Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 7 минут

Как психологу не утонуть в море информации

24.05.2024
Личные истории
Профессия психолога предполагает постоянное самосовершенствование. При этом растет и количество обучающих курсов, литературы, не говоря уже о блогах, подкастах и каналах с психологической тематикой. Как начинающему психологу разобраться в постоянно обновляющейся информации, когда она имеет непосредственное отношение к работе?
Профессия психолога предполагает постоянное самосовершенствование. При этом растет и количество обучающих курсов, литературы, не говоря уже о блогах, подкастах и каналах с психологической тематикой. Как начинающему психологу разобраться в постоянно обновляющейся информации, когда она имеет непосредственное отношение к работе?
Советами делится практикующий психолог, выпускница Психодемии. Она расскажет, как рассчитывать силы и вовремя останавливаться в потреблении контента.
Советами делится практикующий психолог, выпускница Психодемии. Она расскажет, как рассчитывать силы и вовремя останавливаться в потреблении контента.
Елизавета Пащенко
Фото выпускницы Психодемии Елизаветы Пащенко
Практикующий психолог, EMDR и ACT-терапевт
Состоит в команде проекта Eyememory

В чем проблема

Психологи много учатся. Это нормальное состояние: хочется узнавать все больше, расширять знания и применять на практике. Быть на волне. Вебинары, статьи, подкасты, курсы, ссылки в списке «избранное» множатся и в то же время как будто не отнимают много времени. В обед про бессонницу послушать, в перерыве между клиентами навыки осознанности потренировать. Перед сном почитать телеграм-каналы интересных и уважаемых специалистов. Копятся бесконечные списки к изучению, прочтению, просмотру.
Психологи много учатся. Это нормальное состояние: хочется узнавать все больше, расширять знания и применять на практике. Быть на волне. Вебинары, статьи, подкасты, курсы, ссылки в списке «избранное» множатся и в то же время как будто не отнимают много времени. В обед про бессонницу послушать, в перерыве между клиентами навыки осознанности потренировать. Перед сном почитать телеграм-каналы интересных и уважаемых специалистов. Копятся бесконечные списки к изучению, прочтению, просмотру.
В этом вижу несколько проблем:
В этом вижу несколько проблем:
Становится сложно ориентироваться в обилии информации. Как понять, какой вебинар принесет пользу, а какой — трата времени? Как разобраться в бесконечных списках книг, какую стоит читать и внедрять, а какая — просто пересказ по теме? Начинающим психологам может быть особенно сложно в этом разобраться, потому что для отбора источников нужны критерии, внутренние и внешние.
Растет уровень тревоги. Успеть везде невозможно, что-то в любом случае останется «за кадром». Но начинающие могут испытывать страх пропустить что-то очень важное, что точно изменит их жизнь и практику.
Можно легко выгореть, если все-таки постараться успеть везде и узнать все. Может наступить пресыщение: в какой-то момент понимаешь, что не в силах больше ни строчки прочесть про психологию. И вебинар пропускаешь, хоть и не без чувства вины, и даже натренированная осознанность не помогает.
Какие навыки нужны каждому психологу? Узнаете на мини-курсе «Компетенции психолога-консультанта». Расскажем, чему стоит учиться и как, чтобы стать эффективным специалистом. После лекций и теста получите сертификат.

Что помогает мне не утонуть в море информации

Во-первых, отбираю источники

Количество потребляемой информации не означает качество. Если прочитаю 10 книг, не факт, что они принесут мне пользу и дадут новые знания. Может быть и наоборот: одна прочитанная книга кардинально изменит мою практику. Вот что делаю, чтобы снизить риски изучения некачественной информации.
Количество потребляемой информации не означает качество. Если прочитаю 10 книг, не факт, что они принесут мне пользу и дадут новые знания. Может быть и наоборот: одна прочитанная книга кардинально изменит мою практику. Вот что делаю, чтобы снизить риски изучения некачественной информации.
Задаю себе вопрос: зачем мне это нужно
Задаю себе вопрос: зачем мне это нужно
Зачем опять иду учиться, если только сейчас закончила обучение? Зачем мне эта книга, подкаст, вебинар? Часто ловлю себя на мыслях: «Да, уже практикую, но должна быть лучше, для этого надо все время узнавать новое». Иногда настигает страх чего-то не успеть, не узнать, недополучить, а это кажется провалом и признаком непрофессионализма. Настоящий специалист точно все успевает и всегда в курсе новейших исследований! Но так ли это на самом деле?
Зачем опять иду учиться, если только сейчас закончила обучение? Зачем мне эта книга, подкаст, вебинар? Часто ловлю себя на мыслях: «Да, уже практикую, но должна быть лучше, для этого надо все время узнавать новое». Иногда настигает страх чего-то не успеть, не узнать, недополучить, а это кажется провалом и признаком непрофессионализма. Настоящий специалист точно все успевает и всегда в курсе новейших исследований! Но так ли это на самом деле?
Но все же здорово действовать не из чувства страха, а по более рациональным причинам. Понимать, зачем сейчас учиться, что это даст в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Полезно оценить свои силы и временные возможности. Это как раз и есть та психологическая гибкость и взрослая позиция, к которой мы все стремимся.
Но все же здорово действовать не из чувства страха, а по более рациональным причинам. Понимать, зачем сейчас учиться, что это даст в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Полезно оценить свои силы и временные возможности. Это как раз и есть та психологическая гибкость и взрослая позиция, к которой мы все стремимся.
Критически отношусь к источникам знаний
Критически отношусь к источникам знаний
Зачастую выбираю от обратного — отказываюсь от того, что вызывает у меня сомнения. Например, если автор транслирует единые психологические истины для всех людей. Или если он слишком директивен: в духе «может быть только так и не иначе».
Зачастую выбираю от обратного — отказываюсь от того, что вызывает у меня сомнения. Например, если автор транслирует единые психологические истины для всех людей. Или если он слишком директивен: в духе «может быть только так и не иначе».
На мой взгляд, все индивидуально. То, что подходит одному человеку, необязательно подойдет другому. Так и с изучением новой информации: даже если кто-то где-то посоветовал мне отличный вебинар, это не значит, что мне он тоже будет полезен.
На мой взгляд, все индивидуально. То, что подходит одному человеку, необязательно подойдет другому. Так и с изучением новой информации: даже если кто-то где-то посоветовал мне отличный вебинар, это не значит, что мне он тоже будет полезен.
Ориентируюсь на мнение значимых коллег
Ориентируюсь на мнение значимых коллег
Мне помогает профессиональное сообщество — люди, которые практикуют в определенных методах, с которыми у меня схожие ценности. Могу ориентироваться на их рекомендации, обсудить с ними вопросы. Если после чтения книги, например, я поняла, что могу доверять этому автору, то изучаю дополнительную информацию по его «рекомендации»: на какие источники он ссылается, какими исследованиями подтверждает выводы, какую литературу рекомендует вместе со своей книгой.
Мне помогает профессиональное сообщество — люди, которые практикуют в определенных методах, с которыми у меня схожие ценности. Могу ориентироваться на их рекомендации, обсудить с ними вопросы. Если после чтения книги, например, я поняла, что могу доверять этому автору, то изучаю дополнительную информацию по его «рекомендации»: на какие источники он ссылается, какими исследованиями подтверждает выводы, какую литературу рекомендует вместе со своей книгой.

Во-вторых, планирую изучение нового

Вношу в расписание время на обучение
Вношу в расписание время на обучение
Что бы это ни было — изучение урока на курсе, прослушивание подкаста, отработка навыка, чтение поста — выделяю на это конкретное время в течение дня. В зависимости от загруженности определяю, сколько времени в день потрачу на изучение нового. Это может быть 10 минут, а может быть пара часов. Без этого могу днями и ночами читать и смотреть «полезняшки», забыв про еду, сон и работу.
Что бы это ни было — изучение урока на курсе, прослушивание подкаста, отработка навыка, чтение поста — выделяю на это конкретное время в течение дня. В зависимости от загруженности определяю, сколько времени в день потрачу на изучение нового. Это может быть 10 минут, а может быть пара часов. Без этого могу днями и ночами читать и смотреть «полезняшки», забыв про еду, сон и работу.
Беру перерывы
Беру перерывы
Иногда устаю настолько, что просто не хочу ничего узнавать, — и разрешаю себе это.
Иногда устаю настолько, что просто не хочу ничего узнавать, — и разрешаю себе это.
В школе и университете всегда есть каникулы, чтобы студенты могли отдыхать. Психолог тоже может устраивать себе такие «каникулы»: например, после длительного обучения брать несколько месяцев отдыха.
В школе и университете всегда есть каникулы, чтобы студенты могли отдыхать. Психолог тоже может устраивать себе такие «каникулы»: например, после длительного обучения брать несколько месяцев отдыха.
С информацией в открытом доступе сложнее: она всегда на расстоянии пары кликов в телефоне. Когда замечаю, что начинаю «залипать» в полезных каналах, возвращаюсь к первому пункту — отбору источников — и задаю себе вопрос: зачем мне это изучать прямо сейчас? Если это поможет с конкретным случаем, то продолжаю. А если отвечаю «ну, это на будущее, в целом полезно» — скорее всего, откажусь или хотя бы занесу в список «когда-нибудь».
С информацией в открытом доступе сложнее: она всегда на расстоянии пары кликов в телефоне. Когда замечаю, что начинаю «залипать» в полезных каналах, возвращаюсь к первому пункту — отбору источников — и задаю себе вопрос: зачем мне это изучать прямо сейчас? Если это поможет с конкретным случаем, то продолжаю. А если отвечаю «ну, это на будущее, в целом полезно» — скорее всего, откажусь или хотя бы занесу в список «когда-нибудь».
Усмиряю внутреннего критика
Усмиряю внутреннего критика
Раньше, когда выбирала отдых и намеренно отказывалась узнать что-то новое, активизировалась моя волнительная часть, которую называют внутренним критиком. Он использовал все способы заставить меня сесть за учебу, запугивал, что что-то пропущу, не узнаю важное, буду стагнировать, начнется профессиональное невежество…
Раньше, когда выбирала отдых и намеренно отказывалась узнать что-то новое, активизировалась моя волнительная часть, которую называют внутренним критиком. Он использовал все способы заставить меня сесть за учебу, запугивал, что что-то пропущу, не узнаю важное, буду стагнировать, начнется профессиональное невежество…
Поначалу я поддавалась и вновь садилась за обучение. Но однажды у меня случился информационный перегруз: пришлось бросить одно обучение, иначе бы выгорела. После этого мы «побеседовали» с критиком и договорились, поняли друг друга. Он, конечно, никуда не делся, но стал высказываться порой конструктивно и здраво.
Поначалу я поддавалась и вновь садилась за обучение. Но однажды у меня случился информационный перегруз: пришлось бросить одно обучение, иначе бы выгорела. После этого мы «побеседовали» с критиком и договорились, поняли друг друга. Он, конечно, никуда не делся, но стал высказываться порой конструктивно и здраво.
Внутренний критик переживает о нашем благополучии, просто действует такими неаккуратными и даже агрессивными методами. Но это просто привычка, способ мышления, который можно изменить, если действовать не на автомате, а осмысленно и с добротой к себе.
Внутренний критик переживает о нашем благополучии, просто действует такими неаккуратными и даже агрессивными методами. Но это просто привычка, способ мышления, который можно изменить, если действовать не на автомате, а осмысленно и с добротой к себе.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь