Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 15 минут

Терапия зашла в тупик. Как быть психологу?

14.03.2024
Выпускница «Психодемии» делится пошаговым планом действий
Работа с клиентом
В начале психотерапевтической практики мне казалось, что с каждой сессии клиент должен уходить с новой информацией, открытиями, упражнениями, техниками. Тогда прогресс и результат обязательно будут. Но случалось, что и упражнения даю, и открытия есть, но кажется, что терапия стоит на месте. Зашла в тупик.
В начале психотерапевтической практики мне казалось, что с каждой сессии клиент должен уходить с новой информацией, открытиями, упражнениями, техниками. Тогда прогресс и результат обязательно будут. Но случалось, что и упражнения даю, и открытия есть, но кажется, что терапия стоит на месте. Зашла в тупик.
Раньше в таких ситуациях я думала, что дело во мне. Я недостаточно хороший психолог, что-то делаю не так, надо еще поучиться. Последнее, кстати, лишним не будет, но это не всегда имеет отношение к прогрессу клиента. А что имеет и как выйти из тупика, расскажу в статье.
Раньше в таких ситуациях я думала, что дело во мне. Я недостаточно хороший психолог, что-то делаю не так, надо еще поучиться. Последнее, кстати, лишним не будет, но это не всегда имеет отношение к прогрессу клиента. А что имеет и как выйти из тупика, расскажу в статье.
Анна Штейнман
Фото выпускницы «Психодемии», психолога и коуча Анны Штейнман
Сертифицированная ведущая групп, психолог-консультант в адлерианском подходе, гештальт-терапевт, арт-терапевт.

Первый шаг: поразмышлять над ситуацией

Для начала разберемся, что это за тупик такой. Предлагаю ответить на вопросы:
Для начала разберемся, что это за тупик такой. Предлагаю ответить на вопросы:
Что такое тупик? Как и что мы измерили и сколько чего намерили, чтобы решить, что это тупик?
Кто решил, что это тупик? Вы? Клиент? Вы в этом согласны?
Как вы обычно справляетесь с трудностями?
Как клиент обычно справляется с трудностями?
Ответы на эти вопросы помогут с разных сторон:
Ответы на эти вопросы помогут с разных сторон:
Во-первых, вы проясните ситуацию и найдете опору. Вернетесь на профессиональную позицию в отношениях с клиентом, не обижаясь и не оправдываясь.
Во-вторых, найдете выход из ситуации: или продолжите работу с клиентом, и терапия будет развиваться, или решите завершить отношения. Тогда на финальной встрече сможете порефлексировать вместе и оба получите опыт адекватного расставания, без сбегания и взаимных обид.
Если самому рефлексировать сложно, обратитесь за помощью к супервизору. Он поможет вернуться к реальности: посмотрит на вашу работу под другим углом, поможет проанализировать процесс и даст новые идеи. В моей практике был случай, когда я обратилась к супервизору за решением трудности с клиентом, а в итоге размышляла о том, каких клиентов привлекаю и почему. Вместе с решением конкретной ситуации получила новый взгляд на практику в целом.
Если самому рефлексировать сложно, обратитесь за помощью к супервизору. Он поможет вернуться к реальности: посмотрит на вашу работу под другим углом, поможет проанализировать процесс и даст новые идеи. В моей практике был случай, когда я обратилась к супервизору за решением трудности с клиентом, а в итоге размышляла о том, каких клиентов привлекаю и почему. Вместе с решением конкретной ситуации получила новый взгляд на практику в целом.
С другой стороны, супервизор может подтвердить, что вы все делаете верно. Возможно, никакого спасительного решения в тупике с клиентом нет. Опытный специалист увидит это, посмотрит добрым взглядом и скажет: «Ты все делаешь правильно». Как по мне, это дарит невероятную поддержку и уверенность.
С другой стороны, супервизор может подтвердить, что вы все делаете верно. Возможно, никакого спасительного решения в тупике с клиентом нет. Опытный специалист увидит это, посмотрит добрым взглядом и скажет: «Ты все делаешь правильно». Как по мне, это дарит невероятную поддержку и уверенность.

Второй шаг: определить, в чем тупик и как из него выбраться

Если после рефлексии вы определили, что терапия действительно зашла в тупик, из него нужно выбираться — если, конечно, хотите продолжать работу с этим клиентом. Как выбраться, зависит от ситуации. Разберем пять самых частых трудностей.
Если после рефлексии вы определили, что терапия действительно зашла в тупик, из него нужно выбираться — если, конечно, хотите продолжать работу с этим клиентом. Как выбраться, зависит от ситуации. Разберем пять самых частых трудностей.

Клиент устал от терапии

Часто у начинающих психологов есть соблазн дать клиенту много всего. Он же платит за терапию, надо стараться, а не «просто разговаривать». У такой ситуации есть риски: специалист выкладывается на 100%, а клиент не готов, не может справиться с таким объемом открытий и изменений в своей жизни. Например, всю жизнь он считал, что повышение дают только любимчикам, а психолог предлагает в качестве эксперимента напрямую поговорить с начальником о новой должности.
Часто у начинающих психологов есть соблазн дать клиенту много всего. Он же платит за терапию, надо стараться, а не «просто разговаривать». У такой ситуации есть риски: специалист выкладывается на 100%, а клиент не готов, не может справиться с таким объемом открытий и изменений в своей жизни. Например, всю жизнь он считал, что повышение дают только любимчикам, а психолог предлагает в качестве эксперимента напрямую поговорить с начальником о новой должности.
Что делать
Что делать
Проанализировать предыдущие встречи. Если они были слишком насыщенными и глубокими, дайте человеку отдохнуть. Посвятите одну сессию полностью расслаблению: пусть делает и говорит, что хочет. Предложите сделать технику майндфулнес, чтобы расслабиться и успокоить поток мыслей. Для этого подойдет техника «внутренний сканер», она займет не более пяти минут.
Проанализировать предыдущие встречи. Если они были слишком насыщенными и глубокими, дайте человеку отдохнуть. Посвятите одну сессию полностью расслаблению: пусть делает и говорит, что хочет. Предложите сделать технику майндфулнес, чтобы расслабиться и успокоить поток мыслей. Для этого подойдет техника «внутренний сканер», она займет не более пяти минут.
Техника «внутренний сканер»
Сядьте на стул или диван, обопритесь спиной о спинку. Не скрещивайте руки и ноги: пусть положение тела будет открытым. Расслабьтесь, закройте глаза, если это комфортно. Подышите спокойно: вдох, медленный выдох. Нарочно менять дыхание не надо, просто обратите внимание на то, как вы дышите. Прохладный воздух входит в нос, опускается в легкие, расширяет их, поднимается и выходит из носа чуть теплее. Еще один вдох… Пройдитесь внутренним взором по телу. Сначала обратите внимание, как ступни стоят на полу, пошевелите пальцами ног. Поднимайтесь выше: икры, колени, голени, тазовая область, спина (может, вы захотите сесть поудобнее), шея, голова, лицевые мышцы. И затем вниз: горло, область сердца, диафрагма, живот, снова ноги.

Клиент сопротивляется изменениям

От постоянных инсайтов можно устать и больше не хотеть работать. Часто в таких случаях клиент начинает сопротивляться.
От постоянных инсайтов можно устать и больше не хотеть работать. Часто в таких случаях клиент начинает сопротивляться.
Самое заметное сопротивление — в сеттинге. Чтобы распознать его, смотрите на следующие критерии:
Самое заметное сопротивление — в сеттинге. Чтобы распознать его, смотрите на следующие критерии:
Время. Клиент опаздывает, пропускает или отменяет сессии.
Деньги. Забывает оплатить сессию, оплачивает неверную сумму, считает, что опоздание с его стороны не должно оплачиваться.
Внешние условия, в которых проводится сессия. У меня была клиентка, которой нужен был предлог, чтобы завершить отношения с мужем. Как только мы подошли к этому открытию, она вышла на связь из шумного места. Я предложила перенести работу на время, когда она доедет до дома и обеспечит себе условия. Для нее это стало поводом прервать терапию: она больше не связалась со мной. Этот случай — иллюстрация парадокса: люди приходят в терапию, чтобы изменить свое поведение, но порой оно же не дает терапии состояться. В этом нет ничьей вины. Иногда у нас может не быть пространства указать клиенту на его модели поведения.
Еще один признак сопротивления — регрессия. Она менее заметна и сложнее в обращении. Взрослые клиенты при входе в какую-то тему могут «проваливаться» в детские реакции. С клиенткой 30 лет мы заговорили про отношения и ответственность, и вдруг она перестала меня понимать, заявив: «Я не виновата, это все он!».
Еще один признак сопротивления — регрессия. Она менее заметна и сложнее в обращении. Взрослые клиенты при входе в какую-то тему могут «проваливаться» в детские реакции. С клиенткой 30 лет мы заговорили про отношения и ответственность, и вдруг она перестала меня понимать, заявив: «Я не виновата, это все он!».
Другой пример регрессии — когда человек будто забывает родной язык. Он может описывать это так: «Слова по отдельности понятны, а вопрос целиком — нет». Значит, задавать этот вопрос еще рано.
Другой пример регрессии — когда человек будто забывает родной язык. Он может описывать это так: «Слова по отдельности понятны, а вопрос целиком — нет». Значит, задавать этот вопрос еще рано.
Что делать
Что делать
Бесполезно и энергозатратно пытаться это сопротивление перехитрить или игнорировать. Это защиты психики, они для чего-то служат. Отменить их мы не сможем, только нарушим альянс и оттолкнем клиента. Я отношусь к ним с уважением, так как уважаю личность клиента в целом, а не только те его части, которые удобны для работы.
Бесполезно и энергозатратно пытаться это сопротивление перехитрить или игнорировать. Это защиты психики, они для чего-то служат. Отменить их мы не сможем, только нарушим альянс и оттолкнем клиента. Я отношусь к ним с уважением, так как уважаю личность клиента в целом, а не только те его части, которые удобны для работы.
С самого начала работы стоит придерживаться правил терапии и замечать, как клиент с ними обходится. Так у вас будет, с чем сравнить «отклонение». Когда оно появится, можно обсудить это с клиентом уважительно и твердо. Не отчитывать его за опоздания, как школьный учитель, но при этом обратить внимание. Возможно, он и не задумывался о том, что так сопротивляется терапии. Кроме того, он может заметить эти закономерности и в других отношениях. Так получится превратить «тупик» в продвигающий момент.
С самого начала работы стоит придерживаться правил терапии и замечать, как клиент с ними обходится. Так у вас будет, с чем сравнить «отклонение». Когда оно появится, можно обсудить это с клиентом уважительно и твердо. Не отчитывать его за опоздания, как школьный учитель, но при этом обратить внимание. Возможно, он и не задумывался о том, что так сопротивляется терапии. Кроме того, он может заметить эти закономерности и в других отношениях. Так получится превратить «тупик» в продвигающий момент.
Если умеете работать с МАК, то самое время достать колоду. Проективные методики помогают справиться с сопротивлением и бережно обходят защиты психики.
Если умеете работать с МАК, то самое время достать колоду. Проективные методики помогают справиться с сопротивлением и бережно обходят защиты психики.

Клиенту не подходят выбранные методы терапии

Приведу жизненный пример: моя знакомая однажды ушла от психолога после первой же сессии. Она сходу дал ей задание и сказал приходить, когда выполнит. Она на такое точно не рассчитывала, особенно с учетом отношений с холодным отцом, который постоянно требовал результата. Возможно, такой вариант подошел бы для тренировки лидерских навыков, где нужны волевые усилия. Или с другим клиентом, который готов к такой работе. Но не с моей знакомой: она не сделала задание и сразу стала искать другого специалиста.
Приведу жизненный пример: моя знакомая однажды ушла от психолога после первой же сессии. Она сходу дал ей задание и сказал приходить, когда выполнит. Она на такое точно не рассчитывала, особенно с учетом отношений с холодным отцом, который постоянно требовал результата. Возможно, такой вариант подошел бы для тренировки лидерских навыков, где нужны волевые усилия. Или с другим клиентом, который готов к такой работе. Но не с моей знакомой: она не сделала задание и сразу стала искать другого специалиста.
Что делать
Что делать
Слушать клиента и постоянно дополнять анамнез, не ограничиваться этим только на первых диагностических встречах. Стараться увидеть картину целиком, а не только «кусочек», который клиент принес сегодня.
Сверять свои планы и инструменты с личностью клиента, его запросом.
Обращать внимание на сочетание вашей и клиента лексики и невербальных проявлений.
Запрашивать обратную связь, чтобы лучше узнавать клиента и поддерживать альянс.
Время от времени обсуждать промежуточные результаты.

Клиент не берет на себя ответственность за результат

Если результатов работы не видно, но при этом есть чувство усталости от работы именно с этим клиентом, это тоже красный флаг. Стоит проверить, как вы с клиентом понимаете ответственность за работу. Одна моя клиентка очень хотела результата, но рассчитывала, что делать ей ничего не придется. Более того, она считала, что сам факт терапии все исправит — или что я все сделаю за нее.
Если результатов работы не видно, но при этом есть чувство усталости от работы именно с этим клиентом, это тоже красный флаг. Стоит проверить, как вы с клиентом понимаете ответственность за работу. Одна моя клиентка очень хотела результата, но рассчитывала, что делать ей ничего не придется. Более того, она считала, что сам факт терапии все исправит — или что я все сделаю за нее.
Что делать
Что делать
Честно поговорить о том, что происходит и как вы оба видите работу. Есть несколько уровней готовности к терапии. Клиент может понимать, что его не устраивает, хотеть изменений, но не быть готовым действовать и встречаться с последствиями своих действий. Тогда его на этот уровень надо поднимать плавно.
Честно поговорить о том, что происходит и как вы оба видите работу. Есть несколько уровней готовности к терапии. Клиент может понимать, что его не устраивает, хотеть изменений, но не быть готовым действовать и встречаться с последствиями своих действий. Тогда его на этот уровень надо поднимать плавно.
Уровни проблемы тоже бывают разными. В примере моей знакомой, которая ушла от психолога после первой сессии, изначально казалось, что запрос решается инструментами коучинга. Но ей не подходил не только формат «взрослый-взрослый», но и сами инструменты. Терапию нужно было начинать не с «настоящего», а с «прошлого», с травмы отверженности в детстве. А чтобы увидеть этот корневой процесс, понадобилась бы явно не одна сессия.
Уровни проблемы тоже бывают разными. В примере моей знакомой, которая ушла от психолога после первой сессии, изначально казалось, что запрос решается инструментами коучинга. Но ей не подходил не только формат «взрослый-взрослый», но и сами инструменты. Терапию нужно было начинать не с «настоящего», а с «прошлого», с травмы отверженности в детстве. А чтобы увидеть этот корневой процесс, понадобилась бы явно не одна сессия.

Почему коучинг дает результаты? Как он работает и как ему научиться? На бесплатном мини-курсе узнаете, как применять этот инструмент, и поймете, сможет ли коучинг помочь вам в работе с клиентами.

Клиент без объяснений ушел из терапии

Даже если человек сам пришел в терапию и хотел изменений, он может просто исчезнуть. Например, при выходе из зависимости или лечении депрессивного расстройства. У меня есть и такой кейс. Клиентка пришла с запросом выйти из отношений с женатым мужчиной и забыть его. Мы начали работу, но как только она поняла, что вполне может без него жить, она тут же возобновила эти отношения. И ушла из терапии.
Даже если человек сам пришел в терапию и хотел изменений, он может просто исчезнуть. Например, при выходе из зависимости или лечении депрессивного расстройства. У меня есть и такой кейс. Клиентка пришла с запросом выйти из отношений с женатым мужчиной и забыть его. Мы начали работу, но как только она поняла, что вполне может без него жить, она тут же возобновила эти отношения. И ушла из терапии.
Что делать
Что делать
Уважать желание взрослого человека, сделавшего свой выбор, даже если этот выбор — выйти из терапии. Такое случается, и это нормально. Это не значит, что вы плохой специалист и не можете больше практиковать, пока чему-то не научитесь. Это опыт, который нужно проанализировать, прожить и идти дальше.
Уважать желание взрослого человека, сделавшего свой выбор, даже если этот выбор — выйти из терапии. Такое случается, и это нормально. Это не значит, что вы плохой специалист и не можете больше практиковать, пока чему-то не научитесь. Это опыт, который нужно проанализировать, прожить и идти дальше.

Третий шаг: признать, что это тупик и завершить отношения

Такое бывает у каждого специалиста. Всегда будут клиенты, которые по разным причинам не дойдут «до конца». Стоит тщательно проанализировать все возможные причины, и зачастую убедиться, что дело не в вас. Чем больше опыт и крепче профессиональная самооценка, тем меньше будет «тупиков» на вашем пути.
Такое бывает у каждого специалиста. Всегда будут клиенты, которые по разным причинам не дойдут «до конца». Стоит тщательно проанализировать все возможные причины, и зачастую убедиться, что дело не в вас. Чем больше опыт и крепче профессиональная самооценка, тем меньше будет «тупиков» на вашем пути.
Если считаете, что нужно завершать терапию, важно сделать это с пользой для себя и клиента.
Если считаете, что нужно завершать терапию, важно сделать это с пользой для себя и клиента.

Как обсуждать завершение терапии с клиентом

Завершение терапии, как ни странно, стоит обсуждать в начале работы. Вот несколько способов, которые я применяю в работе с клиентами:
Завершение терапии, как ни странно, стоит обсуждать в начале работы. Вот несколько способов, которые я применяю в работе с клиентами:
Праздную результаты, отмечаю прогресс и успехи клиента. Об этой компетенции я узнала на курсе «Мастерство коучинга», но применяю ее и в психотерапии. В ходе работы важно периодически сверяться с целями. Но не менее важно в конце оценить результат, соотнести его с первоначальным запросом, помочь клиенту присвоить свои достижения, даже если они не по запросу или не на 100%.
1.
Пример из моей практики. Клиентка хотела бросить курить, но из-за стресса, связанного с началом пандемии, прервала терапию. К этому моменту прогресс был от пачки в день до 1−2 сигарет. Она научилась искусству маленьких шагов, и уже это стало ей ценно, несмотря на то, что совсем отказаться от привычки не удалось.
2.
В начале работы с клиентами я предупреждаю, что терапия может приносить дискомфорт, поднимать тяжелые чувства. Будет непросто и может хотеться сбежать из терапии. Тогда для клиента это не будет неожиданностью или причиной отказаться от работы.
3.
Если я вижу, что человек склонен просто исчезнуть, то беру предоплату за последнюю сессию, объясняя свои мотивы. Это правило этически спорное, но людям оно помогает. Я выработала это правило на своем опыте работы с «тяжелыми» клиентами — например, с зависимостью или избегающей привязанностью.

Как завершать терапию

Каждый психолог вырабатывает свой ритуал завершения. Расскажу, как это делаю я.
Каждый психолог вырабатывает свой ритуал завершения. Расскажу, как это делаю я.
Выделяю отдельную сессию. Ну или хотя бы в переписке, хотя не люблю этот способ: он не делает отрефлексировать процесс терапии и оставляет осадок в душе.
1.
2.
Честна с клиентом: признаю тупик и свои профессиональные ограничения. Я не боюсь этого, ведь это не значит, что я плохой специалист.
3.
Если есть за что, не боюсь просить прощения и благодарить.
4.
По ситуации я могу сказать, чем меня обогатила работа с этим клиентом.
5.
Если считаю, что лучше перенаправить клиента к другому специалисту, даю контакты и объясняю, чем он может помочь. Моя горячая рекомендация: оставайтесь в профессиональном сообществе, участвуйте в активностях, общайтесь с одногруппниками и старшими коллегами, чтобы было к кому перенаправить клиента и не оставить его один на один с проблемой.
Я считаю признаком качественного завершения отношений их послевкусие. Когда у клиента остается понимание пройденного пути, когда он осознает свои результаты и их ценность, и у него есть пространство вернуться к терапевту по мере готовности.
Я считаю признаком качественного завершения отношений их послевкусие. Когда у клиента остается понимание пройденного пути, когда он осознает свои результаты и их ценность, и у него есть пространство вернуться к терапевту по мере готовности.

Четвертый шаг: дать терапии второй шанс

Помните, с чего мы начали? Возможно, то, что казалось беспросветным тупиком, нашло решение на супервизии или в личной терапии. Если вы ещё не попрощались с клиентом, то следующая сессия может стать первым шагом вверх. Я считаю правильным сообщать клиенту, что предпринимаю усилия для прогресса:
Помните, с чего мы начали? Возможно, то, что казалось беспросветным тупиком, нашло решение на супервизии или в личной терапии. Если вы ещё не попрощались с клиентом, то следующая сессия может стать первым шагом вверх. Я считаю правильным сообщать клиенту, что предпринимаю усилия для прогресса:
— В прошлый раз нам обоим было трудно. Я взяла супервизию по нашей сессии и вот что увидела… Предлагаю попробовать то-то и то-то…
— В прошлый раз нам обоим было трудно. Я взяла супервизию по нашей сессии и вот что увидела… Предлагаю попробовать то-то и то-то…
Решение, которое вы нашли, само по себе даст рывок в терапии. Но для клиента также будет терапевтичным понимание, что вы вкладываетесь в отношения с ним. Это считывается как «Я любим, принят, важен» и усиливает чувство принадлежности.
Решение, которое вы нашли, само по себе даст рывок в терапии. Но для клиента также будет терапевтичным понимание, что вы вкладываетесь в отношения с ним. Это считывается как «Я любим, принят, важен» и усиливает чувство принадлежности.

Памятка: что делать, если терапия зашла в тупик

Признать, что такое бывает. Отношения заходят в тупик. А терапия — это собирательная модель отношений, которые строит клиент.
1.
2.
Стоит смотреть на тупики, недопонимания и саботажи с доброжелательным любопытством и смелостью.
3.
Пойти в супервизию и личную терапию с этим вопросом.
4.
Предпринять конкретные шаги, в зависимости от того, в чем тупик.
5.
Развивать у себя и клиентов способность к зрелому завершению отношений. Если эта тема вызывает непростые эмоции, пора в личную терапию. Важно уметь разделять личные внутренние процессы и рабочие.
6.
Не унывать и смотреть доброжелательно на себя как человека и как специалиста. «Не ошибка, а опыт» — это не заезженные слова, а крепкая мотивация продолжать. Вы прочитали статью, написанную на основе не только книжных знаний, но и личных тупиков, ошибок и разочарований автора. Я подстелила вам соломки, где могла. Но главное, что надо помнить: вы можете упасть и там, где нет соломки. Посидеть, пожалеть себя, встать, потереть ушибленное и пойти дальше.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь