высшее образование филологическое, но даже выпускную работу я писала о том, как писатели воссоздают в книгах эмоции персонажей. Психологом я стала после программы переподготовки в МГУ и магистратуры в НИУ ВШЭ.
Я всегда хотела работать с людьми, быть медиатором и объяснять, почему они друг друга не понимают. Мое первое высшее образование филологическое, но даже выпускную работу я писала о том, как писатели воссоздают в книгах эмоции персонажей. Психологом я стала после программы переподготовки в МГУ и магистратуры в НИУ ВШЭ.
В психологию меня «затянуло» по двум причинам. Во время переподготовки я действительно в нее поверила: после того, как на практике нам удалось снять страх полетов у моей однокурсницы. Вторая причина — моя фея-крестная, психолог Людмила Травкова. Она верила, что у меня получится работать с людьми, поэтому я обратила свое внимание на психологическое консультирование.
В психологию меня «затянуло» по двум причинам. Во время переподготовки я действительно в нее поверила: после того, как на практике нам удалось снять страх полетов у моей однокурсницы. Вторая причина — моя фея-крестная, психолог Людмила Травкова. Она верила, что у меня получится работать с людьми, поэтому я обратила свое внимание на психологическое консультирование.
Семейную психотерапию я выбрала в практических целях — получить полезные знания, чтобы лучше понимать своих детей, да и в целом для жизни. И это действительно помогает при взаимодействии с людьми и собой. Например, не могу просто думать «меня все обижают», я пойду дальше — почему бы не спросить этих людей, почему они себя так ведут? почему бы не посмотреть на это со стороны? не попытаться узнать их картину мира? От позиции «права только я» перехожу к позиции «нет правых и виноватых, есть причины, которые побуждают людей действовать именно так».
Семейную психотерапию я выбрала в практических целях — получить полезные знания, чтобы лучше понимать своих детей, да и в целом для жизни. И это действительно помогает при взаимодействии с людьми и собой. Например, не могу просто думать «меня все обижают», я пойду дальше — почему бы не спросить этих людей, почему они себя так ведут? почему бы не посмотреть на это со стороны? не попытаться узнать их картину мира? От позиции «права только я» перехожу к позиции «нет правых и виноватых, есть причины, которые побуждают людей действовать именно так».
Психологу важно осознавать собственные недостатки. Например, я знаю за собой соблазн отказаться от клиента, который кажется трудным. Это перекос в сторону желания работать с любимой темой — в моем случае супружеской неверностью, — но это сужает мои возможности как психолога и создает перекос в моей картине мира.
Психологу важно осознавать собственные недостатки. Например, я знаю за собой соблазн отказаться от клиента, который кажется трудным. Это перекос в сторону желания работать с любимой темой — в моем случае супружеской неверностью, — но это сужает мои возможности как психолога и создает перекос в моей картине мира.
«Как лектор и преподаватель я стараюсь общаться со студентами на равных, поощрять их стремление к диалогу и обсуждению разных точек зрения. Когда я была студенткой, то столкнулась со снисходительным и высокомерным отношением преподавателей к себе из-за возраста и недостатка знаний. Эта безоговорочная вера в авторитет возраста всегда меня отталкивала. В своей работе я стремлюсь поддерживать своих студентов, их желание узнать больше и стать успешными специалистами».
Ирина Ушкова, клинический психолог, автор и ведущая курса __«Доказательная психотерапия расстройств пищевого поведения»
клинический психолог Ирина Ушкова
В детстве я хотела быть журналистом, но по совету семьи пошла учиться в Школу юного психолога при психологическом факультете МГУ. С того момента я не меняла свое решение по поводу профессии: поступила на психологию и действительно с интересом училась все годы.
В детстве я хотела быть журналистом, но по совету семьи пошла учиться в Школу юного психолога при психологическом факультете МГУ. С того момента я не меняла свое решение по поводу профессии: поступила на психологию и действительно с интересом училась все годы.
Я сразу выбрала своей специальностью клиническую психологию. Она казалась мне таинственной: хотелось разобраться, почему у людей случаются те или иные психические болезни. А потом оказалось, что разница между нормой и патологией не такая уж и большая, что сделало обучение еще интереснее. После университета я работала в психиатрической больнице, и сейчас этот бесценный опыт помогает мне не бояться тяжелых случаев у клиентов.
Я сразу выбрала своей специальностью клиническую психологию. Она казалась мне таинственной: хотелось разобраться, почему у людей случаются те или иные психические болезни. А потом оказалось, что разница между нормой и патологией не такая уж и большая, что сделало обучение еще интереснее. После университета я работала в психиатрической больнице, и сейчас этот бесценный опыт помогает мне не бояться тяжелых случаев у клиентов.
В жизни мне помогает умение не действовать под влиянием эмоций, когда хочется все бросить и уйти, но я не поддаюсь и постепенно могу совладать с ситуацией. Еще помогает навык находить разные объяснения ситуации. Например, если муж забыл о моей просьбе, я могу подумать, что это он мало меня ценит — или же предположить, что у него просто много дел, и это никак не связано с его отношением ко мне.
В жизни мне помогает умение не действовать под влиянием эмоций, когда хочется все бросить и уйти, но я не поддаюсь и постепенно могу совладать с ситуацией. Еще помогает навык находить разные объяснения ситуации. Например, если муж забыл о моей просьбе, я могу подумать, что это он мало меня ценит — или же предположить, что у него просто много дел, и это никак не связано с его отношением ко мне.
«Мне важно, чтобы как можно больше людей узнало о том, что такое на самом деле здоровое пищевое поведение. Важно, чтобы было как можно больше квалифицированных психологов, которые могут помогать людям, столкнувшимся с непринятием своего тела и расстройствами пищевого поведения. Я знаю, что делаю этот мир лучше и безопаснее для всех».
Елена Лаврова, кандидат психологических наук, практикующий психолог-консультант, старший научный сотрудник в __лаборатории консультативной психологии и психотерапии в «Психодемии»
кандидат психологических наук Елена Лаврова
В детстве я хотела быть биологом-ботаником, но в школе прочитала первые книги по психологии и поняла, что люди меня интересуют больше, чем растения. Семья поддержала мое решение поступать на психологический факультет МГУ. После специалитета на психфаке я получила дополнительное практическое образование, так как для консультирования не хватало навыков, и затем уже могла работать с клиентами.
В детстве я хотела быть биологом-ботаником, но в школе прочитала первые книги по психологии и поняла, что люди меня интересуют больше, чем растения. Семья поддержала мое решение поступать на психологический факультет МГУ. После специалитета на психфаке я получила дополнительное практическое образование, так как для консультирования не хватало навыков, и затем уже могла работать с клиентами.
Поначалу мне была больше интересна исследовательская работа, чем практика психолога. Хотелось понимать, почему люди думают одно, говорят другое, а поступают как-то иначе. Сейчас я уже чуть меньше исследую и гораздо активнее работаю с людьми как консультант. Сначала я выбрала ___ориентированную на решение краткосрочную терапию как подход для практики, но затем поняла, что хочу научиться и более долгосрочному подходу. Так я начала учиться схема-терапии, которая создана для работы с личностными расстройствами, и практиковать в ней.
Навыки психолога не всегда помогают мне в жизни. Например, я много рефлексирую — кажется, иногда это мешает. Но пользы, конечно, больше: я вовремя замечаю свои и чужие когнитивные ошибки; я внимательна к себе и потребностям людей, с которыми общаюсь; умею управлять своим вниманием и переключать его с внешних обстоятельств на свои эмоции, мысли и поведение — или наоборот, в зависимости от ситуации.
Навыки психолога не всегда помогают мне в жизни. Например, я много рефлексирую — кажется, иногда это мешает. Но пользы, конечно, больше: я вовремя замечаю свои и чужие когнитивные ошибки; я внимательна к себе и потребностям людей, с которыми общаюсь; умею управлять своим вниманием и переключать его с внешних обстоятельств на свои эмоции, мысли и поведение — или наоборот, в зависимости от ситуации.
«Мне важно, чтобы все больше людей узнавали о важности ментального здоровья наряду с физическим, чтобы они оставались в контакте с собой, прислушивались к себе и замечали разные оттенки своих состояний. Свою миссию я вижу в нормализации и валидации эмоций и обучении людей навыкам эмоционального регулирования».
Евгения Куминская, практикующий психолог-консультант, научный сотрудник в __лаборатории консультативной психологии и психотерапии в «Психодемии»
практикующий психолог-консультант Евгения Куминская
Мои родители хотели, чтобы я стала математиком-кибернетиком, но пошли навстречу моей мечте стать психологом. В целом я прошла классический путь в профессии: отучилась в университете, работала в школе и детском саду, так как изучала возрастную психологию, а теперь консультирую клиентов и работаю в лаборатории «Психодемии». У меня было много возможностей уйти из профессии, но каждый раз я заново перевыбирала ее. Мне нравятся люди, нравится узнавать их внутренний мир и помогать делать их жизни лучше, и я не хочу от этого отказываться.
Мои родители хотели, чтобы я стала математиком-кибернетиком, но пошли навстречу моей мечте стать психологом. В целом я прошла классический путь в профессии: отучилась в университете, работала в школе и детском саду, так как изучала возрастную психологию, а теперь консультирую клиентов и работаю в лаборатории «Психодемии». У меня было много возможностей уйти из профессии, но каждый раз я заново перевыбирала ее. Мне нравятся люди, нравится узнавать их внутренний мир и помогать делать их жизни лучше, и я не хочу от этого отказываться.
В психологии не бывает скучно: в ней всегда можно найти что-то новое. Когда я попала в эту сферу, мне было интересно читать статьи, узнавать разную информацию, раскладывать ее по полочкам и представлять, сколько еще можно сделать благодаря огромному пласту практики и исследований.
В психологии не бывает скучно: в ней всегда можно найти что-то новое. Когда я попала в эту сферу, мне было интересно читать статьи, узнавать разную информацию, раскладывать ее по полочкам и представлять, сколько еще можно сделать благодаря огромному пласту практики и исследований.
Консультировать в своем подходе — ОРКТ — я начала не сразу. Однажды, когда я думала, не уйти ли мне из профессии, я получила письмо с предложением обучиться этому методу. Тогда я поняла, что это что-то совсем новое, непохожее на то, чем я занималась раньше: психодраму, телесную и когнитивно-поведенческую терапию. Я пошла учиться ОРКТ, и оказалось, что этот подход идеально лег на мои ценности, характер и взгляд на мир.
Консультировать в своем подходе — ОРКТ — я начала не сразу. Однажды, когда я думала, не уйти ли мне из профессии, я получила письмо с предложением обучиться этому методу. Тогда я поняла, что это что-то совсем новое, непохожее на то, чем я занималась раньше: психодраму, телесную и когнитивно-поведенческую терапию. Я пошла учиться ОРКТ, и оказалось, что этот подход идеально лег на мои ценности, характер и взгляд на мир.
Самый помогающий в жизни навык — помнить, что у каждого человека своя картина мира. Если я удивляюсь поступкам человека, тут же вспоминаю, что в его мире это нормально. Мой бэкграунд в возрастной психологии помогает в воспитании ребенка: я знаю все про взросление, знаю техники, которые помогут облегчить жизнь и взаимодействие с ним.
Самый помогающий в жизни навык — помнить, что у каждого человека своя картина мира. Если я удивляюсь поступкам человека, тут же вспоминаю, что в его мире это нормально. Мой бэкграунд в возрастной психологии помогает в воспитании ребенка: я знаю все про взросление, знаю техники, которые помогут облегчить жизнь и взаимодействие с ним.
«Свою миссию я вижу в том, чтобы помогать студентам становиться лучшими специалистами и рассказывать им об ОРКТ-подходе. Мне нравится взаимодействовать с ними, наполнять их знаниями. А еще мне хочется, чтобы в России было больше психологов высокого класса, и я верю, что тоже делаю в это свой вклад».
Дарья Сучилина, практикующий психолог и психотерапевт, автор и ведущая курса __«Терапия принятия и ответственности»
психолог Дарья Сучилина
Меня с детства готовили к поступлению на филологический факультет, но после занятий с репетитором я разочаровалась и отказалась от этой идеи. Зато мне нравилось разбираться во внутреннем мире людей. Меня поражало, что есть навыки, которые могут облегчить взаимодействие с ними и которые я могу развивать: например, эмпатическое слушание и ассертивность. Я загорелась идеей помогать людям, поэтому поступила на психологический факультет НИУ ВШЭ.
Меня с детства готовили к поступлению на филологический факультет, но после занятий с репетитором я разочаровалась и отказалась от этой идеи. Зато мне нравилось разбираться во внутреннем мире людей. Меня поражало, что есть навыки, которые могут облегчить взаимодействие с ними и которые я могу развивать: например, эмпатическое слушание и ассертивность. Я загорелась идеей помогать людям, поэтому поступила на психологический факультет НИУ ВШЭ.
Я хотела работать психотерапевтом, но сразу зарабатывать на психологии не получилось. Первые годы после университета я работала не по профессии: преподавала английский, работала в колл-центре и PR-компании, писала для психологической колонки в журнале. В декрете было очень непросто: я воспитывала сына одна и вынуждена была зарабатывать копирайтингом и переводами. Они, кстати, стали настоящим спасением: я ходила на занятия зарубежных психологов и предлагала свои услуги переводчика организаторам международных обучающих программ. Благодаря этому я поработала со многими известными преподавателями вживую и онлайн, развила свою собственную практику, вырастила клиентскую базу. Теперь я чаще преподаю практическую психологию другим психологам, чем консультирую клиентов.
Я хотела работать психотерапевтом, но сразу зарабатывать на психологии не получилось. Первые годы после университета я работала не по профессии: преподавала английский, работала в колл-центре и PR-компании, писала для психологической колонки в журнале. В декрете было очень непросто: я воспитывала сына одна и вынуждена была зарабатывать копирайтингом и переводами. Они, кстати, стали настоящим спасением: я ходила на занятия зарубежных психологов и предлагала свои услуги переводчика организаторам международных обучающих программ. Благодаря этому я поработала со многими известными преподавателями вживую и онлайн, развила свою собственную практику, вырастила клиентскую базу. Теперь я чаще преподаю практическую психологию другим психологам, чем консультирую клиентов.
Я выбрала своей специальностью терапию принятия и ответственности. Она идеально сочетает мой клиент-центрированный и телесно-ориентированный бэкграунд с доказательностью когнитивно-поведенческой терапии. Решающим фактором выбора подхода стало сообщество, которое тогда только формировалось вокруг ACT и стало для меня родным и поддерживающим.
Я выбрала своей специальностью терапию принятия и ответственности. Она идеально сочетает мой клиент-центрированный и телесно-ориентированный бэкграунд с доказательностью когнитивно-поведенческой терапии. Решающим фактором выбора подхода стало сообщество, которое тогда только формировалось вокруг ACT и стало для меня родным и поддерживающим.
Психологические навыки очень помогают мне в жизни. Эмпатия и бережное отношение к собеседнику позволяют избежать конфликтов и представить, что на самом деле им движет. Навыки выстраивания надежной привязанности помогают мне быть для моего ребенка надежной опорой и безопасной гаванью, помогать регулировать эмоции.
Психологические навыки очень помогают мне в жизни. Эмпатия и бережное отношение к собеседнику позволяют избежать конфликтов и представить, что на самом деле им движет. Навыки выстраивания надежной привязанности помогают мне быть для моего ребенка надежной опорой и безопасной гаванью, помогать регулировать эмоции.
«Я хочу вдохновлять людей, вселять в них уверенность, что они уже в порядке: все знают, понимают и умеют, — чтобы они чувствовали себя в безопасности, а не гнались за успешным успехом. Здравый смысл, искренняя доброта и любопытство для психолога не менее полезны, чем сложные протоколы и хитрые интервенции. Я бы хотела, чтобы меня помнили бережным психологом и преподавателем».
Диана Федюкович, практикующий психолог, преподаватель курса __«Основы психологии»
практикующий психолог Диана Федюкович
Психологом я захотела стать далеко не сразу — долгое время меня интересовала история и творческие профессии. Но поступила все равно на психологию и не жалею, с удовольствием развиваюсь в профессии. Работать я начала как исследователь — стажеркой в лаборатории ПИ РАО. Мы занимались исследованием эффективности психотерапии и психологического консультирования. Параллельно я начала работать в «Психодемии» преподавателем-куратором и консультировать. Сейчас я продолжаю обучение — поступила в Болонский университет на программу по позитивной психологии и социальной инклюзивности.
Психологом я захотела стать далеко не сразу — долгое время меня интересовала история и творческие профессии. Но поступила все равно на психологию и не жалею, с удовольствием развиваюсь в профессии. Работать я начала как исследователь — стажеркой в лаборатории ПИ РАО. Мы занимались исследованием эффективности психотерапии и психологического консультирования. Параллельно я начала работать в «Психодемии» преподавателем-куратором и консультировать. Сейчас я продолжаю обучение — поступила в Болонский университет на программу по позитивной психологии и социальной инклюзивности.
Мой ключевой интерес — позитивная психология, она изучает субъективное благополучие, способы улучшения качества жизни человека. При этом я применяю и знания в нейробиологии, психологии развития, клинической психологии. Мои разнообразные интересы создают мощный фундамент в работе и в повседневной жизни.
Мой ключевой интерес — позитивная психология, она изучает субъективное благополучие, способы улучшения качества жизни человека. При этом я применяю и знания в нейробиологии, психологии развития, клинической психологии. Мои разнообразные интересы создают мощный фундамент в работе и в повседневной жизни.
Психология мне близка возможностью изучать людей, погружаться в их историю, помогать решать трудности, развиваться. Это не знания в вакууме, а призма, сквозь которую ты видишь мир более структурированным и понятным. Она дает возможность понять себя и других людей. Я ценю психологию за любовь к человеку: в темные времена ее гуманистические ценности и идеалы помогают сохранять веру в лучшее будущее и доброе начало человека.
Психология мне близка возможностью изучать людей, погружаться в их историю, помогать решать трудности, развиваться. Это не знания в вакууме, а призма, сквозь которую ты видишь мир более структурированным и понятным. Она дает возможность понять себя и других людей. Я ценю психологию за любовь к человеку: в темные времена ее гуманистические ценности и идеалы помогают сохранять веру в лучшее будущее и доброе начало человека.
«Моя цель как преподавателя — развивать критическое мышление студентов, давать актуальную и проверенную информацию, поддерживать их на профессиональном пути. Мне важно также обеспечивать комфорт для студентов во время учебы: если ее нет, то и курсы не приносят всей пользы. Поэтому я стараюсь создавать здоровую атмосферу и стимулировать открытый диалог между участниками группы».
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь