прочитаете за 10 минут

Ребенок капризничает и протестует. Как понять, чего он хочет на самом деле?

14.04.2023
Практикующий психолог — о том, что делать родителю, когда ребенок плачет и катается по полу
Самопомощь
Плач, скандалы, упрямство, нежелание следовать правилам — так можно описать детские капризы. Это неожиданное и неудобное для родителей поведение, которое ребенок может проявлять в абсолютно разных ситуациях. Подготовиться к ним невозможно, но как тогда вести себя? И можно ли предотвратить такое поведение?
Плач, скандалы, упрямство, нежелание следовать правилам — так можно описать детские капризы. Это неожиданное и неудобное для родителей поведение, которое ребенок может проявлять в абсолютно разных ситуациях. Подготовиться к ним невозможно, но как тогда вести себя? И можно ли предотвратить такое поведение?
Об этом рассказал педагог и психолог-консультант Дмитрий Крашенинников. В статье делимся его основными идеями. Будет интересно будущим родителям и тем, у кого уже есть дети, а также помогающим специалистам для психообразования клиентов.
Об этом рассказал педагог и психолог-консультант Дмитрий Крашенинников. В статье делимся его основными идеями. Будет интересно будущим родителям и тем, у кого уже есть дети, а также помогающим специалистам для психообразования клиентов.
Что скрывается за капризами ребенка
Дети не закатывают истерики просто потому, что им нравится вести себя плохо, или из-за стремления манипулировать родителями. Такое поведение могут вызывать разные причины.
Дети не закатывают истерики просто потому, что им нравится вести себя плохо, или из-за стремления манипулировать родителями. Такое поведение могут вызывать разные причины.
Через каприз ребенок выражает недовольство или то, что ему нужно. Например, он не хочет есть манную кашу, а родитель его заставляет. В ответ на это малыш начнет хныкать, а если это не сработает, может начать бросаться кашей или опрокинуть ее на пол. С другой стороны, если ребенок хочет есть сам, а родитель пытается его накормить, это тоже может вызвать плач и слезы. Но этот каприз будет реакцией на ограничение его самостоятельности.
Через каприз ребенок выражает недовольство или то, что ему нужно. Например, он не хочет есть манную кашу, а родитель его заставляет. В ответ на это малыш начнет хныкать, а если это не сработает, может начать бросаться кашей или опрокинуть ее на пол. С другой стороны, если ребенок хочет есть сам, а родитель пытается его накормить, это тоже может вызвать плач и слезы. Но этот каприз будет реакцией на ограничение его самостоятельности.
Капризное поведение может быть связано с недостатком внимания, чувством тревоги, небезопасности, несправедливости. Часто это связано с тем, как родители воспитывают ребенка, что запрещают, а что разрешают, сколько времени проводят с ним и как при этом общаются. Малыш, которому все запрещено, поначалу старается соблюдать все запреты и угождать родителям, но вскоре начинает протестовать. Это проявляется, в том числе, и в капризах.
Капризное поведение может быть связано с недостатком внимания, чувством тревоги, небезопасности, несправедливости. Часто это связано с тем, как родители воспитывают ребенка, что запрещают, а что разрешают, сколько времени проводят с ним и как при этом общаются. Малыш, которому все запрещено, поначалу старается соблюдать все запреты и угождать родителям, но вскоре начинает протестовать. Это проявляется, в том числе, и в капризах.
Ребенок может капризничать, если чувствует дискомфорт или боль. Например, у него поднялась температура, его знобит, болит голова. Если он еще не может словами объяснить свое состояние, скорее всего, он выразит это через капризы, будет протестовать против любых действий или предложений родителя, даже тех, которые раньше ему нравились. Если ребенок ведет себя нетипично, за ним стоит понаблюдать, чтобы лучше понять причину и вовремя отреагировать.
Ребенок может капризничать, если чувствует дискомфорт или боль. Например, у него поднялась температура, его знобит, болит голова. Если он еще не может словами объяснить свое состояние, скорее всего, он выразит это через капризы, будет протестовать против любых действий или предложений родителя, даже тех, которые раньше ему нравились. Если ребенок ведет себя нетипично, за ним стоит понаблюдать, чтобы лучше понять причину и вовремя отреагировать.
Также часто за проявление детской капризности принимают что-то другое. Например, если родители запрещают играть спичками, а малыш все равно делает это, может казаться, что он делает это назло. Но, скорее всего, это проявление любопытства и стремления исследовать мир, чем упрямства и своеволия.
Также часто за проявление детской капризности принимают что-то другое. Например, если родители запрещают играть спичками, а малыш все равно делает это, может казаться, что он делает это назло. Но, скорее всего, это проявление любопытства и стремления исследовать мир, чем упрямства и своеволия.
Как понять причину каприза и справиться с ним?
  • Обратите внимание на ситуации, в которых ребенок капризничает. Есть ли какие-то определенные условия, которые влияют на это? Что может вызывать у него стресс или тревогу? Постарайтесь выявить закономерности в его поведении: возможно, он капризничает, когда голоден или устает.
  • Наблюдайте за ребенком. Как именно он себя ведет, что с ним происходит, что он пытается сказать или сделать? Это может дать вам подсказки о причине капризов.
  • Задавайте ему вопросы. Спрашивайте, чего он хочет, давайте высказаться, чтобы понять, что он думает и чувствует — конечно, если его возраст это позволяет. Не перебивайте, не противоречьте и не оценивайте его слова, ваша задача — понять, что он чувствует прямо сейчас.
  • Сопереживайте. Поставьте себя на место ребенка и представьте, что он может чувствовать. Это может помочь вам понять причину каприза и отреагировать с состраданием, даже если вы не можете ему позволить что-то сделать — например, засунуть пальцы в розетку или съесть третье мороженое.
Распознать потребность за капризом может быть непросто и небыстро. Это нормально, вы можете ощущать неприятные эмоции и совершать ошибки. Но чем больше времени и внимания вы уделите ребенку, тем лучше поймете и удовлетворите его потребность. Это укрепит ваши отношения: он будет чувствовать безопасность и принятие с вашей стороны.
Как справиться с капризом?
Отчасти мы это уже выяснили: нужно понять, какая потребность стоит за его поведением, и решить ее. А если вы все-таки не можете сделать или дать ему то, что он просит, то важно отнестись с эмпатией к его чувствам и объяснить, почему это невозможно.
Отчасти мы это уже выяснили: нужно понять, какая потребность стоит за его поведением, и решить ее. А если вы все-таки не можете сделать или дать ему то, что он просит, то важно отнестись с эмпатией к его чувствам и объяснить, почему это невозможно.
Родители могут помочь ребенку понимать и контролировать свои эмоции, понимать и выражать свои потребности. Важно, чтобы они хотели его понять и говорили открыто — это поможет малышу справиться с капризами.
Жестко отказывать ребенку, ругать его, игнорировать его плач, угрожать неконструктивно, как и бросаться тут же выполнять любое его желание. Даже если вам хочется скорее его успокоить и перестать привлекать к себе внимание в людном месте, не стоит уходить в эти крайности. Дети хотят быть услышанными, особенно в такие болезненные для всех моменты. Даже если вы очень недовольны его поведением, обнимите малыша и скажите, что любите его.
Жестко отказывать ребенку, ругать его, игнорировать его плач, угрожать неконструктивно, как и бросаться тут же выполнять любое его желание. Даже если вам хочется скорее его успокоить и перестать привлекать к себе внимание в людном месте, не стоит уходить в эти крайности. Дети хотят быть услышанными, особенно в такие болезненные для всех моменты. Даже если вы очень недовольны его поведением, обнимите малыша и скажите, что любите его.
Что делать, если я злюсь, когда ребенок капризничает?
Злость и раздражение — нормальные человеческие эмоции, все мы испытываем их в различные моменты жизни. Однако если их направить на ребенка, они могут негативно повлиять на ваши отношения.
Злость и раздражение — нормальные человеческие эмоции, все мы испытываем их в различные моменты жизни. Однако если их направить на ребенка, они могут негативно повлиять на ваши отношения.
Важно понимать: малыш не виноват в ситуации, которая вызывает у вас злость или раздражение, и не может нести ответственности за это. Часто он просто не может справиться со своими чувствами и потребностями. Если вы активно и неконтролируемо направляете злость и гнев на своего ребенка, это может нанести удар по его самооценке, доверию к вам и ощущению безопасности. Он может начать бояться ваших реакций и испытывать чувство вины за вашу реакцию.
Но даже самый осознанный родитель может не выдержать, когда ребенок рыдает и катается по полу. Как быть в такой ситуации? Поможет только постоянная практика управления эмоциями, которая занимает немало времени. Но чтобы вы могли с чего-то начать, предлагаем короткий алгоритм — он поможет смягчить и ситуацию, и вашу реакцию. Вряд ли в момент следующего каприза вы сразу вспомните о нем, поэтому советуем отрепетировать его дома, наедине с собой, а затем с ребенком, но в обычной ситуации, не в момент истерики. Так вы начнете вырабатывать привычку реагировать по-другому и работать со своим гневом и в нужный момент отреагируете автоматически более спокойно.
Но даже самый осознанный родитель может не выдержать, когда ребенок рыдает и катается по полу. Как быть в такой ситуации? Поможет только постоянная практика управления эмоциями, которая занимает немало времени. Но чтобы вы могли с чего-то начать, предлагаем короткий алгоритм — он поможет смягчить и ситуацию, и вашу реакцию. Вряд ли в момент следующего каприза вы сразу вспомните о нем, поэтому советуем отрепетировать его дома, наедине с собой, а затем с ребенком, но в обычной ситуации, не в момент истерики. Так вы начнете вырабатывать привычку реагировать по-другому и работать со своим гневом и в нужный момент отреагируете автоматически более спокойно.
  • Остановитесь, если начинаете чувствовать раздражение. Дайте себе немного времени, чтобы остыть и не выплеснуть слова, которые рвутся с языка.
  • Обратите внимание на свое тело. Напряглось ли оно? Что происходит с голосом? Как вы дышите? Попытайтесь успокоиться физически: глубоко подышите, оглянитесь по сторонам и назовите пять красных предметов, почувствуйте опору под ногами.
  • И только затем заговорите с ребенком. Попытайтесь объяснить ему свои чувства словами, а не действиями. Помните, что он делает то, что делает, не специально, а потому, что еще не научился делать по-другому.
Как научить ребенка понимать и выражать свои эмоции?
  • Проявляйте эмпатию сами. Дети учатся, подражая поведению родителей. Демонстрируя сопереживание в отношениях с другими людьми, вы можете подать хороший пример.
  • Давайте ему возможность выговориться и слушайте его. Любому человеку легче выражать свои мысли, чувства и опыт, если он чувствует себя спокойно и безопасно. Предложите ребенку рассказать, что с ним происходит, внимательно слушайте его, называйте и принимайте его эмоции.
  • Учите распознавать эмоции. Используйте книги, мультфильмы, фильмы и обсуждения для изучения различных эмоций. Предлагайте ребенку описывать каждого персонажа, его позу, выражение лица и тон голоса, а затем называть эмоцию, которую может чувствовать этот герой. Обязательно просите малыша делиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного, собственными эмоциями по отношению к персонажам.
  • Поддерживайте его. Ребенку будет легче развивать эмоциональный интеллект, если он будет чувствовать, что родители его принимают, ценят и слышат.
  • Вместе практикуйте регуляцию эмоций. Занимайтесь при детях техниками регуляции эмоций — глубоким дыханием, медитацией осознанности, — а затем предложите им попробовать вместе. Попробуйте заинтересовать их, превратив это в игру. Чем раньше они привыкнут к этим практикам, тем лучше будут понимать собственное состояние и смогут вовремя поддержать себя.

Наш курс
«Детский психолог. Системный подход для работы с детьми и родителями»

Вы освоите ключевые методы психологической помощи ребенку и сможете помогать детям комплексно: решать их запросы, учитывая их индивидуальность, семью и окружение, а также давать обратную связь и рекомендации их родителям.
Онлайн
Вы сможете перенять опыт и знания психологов-практиков и Александра Покрышкина — научного руководителя курса, одного из самых цитируемых и востребованных детских психологов России с опытом работы более 17 лет.
Базовый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь