Зачем нужна супервизия и как психологу выбрать наставника
23.10.2024
Организация практики
Как найти супервизора? Как понять, что он компетентен, и оценить эффективность работы? Как выбрать метод супервизии и что вообще нужно делать? Отвечает выпускница Психодемии, практикующий психолог и супервизор Олеся Шаповал.
Супервизия — профессиональная практика, в ходе которой опытный специалист, супервизор, оказывает поддержку менее опытному, супервизанту. Что это будет за поддержка, зависит от запроса супервизанта. Они могут обсуждать клиентские кейсы, сосредоточиться на развитии навыков и личностных качеств психолога, искать варианты его развития в профессии. Супервизия обязательна практикующему специалисту, чтобы эффективно работать, расти в профессии и получать помощь в трудных ситуациях.
Супервизию нельзя приравнять к личной терапии, обучению или просто отработке навыков. Она может включать элементы всех этих практик, но что конкретно будет происходить, зависит от личности супервизанта, его запросов, опыта работы с клиентами и других факторов.
Зачем нужна супервизия
С супервизором можно обсудить все, что волнует. Вот самые частые запросы супервизантов.
Восполнить недостаток знаний Каким бы подробным ни было обучение, в реальной работе с клиентами все равно можно столкнуться с нехваткой знаний. Из-за тревоги есть риск купить очередной курс, но не решить проблему. Если обратиться в этот момент к супервизору, он поможет разобраться, чего именно не хватает супервизанту, даст ровно столько знаний и отработки навыков, сколько нужно прямо сейчас, чтобы психолог продолжил работу с клиентами. Если действительно понадобится новое обучение, поможет сформулировать запрос и выбрать подходящий конкретному психологу вариант, без тревоги и спешки. Супервизант будет больше мотивирован учиться и вынесет из учебы больше практической пользы.
Проанализировать клиентские случаи На супервизии можно обсуждать кейсы, в которых возникают трудности: долго нет результата, сложно найти контакт с клиентом, непонятно, как вести процесс. Успешные кейсы тоже полезно анализировать, чтобы понимать, почему они были эффективны и как это перенести на всю практику.
Не допустить профессионального выгорания Регулярная супервизия дает устойчивость в сложные периоды. Психологи сильнее остальных специальностей подвержены риску выгорания, особенно в начале практики, когда работа с клиентами не такая, как учили на курсах. Супервизор выступит опорой и даст понимание в вопросах, где начинающему не хватает опыта и уверенности.
Полезно обсуждать кризисные моменты в профессии, сомнения, оставаться ли в профессии, как развиваться, чем заниматься. Супервизия помогает свериться с ценностями, вернуть интерес к работе.
Оценить навыки и эффективность Конструктивная обратная связь супервизора — источник ценных сведений для супервизанта. Опытный коллега укажет, над какими компетенциями стоит поработать, акцентирует стороны практики, на которые сам психолог может не обращать внимания. При этом без прямого запроса супервизор не будет оценивать супервизанта.
Разрешить этические и юридические вопросы Не все супервизоры могут оказать такую поддержку: для этого нужна дополнительная подготовка именно в этих сферах. Уточните, насколько супервизор в них компетентен. Если постоянный наставник есть, но в этих вопросах помочь не может, можно взять одну консультацию у психолога, который занимается именно юридическими или этическими вопросами.
Как выбрать супервизора
До выбора наставника важно разобраться, зачем супервизия нужна прямо сейчас и какую поддержку хочется получить. Несмотря на обязательность супервизии для психолога, полезно понимать собственный запрос, а не опираться на внешние ответы. От этого будет зависеть и выбор супервизора, и формат работы.
Основной критерий — желание работать с конкретным супервизором и комфорт в этой работе. Уже на обучении полезно присмотреться к коллегам и преподавателям: кому симпатизируете, кто отталкивает, кто как работает, что в этом привлекает внимание, есть ли желание учиться у них? Так формируется образ будущего супервизора, и легче понять, кто особенно вдохновляет. Кому-то подойдет структурированный супервизор, у которого все по полочкам, он смотрит в корень проблемы, не боится называть все прямо и попадает в цель своими интервенциями. Другому понравится наставник, который работает через чувства и скорее следует за супервизантом, чем ведет сам.
Какие есть виды супервизии и как понять, какой подойдет
Есть два вида супервизий: мультимодальная и супервизия в методе. У них есть характерные черты, соответствующие особенностям конкретного подхода.
Мультимодальная супервизия
Не привязана к конкретному методу терапии. Обычно ее проводят супервизоры, которые в клиентской практике тоже используют несколько подходов. Фокус этой работы — на общих навыках и компетенциях, которые подходят психологам вне зависимости от направлений и подходов.
Кому подойдет мультимодальная супервизия:
Психологам, которые еще не определились с методом, но уже начали практику. Мультимодальный супервизор помогает укрепить базовые навыки: следовать запросу клиента, формулировать концептуализацию, оценивать эффективность терапии.
Тем, кто планирует работать с узкой категорией клиентов с конкретными запросами: расстройствами пищевого поведения, нейроотличиями, травмой. Полезно выбрать супервизора, который имеет опыт работы именно с этими случаями. Опыт в этом случае важнее, чем методы, которые он использует: супервизор будет лучше понимать специфику, поможет разобраться, в том числе, с выбором метода.
Супервизия в методе
В этом виде супервизии интервенции и способ работы над запросом супервизанта определяются конкретным методов. Процесс углубляется: психолог получает не только решение проблем, но и наблюдает, как наставник применяет подход в работе.
Кому подойдет этот вид супервизии:
Специалистам, которые выбрали и изучили метод. Супервизия станет способом потренироваться делать то, чему только научились. Тем, кто уже выбрал метод, прошел обучение и готов посвятить себя этой работе. Супервизор в этом методе будет более компетентен в том, какую помощь и как оказывать супервизанту, чем мультимодальный.
Тем, кому интереснее изучать глубже один метод, чем узнавать разные. Если хочется раскрывать новые аспекты одного, имеет смысл выбрать именно супервизию в методе.
Как понять, какой вид супервизии выбрать
Поразмышляйте над вопросами:
Хотите выучить сразу несколько методов психотерапии и совмещать их? Или оттачивать мастерство внутри одного метода?
Каким хотите быть по итогам супервизии, что хотите развить?
Как видите развитие в профессии?
Кто из психологов вдохновляет, на кого хочется быть похожим?
Если только начинаете практику, ответов может не быть, это нормально. Важно держать эти вопросы в голове, чтобы в дальнейшем они помогли выбрать супервизора.
Где искать супервизора
Присмотреться к преподавателям Самый надежный способ: вы уже знакомы по обучению, видели их в реальной практике и знаете, чего ожидать.
По рекомендации коллег Если хочется живого доказательства эффективной работы, расспросите коллег, которые уже проходят супервизию, и попросите контакты наставников. Так легче сориентироваться, к кому обратиться.
Задействовать профессиональные чаты Телеграм-чаты по методам психотерапии создают ассоциации или психологи-инициаторы, собирающие комьюнити. В чатах можно формулировать запрос на поиск супервизора.
На сайтах профессиональных ассоциаций Чтобы супервизировать в методе, психолог должен получить аккредитацию соответствующей ассоциации, если метод это предполагает. Это формальный критерий, но его важно учитывать, чтобы быть уверенным в профессионализме наставника. При этом есть методы, которые не предусматривают аккредитации, например, терапия принятия и ответственности (АСТ).
Мини-курс для специалистов, которые хотят вести осознанную практику и работать над собственным психологическим благополучием
Все супервизоры работают по-разному, и формат их работы тоже отличается. Перед встречей лучше прямо спрашивать, чего ждать от процесса. Это также зависит от запроса супервизанта: хочется получить поддержку или обсудить развитие в профессии.
Классический сценарий супервизии — когда психолог рассказывает о кейсе клиента и какие трудности возникают в работе. Чтобы сохранить объективность, полезно делать видео- и аудиозаписи клиентских сессий, а потом смотреть их вместе с супервизором. Наблюдая за процессом работы супервизанта, наставник сможет дать качественную обратную связь, расскажет, на что обратить внимание и какие навыки прокачать. Их можно отрабатывать прямо на супервизии.
Еще один формат — когда супервизор не дает прямые рекомендации и правила, а предлагает получить личный опыт прямо на встрече. Такое практикуют, например, в АСТ-подходе: супервизор и супервизант не просто обсуждают, что полезно применить майндфулнес-технику с клиентом, а тут же ее выполняют. Супервизор играет роль терапевта, а супервизант в роли клиента воспринимает, как это работает, какие возникают трудности. После такого опыта легче применять техники в работе: уже есть личный опыт и воспоминания, как наставник проводил практику.
С супервизором можно обсуждать барьеры в терапии, связанные с самим психологом. Исследовать чувства, которые возникают у специалиста в отношении человека и мешают сохранять терапевтическую позицию. Обсуждение с наставником поможет отслеживать реакции в отношении клиента, делать выводы и снова приносить их на супервизию. В отличие от личной терапии, исследовать получится только эмоции, которые возникают непосредственно в рабочем контексте. Злость на членов семьи — тема для обсуждения с личным терапевтом, а не супервизором.
Как понять, что супервизия эффективна
Если задаетесь этим вопросом, это повод проанализировать весь процесс супервизии. Особенно, если результат не совпадает с ожиданиями. Чтобы оценить эффективность супервизии, поразмышляйте сами и обсудите с супервизором:
Какие конкретно приемы и техники вы применили в работе с клиентом после супервизии кейса? Как это повлияло?
Как справляетесь с трудными чувствами в работе с клиентом? Изменилось ли это за время супервизии?
Как часто сталкиваетесь с мыслью, что не знаете, что делать дальше с конкретным клиентом?
Чему научились в супервизии в целом? Как это повлияло на практику?
Если окажется, что результат не устраивает, это не повод сразу прекращать работу. Возможно, это повод поставить конкретные цели, чтобы процесс лучше подходил вашим запросам.
Рекомендации начинающим супервизантам
Говорить о чувствах, которые возникают в ходе супервизии Супервизия может быть уязвимым процессом, если сложно воспринимать обратную связь и замечать недостатки в работе. Чувства, которые при этом появляются, могут сильно влиять на то, как супервизант будет себя вести. Он может обсуждать поверхностные простые кейсы и не приносить по-настоящему сложные, чтобы не испытывать стыд. Но именно это — зона роста. Если замечаете такие мысли и ощущения, озвучьте их и проанализируйте вместе с супервизором. Это продвинет процесс: вы получите необходимую помощь и сможете эффективнее работать.
Задавать вопросы супервизору и давать обратную связь о процессе Может быть непросто дать супервизору обратную связь, особенно если взаимодействие сложное, что-то не получается или психолог не получает того, за чем обратился. Одновременно это может стать отправной точкой, чтобы изменить супервизию, чтобы она подходила именно вам. Настраивайте процесс, как вам нужно: ради этого он и существует.
Быть готовым делать на супервизии то, чего раньше не пробовал Когда мы учимся новому, ошибаться и испытывать фрустрацию — естественно и нормально. Супервизия часто бывает фрустрирующей, но важно, чтобы психолог мог выдерживать ее, мог расти и развиваться в профессии.
Не бояться задавать глупые вопросы Бывает, что супервизант стремится показать, как эффективно работает, и получить одобрение. Но супервизия нужна не для этого, а чтобы ошибаться, задавать глупые вопросы, обнаруживать незнание и закрывать эти пробелы. Если стыдно и страшно, обсудите эти чувства с супервизором.