Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана. 
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера. 

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5
как учиться быстро и эффективно

10 приемов, чтобы учиться быстро и эффективно

14.04.2022
Почему ошибаться полезно, а подчеркивать цитаты — не очень
Упражнения и техники
Практикующим психологам и коучам важно держать руку на пульсе. Они постоянно развиваются и учатся, но не могут тратить на это много времени. Мы собрали доказанные методы, как быстро и эффективно учиться. Они будут полезны тем, кто проходит образовательные курсы, учится в университете, и просто изучает новую информацию.
Практикующим психологам и коучам важно держать руку на пульсе. Они постоянно развиваются и учатся, но не могут тратить на это много времени. Мы собрали доказанные методы, как быстро и эффективно учиться. Они будут полезны тем, кто проходит образовательные курсы, учится в университете, и просто изучает новую информацию.
1. Записывайте информацию своими словами
Разумеется, не всю: термины, понятия и другие важные моменты определенно стоит записывать так, как вы прочли в статье или услышали на лекции. Но если вы, например, узнали об интересном психологическом эксперименте, попробуйте описать его своими словами, а не переписывать формулировки из статьи. Представьте, что рассказываете о нем другу, — это подскажет вам, как объяснить сложные обороты своими словами.
Разумеется, не всю: термины, понятия и другие важные моменты определенно стоит записывать так, как вы прочли в статье или услышали на лекции. Но если вы, например, узнали об интересном психологическом эксперименте, попробуйте описать его своими словами, а не переписывать формулировки из статьи. Представьте, что рассказываете о нем другу, — это подскажет вам, как объяснить сложные обороты своими словами.
Почему это работает?
Когда мы не просто конспектируем то, что слушаем или читаем, а записываем это своими словами, в «цепочку» запоминания добавляется новый шаг. Нам нужно пропустить эту информацию через себя, осмыслить ее, назвать своими словами и потом уже зафиксировать на бумаге. Еще эффективнее — делать заметки разными способами, а не просто линейно записывать текст.
2. Пересказывайте то, что узнали, — другу, плюшевому медведю или подписчикам
Если вы изучаете предмет, который вам искренне интересен, наверняка вы хотите с кем-то делиться своими восторгами и новой информацией. Не отмахивайтесь от этого желания — оно поможет вам лучше запомнить пройденный материал. Вы можете взять за привычку рассказывать что-то новое родственникам за каждым семейным ужином или делиться с другом за утренним кофе. Если среди близких нет того, кто был бы заинтересован в ваших рассказах, можете в шутку говорить с игрушкой или репетировать речь перед зеркалом, представляя, что с этим материалом вам нужно выступать на публике. Еще один вариант — рассказывать о пройденном материале в соцсетях или блоге. Так вы начнете давать профессиональную информацию еще на этапе учебы, а заинтересованные подписчики в будущем могут стать вашими клиентами.
Если вы изучаете предмет, который вам искренне интересен, наверняка вы хотите с кем-то делиться своими восторгами и новой информацией. Не отмахивайтесь от этого желания — оно поможет вам лучше запомнить пройденный материал. Вы можете взять за привычку рассказывать что-то новое родственникам за каждым семейным ужином или делиться с другом за утренним кофе. Если среди близких нет того, кто был бы заинтересован в ваших рассказах, можете в шутку говорить с игрушкой или репетировать речь перед зеркалом, представляя, что с этим материалом вам нужно выступать на публике. Еще один вариант — рассказывать о пройденном материале в соцсетях или блоге. Так вы начнете давать профессиональную информацию еще на этапе учебы, а заинтересованные подписчики в будущем могут стать вашими клиентами.
Почему это работает?
Мы лучше запоминаем информацию, когда знаем, что нам придется пересказать ее другим или обучить кого-то. Это показывает, в том числе, эксперимент ученых из Вашингтонского университета. Они разделили участников на две группы и попросили усвоить материал. Членам первой группы сказали, что им нужно будет обучить этому материалу других, а людям из второй группы — что по пройденному материалу их ждет тест. В итоге тест дали и тем, и другим, но первая группа сдала его намного лучше второй.
3. Учитесь короткими блоками
Если за неделю вам нужно посмотреть двухчасовую лекцию, самым непродуктивным вариантом будет самый очевидный — просто сесть и посмотреть лекцию целиком. По возможности разбейте ее просмотр на несколько блоков и изучайте понемногу каждый день или несколько раз в неделю.
Если за неделю вам нужно посмотреть двухчасовую лекцию, самым непродуктивным вариантом будет самый очевидный — просто сесть и посмотреть лекцию целиком. По возможности разбейте ее просмотр на несколько блоков и изучайте понемногу каждый день или несколько раз в неделю.
___Наиболее эффективная стратегия — учиться ежедневно и понемногу. Важно то, как вы используете свое учебное время, а не то, как долго вы учитесь. Продолжительные занятия приводят к отсутствию концентрации и, следовательно, к снижению мотивации и худшему запоминанию (Newport, 2007).
Почему это работает?
Срабатывает эффект интервала (spacing effect). Согласно ему, информация скорее попадет в долгосрочную память, если человек воспринимает ее в различные периоды времени. Этот эффект считается одним из самых доказанных открытий в экспериментальной психологии, о нем написано много научных статей.
4. Обеспечьте себе время на сон
Сон важен всегда, но особенно — во время интенсивного обучения. Поэтому, если у вас впереди непростой учебный модуль или просто интересное занятие, из которого вам хочется запомнить максимум, постарайтесь спать минимум семь с половиной часов ежедневно. Не жертвуйте сном ради того, чтобы прочесть научную статью; останавливайте себя, если допоздна изучали исследования по интересной теме, а если это произошло — ставьте будильник позже без чувства вины. Качество вашего сна напрямую влияет на то, как много вы запомните из обучения и как сможете использовать эту информацию в будущем для работы с клиентами, исследований и обсуждений с коллегами.
Сон важен всегда, но особенно — во время интенсивного обучения. Поэтому, если у вас впереди непростой учебный модуль или просто интересное занятие, из которого вам хочется запомнить максимум, постарайтесь спать минимум семь с половиной часов ежедневно. Не жертвуйте сном ради того, чтобы прочесть научную статью; останавливайте себя, если допоздна изучали исследования по интересной теме, а если это произошло — ставьте будильник позже без чувства вины. Качество вашего сна напрямую влияет на то, как много вы запомните из обучения и как сможете использовать эту информацию в будущем для работы с клиентами, исследований и обсуждений с коллегами.
Почему это работает?
Наверняка вы знаете, что качественный сон способствует тому, чтобы полученная за день информация перешла в долгосрочную память. Этот механизм можно описать так: когда мы днем получаем новую информацию, у нас задействуются определенные нейроны. Затем во время сна мозг продолжает обращаться к этим же нейронам, они реорганизовываются, а связи между ними укрепляются. Получается, что эта информация обрабатывается, и в будущем ее будет легче вспомнить.
5. Отвлекайтесь от работы
Мы привыкли, что нужно фокусироваться, входить в «поток», развивать усидчивость и жить под девизом «сделал дело — гуляй смело». Но если вы долго не можете решить какую-то проблему или задачу, то отвлечься — это хороший вариант. Например, вы не можете решить проверочный тест или выбрать тему для письменного отчета. Не ругайте себя, а постарайтесь полностью переключить внимание на другое дело и пойти, например, приготовить обед, выгулять собаку или поиграть с ребенком. Когда вернетесь к задаче, высока вероятность, что решение найдется очень быстро.
Мы привыкли, что нужно фокусироваться, входить в «поток», развивать усидчивость и жить под девизом «сделал дело — гуляй смело». Но если вы долго не можете решить какую-то проблему или задачу, то отвлечься — это хороший вариант. Например, вы не можете решить проверочный тест или выбрать тему для письменного отчета. Не ругайте себя, а постарайтесь полностью переключить внимание на другое дело и пойти, например, приготовить обед, выгулять собаку или поиграть с ребенком. Когда вернетесь к задаче, высока вероятность, что решение найдется очень быстро.
Почему это работает?
Наше мышление работает в одном из двух режимов: в сфокусированном или в рассеянном. Когда вы пытаетесь сделать выводы из практики для отчета, сформулировать тему для презентации или решить задачу, ваш мозг сфокусирован. В этом режиме задействованы уже имеющиеся нейронные связи. А когда мы переходим в рассеянное состояние, мозг продолжает обрабатывать информацию и искать решение уже в фоновом режиме.
6. Награждайте себя за проделанную работу
Сделайте что-то приятное для себя после того, как освоили новую тему, активно участвовали на практическом занятии или сдали промежуточный экзамен. Самостоятельно выберите, чего вам хочется: можно прогуляться в любимом месте, почитать, посмотреть серию сериала или просто полежать на диване. Главное — делать то, что приятно именно вам, чтобы вызвать позитивные эмоции. Такие маленькие награды помогут поддерживать продуктивность и даже лучше усваивать информацию.
Сделайте что-то приятное для себя после того, как освоили новую тему, активно участвовали на практическом занятии или сдали промежуточный экзамен. Самостоятельно выберите, чего вам хочется: можно прогуляться в любимом месте, почитать, посмотреть серию сериала или просто полежать на диване. Главное — делать то, что приятно именно вам, чтобы вызвать позитивные эмоции. Такие маленькие награды помогут поддерживать продуктивность и даже лучше усваивать информацию.
Почему это работает?
Когда есть позитивное подкрепление, человеку хочется чаще повторять действие. Это связано с выработкой нейромедиатора дофамина. Награждая себя после очередного занятия, вы повышаете мотивацию. А вот обучение при отсутствии дофамина снижает мотивацию, ослабляет память и снижает понимание информации.
7. Планируйте прогулку или тренировку перед занятиями
Если вы занимаетесь по утрам, постарайтесь немного подвигаться перед тем, как сесть за учебу. Сходите на небольшую, но бодрую прогулку, выйдите на пробежку или полноценно потренируйтесь в спортзале. Если вы учитесь вечером после работы, у вас может быть не так много свободного времени, но старайтесь проводить его с пользой: прогуляйтесь из офиса домой, выгуляйте собаку или разомнитесь дома на коврике для йоги. Найдите активности по душе и регулярно уделяйте им время — это поможет вам быстрее осваивать новые навыки и лучше запоминать информацию.
Если вы занимаетесь по утрам, постарайтесь немного подвигаться перед тем, как сесть за учебу. Сходите на небольшую, но бодрую прогулку, выйдите на пробежку или полноценно потренируйтесь в спортзале. Если вы учитесь вечером после работы, у вас может быть не так много свободного времени, но старайтесь проводить его с пользой: прогуляйтесь из офиса домой, выгуляйте собаку или разомнитесь дома на коврике для йоги. Найдите активности по душе и регулярно уделяйте им время — это поможет вам быстрее осваивать новые навыки и лучше запоминать информацию.
Почему это работает?
Когда мы двигаемся, в мозге увеличивается производство белка BDNF, который называют нейротрофическим фактором мозга. Он помогает выстраивать новые нейронные связи и улучшает когнитивную функцию. Профессор Карл Кортман, который впервые показал эту взаимосвязь в исследованиях в 1990-х, называл белок BDNF «удобрением для мозга», отмечая, что он способствует обучению.
8. Определите свои образовательные цели
Успех и эффективность вашего обучения зависит от того, насколько четко вы понимаете:
Успех и эффективность вашего обучения зависит от того, насколько четко вы понимаете:
Зачем вы хотите учиться?
Например, вам интересен коучинг, и вы хотите познакомиться с этим направлением. Или вы хотите повысить квалификацию и стать клиническим психологом, чтобы работать с расстройствами.
Что вы будете изучать?
Определите, какие концепции, факты, исследования вы будете изучать, каким навыкам научиться. Если учитесь на курсах или в университете, используйте методички, список литературы, дополнительные материалы, чтобы составить «дорожную карту» обучения.
Как вы будете это изучать?
Какой курс вы хотите изучить, какие книги и статьи прочитать, с какими людьми поговорить и задать им вопросы, какие практические занятия выполнить? Организуйте свои материалы, а затем начните последовательно их изучать (Newport, 2007).
Почему это работает?
Когда мы не понимаем, чем и как нам поможет обучение, мы склонны бросать его, не дойдя до конца. От того, что человек не сформулировал задачу, он начинает считать учебу бесполезной тратой времени, а из-за мыслительных усилий активируются области, ответственные за боль. Получается, что учеба становится источником неприятных ощущений, терпеть которые нет смысла, так как цель неясна. Так мы и забрасываем изучение нового.
Если вы не можете ответить себе на эти вопросы или ответы получаются размытыми вроде «это надо знать любому современному человеку», возможно, вам не стоит браться за обучение. Велика вероятность, что пройти его до конца не получится.
Если вы не можете ответить себе на эти вопросы или ответы получаются размытыми вроде «это надо знать любому современному человеку», возможно, вам не стоит браться за обучение. Велика вероятность, что пройти его до конца не получится.
Слева: Мозг после того, как человек сидел в тишине
Справа: Мозг после 20-минутной прогулки

Из исследования доктора Чарльза Хиллмана, Иллинойский университет в Чикаго.
9. Ошибайтесь и анализируйте
В школе нас учат, что ошибаться — плохо, и перечеркивают неправильные ответы красной пастой. Однако процесс обучения должен быть построен на ошибках. Исследования показывают, что они улучшают результаты обучения, если за ними следует обратная связь и анализ, а не просто правильный ответ. Поэтому, если вы пришли к неверному выводу, проанализируйте, почему это произошло, а не просто посмотрите в ответы.
В школе нас учат, что ошибаться — плохо, и перечеркивают неправильные ответы красной пастой. Однако процесс обучения должен быть построен на ошибках. Исследования показывают, что они улучшают результаты обучения, если за ними следует обратная связь и анализ, а не просто правильный ответ. Поэтому, если вы пришли к неверному выводу, проанализируйте, почему это произошло, а не просто посмотрите в ответы.
Почему это работает?
Когда мы самостоятельно ищем ответ, а не просто следуем конкретным методам решения, это помогает нам включать мозг и исследовать — искать разные варианты, анализировать их и критиковать. Например, в Японии поощряется обсуждение ошибок и правильных ответов, чтобы ученик понял, почему он пришел к неправильному выводу. Такая стратегия помогает развивать навыки критического мышления, анализировать ошибки и искать ответы самостоятельно.
10. Перестаньте подчеркивать и перечитывать
При перечитывании мозг не создает крепкие нейронные связи, поэтому зачастую мы не можем вспомнить, что прочитали пять минут назад. А подчеркивание цитат создает иллюзию запоминания: может казаться, что раз вы заметили и выделили фразу, она останется в памяти. Эти способы не задействуют мозг настолько, чтобы вызвать глубокое понимание и запоминание (Mackenzie, 1994).
При перечитывании мозг не создает крепкие нейронные связи, поэтому зачастую мы не можем вспомнить, что прочитали пять минут назад. А подчеркивание цитат создает иллюзию запоминания: может казаться, что раз вы заметили и выделили фразу, она останется в памяти. Эти способы не задействуют мозг настолько, чтобы вызвать глубокое понимание и запоминание (Mackenzie, 1994).
Вместо этого обучайтесь активно (Edwards, 2014, Davis, 2007). Отмечайте в тексте только ключевые идеи, незнакомые слова или непонятную информацию. После чтения опирайтесь на подчеркнутые предложения, выпишите основные тезисы. Если чего-то не понимаете, поищите ответ самостоятельно или спросите у преподавателя. Отвечайте на вопросы в конце глав, выполняйте практические упражнения. Приводите примеры из собственного опыта. Создавайте майндкарты, схемы, таблицы.
Вместо этого обучайтесь активно (Edwards, 2014, Davis, 2007). Отмечайте в тексте только ключевые идеи, незнакомые слова или непонятную информацию. После чтения опирайтесь на подчеркнутые предложения, выпишите основные тезисы. Если чего-то не понимаете, поищите ответ самостоятельно или спросите у преподавателя. Отвечайте на вопросы в конце глав, выполняйте практические упражнения. Приводите примеры из собственного опыта. Создавайте майндкарты, схемы, таблицы.
Почему это работает?
Исследования показывают, что вы запоминаете больше, когда взаимодействуете с информацией, а не просто читаете и подчеркиваете. Активная обработка и обдумывание материала повышает вовлеченность в обучение, способствует запоминанию и закреплению новых знаний.
Бонус: определите уровень вашей подготовки к тесту или экзамену
До того, как вы будете проходить тест или экзамен, стоит узнать, как вы запомнили материал. Многие стратегии вроде проговаривания мыслей вслух, заметок по памяти, пересказа и так помогают проверить себя и свои знания.
До того, как вы будете проходить тест или экзамен, стоит узнать, как вы запомнили материал. Многие стратегии вроде проговаривания мыслей вслух, заметок по памяти, пересказа и так помогают проверить себя и свои знания.
___Однако советуем пройти тест Ричарда Фелдера, профессора химического машиностроения в Университете штата Северная Каролина. Фелдер создал тест для инженерных и технических специальностей, но его свободно можно применить к любому обучению.
В тесте 12 закрытых вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Чем больше будет «да», тем лучше вы подготовились! Проверять этот тест никто не будет, поэтому отвечайте честно для себя. Особенно каверзный последний вопрос — если на него ваш ответ «нет», все остальное не будет иметь значения. Поэтому советуем ответить на него первым
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь