База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 13 минут

Что такое «синдром хорошей девочки» и как от него избавиться

18.07.2023
Самопомощь
Если вы читаете эту статью, скорее всего, вы чувствуете, что у вас или ваших клиентов есть этот самый «синдром хорошей девочки». Например, вас воспитывали послушными и самоотверженными, вам сложно говорить «нет» и вы часто ставите потребности других людей выше своих. Этот ярлык прилипает к нам с детства, а вот избавиться от него может быть сложно. Особенно так, чтобы не превратиться для окружающих из «хорошей» сразу в «плохую».
Если вы читаете эту статью, скорее всего, вы чувствуете, что у вас или ваших клиентов есть этот самый «синдром хорошей девочки». Например, вас воспитывали послушными и самоотверженными, вам сложно говорить «нет» и вы часто ставите потребности других людей выше своих. Этот ярлык прилипает к нам с детства, а вот избавиться от него может быть сложно. Особенно так, чтобы не превратиться для окружающих из «хорошей» сразу в «плохую».
О том, как этот «синдром» влияет на нашу жизнь и что делать, чтобы он не мешал жить как хочется, поговорили основательница «Психодемии» Магда Данина и психолог София Решетилова.
О том, как этот «синдром» влияет на нашу жизнь и что делать, чтобы он не мешал жить как хочется, поговорили основательница «Психодемии» Магда Данина и психолог София Решетилова.
В этой статье мы намеренно говорим только о девочках, потому что они страдают от этого «синдрома» гораздо чаще, чем мальчики. Хотя их тоже могут воспитывать покладистыми и удобными, и тогда они тоже будут страдать «синдромом хорошего мальчика».
В этой статье мы намеренно говорим только о девочках, потому что они страдают от этого «синдрома» гораздо чаще, чем мальчики. Хотя их тоже могут воспитывать покладистыми и удобными, и тогда они тоже будут страдать «синдромом хорошего мальчика».
В статье мы приводим главные тезисы их разговора, а чтобы узнать больше, посмотрите видео целиком:
В статье мы приводим главные тезисы их разговора, а чтобы узнать больше, посмотрите видео целиком:

Кто такая «хорошая девочка»

«Синдром хорошей девочки» — это не клинический диагноз и не академический термин, но каждый, у кого он есть, понимает, что это такое. При этом проявляется этот «синдром» по-разному у разных людей. Он может быть связан с гендерной ролью: какими должны быть девочки, чем они отличаются от мальчиков и как им нужно реализовать себя. Для кого-то это общие требования: учиться на пятерки, быть послушной и хорошо себя вести, слушать родителей и так далее. Но объединяет людей с этим «синдромом» одна мысль:
«Синдром хорошей девочки» — это не клинический диагноз и не академический термин, но каждый, у кого он есть, понимает, что это такое. При этом проявляется этот «синдром» по-разному у разных людей. Он может быть связан с гендерной ролью: какими должны быть девочки, чем они отличаются от мальчиков и как им нужно реализовать себя. Для кого-то это общие требования: учиться на пятерки, быть послушной и хорошо себя вести, слушать родителей и так далее. Но объединяет людей с этим «синдромом» одна мысль:
я хорошая, если другим людям со мной удобно.
я хорошая, если другим людям со мной удобно.
В детстве нас хвалят, когда наше поведение соответствует ожиданиям родителей, воспитателей, людей, которые нас формируют, и наказывают, если мы им не соответствуем. Например, если на перемене нельзя бегать по школьным коридорам, «хорошая» девочка не будет этого делать, иначе ей будут недовольны. Она понимает слово «нет» с первого раза, во всем слушается родителей и делает, что ей говорят. «Хорошее» поведение взрослые поощряют и подкрепляют, за «плохим» следует наказание. Необязательно физическое: чаще это может быть игнорирование, укоряющий взгляд, слова, вызывающие вину и стыд.
В детстве нас хвалят, когда наше поведение соответствует ожиданиям родителей, воспитателей, людей, которые нас формируют, и наказывают, если мы им не соответствуем. Например, если на перемене нельзя бегать по школьным коридорам, «хорошая» девочка не будет этого делать, иначе ей будут недовольны. Она понимает слово «нет» с первого раза, во всем слушается родителей и делает, что ей говорят. «Хорошее» поведение взрослые поощряют и подкрепляют, за «плохим» следует наказание. Необязательно физическое: чаще это может быть игнорирование, укоряющий взгляд, слова, вызывающие вину и стыд.
Порой взрослые действительно могут ожидать послушания. Например, когда говорят ребенку не лезть в огонь или не стоять у края обрыва, потому что это опасно для жизни. Совсем другое дело, когда их ожидания связаны с представлениями о том, как правильно жить, каким человеком нужно быть, как вести себя с другими людьми. Взрослые «внедряют» ребенку компас, которым он должен по жизни руководствоваться, при этом не оставляя выбора ребенку, не заботясь о его потребностях и желаниях.
Порой взрослые действительно могут ожидать послушания. Например, когда говорят ребенку не лезть в огонь или не стоять у края обрыва, потому что это опасно для жизни. Совсем другое дело, когда их ожидания связаны с представлениями о том, как правильно жить, каким человеком нужно быть, как вести себя с другими людьми. Взрослые «внедряют» ребенку компас, которым он должен по жизни руководствоваться, при этом не оставляя выбора ребенку, не заботясь о его потребностях и желаниях.

Как «синдром хорошей девочки» влияет на нашу жизнь

Титул «хорошей девочки» сложно сохранять всегда и везде. Разные люди могут ожидать разного поведения. На работе нужно быть пробивной, с родителями — покладистой, с партнером — страстной. Одновременно соответствовать им не получится, потому что они противоречат друг другу. Но и выбрать что-то одно невозможно: для других можно сразу стать «плохой».
Титул «хорошей девочки» сложно сохранять всегда и везде. Разные люди могут ожидать разного поведения. На работе нужно быть пробивной, с родителями — покладистой, с партнером — страстной. Одновременно соответствовать им не получится, потому что они противоречат друг другу. Но и выбрать что-то одно невозможно: для других можно сразу стать «плохой».
Для человека с «синдромом хорошей девочки» вообще существуют лишь два состояния: если я соответствую ожиданиям других, то я хорошая, если не соответствую — плохая. Такой подход сильно влияет на самооценку, формирует болезненное стремление всегда быть хорошей, чтобы не впасть в немилость.
Для человека с «синдромом хорошей девочки» вообще существуют лишь два состояния: если я соответствую ожиданиям других, то я хорошая, если не соответствую — плохая. Такой подход сильно влияет на самооценку, формирует болезненное стремление всегда быть хорошей, чтобы не впасть в немилость.
«Хорошая девочка» не может отказать в просьбе, боится расстраивать людей, потому что считает, что несет ответственность за их действия и эмоции других. Она соглашается на неудобные просьбы и ставит себя на второе место. Из-за страха разочаровать окружающих «хорошая девочка» предъявляет к себе завышенные стандарты и тратит много сил, чтобы стать идеальной.
«Хорошая девочка» не может отказать в просьбе, боится расстраивать людей, потому что считает, что несет ответственность за их действия и эмоции других. Она соглашается на неудобные просьбы и ставит себя на второе место. Из-за страха разочаровать окружающих «хорошая девочка» предъявляет к себе завышенные стандарты и тратит много сил, чтобы стать идеальной.
При этом «синдром хорошей девочки» все-таки приносит человеку и выгоды:
При этом «синдром хорошей девочки» все-таки приносит человеку и выгоды:
Мир становится предсказуемым. Чужие правила такие четкие и понятные, что человеку не нужно их самому придумывать, разбираться и делать выбор. Надо лишь соответствовать. Даже в ситуации большой неопределенности эти правила придают устойчивости, и однозначности.
Окружающие признают человека, который соответствует их ожиданиям. Удобный человек получает много позитивного подкрепления в ответ на свои действия. Это стимулирует его соответствовать чужим ожиданиям снова и снова, но дарит одобрение, признание и любовь.
В том, чтобы заботиться о других людях, действительно нет ничего плохого, но лишь до определенной степени. Важна грань между тем, чтобы делать хорошо себе и другим людям, делать то, что важно человеку, и соответствовать правилам и ожиданиям других.
В том, чтобы заботиться о других людях, действительно нет ничего плохого, но лишь до определенной степени. Важна грань между тем, чтобы делать хорошо себе и другим людям, делать то, что важно человеку, и соответствовать правилам и ожиданиям других.

Как решиться на жизненные изменения, если даже думать о них страшно? На мини-курсе «Как бояться и делать» вы научитесь работать с мыслями и эмоциями, чтобы они не мешали действовать. Составите план кардинальных перемен, который действительно сможете реализовать.

Как избавиться от синдрома «хорошей девочки»

Если человеку удается по-настоящему прожить подростковый кризис и противопоставить свое мнение мнению взрослых, синдром «хорошей девочки» обойдет его стороной. Он научится ставить себя на первое место, понимать, что ему нужно, а что нет, и как отстаивать свое мнение. В этот период формируется уникальность человека, и бунт дает возможность ее развивать.
Если человеку удается по-настоящему прожить подростковый кризис и противопоставить свое мнение мнению взрослых, синдром «хорошей девочки» обойдет его стороной. Он научится ставить себя на первое место, понимать, что ему нужно, а что нет, и как отстаивать свое мнение. В этот период формируется уникальность человека, и бунт дает возможность ее развивать.
Но если человек с раннего возраста жил по принципу «будь хорошей девочкой» и не бунтовал, ему будет сложно осознать эти противоречащие ожидания и тем более отказаться от них. Чтобы увидеть это, нужна кризисная ситуация. Ему придется столкнуться с мыслью, что соответствовать всем и всегда невозможно. Придется выбирать или же совсем пересмотреть систему убеждений. Но выбирая, мы все равно становимся «плохими» для кого-то, и это причиняет боль. А если придумывать новую систему, человек столкнется с пониманием, что он не знает сам себя, что ему важно, чего он хочет от жизни и к чему он стремится. Эта внутренняя «пустота» может испугать, но если он решится узнать себя лучше, этот кризис может избавить его от необходимости быть хорошим для всех.
Но если человек с раннего возраста жил по принципу «будь хорошей девочкой» и не бунтовал, ему будет сложно осознать эти противоречащие ожидания и тем более отказаться от них. Чтобы увидеть это, нужна кризисная ситуация. Ему придется столкнуться с мыслью, что соответствовать всем и всегда невозможно. Придется выбирать или же совсем пересмотреть систему убеждений. Но выбирая, мы все равно становимся «плохими» для кого-то, и это причиняет боль. А если придумывать новую систему, человек столкнется с пониманием, что он не знает сам себя, что ему важно, чего он хочет от жизни и к чему он стремится. Эта внутренняя «пустота» может испугать, но если он решится узнать себя лучше, этот кризис может избавить его от необходимости быть хорошим для всех.
Пережить это самостоятельно может быть непросто. У нас нет для этого нужных навыков, нет привычки ставить себя на первое место, зато есть уверенность в том, что наши потребности не так важны, как потребности других. Это может мешать, тормозить, заставлять сомневаться в себе. Лучшее решение в этой ситуации — обратиться к психологу. С его поддержкой можно спокойнее попрощаться с «синдромом хорошей девочки».
Пережить это самостоятельно может быть непросто. У нас нет для этого нужных навыков, нет привычки ставить себя на первое место, зато есть уверенность в том, что наши потребности не так важны, как потребности других. Это может мешать, тормозить, заставлять сомневаться в себе. Лучшее решение в этой ситуации — обратиться к психологу. С его поддержкой можно спокойнее попрощаться с «синдромом хорошей девочки».

Пять вопросов к себе, чтобы избавиться от «синдрома хорошей девочки»

Что для вас значит быть «хорошей девочкой»? Выпишите все, что должна и не должна делать «хорошая девочка», а затем найдите аргументы за и против для каждого пункта. Например, должна всегда заботиться о членах семьи. Это действительно может быть так, потому что вы дорожите своими близкими. С другой стороны, вы не должны, а можете заботиться о них, если хотите этого и у вас есть возможность. А еще иногда вам нужно позаботиться о себе, и это нормально.
Это не значит, что теперь нужно пересмотреть всю свою жизнь и отринуть то, что было для вас нормой. Какие-то идеи о «хорошей девочке» могут быть вполне разумны и логичны, и тогда вы можете продолжать им следовать. Другие вы можете пересмотреть и переформулировать. Например, вместо «хорошая девочка всегда должна отвечать на первый же звонок от родителей» вы выберете следовать идее «я могу ответить на звонок родителей, если смогу и если захочу, иначе я просто им перезвоню». А от тех требований, которые кажутся вам чрезмерными, вы имеете право отказаться совсем.
1.
2.
Что вы делаете и зачем? Для чего это нужно? Размышлять об этом в принципе полезно: это помогает осознаннее относиться к себе и своей жизни. Вы можете обнаружить, что делаете что-то по инерции, потому что вам говорили, что так нужно. Например, продолжаете работать на нелюбимой работе, ведь родители считают, что это стабильность, пусть и платят копейки, а начальник абьюзер. Но для чего это вам? Чего хочется вам на самом деле? Кем бы вы хотели работать? Чем больше вы будете размышлять над своими привычными действиями, тем ближе познакомитесь с собой, своими потребностями и тем, что вам по-настоящему важно.
3.
Почему вам и окружающим нужно, чтобы вы были «хорошей девочкой»? У любого нашего поведения и выбора есть хорошие и плохие последствия. Например, хорошо проводить генеральную уборку каждые выходные: тогда родители и друзья считают вас хорошей хозяйкой. Но минус в том, что вам это не приносит удовольствия и только отнимает силы. Насколько это действительно полезно для вас и ваших близких? Даже если они хорошо вас оценят, что вам важнее — эта оценка или собственное состояние?
4.
Необязательно и не нужно сразу отрицать то, во что верили много лет. Но более критичное отношение к последствиям своих действий поможет отделиться от образа «хорошей девочки» и почувствовать себя свободнее.
Что восхищает вас в «плохих девочках»? Это могут быть персонажи фильмов и книг или же реальные люди — подруги, коллеги. Что вас в них привлекает, что бы вы хотели уметь делать, как они? Например, ваша коллега смело отказывается от внеурочной работы, несмотря на то, что начальник грозится ее уволить. Подруга, которая очень любит свою семью, все-таки уехала учиться в другую страну. А Невилл Долгопупс сумел противостоять своим друзьям и защищал свое мнение! Как вы могли бы применить эти качества? Так вы немного очерните безупречный образ «хорошей девочки» и начнете постепенно выбирать то, что хотите именно вы.
5.
Что бы вы сделали, если бы не были привязаны к этому образу «хорошей девочки»? Как бы вы поступали, если бы не зависели от ожиданий окружающих и заботились бы только о себе? Составьте список того, что бы вы хотели сделать по-своему в любых сферах вашей жизни. Если это дается тяжело, напишите хотя бы несколько пунктов и остановитесь на этом этапе.
Если же вы готовы идти дальше, выберите из вашего списка один, самый небольшой и безопасный, пункт и попробуйте его выполнить. Отнеситесь к этому ответственно и внимательно — так вы поймете, нравится ли вам то, что вы делаете. Затем вы можете выбрать следующий пункт из списка и тоже его выполнить. Так постепенно, без резкого отказа от своих убеждений, вы попробуете быть «не очень хорошей девочкой». Если вам станет страшно, если вы представите, как осудят вас окружающие, — это нормально. Помните: это всего лишь эксперимент. Если вам не понравится, вы в любой момент сможете остановиться, отказаться от этого и больше никогда так не поступать.
На самом деле нет хороших и плохих людей. Если вы поступаете не так, как от вас ожидали, это не делает вас плохим, не характеризует вашу личность.
Когда вы сами решаете, что для вас хорошо и плохо, вы создаете себе опору. Вы перестаете кататься на американских горках чужого одобрения или осуждения и становитесь устойчивее. Это дает внутреннюю силу, чтобы вновь и вновь самостоятельно выбирать, как вам жить, и не следовать чужим ожиданиям. Чем больше вы разрушаете привычную жизнь «хорошей девочки», чем больше выясняете, чего хотите сами и как этого достичь, тем ближе вы к тому, чтобы жить своей собственной жизнью.
Пережить это самостоятельно может быть непросто. У нас нет для этого нужных навыков, нет привычки ставить себя на первое место, зато есть уверенность в том, что наши потребности не так важны, как потребности других. Это может мешать, тормозить, заставлять сомневаться в себе. Лучшее решение в этой ситуации — обратиться к психологу. С его поддержкой можно спокойнее попрощаться с «синдромом хорошей девочки».
Пережить это самостоятельно может быть непросто. У нас нет для этого нужных навыков, нет привычки ставить себя на первое место, зато есть уверенность в том, что наши потребности не так важны, как потребности других. Это может мешать, тормозить, заставлять сомневаться в себе. Лучшее решение в этой ситуации — обратиться к психологу. С его поддержкой можно спокойнее попрощаться с «синдромом хорошей девочки».

Курс
«Основы психологии»

Погрузитесь в мир доказательной психологии в развлекательном формате. Курс ориентирован на практику: вас ждет разбор психологических кейсов и актуальных исследований, участие в дебатах, защита учебных проектов. В результате курса вы соберете в цельную картину знания из теории и практики психологии.
Онлайн
Базовый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь