Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
как психологу работать с детьми
прочитаете за 10 минут

Как психологу работать с детьми: пять эффективных методов

28.07.2023
Работа с клиентом
Дети не умеют прямо говорить о своих эмоциях и проблемах, как взрослые, зато могут выражать себя через игру. Поэтому детские психологи чаще всего применяют именно игровые методы работы — через них ребенок может лучше понять себя, научиться справляться с эмоциями и овладеть необходимыми навыками.
Дети не умеют прямо говорить о своих эмоциях и проблемах, как взрослые, зато могут выражать себя через игру. Поэтому детские психологи чаще всего применяют именно игровые методы работы — через них ребенок может лучше понять себя, научиться справляться с эмоциями и овладеть необходимыми навыками.
Расскажем о пяти самых интересных методах, которые может использовать детский специалист. Статья для вас, если хотите работать с детьми профессионально или вы родитель и интересуетесь этой темой.
Расскажем о пяти самых интересных методах, которые может использовать детский специалист. Статья для вас, если хотите работать с детьми профессионально или вы родитель и интересуетесь этой темой.

ABA-терапия

Название метода расшифровывается как Applied Behavior Analysis — прикладной анализ поведения. С помощью него родитель и психолог помогут ребенку развить социальные и эмоциональные навыки. Например, спокойно попросить о помощи, а не кричать и бросаться вещами, или убирать за собой игрушки, корректно ходить в туалет.
Название метода расшифровывается как Applied Behavior Analysis — прикладной анализ поведения. С помощью него родитель и психолог помогут ребенку развить социальные и эмоциональные навыки. Например, спокойно попросить о помощи, а не кричать и бросаться вещами, или убирать за собой игрушки, корректно ходить в туалет.
Он был создан для работы с детьми с расстройством аутистического спектра и ДЦП. Но применять его можно с любым ребенком, которому нужно скорректировать поведение или привить социальные навыки: понимать мимику собеседника, задавать вопросы, умеренно проявлять эмоции, уметь читать и писать. Заниматься ABA-терапией можно с двух лет.
Он был создан для работы с детьми с расстройством аутистического спектра и ДЦП. Но применять его можно с любым ребенком, которому нужно скорректировать поведение или привить социальные навыки: понимать мимику собеседника, задавать вопросы, умеренно проявлять эмоции, уметь читать и писать. Заниматься ABA-терапией можно с двух лет.
Основный принцип ABA-терапии — поощрять то, что у ребенка получается, и игнорировать неудачи и некорректное поведение. Когда за конкретное действие дети получают награду, они будут повторять это поведение и постепенно овладеют навыком. Например, если малыш убирает игрушки, когда психолог об этом просит, то он получает награду: похвалу или небольшой подарок. Если не хочет убирать, кричит и швыряет игрушки, психолог игнорирует такое поведение. Награды не будет, пока ребенок не остановится и не согласится разговаривать со специалистом спокойно. Если умение вести спокойный разговор — тоже навык, который нужно тренировать, за это психолог также выдаст награду.
Основный принцип ABA-терапии — поощрять то, что у ребенка получается, и игнорировать неудачи и некорректное поведение. Когда за конкретное действие дети получают награду, они будут повторять это поведение и постепенно овладеют навыком. Например, если малыш убирает игрушки, когда психолог об этом просит, то он получает награду: похвалу или небольшой подарок. Если не хочет убирать, кричит и швыряет игрушки, психолог игнорирует такое поведение. Награды не будет, пока ребенок не остановится и не согласится разговаривать со специалистом спокойно. Если умение вести спокойный разговор — тоже навык, который нужно тренировать, за это психолог также выдаст награду.
ABA-терапия — это не готовый набор упражнений для всех детей. Психолог составляет программу индивидуально для каждого маленького клиента с учетом его умений, потребностей, интересов и семейной ситуации. Если задача — развитие навыков повседневной жизни, психолог сначала наблюдает за малышом, анализирует успехи и неудачи, затем вместе с родителями составляет план и уже после этого начинает заниматься с ребенком.
ABA-терапия — это не готовый набор упражнений для всех детей. Психолог составляет программу индивидуально для каждого маленького клиента с учетом его умений, потребностей, интересов и семейной ситуации. Если задача — развитие навыков повседневной жизни, психолог сначала наблюдает за малышом, анализирует успехи и неудачи, затем вместе с родителями составляет план и уже после этого начинает заниматься с ребенком.

Хотите узнать больше о профессии детский психолог? Смотрите бесплатный мини-курс. Вы узнаете правду о профессии, поймете, почему она востребована сегодня и что должен знать и уметь детский психолог. Изучите кейс, как психологи разных подходов работали бы с 6-летним мальчиком, который дерется с сестрой и сверстниками.

Игровая терапия, центрированная на ребенке

Суть этого метода — в свободной игре. Когда ребенок играет сам с собой, бесконтрольно, по собственным правилам, он выражает свои переживания и пытается с ними справиться. Со стороны кажется, что он бубнит себе под нос, ковыряется в игрушках, может проявлять агрессию и жестокость к ним. Взрослые не понимают его и переживают, все ли с ребенком в порядке. Поэтому важно, чтобы рядом был человек, который специально обучен понимать этот язык и говорить с ребенком о его игре. Опыт отношений с игровым терапевтом помогает малышу посмотреть на себя по-другому, быстрее себя понять, переосмыслить опыт и вести себя иначе.
Суть этого метода — в свободной игре. Когда ребенок играет сам с собой, бесконтрольно, по собственным правилам, он выражает свои переживания и пытается с ними справиться. Со стороны кажется, что он бубнит себе под нос, ковыряется в игрушках, может проявлять агрессию и жестокость к ним. Взрослые не понимают его и переживают, все ли с ребенком в порядке. Поэтому важно, чтобы рядом был человек, который специально обучен понимать этот язык и говорить с ребенком о его игре. Опыт отношений с игровым терапевтом помогает малышу посмотреть на себя по-другому, быстрее себя понять, переосмыслить опыт и вести себя иначе.
Свободная игра должна проходить в удобном пространстве, с разными игрушками и приспособлениями. Ребенок может делать все, что хочет, а терапевт просто находится рядом с ним. Это роль не партнера по игре, а внимательного наблюдателя. Он доброжелателен и проявляет интерес к тому, что делает малыш. Психолог ничего не предлагает, не навязывает свое мнение, не мешает и не воспитывает, а только поддерживает самостоятельность ребенка. Его задача — выстроить отношения так, чтобы маленький клиент почувствовал заинтересованность и заботу.
Свободная игра должна проходить в удобном пространстве, с разными игрушками и приспособлениями. Ребенок может делать все, что хочет, а терапевт просто находится рядом с ним. Это роль не партнера по игре, а внимательного наблюдателя. Он доброжелателен и проявляет интерес к тому, что делает малыш. Психолог ничего не предлагает, не навязывает свое мнение, не мешает и не воспитывает, а только поддерживает самостоятельность ребенка. Его задача — выстроить отношения так, чтобы маленький клиент почувствовал заинтересованность и заботу.
Вот как применяет игровую терапию основатель этого метода Гарри Лэндрет:
Научиться доверять себе и брать ответственность
Понимать свои эмоции и проявлять их безопасно, снизить агрессию
Игровая терапия поможет ребенку:
Проявлять эмпатию и уважение к людям
Быть более общительным, преодолеть замкнутость
Снизить тревогу и страх
Справиться с кризисом или травматическим событием

DIR/Floortime

D — Development — развитие ребенка: что он умеет и насколько развит. Умеет ли фокусировать внимание, решать задачи совместно и просить помощи, может ли общаться вовлеченно и с какой-то целью, а не в одностороннем порядке принимать чужое внимание.
I — Individuality — индивидуальность. К ней относятся генетика, индивидуальные возможности, особенности организма и психики. Это уникальные факторы, которые влияют на развитие ребенка и которые нужно учитывать психологу.
Название этого подхода определили первые буквы его принципов:
R — Relationship — отношения с важными для ребенка людьми. Можно купить ему все развивающие игрушки и оставить с ними наедине, но развиваться он не будет. Для этого нужен близкий человек рядом, в контакте, его настоящие эмоции и поддержка. Это и есть движущая сила развития ребенка.
Эти принципы определяют суть подхода DIR — развивать ребенка, опираясь на его личные особенности и взаимодействие с близкими людьми.
Эти принципы определяют суть подхода DIR — развивать ребенка, опираясь на его личные особенности и взаимодействие с близкими людьми.
Floortime — практическое воплощение подхода DIR. В переводе с английского Floortime — это «время на полу», занятие, когда психолог становится партнером ребенка по игре. Его задача — наблюдать за тем, что делает малыш, как именно он играет, и настроиться на его состояние. Затем специалист присоединяется к ребенку и в процессе игры обучает его необходимым навыкам и поведению. С помощью интересной и подходящей игровой деятельности психолог может стимулировать развитие ребенка без нравоучений и жестких правил. Постепенно он усложняет условия этой активности, но всегда следует за ребенком, учитывает особенности и привлекает значимых взрослых для поддержки.
Floortime — практическое воплощение подхода DIR. В переводе с английского Floortime — это «время на полу», занятие, когда психолог становится партнером ребенка по игре. Его задача — наблюдать за тем, что делает малыш, как именно он играет, и настроиться на его состояние. Затем специалист присоединяется к ребенку и в процессе игры обучает его необходимым навыкам и поведению. С помощью интересной и подходящей игровой деятельности психолог может стимулировать развитие ребенка без нравоучений и жестких правил. Постепенно он усложняет условия этой активности, но всегда следует за ребенком, учитывает особенности и привлекает значимых взрослых для поддержки.
В этом отличие DIR/Floortime от игровой терапии: специалист уже не наблюдатель, а активный участник, который предлагает новые способы игры.
В этом отличие DIR/Floortime от игровой терапии: специалист уже не наблюдатель, а активный участник, который предлагает новые способы игры.
Подход DIR/Floortime фокусируется на развитии эмоциональной сферы ребенка. Психолог должен установить доверительный контакт с малышом и укреплять его. Это предполагает, что специалист работает не с симптомами, а с личностью ребенка. Он помогает научиться не «вести себя определенным образом», потому что так надо, а прочувствовать это, найти смысл вести себя именно так.
Саша Покрышкин, научный руководитель курса «Детский психолог. Системный подход для работы с детьми и родителями», детский психолог
научный руководитель курса Саша Покрышкин

Арт-терапия

Чтобы осознать себя и свои переживания, человеку нужны навыки и словарный запас. У маленьких детей их еще нет, поэтому творчество — подходящий способ выражаться, не задумываясь и не ограничивая себя. Для детей, которые пережили травматический опыт, это возможность сообщить о вещах, которые вызывают страх или стыд. Кроме того, любое творчество — рисунок, работа с глиной или строительство из песка — стимулирует сенсорные центры в мозге ребенка. Процесс создания чего-либо улучшит настроение ребенка, успокоит его тело и ум.
Чтобы осознать себя и свои переживания, человеку нужны навыки и словарный запас. У маленьких детей их еще нет, поэтому творчество — подходящий способ выражаться, не задумываясь и не ограничивая себя. Для детей, которые пережили травматический опыт, это возможность сообщить о вещах, которые вызывают страх или стыд. Кроме того, любое творчество — рисунок, работа с глиной или строительство из песка — стимулирует сенсорные центры в мозге ребенка. Процесс создания чего-либо улучшит настроение ребенка, успокоит его тело и ум.
Конкретный результат ребенка тоже важен для арт-терапии. Когда малыш заканчивает творить, психолог предлагает обсудить созданное. При этом сам специалист никак не интерпретирует это. Он только задает вопросы, предлагает рассказать, что ребенок изобразил, что значит тот или иной элемент рисунка, какими характеристиками обладает нарисованный предмет или животное. Через диалог маленький клиент исследует себя, понимает что-то о себе и ситуации, в которой он находится, и справляется с чувствами. Специалист же может лучше понять эмоциональные переживания и особенности мышления ребенка.
Конкретный результат ребенка тоже важен для арт-терапии. Когда малыш заканчивает творить, психолог предлагает обсудить созданное. При этом сам специалист никак не интерпретирует это. Он только задает вопросы, предлагает рассказать, что ребенок изобразил, что значит тот или иной элемент рисунка, какими характеристиками обладает нарисованный предмет или животное. Через диалог маленький клиент исследует себя, понимает что-то о себе и ситуации, в которой он находится, и справляется с чувствами. Специалист же может лучше понять эмоциональные переживания и особенности мышления ребенка.

Parent-Child Interaction Therapy (PCIT)

PCIT, или Parent-Child Interaction Therapy, переводится как «терапия взаимодействия родителей и детей». В этом подходе специалисты учат родителей навыкам, которые помогают им жить и взаимодействовать с детьми с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Цель — дать родителям необходимые умения, чтобы их отношения с детьми стали лучше, а проблем меньше. Этот подход эффективен не только для детей, которые подверглись жестокому обращению и имеют травматический опыт, но и для тех, у кого есть трудности с эмоциональной регуляцией или социальными навыками.
PCIT, или Parent-Child Interaction Therapy, переводится как «терапия взаимодействия родителей и детей». В этом подходе специалисты учат родителей навыкам, которые помогают им жить и взаимодействовать с детьми с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Цель — дать родителям необходимые умения, чтобы их отношения с детьми стали лучше, а проблем меньше. Этот подход эффективен не только для детей, которые подверглись жестокому обращению и имеют травматический опыт, но и для тех, у кого есть трудности с эмоциональной регуляцией или социальными навыками.
Суть метода PCIT — в живом процессе обучения. Специалисты в PCIT обучают родителей «в полевых условиях» — в игровой комнате в момент общения с детьми. Психолог наблюдает за взаимодействием взрослого и ребенка через одностороннее зеркало и говорит с родителем через радионаушники. Играя с малышом и встретившись с проблемным поведением, взрослый тут же получает объяснение от психолога и указание, что и как нужно делать, чтобы справиться с состоянием ребенка.
Суть метода PCIT — в живом процессе обучения. Специалисты в PCIT обучают родителей «в полевых условиях» — в игровой комнате в момент общения с детьми. Психолог наблюдает за взаимодействием взрослого и ребенка через одностороннее зеркало и говорит с родителем через радионаушники. Играя с малышом и встретившись с проблемным поведением, взрослый тут же получает объяснение от психолога и указание, что и как нужно делать, чтобы справиться с состоянием ребенка.
По сути, PCIT учит родителей навыкам игровой терапии, чтобы они умели сами справиться с проблемным поведением ребенка. При этом взрослым объясняют, что некорректные способы — проявлять агрессию в ответ, лишать чего-то желанного или, наоборот, сразу удовлетворять любое желание малыша, — не помогут и даже усугубят проблему.
По сути, PCIT учит родителей навыкам игровой терапии, чтобы они умели сами справиться с проблемным поведением ребенка. При этом взрослым объясняют, что некорректные способы — проявлять агрессию в ответ, лишать чего-то желанного или, наоборот, сразу удовлетворять любое желание малыша, — не помогут и даже усугубят проблему.

Курс
«Детский психолог. Системный подход для работы с детьми и родителями»

Вы освоите ключевые методы психологической помощи ребенку и научитесь помогать детям комплексно: решать их запросы, учитывая индивидуальность, семью и окружение, а также давать обратную связь и рекомендации родителям.
Онлайн
Вы сможете перенять опыт и знания психологов-практиков и Александра Покрышкина — научного руководителя курса, одного из самых цитируемых и востребованных детских психологов России с опытом работы более 17 лет.
Базовый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь