прочитаете за 8 минут

От инженера до agile-коуча. Личная история выпускницы Психодемии

07.08.2024
Личные истории
С одной стороны — техническое образование и несколько поколений инженеров в семье. С другой — психология и менеджмент в качестве хобби. Что выбрать и чем заниматься? Екатерина не сомневалась: она выбрала хобби и сделала его успешной работой. А потом получила коучинговое образование, быстро выросла и вырастила команду. Теперь она agile-коуч и собирается пройти сертификацию PCC ICF.
С одной стороны — техническое образование и несколько поколений инженеров в семье. С другой — психология и менеджмент в качестве хобби. Что выбрать и чем заниматься? Екатерина не сомневалась: она выбрала хобби и сделала его успешной работой. А потом получила коучинговое образование, быстро выросла и вырастила команду. Теперь она agile-коуч и собирается пройти сертификацию PCC ICF.
В статье Екатерина рассказывает о своем пути и делится, как коучинг помог ей в жизни и работе.
В статье Екатерина рассказывает о своем пути и делится, как коучинг помог ей в жизни и работе.
Екатерина Донцова
фото выпускницы Психодемии Марии Курниковой
Enterprise agile-коуч, scrum-мастер, ментор
В Психодемии окончила курс «Мастерство коучинга с нуля до Level 2» в 2019 году.

Выбрать образование мне не дали, я стала инженером в пятом поколении

Психология и менеджмент интересовали меня всегда. В средней школе мечтала о психфаке МГУ, но в семье четырех поколений инженеров мне не дали выбрать, куда пойти учиться. Поэтому я закончила факультет «Энергетическое машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Потом поступила в аспирантуру и стала работать со сложной для непогруженного человека темой — компьютерным моделированием высокотемпературных сверхпроводящих керамик.
Психология и менеджмент интересовали меня всегда. В средней школе мечтала о психфаке МГУ, но в семье четырех поколений инженеров мне не дали выбрать, куда пойти учиться. Поэтому я закончила факультет «Энергетическое машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Потом поступила в аспирантуру и стала работать со сложной для непогруженного человека темой — компьютерным моделированием высокотемпературных сверхпроводящих керамик.
Учебу я совмещала с работой по профессии и осталась там еще на полтора года. Помогала профессору в выпуске монографии «Криология», была научным руководителем у участника Олимпиады абитуриентов «Шаг в будущее», участвовала в научной и организационной работе, конференциях. Но параллельно я развивалась в менеджменте и вскоре поняла, что это уже не похоже на обычный интерес или хобби. Решила получать второе высшее и уходить из технической специальности и науки.
Учебу я совмещала с работой по профессии и осталась там еще на полтора года. Помогала профессору в выпуске монографии «Криология», была научным руководителем у участника Олимпиады абитуриентов «Шаг в будущее», участвовала в научной и организационной работе, конференциях. Но параллельно я развивалась в менеджменте и вскоре поняла, что это уже не похоже на обычный интерес или хобби. Решила получать второе высшее и уходить из технической специальности и науки.

Сменив профессию, сделала хобби основной работой

Сменив профессию, я стала аналитиком в консалтинговом агентстве. К тому моменту уже получила второе образование в сфере менеджмента, увлекалась управленческими чемпионатами по решению бизнес-задач, в одном из соревнований вышла в Европейский финал. Сомнений не испытывала, шла за внутренним интересом. Так хобби стало моей работой.
Сменив профессию, я стала аналитиком в консалтинговом агентстве. К тому моменту уже получила второе образование в сфере менеджмента, увлекалась управленческими чемпионатами по решению бизнес-задач, в одном из соревнований вышла в Европейский финал. Сомнений не испытывала, шла за внутренним интересом. Так хобби стало моей работой.
В менеджменте меня привлекала творческая свобода, возможность сотрудничать с крупнейшими компаниями страны, фокус на структурном мышлении. Нравилось делать из нерешаемого решаемое, визуализировать суть проблем. А еще в этой сфере сотрудники могли работать удаленно задолго до пандемии.
В менеджменте меня привлекала творческая свобода, возможность сотрудничать с крупнейшими компаниями страны, фокус на структурном мышлении. Нравилось делать из нерешаемого решаемое, визуализировать суть проблем. А еще в этой сфере сотрудники могли работать удаленно задолго до пандемии.

Рост в компании

Я быстро стала старшим аналитиком, но дальше повышение почему-то не давали. Когда в очередной раз меня не назначили на руководящую позицию, пришлось провести карьерный диалог с руководителями. Они считали, что мне не хватало опыта работы с подчиненными. Наработать его можно было только на летних стажировках, когда в команду приходили студенты, но эти моменты выпадали ровно на мой отпуск.
Я быстро стала старшим аналитиком, но дальше повышение почему-то не давали. Когда в очередной раз меня не назначили на руководящую позицию, пришлось провести карьерный диалог с руководителями. Они считали, что мне не хватало опыта работы с подчиненными. Наработать его можно было только на летних стажировках, когда в команду приходили студенты, но эти моменты выпадали ровно на мой отпуск.
В итоге я все-таки убедила руководителей: меня повысили и дали команду из трех человек. С этого началась история, в ходе которой я пришла к коучингу.
В итоге я все-таки убедила руководителей: меня повысили и дали команду из трех человек. С этого началась история, в ходе которой я пришла к коучингу.
Почему коучинг дает результаты? Как он работает и как ему научиться? На бесплатном мини-курсе узнаете, как применять этот инструмент, и поймете, сможет ли коучинг помочь вам в работе с клиентами.

Решила усилить свои позиции и получила коучинговое образование

В новой роли мне нужно было научиться быстро и эффективно управлять командой. Для этого у меня было все: твердые профессиональные навыки, которые хотела передать команде, настроенные HR-процессы в компании, даже ролевая модель — моя руководительница.
В новой роли мне нужно было научиться быстро и эффективно управлять командой. Для этого у меня было все: твердые профессиональные навыки, которые хотела передать команде, настроенные HR-процессы в компании, даже ролевая модель — моя руководительница.
В то же время я хотела быть не просто хорошим начальником, а особенным — для команды и нашего общего результата. Для этого нужно было что-то еще, чего пока у меня не было. Вспоминала своих предыдущих начальников, пытаясь найти ответ, но опереться на них не могла: не все руководили эффективно и психологически здорóво для подчиненных.
В то же время я хотела быть не просто хорошим начальником, а особенным — для команды и нашего общего результата. Для этого нужно было что-то еще, чего пока у меня не было. Вспоминала своих предыдущих начальников, пытаясь найти ответ, но опереться на них не могла: не все руководили эффективно и психологически здорóво для подчиненных.
Тогда задала себе вопрос: «А я-то чего хочу?». Впервые услышала его десять лет назад и поразилась глубине своих размышлений. Именно он привел меня в нынешнюю точку руководства командой. Так я поняла, что хочу учиться коучингу.
Тогда задала себе вопрос: «А я-то чего хочу?». Впервые услышала его десять лет назад и поразилась глубине своих размышлений. Именно он привел меня в нынешнюю точку руководства командой. Так я поняла, что хочу учиться коучингу.

Как училась коучингу и применяла его

В Психодемии я прошла первый базовый курс «Мастерство коучинга». Честно говоря, выбрала его только по причине дистанционного обучения и привлекательной цены, но ни разу не разочаровалась.
В Психодемии я прошла первый базовый курс «Мастерство коучинга». Честно говоря, выбрала его только по причине дистанционного обучения и привлекательной цены, но ни разу не разочаровалась.
Навык, который я первым применила в работе с командой, — давала только положительную обратную связь. Это отлично сработало: люди не боялись делиться сложностями и ошибаться, брали ответственность за свои решения и за счет этого быстро росли. В ситуациях, когда, казалось бы, сотрудника надо за что-то поругать, я спрашивала: «Что сам думаешь о ситуации?», и он сам рассказывал, что надо усилить и как будет исправлять проблему.
Навык, который я первым применила в работе с командой, — давала только положительную обратную связь. Это отлично сработало: люди не боялись делиться сложностями и ошибаться, брали ответственность за свои решения и за счет этого быстро росли. В ситуациях, когда, казалось бы, сотрудника надо за что-то поругать, я спрашивала: «Что сам думаешь о ситуации?», и он сам рассказывал, что надо усилить и как будет исправлять проблему.
Еще одно открытие из коучинга — передавать опыт из партнерской позиции. Я описывала сотруднику, как бы поступила и почему, какие риски вижу и что стоит учесть, а потом спрашивала, какое решение он примет и будет ли использовать мои предложения. Я давала свободу команде, но столько же было ответственности и результата. Так растила новых лидеров, и мой успех складывался из их успехов.
Еще одно открытие из коучинга — передавать опыт из партнерской позиции. Я описывала сотруднику, как бы поступила и почему, какие риски вижу и что стоит учесть, а потом спрашивала, какое решение он примет и будет ли использовать мои предложения. Я давала свободу команде, но столько же было ответственности и результата. Так растила новых лидеров, и мой успех складывался из их успехов.
Я хотела, чтобы сотрудники были уверены, что справятся с любым проектом. Что могут искать новый путь и новые решения, создавать то, чего не было ранее, быстро развивать компетенции. В младших стажерах я тоже видела лидеров и давала им те же задачи, что и старшим специалистам. Отличие было лишь в том, что для безопасности я контролировала каждый этап проекта, но ничего не делала за них. Из инструментов использовала развивающие вопросы и идеи из собственного профессионального опыта, о которых я прямо рассказывала сотрудникам. В таком формате команда стремительно наращивала опыт и росла.
Я хотела, чтобы сотрудники были уверены, что справятся с любым проектом. Что могут искать новый путь и новые решения, создавать то, чего не было ранее, быстро развивать компетенции. В младших стажерах я тоже видела лидеров и давала им те же задачи, что и старшим специалистам. Отличие было лишь в том, что для безопасности я контролировала каждый этап проекта, но ничего не делала за них. Из инструментов использовала развивающие вопросы и идеи из собственного профессионального опыта, о которых я прямо рассказывала сотрудникам. В таком формате команда стремительно наращивала опыт и росла.
Если собирать весь мой коучинговый опыт в один вопрос, это будет: «Что будешь делать?» Он возвращает ответственность и заставляет профессионала расти и развиваться быстрее.

Как строила работу после обучения коучингу

Гипотеза, что именно коучинг поможет мне в руководстве командой, сработала. Мы с командой каждые полгода получали повышение. Я нанимала новых людей: возраст был неважен, если они проходили проверку на умение брать ответственность за результат. Уже с позиции стажера сотрудники принимали решения самостоятельно. Как коуч я обеспечивала им поддержку, давала вдохновляющую обратную связь и верила в них даже больше, чем они в себя.
Гипотеза, что именно коучинг поможет мне в руководстве командой, сработала. Мы с командой каждые полгода получали повышение. Я нанимала новых людей: возраст был неважен, если они проходили проверку на умение брать ответственность за результат. Уже с позиции стажера сотрудники принимали решения самостоятельно. Как коуч я обеспечивала им поддержку, давала вдохновляющую обратную связь и верила в них даже больше, чем они в себя.

Без сомнений ушла из компании, чтобы расти и развиваться

Через несколько лет я достигла позиции заместителя директора по аналитике. Вместе с командой мы добились важных результатов для компании, я вырастила себе замену. И тогда поняла, что пора уходить. Несмотря на крепкие отношения с сотрудниками и наши результаты, мне было важно идти дальше.
Через несколько лет я достигла позиции заместителя директора по аналитике. Вместе с командой мы добились важных результатов для компании, я вырастила себе замену. И тогда поняла, что пора уходить. Несмотря на крепкие отношения с сотрудниками и наши результаты, мне было важно идти дальше.
Из небольшой фирмы, которая выросла в 10 раз за время моей работы, я шла в мир крупнейших компаний страны. У меня были навыки управления цифровой разработкой, продуктовый опыт и опыт применения гибких методологий управления. В прежней работе и сторонних проектах я развивала навыки, которые понадобились бы мне в новой роли: выполняла роль продуктового менеджера в линейке продуктов, отвечала за аналитику, стратегию, пользовательские исследования, взаимодействие с командой разработки. Много училась, повышала квалификацию.
Из небольшой фирмы, которая выросла в 10 раз за время моей работы, я шла в мир крупнейших компаний страны. У меня были навыки управления цифровой разработкой, продуктовый опыт и опыт применения гибких методологий управления. В прежней работе и сторонних проектах я развивала навыки, которые понадобились бы мне в новой роли: выполняла роль продуктового менеджера в линейке продуктов, отвечала за аналитику, стратегию, пользовательские исследования, взаимодействие с командой разработки. Много училась, повышала квалификацию.
За несколько собеседований я перешла в один из крупнейших банков и стала agile-коучем. Если коротко, суть этой работы — помогать продуктовым командам достигать целей: растить финансовые результаты, увеличивать клиентскую базу, удерживать клиентов. В такой работе коучинг — лишь одна из важных компетенций, но эти навыки постоянно мне помогают.
За несколько собеседований я перешла в один из крупнейших банков и стала agile-коучем. Если коротко, суть этой работы — помогать продуктовым командам достигать целей: растить финансовые результаты, увеличивать клиентскую базу, удерживать клиентов. В такой работе коучинг — лишь одна из важных компетенций, но эти навыки постоянно мне помогают.

Что еще изменилось в моей карьере

Сейчас я веду частную коучинговую практику и готовлюсь пройти сертификацию на уровень РСС ICF. Провожу менторинг scrum-мастеров и ведущих мастермайнд-групп. Сама провожу групповой коучинг: мастермайнды и группы поддержки для помогающих специалистов. Все это стало возможным благодаря сильной коучинговой базе, которую я получила в Психодемии и регулярно применяю на практике.
Сейчас я веду частную коучинговую практику и готовлюсь пройти сертификацию на уровень РСС ICF. Провожу менторинг scrum-мастеров и ведущих мастермайнд-групп. Сама провожу групповой коучинг: мастермайнды и группы поддержки для помогающих специалистов. Все это стало возможным благодаря сильной коучинговой базе, которую я получила в Психодемии и регулярно применяю на практике.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь