База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
что такое эмпатия

Что такое эмпатия и как ее развить

Работа с клиентом
24.02.2022
прочитаете за 12 минут
Еще пять-шесть лет назад слово «эмпатия» было научным термином и найти его можно было только в исследованиях. К 2022 году это понятие употребляют даже в разговорах с друзьями.
Еще пять-шесть лет назад слово «эмпатия» было научным термином и найти его можно было только в исследованиях. К 2022 году это понятие употребляют даже в разговорах с друзьями.
Но вы уверены, что правильно используете это слово? А знаете, насколько вы эмпатичны и хорошо ли вообще быть эмпатом? В статье разложили по полочкам:
Но вы уверены, что правильно используете это слово? А знаете, насколько вы эмпатичны и хорошо ли вообще быть эмпатом? В статье разложили по полочкам:
  1. Что такое эмпатия и чем она отличается от сочувствия?
  2. Какая бывает эмпатия?
  3. Как появилась эмпатия и зачем она нужна сейчас?
  4. Почему плохо быть слишком эмпатичным и совсем не эмпатичным?
  5. Как понять, развита ли у вас эмпатия? Тут вас ждет чек-лист и два теста
  6. Почему эмпатия необходима любому психологу?
  7. Как проявлять эмпатию к клиенту?
  8. Как психологу определить, насколько развита его эмпатия?
  9. 6 способов развить эмпатию.
  1. Что такое эмпатия и чем она отличается от сочувствия?
  2. Какая бывает эмпатия?
  3. Как появилась эмпатия и зачем она нужна сейчас?
  4. Почему плохо быть слишком эмпатичным и совсем не эмпатичным?
  5. Как понять, развита ли у вас эмпатия? Тут вас ждет чек-лист и два теста
  6. Почему эмпатия необходима любому психологу?
  7. Как проявлять эмпатию к клиенту?
  8. Как психологу определить, насколько развита его эмпатия?
  9. 6 способов развить эмпатию.

Что такое эмпатия?

___Общепризнанного понятия не существует. Если говорить простыми словами, эмпатия — способность понимать и чувствовать то, что испытывает другой человек. Когда мы испытываем эмпатию, мы не оцениваем и не додумываем, а пытаемся поставить себя на его место и понять, как он видит эту ситуацию.
Например, когда друг рассказывает вам о проблемах на работе, вы не даете ему советы и не предлагаете уволиться. Вы пытаетесь представить, как сложно ему каждый день справляться с требованиями босса, и искренне ему сочувствуете.
Впервые термин, похожий на слово «эмпатия», Einfuhlung, использовал ученый и психолог Теодор Липпс. Он размышлял о том, как личность может понять чужое сознание, если все, что у нее есть, — это ее собственное сознание, мысли и чувства? Но создателем термина «эмпатия» считают Эдварда Титченера: в 1909 году перевел термин Липпса как empathy — по аналогии со словом sympathy.
Впервые термин, похожий на слово «эмпатия», Einfuhlung, использовал ученый и психолог Теодор Липпс. Он размышлял о том, как личность может понять чужое сознание, если все, что у нее есть, — это ее собственное сознание, мысли и чувства? Но создателем термина «эмпатия» считают Эдварда Титченера: в 1909 году перевел термин Липпса как empathy — по аналогии со словом sympathy.
Ученые вкладывали разный смысл в это слово, но за 100 с лишним лет не пришли к единой трактовке. Но что можно сказать точно, что эмпатия личности — это двуединое понятие: и понимание другого человека, и наши чувства в ответ на его переживания.
Ученые вкладывали разный смысл в это слово, но за 100 с лишним лет не пришли к единой трактовке. Но что можно сказать точно, что эмпатия личности — это двуединое понятие: и понимание другого человека, и наши чувства в ответ на его переживания.

Эмпатия и сочувствие — это одно и то же?

Часто эти слова используют как синонимы, однако сочувствие, и еще сопереживание, — это лишь часть эмпатии.
Часто эти слова используют как синонимы, однако сочувствие, и еще сопереживание, — это лишь часть эмпатии.
Вернемся к примеру про друга, который жаловался на начальника. Если вы успокаиваете его, злитесь вместе с ним, даете советы, приводите в пример свою работу, утешаете и стараетесь взбодрить, — вы испытываете сочувствие и сопереживание, но не эмпатию.
__ _Проявлять эмпатию значит не только сочувствовать другу, но и понимать, какие эмоции лежат в основе его переживаний: злость и раздражение на босса, страх потерять работу, обида на коллег, горечь неудачи. При этом отделять его эмоции от своих и не начинать, например, злиться вместе с ним.. Проявляя эмпатию, вы понимаете, что другу не нужны ваши советы и воспоминания о вашей работе — ему нужна поддержка.
Например, вы можете сказать: «Чертовски жаль, что ты попал в такую передрягу. Мне так хочется тебя поддержать. Скажи, как я могу это сделать?». И действовать исходя не из своих домыслов, а из того, что скажет друг.

Виды эмпатии

Ученые выделяют три формы эмпатии. Они не связаны между собой и могут быть развиты одинаково или одна сильнее других.
Ученые выделяют три формы эмпатии. Они не связаны между собой и могут быть развиты одинаково или одна сильнее других.
— Аффективная, или эмоциональная форма. Это эмоциональный отклик на чужие переживания, когда мы чувствуем то же, что и другой человек, — злимся или страдаем вместе с ним. Происходит это благодаря эмоциональному заражению.
— Аффективная, или эмоциональная форма. Это эмоциональный отклик на чужие переживания, когда мы чувствуем то же, что и другой человек, — злимся или страдаем вместе с ним. Происходит это благодаря эмоциональному заражению.
Например, на футбольном матче даже самый неинтересующийся человек будет переживать вместе с фанатами, почувствует возбужденную радость победы или расстроится из-за поражения. Ведь вокруг толпа беснуется в ожидании исхода — и человек заражается этим общим настроением.
Эмоциональная эмпатия может проявляться в двух формах. Первая форма — это личный дистресс. Когда рядом друг переживает свои страдания, нам тоже становится некомфортно. В этот момент может вырваться «не плачь» — потому, что хочется прекратить свой дискомфорт, а для этого надо успокоить друга.
Эмоциональная эмпатия может проявляться в двух формах. Первая форма — это личный дистресс. Когда рядом друг переживает свои страдания, нам тоже становится некомфортно. В этот момент может вырваться «не плачь» — потому, что хочется прекратить свой дискомфорт, а для этого надо успокоить друга.
Вторая форма, более зрелая, проявляется, когда мы хотим в первую очередь помочь страдающему другу, даже если для этого придется испытать неприятные эмоции.
Вторая форма, более зрелая, проявляется, когда мы хотим в первую очередь помочь страдающему другу, даже если для этого придется испытать неприятные эмоции.
— Когнитивная, или познавательная форма. Она проявляется, когда мы пытаемся понять, что думает другой человек, что с ним происходит. Здесь идет речь уже не о чувствах, а о работе мозга. Если аффективная эмпатия может быть непроизвольной, как в примере с футболом, то когнитивная — всегда осознанный выбор. Это значит, что мы можем применять ее в разных ситуациях по отношению к разным людям. Например, в ситуации с другом и его боссом, вы осознаете, что чувствует друг — злость, обиду, раздражение и страх — и в чем причина этих эмоций.
— Когнитивная, или познавательная форма. Она проявляется, когда мы пытаемся понять, что думает другой человек, что с ним происходит. Здесь идет речь уже не о чувствах, а о работе мозга. Если аффективная эмпатия может быть непроизвольной, как в примере с футболом, то когнитивная — всегда осознанный выбор. Это значит, что мы можем применять ее в разных ситуациях по отношению к разным людям. Например, в ситуации с другом и его боссом, вы осознаете, что чувствует друг — злость, обиду, раздражение и страх — и в чем причина этих эмоций.
— Соматическая форма. Это физическая реакция человека на чужое состояние. Ее могут испытывают люди, которые говорят, что чувствуют все «на себе». Например, они ощущают боль, когда другому человеку ставят укол, или краснеют, когда видят стыд другого человека.
— Соматическая форма. Это физическая реакция человека на чужое состояние. Ее могут испытывают люди, которые говорят, что чувствуют все «на себе». Например, они ощущают боль, когда другому человеку ставят укол, или краснеют, когда видят стыд другого человека.

Как работает эмпатия?

У всех людей есть врожденные предпосылки к эмпатии, однако развивается она благодаря социальным и культурным условиям.
Биологические предпосылки
Биологические предпосылки
Сотрудник лаборатории «Психодемии», психолог Татьяна Карягина в интервью Постнауке рассказывала о том, какие структуры мозга ответственны за эмпатию:
Сотрудник лаборатории «Психодемии», психолог Татьяна Карягина в интервью Постнауке рассказывала о том, какие структуры мозга ответственны за эмпатию:
___Во-первых, это лимбическая система — самый «древний» отдел мозга. Она руководит нашими эмоциями и реакциями: то самое «бей, беги или замри».
___Во-вторых, префронтальная кора мозга. Она отвечает за принятие решений и не дает лимбической системе разбушеваться, а нам — сразу бить того, кто сказал обидное слово, или убегать с экзамена, даже если очень страшно. Во время исследований эмпатии ученые наблюдают за активностью именно этих участков мозга.
___В-третьих, в научном сообществе есть предположение, что за эмпатию «отвечают» зеркальные нейроны. Согласно этой теории, когда мы видим, слышим или воображаем состояние другого человека — что он делает, говорит или как себя чувствует, — наш мозг «отзеркаливает» это. В этот момент мы чувствуем себя так, будто бы сами находимся в этом состоянии и в этой ситуации. Ученые активно исследуют зеркальные нейроны. Есть предположение, что именно они отвечают за нашу способность учиться через имитацию чужих действий.
Благодаря мозгу мы проявляем эмоциональную эмпатию с самого рождения — так один ребенок начинает плакать, когда слышит плач другого.
Благодаря мозгу мы проявляем эмоциональную эмпатию с самого рождения — так один ребенок начинает плакать, когда слышит плач другого.
Социальные предпосылки
Социальные предпосылки
Врожденные предпосылки к эмпатии не означают, что эта способность будет всегда на одном уровне и одинакова у всех людей. На ее формирование и развитие влияют условия жизни человека и его окружение. Например:
Врожденные предпосылки к эмпатии не означают, что эта способность будет всегда на одном уровне и одинакова у всех людей. На ее формирование и развитие влияют условия жизни человека и его окружение. Например:
___Эмпатия больше проявляется у детей, в семьях которых уделяют много внимания эмоциям, чувствам, состраданию других людей.
___Дети развивают эмпатию, наблюдая за реакциями других людей и подражая им, — учатся сопереживать, отвергать или игнорировать эмоции других.
___Ребенок учится эмпатии, когда видит, что значимые взрослые способны разделить его чувства и сострадать ему. Это происходит даже в младенчестве: например, если ребенок пищит от восторга, и мать воркует над ним или легко подбрасывает, подтверждая тем самым, что понимает его состояние.
___Если же родитель не реагирует на состояние ребенка или отвергает его эмоции, ребенок может воспринять это по-разному: избегать проявлений и переживаний эмоций, или испытывать негативные эмоции, может стать пассивным или, наоборот, слишком чувствительными к состоянию других людей. И по-разному это будет влиять на его способность к эмпатии.
Если родители сами обладают развитой эмпатией и понимают, как и зачем развивать ее у детей обе формы эмпатии будут развиты сбалансированно. Дети научатся сопереживать и сочувствовать другим людям, будут лучше осознавать свои и чужие эмоции. Однако в реальности часто бывает иначе — кто-то вообще не способен к чувству эмпатии, а у кого-то она развита слишком сильно.
Если родители сами обладают развитой эмпатией и понимают, как и зачем развивать ее у детей обе формы эмпатии будут развиты сбалансированно. Дети научатся сопереживать и сочувствовать другим людям, будут лучше осознавать свои и чужие эмоции. Однако в реальности часто бывает иначе — кто-то вообще не способен к чувству эмпатии, а у кого-то она развита слишком сильно.

Зачем вообще нужна эмпатия?

Способность воспринимать эмоции обусловлена эволюционным развитием. Животные используют эмоциональную экспрессию, чтобы сообщать своим сородичам важную для выживания информацию. У наших предков тоже был этот механизм, чтобы быстро понимать друг друга и действовать на основе этого.
Способность воспринимать эмоции обусловлена эволюционным развитием. Животные используют эмоциональную экспрессию, чтобы сообщать своим сородичам важную для выживания информацию. У наших предков тоже был этот механизм, чтобы быстро понимать друг друга и действовать на основе этого.
Например, я вижу, что сородич вдалеке испуган. Я считываю эту эмоцию: там есть что-то опасное. Мне нужно или помочь ему, или бежать отсюда прочь.
Человеческие отношения строятся на основе эмпатии. Понимание и сочувствие близким помогает налаживать связи, строить новые отношения и поддерживать имеющиеся.
Человеческие отношения строятся на основе эмпатии. Понимание и сочувствие близким помогает налаживать связи, строить новые отношения и поддерживать имеющиеся.

Чем плохо отсутствие эмпатии?

Люди с низким уровнем аффективной эмпатии не способны различать собственные и чужие эмоции, у них плохо развит эмоциональный интеллект. Они не понимают, что могут ранить или обидеть другого человека, не чувствуют чужую боль и страдания. Они не способны сочувствовать и сопереживать другим людям. При этом у них может быть развита эмпатия когнитивная — и пользуясь ей, они даже могут манипулировать другими и совершать противоправные поступки.
Проблемы с эмпатией могут быть диагностическим признаком психического или личностного расстройства, а также расстройств аутистического спектра. Например, при нарциссизме и расстройствах личности можно проявлять когнитивную эмпатию, но совсем не проявлять эмоциональную — понимая, почему человек испытывает конкретную эмоции, но не сочувствуя ему. Пользуясь этим, человек без аффективной эмпатии может манипулировать другими людьми и совершать противоправные поступки.
Люди с низким уровнем аффективной эмпатии не способны различать собственные и чужие эмоции, у них плохо развит эмоциональный интеллект. Они не понимают, что могут ранить или обидеть другого человека, не чувствуют чужую боль и страдания. Они не способны сочувствовать и сопереживать другим людям. При этом у них может быть развита эмпатия когнитивная — и пользуясь ей, они даже могут манипулировать другими и совершать противоправные поступки.
Проблемы с эмпатией могут быть диагностическим признаком психического или личностного расстройства, а также расстройств аутистического спектра. Например, при нарциссизме и расстройствах личности можно проявлять когнитивную эмпатию, но совсем не проявлять эмоциональную — понимая, почему человек испытывает конкретную эмоции, но не сочувствуя ему. Пользуясь этим, человек без аффективной эмпатии может манипулировать другими людьми и совершать противоправные поступки.
В случае с аутизмом происходит наоборот: люди настолько заражаются эмоциями другого человека, что не могут справиться с ним. Возникает переизбыток эмоций, который плохо влияет как на психическое, так и на физическое здоровье.

Что плоха чрезмерная эмпатия?

Профессор психологии Пол Блум в интервью The Guardian подробно описал, какие негативные стороны таит в себе эмпатия.
Профессор психологии Пол Блум в интервью The Guardian подробно описал, какие негативные стороны таит в себе эмпатия.
___Провоцирует личный дистресс. Когда человек сопереживает другому, он ощущает, как его собственные и чужие эмоции накладываются друг на друга. Эта путаница из эмоций и чувств и есть личный дистресс. Если человек плохо распознает эмоции, не доверяет себе и не способен полагаться на свои ощущения, то не сможет распутать этот клубок. А значит, помощь ближнему в данный момент отходит на второй план, на первом — свое собственное состояние и избавление от эмоционального дискомфорта.
___Может привести к эмпатической усталости. Термин empathy fatigue ввел профессор Марк Стебницки. Люди с высоким уровнем эмпатии вовлекаются в чужую ситуацию, переживают и стремятся помочь. Со временем их начинает «не хватать» на такой тесный контакт. Эмпатической усталости особенно подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с другими людьми: учителя, юристы, врачи, спасатели, менеджеры. Чем больше им приходится сочувствовать, тем больше они устают.
___Может привести к агрессии. Как это возможно, ведь речь о сочувствии? Но ведь если есть, кому сочувствовать, часто есть и тот, кто в этом виноват. Люди склонны больше сочувствовать «своим» и противостоять «чужакам». Поэтому они больше переживают за членов семьи, чем за знакомых. За знакомых больше, чем за незнакомых. За жертв больше, чем за преступников. Этим приемом часто пользуются политики — искажают факты, чтобы привлечь больше сторонников.

Чек-лист: как понять, что я эмпатичный человек

Проверьте, насколько эти утверждения про вас:
Проверьте, насколько эти утверждения про вас:
#1
Вы быстро находите общий язык с людьми
#2
Вы умеете слушать и не перебивать
#3
Вы понимаете свои эмоции и можете отследить, что их вызвало
#4
Вы можете представить себя на месте другого человека и понять, что он чувствует
#5
Вы умеете подобрать нужные слова, чтобы поддержать человека
#6
Вы переживаете за героев книг и фильмов
Если хотя бы несколько пунктов подходят вам, ваша эмпатия развита достаточно хорошо. Чтобы более глубоко проверить свою способность к эмпатии, пройдите диагностический тест уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Он состоит из 36 высказываний, на которые вам нужно ответить утвердительно или отрицательно. Тест определит, насколько вы умеете понимать мысли и чувства других людей и сопереживать им.
Если хотя бы несколько пунктов подходят вам, ваша эмпатия развита достаточно хорошо. Чтобы более глубоко проверить свою способность к эмпатии, пройдите диагностический тест уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Он состоит из 36 высказываний, на которые вам нужно ответить утвердительно или отрицательно. Тест определит, насколько вы умеете понимать мысли и чувства других людей и сопереживать им.
Другой вариант — опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана и Эпстайна. Его можно использовать как для личный целей, так и в психологическом консультировании для определения способностей клиента к эмпатии.
Другой вариант — опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана и Эпстайна. Его можно использовать как для личный целей, так и в психологическом консультировании для определения способностей клиента к эмпатии.

Надо ли психологу развивать эмпатию?

Эмпатия в психологии — одна из базовых компетенций, которые нужны всем специалистам в любой сфере и в любом направлении терапии. Но развитие эмпатии — это только часть. Важно также учиться правильно ее использовать, чтобы помогать клиентам и не испытывать дискомфорт от постоянного сопереживания.
Эмпатия в психологии — одна из базовых компетенций, которые нужны всем специалистам в любой сфере и в любом направлении терапии. Но развитие эмпатии — это только часть. Важно также учиться правильно ее использовать, чтобы помогать клиентам и не испытывать дискомфорт от постоянного сопереживания.
Зигмунд Фрейд говорил, что психотерапевты «учитывают психическое состояние пациента, ставят себя в это состояние и стараются понять его, сравнивая его Я со своим собственным». А Карл Роджерс считал, что если психотерапевт проявляет чувство эмпатии к пациенту, позитивные изменения обязательно будут.
Зигмунд Фрейд говорил, что психотерапевты «учитывают психическое состояние пациента, ставят себя в это состояние и стараются понять его, сравнивая его Я со своим собственным». А Карл Роджерс считал, что если психотерапевт проявляет чувство эмпатии к пациенту, позитивные изменения обязательно будут.

Как проявляется эмпатия в работе психолога?

Эмпатический отклик делает терапию более эффективной. Он поддерживает клиента, помогает пройти путь терапии до конца и прийти к решению своей проблемы. Эмпатия в психологии — это способность понять переживания клиента и выразить отклик на них. Отклик выражается в чувствах, воспоминаниях, желаниях психолога в ответ на чувства, воспоминания, желания клиента, то есть психолог и клиент одновременно переживают похожие ощущения.
Эмпатический отклик делает терапию более эффективной. Он поддерживает клиента, помогает пройти путь терапии до конца и прийти к решению своей проблемы. Эмпатия в психологии — это способность понять переживания клиента и выразить отклик на них. Отклик выражается в чувствах, воспоминаниях, желаниях психолога в ответ на чувства, воспоминания, желания клиента, то есть психолог и клиент одновременно переживают похожие ощущения.
Эмпатия психолога всегда связана с целями терапии. Откликаясь на эмоции клиента, психолог помогает ему осмыслить свои переживания. Благодаря эмпатии формируются и улучшаются отношения терапевта и клиента, растет их доверие друг другу.
Эмпатия психолога всегда связана с целями терапии. Откликаясь на эмоции клиента, психолог помогает ему осмыслить свои переживания. Благодаря эмпатии формируются и улучшаются отношения терапевта и клиента, растет их доверие друг другу.
___Как еще психолог проявляет эмпатию к клиенту:
— отзеркаливая его проявления — подстраивается под тембр и ритм речи клиента, поддерживает контакт глаз, жестикулирует и использует определенные позы, чтобы создавать атмосферу принятия и понимания,
— называя чувства клиента, когда он сам не способен это сделать,
— перефразируя суть слов, уточняя смыслы,
— поддерживая его и сопереживая ему,
— с помощью терапевтических комплиментов, которые помогают мотивировать клиента и усиливают эффект терапии.
— отзеркаливая его проявления — подстраивается под тембр и ритм речи клиента, поддерживает контакт глаз, жестикулирует и использует определенные позы, чтобы создавать атмосферу принятия и понимания,
— называя чувства клиента, когда он сам не способен это сделать,
— перефразируя суть слов, уточняя смыслы,
— поддерживая его и сопереживая ему,
— с помощью терапевтических комплиментов, которые помогают мотивировать клиента и усиливают эффект терапии.

Психологу нужны обе формы эмпатии?

Да. Развитая эмпатия помогает лучше понимать клиента. С одной стороны, важно понимать, что происходит с человеком, почему он реагирует так, а не иначе. Например, если он негативно отзывается о своем начальнике, в чем причина? Или грустит, когда говорит о будущем. Анализ таких реакций помогает выстраивать перспективу в работе — понимая, какая у клиента будет реакция на те или иные слова, как это на нем отразится, терапевт подбирает словесный «ключ» к общению с клиентом.
Да. Развитая эмпатия помогает лучше понимать клиента. С одной стороны, важно понимать, что происходит с человеком, почему он реагирует так, а не иначе. Например, если он негативно отзывается о своем начальнике, в чем причина? Или грустит, когда говорит о будущем. Анализ таких реакций помогает выстраивать перспективу в работе — понимая, какая у клиента будет реакция на те или иные слова, как это на нем отразится, терапевт подбирает словесный «ключ» к общению с клиентом.
С другой стороны, необходимо сопереживать клиенту, не поверхностно, а по-настоящему, глубоко. Без эмоциональной эмпатии психолог не сможет построить доверительные отношения — клиент не раскроется по-настоящему, если не почувствует, что его понимают и поддерживают, он интересен. А значит, терапия может быть неэффективна.
Но слишком сильно сопереживать клиенту тоже не стоит. Об эмпатической усталости мы уже говорили — у психолога должен быть развит навык саморегуляции, иначе это чревато тяжелыми переживаниями и вынужденной паузой в практике. Но помимо этого, чрезмерное сочувствие выбивает психолога из помогающей позиции — он начинает смотреть на ситуацию искаженно, взглядом клиента, и перестает быть поддержкой и опорой.
Но слишком сильно сопереживать клиенту тоже не стоит. Об эмпатической усталости мы уже говорили — у психолога должен быть развит навык саморегуляции, иначе это чревато тяжелыми переживаниями и вынужденной паузой в практике. Но помимо этого, чрезмерное сочувствие выбивает психолога из помогающей позиции — он начинает смотреть на ситуацию искаженно, взглядом клиента, и перестает быть поддержкой и опорой.

Как психологу определить, развита ли у него эмпатия?

___анализируйте свои сессии, замечайте реакции свои и клиента. Как вы ведете себя, что говорите и что делаете? Как клиент на это реагирует? В какие моменты у вас получается поддержать его, а в какие — нет, и почему это происходит? Что влияет на вашу способность сопереживать клиенту, какое ваше состояние?
___попросите помощи у коллег или супервизора, определите вместе, как вам развивать эмпатию, потренируйтесь вместе.
___запрашивайте обратную связь от клиентов. Как они ощущают вашу эмпатию и ощущают ли вообще? Как вы проявляете эмпатию чаще, а как вообще не проявляете? Что нужно именно этому клиенту?
___найдите записи или демонстрации проявления эмпатического слушания у того, у кого вы точно знаете, что получается. Сравните с тем, что делаете вы. Найдите отличия и поймите, над чем вам нужно работать.
___анализируя свою работу, сосредотачивайтесь не на том, что все плохо и у вас ничего никогда не получится, а на том, что конкретно не получается и как это улучшить.

6 способов развить эмпатию

#1. Учитесь понимать себя и свои чувства. Заведите дневник, куда будете выписывать мысли и анализировать их с точки зрения эмоций. В книге «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана есть список эмоций — сверяйтесь по ним. Поработайте с психологом, если не получается самостоятельно. Поставьте несколько будильников и каждый раз задавайтесь вопросом «что я сейчас чувствую?»
#1. Учитесь понимать себя и свои чувства. Заведите дневник, куда будете выписывать мысли и анализировать их с точки зрения эмоций. В книге «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана есть список эмоций — сверяйтесь по ним. Поработайте с психологом, если не получается самостоятельно. Поставьте несколько будильников и каждый раз задавайтесь вопросом «что я сейчас чувствую?»
#2. Практикуйте активное слушание. Часто в диалоге люди просто ждут своей очереди, чтобы что-то сказать. Активное слушание подразумевает сосредоточение на другом человеке — вы слушаете не чтобы ответить, а чтобы услышать и понять. Задавайте вопросы, следуйте за мыслями собеседника, будьте активны в разговоре, но не перетягивайте одеяло на себя. Пробуйте распознать эмоции. Не разбрасывайтесь советами, а воспринимайте слова другого безоценочно. Подумайте, что чувствует человек, что стало причиной его эмоций? А затем поставьте себя на его место — было ли с вами что-то подобное?
#2. Практикуйте активное слушание. Часто в диалоге люди просто ждут своей очереди, чтобы что-то сказать. Активное слушание подразумевает сосредоточение на другом человеке — вы слушаете не чтобы ответить, а чтобы услышать и понять. Задавайте вопросы, следуйте за мыслями собеседника, будьте активны в разговоре, но не перетягивайте одеяло на себя. Пробуйте распознать эмоции. Не разбрасывайтесь советами, а воспринимайте слова другого безоценочно. Подумайте, что чувствует человек, что стало причиной его эмоций? А затем поставьте себя на его место — было ли с вами что-то подобное?
#3. Наблюдайте за людьми. Например, в кафе или в парке слушайте разговоры и замечайте их состояние. Как они выглядят, что делают, как жестикулируют, какая у них мимика? Смотрите фильм без звука и пытайтесь понять состояние героев, о чем они говорят. Это помогает понимать состояние другого человека и замечать, как он реагирует на ваши слова.
#3. Наблюдайте за людьми. Например, в кафе или в парке слушайте разговоры и замечайте их состояние. Как они выглядят, что делают, как жестикулируют, какая у них мимика? Смотрите фильм без звука и пытайтесь понять состояние героев, о чем они говорят. Это помогает понимать состояние другого человека и замечать, как он реагирует на ваши слова.
#4. Начните личную терапию. Люди в состоянии эмоционального истощения, стресса, депрессии не имеют достаточных ресурсов для проявления эмпатии. Эмоциональные травмы снижают способность понимать других и сопереживать им.
#4. Начните личную терапию. Люди в состоянии эмоционального истощения, стресса, депрессии не имеют достаточных ресурсов для проявления эмпатии. Эмоциональные травмы снижают способность понимать других и сопереживать им.
#5. Читайте и обсуждайте художественную литературу. Возможность анализировать чувства, мотивацию, поведение персонажей развивает наше понимание и принятие других в реальной жизни.
#5. Читайте и обсуждайте художественную литературу. Возможность анализировать чувства, мотивацию, поведение персонажей развивает наше понимание и принятие других в реальной жизни.
#6. Возьмите уроки актерского мастерства. Перевоплощение в образы других людей, развитие воображения, телесное раскрепощение — всё это работает на улучшение навыков эмпатии.
#6. Возьмите уроки актерского мастерства. Перевоплощение в образы других людей, развитие воображения, телесное раскрепощение — всё это работает на улучшение навыков эмпатии.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме
    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь