Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 11 минут

Что значит «быть нормальным»? Разбираем понятие нормы в психологии

10.10.2023
Статья ко Всемирному дню психического здоровья
Работа с клиентом
Часто клиенты просят психологов «привести их в норму». При этом они сами могут не понимать, к чему именно хотят прийти. Психологам это тоже может быть неясно, ведь в психологии не существует единого представления о норме. Более того, чем больше подходов осваивает специалист, тем шире он воспринимает это понятие.
Часто клиенты просят психологов «привести их в норму». При этом они сами могут не понимать, к чему именно хотят прийти. Психологам это тоже может быть неясно, ведь в психологии не существует единого представления о норме. Более того, чем больше подходов осваивает специалист, тем шире он воспринимает это понятие.
В статье клинический психолог Татьяна Курдюкова рассказывает, какие существуют подходы к определению нормы и почему не стоит зацикливаться исключительно на одном понимании. Если вам интересно глубже погрузиться в эту тему, в конце текста будет список со ссылками на научные статьи.
В статье клинический психолог Татьяна Курдюкова рассказывает, какие существуют подходы к определению нормы и почему не стоит зацикливаться исключительно на одном понимании. Если вам интересно глубже погрузиться в эту тему, в конце текста будет список со ссылками на научные статьи.
Татьяна Курдюкова
Татьяна Курдюкова клинический психолог
клинический психолог, психотравматолог
Норма — это как у большинства
Психология, как и многие науки, может определять норму статистическим подходом. Например, нормальный показатель коэффициента интеллекта IQ — это показатель большинства людей, которые прошли тест. Однако при таком понимании одинаково «ненормальными» окажутся люди как с очень низким, так и с очень высоким уровнем интеллекта. Поэтому статистический подход скорее подходит для научных исследований, чем для психологического консультирования клиентов.
Психология, как и многие науки, может определять норму статистическим подходом. Например, нормальный показатель коэффициента интеллекта IQ — это показатель большинства людей, которые прошли тест. Однако при таком понимании одинаково «ненормальными» окажутся люди как с очень низким, так и с очень высоким уровнем интеллекта. Поэтому статистический подход скорее подходит для научных исследований, чем для психологического консультирования клиентов.
Вот как это выглядит на графике:
Вот как это выглядит на графике:

У большинства людей (68.2%) показатель IQ составляет от 85 до 115 — это статистическая норма. Значения, выходящие за рамки статистической нормы — менее 85 и более 115, — показывает меньшее количество людей (31.6%). Источник: образовательный проект IQ Mindware

Норма — это если нет признаков патологии
Клинический подход подразумевает, что норма — это отсутствие патологии, ее симптомов и синдромов, описанных в специальных медицинских справочниках. Например, в Международной классификации болезней или Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации.
Клинический подход подразумевает, что норма — это отсутствие патологии, ее симптомов и синдромов, описанных в специальных медицинских справочниках. Например, в Международной классификации болезней или Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации.
Особенность клинического подхода в том, что он четко определяет только патологию, а не норму. Поэтому возникает вопрос о целях психотерапии: достаточно ли человеку просто не иметь клинических нарушений, чтобы он почувствовал себя в норме? Так происходит далеко не всегда. Важно, как сам человек себя ощущает, поэтому МКБ-11 в симптомах почти всех психических расстройств содержит дополнение: «симптомы расстройства <…> приводят к выраженному дистрессу и значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной и других важных сферах жизни человека».
Особенность клинического подхода в том, что он четко определяет только патологию, а не норму. Поэтому возникает вопрос о целях психотерапии: достаточно ли человеку просто не иметь клинических нарушений, чтобы он почувствовал себя в норме? Так происходит далеко не всегда. Важно, как сам человек себя ощущает, поэтому МКБ-11 в симптомах почти всех психических расстройств содержит дополнение: «симптомы расстройства <…> приводят к выраженному дистрессу и значительным нарушениям в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной и других важных сферах жизни человека».
Например, человек может испытывать сильную тревогу при мысли о разговоре с людьми, у него напрягается тело, он плохо спит ночью перед важным мероприятием. Эти признаки могут указывать на социальную тревожность. При этом, несмотря на тревогу, человек все равно может выступать перед публикой, ходить на собеседования и знакомиться с новыми людьми. Так, значит, расстройства все-таки нет? Ответить на этот вопрос сможет клинический психолог.
Клинический подход чаще используется в клинической психологии и психиатрии. Но психологу-консультанту тоже важно уметь разграничивать норму и патологию, замечать симптомы, которые могут указывать на психическое расстройство. Ему не нужно уметь ставить диагноз и назначать лекарства, но важно иметь базовые знания о психических заболеваниях, чтобы вовремя направить клиента к психиатру.
Клинический подход чаще используется в клинической психологии и психиатрии. Но психологу-консультанту тоже важно уметь разграничивать норму и патологию, замечать симптомы, которые могут указывать на психическое расстройство. Ему не нужно уметь ставить диагноз и назначать лекарства, но важно иметь базовые знания о психических заболеваниях, чтобы вовремя направить клиента к психиатру.

Зачем изучать клиническую психологию тем, кто не работает с расстройствами? Рассказали в мини-курсе «Пять причин стать клиническим психологом». Узнаете, почему эта профессия востребована, как переподготовка влияет на работу с клиентами и как стать специалистом в этой области.

Норма — это если получилось приспособиться к жизни
Человек нормален, если хорошо адаптирован к жизни, — считают приверженцы адаптационного подхода. Поэтому задача психолога — помочь клиенту обрести равновесие между его собственным благополучием и интересами и требованиями общества. Получается, что человек, имеющий патологию с точки зрения клинического подхода, может быть вполне нормальным, поскольку приспособлен к жизни.
Человек нормален, если хорошо адаптирован к жизни, — считают приверженцы адаптационного подхода. Поэтому задача психолога — помочь клиенту обрести равновесие между его собственным благополучием и интересами и требованиями общества. Получается, что человек, имеющий патологию с точки зрения клинического подхода, может быть вполне нормальным, поскольку приспособлен к жизни.
Недостаток адаптационного подхода в том, что чрезмерная приспособляемость тоже может выглядеть «патологично». Ведь стремление человека подстраиваться под обстоятельства может означать, например, что ему страшно отстаивать собственное мнение, хочется избежать конфликтов. Это ставит под вопрос идею о том, что человека, умеющего только приспосабливаться, можно считать нормальным.
Недостаток адаптационного подхода в том, что чрезмерная приспособляемость тоже может выглядеть «патологично». Ведь стремление человека подстраиваться под обстоятельства может означать, например, что ему страшно отстаивать собственное мнение, хочется избежать конфликтов. Это ставит под вопрос идею о том, что человека, умеющего только приспосабливаться, можно считать нормальным.
Норма — это как принято в конкретной культуре
В разные эпохи, в разных странах, культурах и социальных слоях представления о норме были разными. Поэтому социокультурный подход к пониманию нормы тоже важен. В качестве «хорошего» и «правильного» он понимает то, что признано таковым в конкретном обществе. «Нормальным» в таком случае будет считаться человек, максимально соответствующий социальным стереотипам.
В разные эпохи, в разных странах, культурах и социальных слоях представления о норме были разными. Поэтому социокультурный подход к пониманию нормы тоже важен. В качестве «хорошего» и «правильного» он понимает то, что признано таковым в конкретном обществе. «Нормальным» в таком случае будет считаться человек, максимально соответствующий социальным стереотипам.
Проблема этого подхода в том, что одно и то же поведение для одной культуры будет нормальным, а для другой — абсолютным отклонением от нормы. Например, в средневековой Японии формы суицидального поведения считались культурной нормой и социально предписываемым способом защитить свою честь. В современном обществе любое суицидальное поведение признается однозначно проблемным. В одних странах принято жить отдельно от родителей с 18 лет, а в других члены одной семьи чаще живут все вместе.
Проблема этого подхода в том, что одно и то же поведение для одной культуры будет нормальным, а для другой — абсолютным отклонением от нормы. Например, в средневековой Японии формы суицидального поведения считались культурной нормой и социально предписываемым способом защитить свою честь. В современном обществе любое суицидальное поведение признается однозначно проблемным. В одних странах принято жить отдельно от родителей с 18 лет, а в других члены одной семьи чаще живут все вместе.
Норма — это идеал, к которому надо стремиться
Идеологический подход предлагает считать нормой некий абстрактный идеал, к которому должны стремиться люди. К этому абстрактному идеалу психолог и должен привести своего клиента. При таком подходе норма зависит исключительно от авторитета специалиста: он устанавливает ее критерии и границы.
Идеологический подход предлагает считать нормой некий абстрактный идеал, к которому должны стремиться люди. К этому абстрактному идеалу психолог и должен привести своего клиента. При таком подходе норма зависит исключительно от авторитета специалиста: он устанавливает ее критерии и границы.
Например, Зигмунд Фрейд предлагал в качестве критерия психологического благополучия способность «любить и работать». С точки зрения психоанализа, если выбор поведения клиента не мешает ему поддерживать близкие отношения и продуктивно трудиться, то с ним все в порядке. Вопрос лишь в том, как человек реализует свои желания. Например, он может справляться с гневом через немедленное его выражение, через пассивную агрессию, с помощью юмора или творчества.
Например, Зигмунд Фрейд предлагал в качестве критерия психологического благополучия способность «любить и работать». С точки зрения психоанализа, если выбор поведения клиента не мешает ему поддерживать близкие отношения и продуктивно трудиться, то с ним все в порядке. Вопрос лишь в том, как человек реализует свои желания. Например, он может справляться с гневом через немедленное его выражение, через пассивную агрессию, с помощью юмора или творчества.
Бихевиоризм иначе смотрит на норму и патологию. Его основатель Беррес Скиннер считал, что «нормальное поведение» означает «адекватное в конкретной ситуации». Не-нормальное поведение возникает в результате ошибки в прошлом, но его можно изменить. Например, публичные выступления вызывают у конкретного человека тревогу, потому что, выступая перед одноклассниками, он заикался от страха, и его высмеяли. Он может даже не помнить этого, но избегает оказываться перед зрителями. Если он снова окажется на сцене и получит положительный опыт, то сможет перебороть страх перед выступлениями. Его поведение станет «нормальным» с точки зрения бихевиоризма.
Бихевиоризм иначе смотрит на норму и патологию. Его основатель Беррес Скиннер считал, что «нормальное поведение» означает «адекватное в конкретной ситуации». Не-нормальное поведение возникает в результате ошибки в прошлом, но его можно изменить. Например, публичные выступления вызывают у конкретного человека тревогу, потому что, выступая перед одноклассниками, он заикался от страха, и его высмеяли. Он может даже не помнить этого, но избегает оказываться перед зрителями. Если он снова окажется на сцене и получит положительный опыт, то сможет перебороть страх перед выступлениями. Его поведение станет «нормальным» с точки зрения бихевиоризма.
С точки зрения гуманистической психологии, самым ценным в личности является ее «Я» и способ его раскрытия в жизни. Поэтому он связывает не-нормальность с подавлением внутренней природы «Я» и с отказом от непрерывного самосовершенствования.
С точки зрения гуманистической психологии, самым ценным в личности является ее «Я» и способ его раскрытия в жизни. Поэтому он связывает не-нормальность с подавлением внутренней природы «Я» и с отказом от непрерывного самосовершенствования.
Норма — это то, как представляет ее конкретный человек
Идеологический подход к норме как недостижимому идеалу со временем потерял свою убедительность. Среди психологов появилось мнение, что «эксперты в психологическом знании» оказываются в неравных позициях со своими клиентами и могут злоупотреблять властью. Они могут неосознанно или намеренно навязывать клиенту собственные идеи о норме. Поэтому представители таких подходов, как нарративная практика и ОРКТ, вообще отказались от понятия нормы. Они стали использовать индивидуальный подход и считать нормой состояние клиента, которое соответствует его собственным целям, ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
Идеологический подход к норме как недостижимому идеалу со временем потерял свою убедительность. Среди психологов появилось мнение, что «эксперты в психологическом знании» оказываются в неравных позициях со своими клиентами и могут злоупотреблять властью. Они могут неосознанно или намеренно навязывать клиенту собственные идеи о норме. Поэтому представители таких подходов, как нарративная практика и ОРКТ, вообще отказались от понятия нормы. Они стали использовать индивидуальный подход и считать нормой состояние клиента, которое соответствует его собственным целям, ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
Психологические практики постмодернизма подчеркивают важность разнообразия: то, что является наилучшим для одного человека, может не быть таковым для другого. Так, нарративный терапевт не ведет своего собеседника к какой-то конкретной, «правильной», цели, он может даже не называть его «клиент» и тем более «пациент». Он только профессионально сопровождает человека, когда тот делает выбор на основе личных предпочтений. Единственная возможная «норма» в таком подходе — представление самого клиента о том, что ему подходит, а что нет. Единственный критерий прекращения такой терапии — мнение клиента о том, что он решил те задачи, которые перед собой ставил.
Психологические практики постмодернизма подчеркивают важность разнообразия: то, что является наилучшим для одного человека, может не быть таковым для другого. Так, нарративный терапевт не ведет своего собеседника к какой-то конкретной, «правильной», цели, он может даже не называть его «клиент» и тем более «пациент». Он только профессионально сопровождает человека, когда тот делает выбор на основе личных предпочтений. Единственная возможная «норма» в таком подходе — представление самого клиента о том, что ему подходит, а что нет. Единственный критерий прекращения такой терапии — мнение клиента о том, что он решил те задачи, которые перед собой ставил.
Как психологу решить, на какую «норму» ориентироваться в работе
На этот вопрос часто отвечает подход, которому психолог обучается и в котором практикует. А подход он выбирает согласно своим ценностям. Поэтому высока вероятность, что понятие нормы одинаково понимают и психолог, и его подход.
На этот вопрос часто отвечает подход, которому психолог обучается и в котором практикует. А подход он выбирает согласно своим ценностям. Поэтому высока вероятность, что понятие нормы одинаково понимают и психолог, и его подход.
Психологам также важно учитывать, что к ним могут обращаться клиенты, которые ищут «объективного знания» и «экспертного авторитета». Они могут не совпадать во взглядах со специалистом, и это будет негативно влиять на процесс консультирования.
Психологам также важно учитывать, что к ним могут обращаться клиенты, которые ищут «объективного знания» и «экспертного авторитета». Они могут не совпадать во взглядах со специалистом, и это будет негативно влиять на процесс консультирования.
Как этого избежать? Уже на первой встрече с клиентом важно проговорить, как работает психолог, чего от него стоит и не стоит ожидать. Затем важно сверить представления о психологической норме: как ее видит специалист и как ее видит клиент. Прояснить эти вопросы до начала работы важно, чтобы точнее определить цели терапии и сформировать прочный терапевтический альянс.
Как этого избежать? Уже на первой встрече с клиентом важно проговорить, как работает психолог, чего от него стоит и не стоит ожидать. Затем важно сверить представления о психологической норме: как ее видит специалист и как ее видит клиент. Прояснить эти вопросы до начала работы важно, чтобы точнее определить цели терапии и сформировать прочный терапевтический альянс.

Наш курс «Клиническая психология»

Профессионально помогайте людям с психическими расстройствами, изучив современную теорию и освоив практику на интерактивном онлайн-курсе.
По окончании курса вы получаете диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Клинический психолог» и правом ведения профессиональной деятельности.
Онлайн
Продвинутый курс
Соловьева С.Л. «Критерии нормы в клинической психологии» в журнале «Медицинская психология в России».
Источники:
Коржова Е. Ю. «Здоровье личности в персонологических моделях» на сайте библиотеки «Киберленинка».
Жорняк Е.С. «Нарративная психотерапия» в Журнале практической психологии и психоанализа.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь