прочитаете за 7 минут

Клиент не выполняет домашние задания? Вот как можно исправить ситуацию

11.04.2023
Шесть советов от психологов-исследователей
Работа с клиентом
Исследования доказывают, что домашние задания поддерживают процесс психотерапии и повышают ее эффективность. С их помощью клиенты могут практиковать психологические навыки и техники, эффективнее преодолевать трудности и улучшать свое психическое здоровье. В некоторых подходах, например, КПТ и ДБТ, домашние задания — это неотъемлемая часть терапевтического процесса.
Исследования доказывают, что домашние задания поддерживают процесс психотерапии и повышают ее эффективность. С их помощью клиенты могут практиковать психологические навыки и техники, эффективнее преодолевать трудности и улучшать свое психическое здоровье. В некоторых подходах, например, КПТ и ДБТ, домашние задания — это неотъемлемая часть терапевтического процесса.
Но иногда при использовании домашних заданий специалисты сталкиваются с трудностями: собственными сомнениями, низкой мотивацией клиентов и так далее. В этой статье расскажем, что поможет терапевту регулярно и эффективно применять домашние задания в клиентской практике. Вы узнаете:
Но иногда при использовании домашних заданий специалисты сталкиваются с трудностями: собственными сомнениями, низкой мотивацией клиентов и так далее. В этой статье расскажем, что поможет терапевту регулярно и эффективно применять домашние задания в клиентской практике. Вы узнаете:
С какими проблемами сталкиваются специалисты, когда используют домашние задания в практике
В 2011 году ученые из Университета Вуллонгонга провели исследование, что мешает специалистам систематически использовать домашние задания в практике с клиентами и с какими проблемами сталкиваются обе стороны. Вот какие затруднения называли чаще всего:
В 2011 году ученые из Университета Вуллонгонга провели исследование, что мешает специалистам систематически использовать домашние задания в практике с клиентами и с какими проблемами сталкиваются обе стороны. Вот какие затруднения называли чаще всего:
  • Клиенты считают задания неважными и ненужными, не выделяют время на их выполнение
  • Им неприятно делать домашние задания, особенно письменные, потому что они ассоциируются у них со школьными уроками или им кажется, что это для детей
  • Они находятся в сложных жизненных обстоятельствах, и может казаться, что им не до домашних заданий
  • Клиент не понимает суть задания, оно слишком абстрактно или никак не относится к его целям и потребностям
Между тем, выполнение домашних заданий — важное звено между процессом терапии клиента и его реальной жизнью. Поэтому просто отложить домашние задания и не давать их клиенту — не лучший выбор. Стоит разобраться, может это вы некорректно назначаете задания? Или у клиента есть какие-то сложности?
Как помочь себе и клиенту эффективнее и проще справляться с домашними заданиями
  1. Подбирайте задания под уровень каждого клиента
Домашнее задание может показаться клиенту сложным, если ему не хватает навыков, чтобы выполнить его без сложностей. Например, задача «вести дневник эмоций» даже звучит сложно для человека, который еще не научился осознавать собственные чувства. Возможно, стоит предложить ему использовать карты чувств, чтобы ему было на что опереться. Или попробовать более простое задание — например, вместо ежедневного анализа своего состояния использовать будильники, которые помогут человеку научиться замечать свое состояние. Такая задача будет для него более простой, а значит, выше вероятность, что он ее выполнит.
Домашнее задание может показаться клиенту сложным, если ему не хватает навыков, чтобы выполнить его без сложностей. Например, задача «вести дневник эмоций» даже звучит сложно для человека, который еще не научился осознавать собственные чувства. Возможно, стоит предложить ему использовать карты чувств, чтобы ему было на что опереться. Или попробовать более простое задание — например, вместо ежедневного анализа своего состояния использовать будильники, которые помогут человеку научиться замечать свое состояние. Такая задача будет для него более простой, а значит, выше вероятность, что он ее выполнит.
2. Мотивируйте клиента
Специалисту важно самому понимать, как выполнять конкретное задание. Так он сможет понятнее и проще объяснить клиенту, зачем его выполнять, как это поможет решить его проблему. Оставляйте в конце сессии время, чтобы назначить и обсудить задание. Когда человек понимает, почему ему нужно выполнить работу и какой эффект оно принесет, он будет воспринимать это более позитивно.
Специалисту важно самому понимать, как выполнять конкретное задание. Так он сможет понятнее и проще объяснить клиенту, зачем его выполнять, как это поможет решить его проблему. Оставляйте в конце сессии время, чтобы назначить и обсудить задание. Когда человек понимает, почему ему нужно выполнить работу и какой эффект оно принесет, он будет воспринимать это более позитивно.
Также можно предложить ему вместе разработать идею этого задания. Вы можете подготовить несколько вариантов и предложить ему выбрать то, которое нравится больше всего. Или вовсе предложить ему самостоятельно поразмышлять, какое задание в его конкретной ситуации могло бы поддержать его между консультациями.
Также можно предложить ему вместе разработать идею этого задания. Вы можете подготовить несколько вариантов и предложить ему выбрать то, которое нравится больше всего. Или вовсе предложить ему самостоятельно поразмышлять, какое задание в его конкретной ситуации могло бы поддержать его между консультациями.
3. Обсуждайте, что может помешать клиенту выполнить задание
Если клиент не уверен, что выполнит домашнее задание, предложите ему обсудить, почему он так считает, какие факторы могут ему помешать. Затем вы сможете вместе поразмышлять, как можно справиться с ними или совсем избежать. Например, человеку может казаться, что вести дневник долго, сложно, у него нет на это времени. Разберите, почему ему так кажется и придумайте, как быть с проблемой «нет времени» — возможно, он мог бы записывать что-то в дневник по 2−3 минуты несколько раз в день в перерывах между работой.
Если клиент не уверен, что выполнит домашнее задание, предложите ему обсудить, почему он так считает, какие факторы могут ему помешать. Затем вы сможете вместе поразмышлять, как можно справиться с ними или совсем избежать. Например, человеку может казаться, что вести дневник долго, сложно, у него нет на это времени. Разберите, почему ему так кажется и придумайте, как быть с проблемой «нет времени» — возможно, он мог бы записывать что-то в дневник по 2−3 минуты несколько раз в день в перерывах между работой.
А чтобы клиенту было понятнее и проще выполнять задание, попробуйте вместе выполнить его в упрощенном варианте. Например, продумайте сценарий, когда и как он сможет выполнять медитации осознанности. Ему останется только повторить их в реальности.
А чтобы клиенту было понятнее и проще выполнять задание, попробуйте вместе выполнить его в упрощенном варианте. Например, продумайте сценарий, когда и как он сможет выполнять медитации осознанности. Ему останется только повторить их в реальности.
Если же клиент продолжает сомневаться в задании, попробуйте заменить его на другое похожее. Например, вместо дыхательных практик предложить практику «сканирование тела».
Если же клиент продолжает сомневаться в задании, попробуйте заменить его на другое похожее. Например, вместо дыхательных практик предложить практику «сканирование тела».
4. Давайте домашнее задание, только если это действительно необходимо
Эта рекомендация подойдет специалистам, которые часто и много используют задания для клиентов. В таких случаях клиенты могут чувствовать себя перегруженными и потерять смысл выполнять задания, ведь на следующей сессии они и так получат новое. Если на клиента постоянно «сыпятся» задания, а еще он не понимает их важности и необходимости, он просто не будет их выполнять и усомнится в правильности терапии.
Эта рекомендация подойдет специалистам, которые часто и много используют задания для клиентов. В таких случаях клиенты могут чувствовать себя перегруженными и потерять смысл выполнять задания, ведь на следующей сессии они и так получат новое. Если на клиента постоянно «сыпятся» задания, а еще он не понимает их важности и необходимости, он просто не будет их выполнять и усомнится в правильности терапии.
С другой стороны, иногда терапевты совсем не дают домашние задания — например, если клиент находится в тяжелом состоянии. Они считают, что в этом нет смысла, ведь человек не выполнит его самостоятельно или задания могут усугубить состояние клиента.
С другой стороны, иногда терапевты совсем не дают домашние задания — например, если клиент находится в тяжелом состоянии. Они считают, что в этом нет смысла, ведь человек не выполнит его самостоятельно или задания могут усугубить состояние клиента.
Правильного ответа здесь нет — работу с таким клиентом нужно формировать индивидуально, с учетом его особенностей и жизненной ситуации. При этом не стоит забывать, что домашние задания, составленные для конкретного клиента и отвечающие его потребностям, могут помочь восстановлению и поддержать процесс терапии.
Правильного ответа здесь нет — работу с таким клиентом нужно формировать индивидуально, с учетом его особенностей и жизненной ситуации. При этом не стоит забывать, что домашние задания, составленные для конкретного клиента и отвечающие его потребностям, могут помочь восстановлению и поддержать процесс терапии.
5. Обсуждайте результаты домашнего задания
Это стоит делать всегда, вне зависимости от того, получилось у клиента его выполнить или нет. Возникшие трудности, сопротивление, низкая мотивация, мысли и ощущения, которые приходили в момент выполнения задания, — этот материал даст вам больше информации о состоянии клиента и поможет эффективнее выстроить терапевтический процесс.
Это стоит делать всегда, вне зависимости от того, получилось у клиента его выполнить или нет. Возникшие трудности, сопротивление, низкая мотивация, мысли и ощущения, которые приходили в момент выполнения задания, — этот материал даст вам больше информации о состоянии клиента и поможет эффективнее выстроить терапевтический процесс.
6. Будьте уверены в своих знаниях
Часто начинающие психологи не уверены в своих знаниях и навыках. Им приходится работать с сопротивлением клиента, но при этом они сами могут сомневаться в том, что правильно строят терапевтический процесс. Нужно ли вообще давать клиенту домашнее задание? Как его правильно подобрать? Как адаптировать под клиента? Эти вопросы могут смущать даже опытных специалистов.
Часто начинающие психологи не уверены в своих знаниях и навыках. Им приходится работать с сопротивлением клиента, но при этом они сами могут сомневаться в том, что правильно строят терапевтический процесс. Нужно ли вообще давать клиенту домашнее задание? Как его правильно подобрать? Как адаптировать под клиента? Эти вопросы могут смущать даже опытных специалистов.
Помочь может качественное профессиональное обучение и практика, а также супервизии и интервизии. Коллеги и наставники помогут сориентироваться, как эффективнее работать с конкретными клиентами и использовать дополнительную поддержку в виде домашних заданий.
Помочь может качественное профессиональное обучение и практика, а также супервизии и интервизии. Коллеги и наставники помогут сориентироваться, как эффективнее работать с конкретными клиентами и использовать дополнительную поддержку в виде домашних заданий.

Наш курс
«Психолог-практик. Продвинутый уровень»

Вы интенсивно прокачаете свою практику и за 1 год получите навыки, на отработку которых в жизни ушло бы 3−4 года. Освоите инструменты и техники из 7 психологических подходов: ОРКТ, АСТ, КПТ, схема-терапии, ССТ, гештальт-терапии, DBT. Научитесь работать с 10 самыми частыми запросами.
Онлайн
Бонус для вашей практики — emergency case психолога-практика с 50+ техниками, инструментами и протоколами для работы с клиентами.
Продвинутый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь