прочитаете за 8 минут

Чем отличается работа с детьми и взрослыми для психолога

28.11.2023
Работа с клиентом
Чтобы работать с детьми, недостаточно знать психологию взрослых людей и владеть конкретным подходом. Важно понимать особенности детского развития, мышления, их представлений о себе и мире. В статье расскажем, чем работа детского психолога отличается от работы во взрослыми клиентами и как специалисту это учесть в практике.
Чтобы работать с детьми, недостаточно знать психологию взрослых людей и владеть конкретным подходом. Важно понимать особенности детского развития, мышления, их представлений о себе и мире. В статье расскажем, чем работа детского психолога отличается от работы во взрослыми клиентами и как специалисту это учесть в практике.

Кто такой детский психолог и чем он занимается

Детский психолог — это специалист в области психического здоровья детей. Он занимается их эмоциональным и физическим благополучием, помогает адаптироваться к окружающему миру, своевременно и полноценно развиваться.
Детский психолог — это специалист в области психического здоровья детей. Он занимается их эмоциональным и физическим благополучием, помогает адаптироваться к окружающему миру, своевременно и полноценно развиваться.
С каждым годом профессия детского психолога становится более востребованной. Это связано с тем, что все больше взрослых людей занимается своим психологическим здоровьем и хотят, чтобы их дети тоже были здоровы. Они понимают, что именно детский специалист может поддержать всестороннее и своевременное развитие малышей.
С каждым годом профессия детского психолога становится более востребованной. Это связано с тем, что все больше взрослых людей занимается своим психологическим здоровьем и хотят, чтобы их дети тоже были здоровы. Они понимают, что именно детский специалист может поддержать всестороннее и своевременное развитие малышей.
Разбираться в стадиях развития и особенностях детей непросто, это требует глубокого погружения. Ребенок трех лет и ребенок десяти лет сильно отличаются друг от друга, даже если на первый взгляд может показаться, что они просто «дети». Поэтому если вам интересна детская психология, есть выход — сосредоточиться на работе с конкретной возрастной группой.
Разбираться в стадиях развития и особенностях детей непросто, это требует глубокого погружения. Ребенок трех лет и ребенок десяти лет сильно отличаются друг от друга, даже если на первый взгляд может показаться, что они просто «дети». Поэтому если вам интересна детская психология, есть выход — сосредоточиться на работе с конкретной возрастной группой.

Где может работать детский психолог и почему эта профессия востребована сегодня?

Узнайте из мини-курса от Александра Покрышкина. Он разберет реальный кейс шестилетнего мальчика, который дерется со сверстниками, и покажет, как работают разные подходы.

Чем детская терапия отличается от терапии взрослых

В детской терапии больше участников

Взрослый человек приходит к психологу по своей воле и сам является клиентом. Вместе с терапевтом они выбирают цель и формируют «маршрут» работы. Получается терапия один на один. Подростки тоже иногда обращаются к психологу самостоятельно, не всегда их приводят родители.
Взрослый человек приходит к психологу по своей воле и сам является клиентом. Вместе с терапевтом они выбирают цель и формируют «маршрут» работы. Получается терапия один на один. Подростки тоже иногда обращаются к психологу самостоятельно, не всегда их приводят родители.
В отличие от взрослого и подростка, маленький ребенок не может сам обратиться за помощью. Его приводит родитель или опекун: это у него есть запрос, связанный с малышом. Так в терапии появляется третье лицо — заказчик.
В отличие от взрослого и подростка, маленький ребенок не может сам обратиться за помощью. Его приводит родитель или опекун: это у него есть запрос, связанный с малышом. Так в терапии появляется третье лицо — заказчик.
При этом детский специалист выступает на стороне ребенка всегда, а вот родитель-заказчик может ставить свои интересы выше. Например, прийти с запросом «Сделайте так, чтобы он перестал шуметь/баловаться/настаивать на своем». На самом деле проблем у ребенка может и не быть — это взрослому неудобно, что он шумит или отстаивает мнение. В такой ситуации задача детского психолога состоит еще и в том, чтобы бесконфликтно донести родителю, что с ребенком все в порядке.
При этом детский специалист выступает на стороне ребенка всегда, а вот родитель-заказчик может ставить свои интересы выше. Например, прийти с запросом «Сделайте так, чтобы он перестал шуметь/баловаться/настаивать на своем». На самом деле проблем у ребенка может и не быть — это взрослому неудобно, что он шумит или отстаивает мнение. В такой ситуации задача детского психолога состоит еще и в том, чтобы бесконфликтно донести родителю, что с ребенком все в порядке.

У детей другое мышление

Когда-то существовала идея, что дети — это маленькие взрослые, просто у них меньше опыта. Однако психолог и философ Жан Пиаже установил, что это не так. В разные периоды жизни дети думают и рассуждают по-разному, и точно не так, как взрослые люди. Пиаже установил, что у детей другое мышление, язык, культура, мотивация, действия. Они только учатся понимать себя и управлять собой, и чем младше ребенок, тем ему сложнее. Это необходимо учитывать детскому психологу, чтобы подобрать подходящие инструменты терапии. Работать «взрослыми» методами не получится.
Когда-то существовала идея, что дети — это маленькие взрослые, просто у них меньше опыта. Однако психолог и философ Жан Пиаже установил, что это не так. В разные периоды жизни дети думают и рассуждают по-разному, и точно не так, как взрослые люди. Пиаже установил, что у детей другое мышление, язык, культура, мотивация, действия. Они только учатся понимать себя и управлять собой, и чем младше ребенок, тем ему сложнее. Это необходимо учитывать детскому психологу, чтобы подобрать подходящие инструменты терапии. Работать «взрослыми» методами не получится.
Например, дети до 12−15 лет мыслят образами и живут в мире ощущений и эмоций. Мыслить абстракциями и рассуждать о теоретических вопросах они учатся позже. Поэтому ребенку легче ответить, почему Коля не должен был толкать Дениса, чем размышлять над вопросом «хорошо ли драться?». Коля и Денис — реальные дети, их легко представить и поэтому легко сказать, правильно это или нет. А вот абстрактная мысль, что драться нехорошо, тяжела для детского восприятия.
Например, дети до 12−15 лет мыслят образами и живут в мире ощущений и эмоций. Мыслить абстракциями и рассуждать о теоретических вопросах они учатся позже. Поэтому ребенку легче ответить, почему Коля не должен был толкать Дениса, чем размышлять над вопросом «хорошо ли драться?». Коля и Денис — реальные дети, их легко представить и поэтому легко сказать, правильно это или нет. А вот абстрактная мысль, что драться нехорошо, тяжела для детского восприятия.

Детям сложно говорить о себе

У детей тоже бывают сложности, в которых нужна помощь терапевта, как и взрослым. Но они не могут построить логичный рассказ: объяснить, в чем проблема, описать, что происходит, и построить причинно-следственные связи. У ребенка это превращается в обиженное «бабушка плохая!» или сердитое «не хочу в школу!». Все остальное психологу нужно по крупицам собирать из слов, действий, ассоциаций, рисунков, игр ребенка.
У детей тоже бывают сложности, в которых нужна помощь терапевта, как и взрослым. Но они не могут построить логичный рассказ: объяснить, в чем проблема, описать, что происходит, и построить причинно-следственные связи. У ребенка это превращается в обиженное «бабушка плохая!» или сердитое «не хочу в школу!». Все остальное психологу нужно по крупицам собирать из слов, действий, ассоциаций, рисунков, игр ребенка.
Многие дети до возраста семи-девяти лет недоступны для разговорной терапии. Поэтому в работе с ними специалисты используют игру — это основной способ для детей выразить переживания. Часто психологи прибегают к арт-терапии. В процессе рисования, лепки, создания объекта творчества ребенок может выразить эмоции, рассказать историю персонажа или предмета, который он создал. Все это — драгоценный материал для психолога. Он также работает с ближайшими взрослыми, которые могут прояснить ситуацию, но основную информацию получает из терапии ребенка.
Многие дети до возраста семи-девяти лет недоступны для разговорной терапии. Поэтому в работе с ними специалисты используют игру — это основной способ для детей выразить переживания. Часто психологи прибегают к арт-терапии. В процессе рисования, лепки, создания объекта творчества ребенок может выразить эмоции, рассказать историю персонажа или предмета, который он создал. Все это — драгоценный материал для психолога. Он также работает с ближайшими взрослыми, которые могут прояснить ситуацию, но основную информацию получает из терапии ребенка.

Родители могут пытаться влиять на процесс терапии

Взаимодействовать с родителями или ближайшими к ребенку взрослыми — одна из задач детского психолога. Ему нужно рассказать о ходе работы, особенностях детской терапии, подходе, который специалист будет использовать, обозначать границы своих возможностей, чтобы не создавать ложных ожиданий. Все, что происходит в кабинете психолога, влияет на успех терапии и самого ребенка.
Взаимодействовать с родителями или ближайшими к ребенку взрослыми — одна из задач детского психолога. Ему нужно рассказать о ходе работы, особенностях детской терапии, подходе, который специалист будет использовать, обозначать границы своих возможностей, чтобы не создавать ложных ожиданий. Все, что происходит в кабинете психолога, влияет на успех терапии и самого ребенка.
Подвох в том, что родители как заказчики терапии могут пытаться влиять на ее ход. Например, диктовать, как именно специалисту работать с ребенком и каких целей он должен достичь. Психологу нужно уметь это отслеживать и этично, но твердо останавливать, напоминать о договоренностях и условиях работы. Не каждый родитель готов услышать, что он не прав или что его запрос не соответствует реальности. Детскому психологу важно уметь сформулировать это тактично, проявить эмпатию, по возможности предложить взрослому другие варианты работы.
Подвох в том, что родители как заказчики терапии могут пытаться влиять на ее ход. Например, диктовать, как именно специалисту работать с ребенком и каких целей он должен достичь. Психологу нужно уметь это отслеживать и этично, но твердо останавливать, напоминать о договоренностях и условиях работы. Не каждый родитель готов услышать, что он не прав или что его запрос не соответствует реальности. Детскому психологу важно уметь сформулировать это тактично, проявить эмпатию, по возможности предложить взрослому другие варианты работы.
При этом иногда в детской терапии бывает так, что помощь нужна не ребенку, а именно взрослому. Поэтому детскому специалисту важно наблюдать за состоянием родителей ребенка, потому что они сильно влияют и на него, и на процесс терапии. Сам психолог не должен работать со взрослыми над их трудностями — он может только предположить важность психотерапии для родителя. И если тот согласен, перенаправить его ко «взрослому» психологу, дать контакты других специалистов.
При этом иногда в детской терапии бывает так, что помощь нужна не ребенку, а именно взрослому. Поэтому детскому специалисту важно наблюдать за состоянием родителей ребенка, потому что они сильно влияют и на него, и на процесс терапии. Сам психолог не должен работать со взрослыми над их трудностями — он может только предположить важность психотерапии для родителя. И если тот согласен, перенаправить его ко «взрослому» психологу, дать контакты других специалистов.

Что еще почитать о детской терапии

Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь

    Получите персональное предложение
    Персональное предложение