База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 10 минут

«Я не заслуживаю любви». К каким последствиям может привести школьный буллинг

24.05.2022
И как помочь клиенту с ними справиться
Работа с клиентом
Каждый третий российский школьник сталкивается с буллингом (от англ. to bully — травить, задирать). Травить могут из-за внешности, веса, успеваемости или других причин, но важнее то, какой след оставляет буллинг в жизни человека.
Каждый третий российский школьник сталкивается с буллингом (от англ. to bully — травить, задирать). Травить могут из-за внешности, веса, успеваемости или других причин, но важнее то, какой след оставляет буллинг в жизни человека.
О том, как воспринимают буллинг жертва и агрессор, как он влияет на человека и как психологу работать с жертвой буллинга, рассказывает Мария Афонина — клинический психолог АНО БО «Журавлик», эксперт программы «Травли Net», направленной на предотвращение травли и буллинга в детских учебных учреждениях.
О том, как воспринимают буллинг жертва и агрессор, как он влияет на человека и как психологу работать с жертвой буллинга, рассказывает Мария Афонина — клинический психолог АНО БО «Журавлик», эксперт программы «Травли Net», направленной на предотвращение травли и буллинга в детских учебных учреждениях.

Как дети и подростки выбирают человека, над которым будут издеваться?

Потенциальная жертва буллинга — это человек, который отличается от основной группы. Если все веселые, а один замкнутый, то могут травить его. Бывает, все подростки курят, не учатся, гуляют допоздна, и среди них оказался один, который учится и ведет здоровый образ жизни. Велика вероятность, что издеваться будут над ним. Коллектив объединяется против тех, против кого легче всего объединиться.
Потенциальная жертва буллинга — это человек, который отличается от основной группы. Если все веселые, а один замкнутый, то могут травить его. Бывает, все подростки курят, не учатся, гуляют допоздна, и среди них оказался один, который учится и ведет здоровый образ жизни. Велика вероятность, что издеваться будут над ним. Коллектив объединяется против тех, против кого легче всего объединиться.
Травля — это системное явление, которое появляется в группе. У детей и подростков часто нет единой цели, потому что учеба — это не общая цель, это цель каждого отдельного ученика. И когда нет общей цели, когда никто не знает, как выстраивать коммуникацию, высока вероятность появления травли, потому что это сплачивает группу.
Травля — это системное явление, которое появляется в группе. У детей и подростков часто нет единой цели, потому что учеба — это не общая цель, это цель каждого отдельного ученика. И когда нет общей цели, когда никто не знает, как выстраивать коммуникацию, высока вероятность появления травли, потому что это сплачивает группу.
Интересно, что жертва и агрессор могут встретиться вне группы, например, на отдыхе, и нормально общаться. Но вернувшись в класс, все снова начнут исполнять свои роли, и травля продолжится.
У агрессоров есть психологическая причина вести себя именно так. Часто это более активные дети, которым хочется таким образом проявить себя, занять более высокое место в социальной иерархии. Некоторые через буллинг справляются с проблемами, которые есть в их семье. Но далеко не всегда у агрессоров тяжелая семейная история.
У агрессоров есть психологическая причина вести себя именно так. Часто это более активные дети, которым хочется таким образом проявить себя, занять более высокое место в социальной иерархии. Некоторые через буллинг справляются с проблемами, которые есть в их семье. Но далеко не всегда у агрессоров тяжелая семейная история.

Как люди, подвергающиеся издевательствам, интерпретируют причины травли?

Чаще всего они начинают искать причину в себе. Если человек слышит: «Ты жирный», он начинает думать: «Если я похудею, со мной не будут так обращаться». Если говорят: «Ты бедный», то появляются мысли: «Я разбогатею, и этот ужас прекратится». И они пытаются доказать агрессорам, что те заблуждаются на их счет. Но это так не работает. Даже если человек, предположим, похудеет, его могут начать травить по другому поводу — замечать, что у него не такая одежда, что он плохо учится или, наоборот, учится слишком хорошо.
Чаще всего они начинают искать причину в себе. Если человек слышит: «Ты жирный», он начинает думать: «Если я похудею, со мной не будут так обращаться». Если говорят: «Ты бедный», то появляются мысли: «Я разбогатею, и этот ужас прекратится». И они пытаются доказать агрессорам, что те заблуждаются на их счет. Но это так не работает. Даже если человек, предположим, похудеет, его могут начать травить по другому поводу — замечать, что у него не такая одежда, что он плохо учится или, наоборот, учится слишком хорошо.
Но некоторые мои клиенты говорят: «Меня травили, потому что я был не в том месте и не в то время». И это очень хорошо. Это значит, что у человека получается смотреть на ситуацию не через «я плохой, поэтому они так со мной обходятся», а более реалистично. У него развито критическое мышление, он разделять «я» и «мои проблемы» от проблем окружающего мира.
Но некоторые мои клиенты говорят: «Меня травили, потому что я был не в том месте и не в то время». И это очень хорошо. Это значит, что у человека получается смотреть на ситуацию не через «я плохой, поэтому они так со мной обходятся», а более реалистично. У него развито критическое мышление, он разделять «я» и «мои проблемы» от проблем окружающего мира.

Как человек, подверженный травле, реагирует на стрессовые ситуации?

Существуют три основные реакции на стресс: бей, беги и замри. Для большинства жертв буллинга характерно либо бежать, либо замирать. И в любой ситуации, которую они воспримут как угрожающую, даже если она таковой не является, они будут придерживаться этой стратегии.
Существуют три основные реакции на стресс: бей, беги и замри. Для большинства жертв буллинга характерно либо бежать, либо замирать. И в любой ситуации, которую они воспримут как угрожающую, даже если она таковой не является, они будут придерживаться этой стратегии.
Но встречаются и те жертвы, которые отвечают на нападки агрессивно — они бьют в ответ. И, скорее всего, в стрессовой ситуации будут сразу проявлять насилие.
Но встречаются и те жертвы, которые отвечают на нападки агрессивно — они бьют в ответ. И, скорее всего, в стрессовой ситуации будут сразу проявлять насилие.

С какими последствиями может столкнуться человек, который в школе подвергался буллингу?

Существуют краткосрочные последствия буллинга — те, что происходят с человеком в момент травли и спустя непродолжительное время, и долгосрочные — они дают о себе знать через много лет.
Существуют краткосрочные последствия буллинга — те, что происходят с человеком в момент травли и спустя непродолжительное время, и долгосрочные — они дают о себе знать через много лет.
Если реакция человека на буллинг была «бей».
При таком поведении у «агрессивной» жертвы и агрессора долгосрочные последствия буллинга похожи. И те, и другие во взрослом возрасте часто склонны к асоциальному поведению, многие связываются с преступной деятельностью и не получают высшее образование.
Если реакция человека на буллинг была «беги» или «замри».
Еще «агрессивные» жертвы и агрессоры больше остальных склонны употреблять психоактивные вещества. У людей, которые привыкли решать конфликты силой, не так много способов справиться со стрессом: насилие не всегда применимо, а стресс в жизни возникают регулярно. Невозможность справиться с ним вызывает огромное напряжение, а снять его помогают алкоголь и наркотики. Это необязательно произойдет со всеми агрессорами и жертвами буллинга, которые отвечали агрессивно, но риски статистически высокие.
Когда человек только столкнулся с буллингом, он считает себя беспомощным, воспринимает весь мир как потенциально опасный и недоброжелательный. На фоне этого у него снижается самооценка, ухудшается концентрации внимания, он становится замкнутым. Затем довольно часто возникают проблемы со здоровьем: появляются головные боли, проблемы с ЖКТ и так далее.
Отношения с окружающими выстраиваются непросто. Люди, подвергавшиеся буллингу, все время ждут агрессивного действия со стороны, им трудно доверять людям. А если удается построить отношения, бывшие жертвы травли считают, что недостойны их. У них также может развиться социальная тревожность: будет страшно столкнуться с оценкой окружающих, например, во время публичных выступлений или знакомства.
Отношения с окружающими выстраиваются непросто. Люди, подвергавшиеся буллингу, все время ждут агрессивного действия со стороны, им трудно доверять людям. А если удается построить отношения, бывшие жертвы травли считают, что недостойны их. У них также может развиться социальная тревожность: будет страшно столкнуться с оценкой окружающих, например, во время публичных выступлений или знакомства.
Бывшие жертвы буллинга переоценивают значимость мелочей и катастрофизируют их. Комментарий друга или партнера, например, «мне не нравится эта идея», человек может воспринять по-своему — «я плохой человек, не заслуживаю любви».
Бывшие жертвы буллинга переоценивают значимость мелочей и катастрофизируют их. Комментарий друга или партнера, например, «мне не нравится эта идея», человек может воспринять по-своему — «я плохой человек, не заслуживаю любви».
На серьезность последствий влияют разные обстоятельства:
Как долго школьник подвергался буллингу;
Помогали ли ему родители, пытались ли решить проблему;
Была ли школа единственным местом общения ребенка;
Смог ли он обрести друзей вне агрессивного коллектива.
Часто человек, над которым издевались в детстве, считает себя неудачником. У него может развиться депрессия, а если ее не лечить, могут появиться суицидальные мысли.
Часто человек, над которым издевались в детстве, считает себя неудачником. У него может развиться депрессия, а если ее не лечить, могут появиться суицидальные мысли.

Как работать с людьми, которые подвергались буллингу?

Не всегда можно напрямую об этом спросить — это может быть неуместно и неэтично, зависит от состояния клиента, отношений терапевта и клиента, а также целей самой терапии. Если предположить, что специалист не спрашивал клиента про его прошлую жизнь, то можно обратить внимание на следующее:
Не всегда можно напрямую об этом спросить — это может быть неуместно и неэтично, зависит от состояния клиента, отношений терапевта и клиента, а также целей самой терапии. Если предположить, что специалист не спрашивал клиента про его прошлую жизнь, то можно обратить внимание на следующее:
Человек на консультации выглядит зажатым, боится сказать что-то невпопад, жалуется на то, что ему страшно знакомиться, выступать, рассказывать истории, ему кажется, что он выглядит глупо или неуместно, переживает, что его не примут в компанию. Возможно, это говорит о том, что человек был жертвой буллинга.
Если буллинг был настолько тяжелый, что привел к посттравматическому стрессовому расстройству, человек испытывает флешбеки, пугающие воспоминания, то важно сначала укреплять его личность, учить получать удовольствие от жизни. Затем можно постепенно возвращаться к травматическому опыту и работать с тем, что связано с травмой.
Если буллинг был настолько тяжелый, что привел к посттравматическому стрессовому расстройству, человек испытывает флешбеки, пугающие воспоминания, то важно сначала укреплять его личность, учить получать удовольствие от жизни. Затем можно постепенно возвращаться к травматическому опыту и работать с тем, что связано с травмой.
А если человек пришел с депрессией или суицидальными мыслями, и одна из причин его состояния — буллинг, то стоит работать с теми проблемами, с которыми человек пришел, и на каком-то этапе обратиться к опыту буллинга.
А если человек пришел с депрессией или суицидальными мыслями, и одна из причин его состояния — буллинг, то стоит работать с теми проблемами, с которыми человек пришел, и на каком-то этапе обратиться к опыту буллинга.
Недавно мы закончили работать с девушкой, которая пережила в школе очень тяжелый опыт буллинга. На этом фоне у нее снизилась самооценка и появилась выраженная социальная тревожность. Она поступила в колледж, где были совершенно другие сверстники и преподаватели, но она все равно боялась, что над ней будут издеваться. И на определенном этапе работы нам было важно проговорить, что, несмотря на то, что всегда есть риск повторения травли, все же сейчас она в другом месте, где ее окружают другие люди, и она сама тоже другая. Даже если в прошлом что-то было не так, совершенно не факт, что в настоящем это «не так» повторится.

Наш курс «Травма насилия. Психологическая помощь»

Вы научитесь помогать людям справляться с последствиями физического, психологического, сексуализированного, экономического насилия в отношениях и сможете работать с авторами насилия.
Основа обучения — практические групповые занятия, отработка навыков в тройках, интервизии и супервизии.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме
    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь