Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 14 минут

Как использовать МАК-карты в коучинге

13.10.2023
Коучинг
Иногда на коучинговых сессиях работа стопорится. Клиент не может выразить, что он думает и чувствует, не знает, чего хочет, сам не может разобраться, что с ним происходит. Коуч может ощущать это как тупик и не знать, что делать дальше. Спасти ситуацию помогут метафорические карты.
Иногда на коучинговых сессиях работа стопорится. Клиент не может выразить, что он думает и чувствует, не знает, чего хочет, сам не может разобраться, что с ним происходит. Коуч может ощущать это как тупик и не знать, что делать дальше. Спасти ситуацию помогут метафорические карты.
В статье расскажем, как коучу использовать метафорические ассоциативные карты. Если вам интересно познакомиться с новым инструментом и усилить работу с клиентами, эта статья для вас. Вы узнаете три техники для разных запросов, в которых можно применять МАК-карты.
В статье расскажем, как коучу использовать метафорические ассоциативные карты. Если вам интересно познакомиться с новым инструментом и усилить работу с клиентами, эта статья для вас. Вы узнаете три техники для разных запросов, в которых можно применять МАК-карты.
Что такое метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты, или МАК, — это инструмент для самоисследования. Используя МАК, коучи и другие специалисты могут помочь клиенту узнать о себе что-то новое, помочь найти ответы на волнующие вопросы. Раньше считалось, что МАК использовали только психологи, но они подходят для работы с клиентами в разных областях, в том числе, в коучинге.
Метафорические ассоциативные карты, или МАК, — это инструмент для самоисследования. Используя МАК, коучи и другие специалисты могут помочь клиенту узнать о себе что-то новое, помочь найти ответы на волнующие вопросы. Раньше считалось, что МАК использовали только психологи, но они подходят для работы с клиентами в разных областях, в том числе, в коучинге.
Кто придумал метафорические карты
Кто придумал метафорические карты
МАК придумал в 1975 году канадский художник и преподаватель Эли Раман. Первую колоду он создал на основе своих увлечений — рисования, самовыражения и карточной игры. В 1983 году Раман вместе с психотерапевтом и издателем начали работу над другими колодами. Они хотели создать инструмент, который мог бы подтолкнуть человека к более откровенной беседе и самоисследованию.
МАК придумал в 1975 году канадский художник и преподаватель Эли Раман. Первую колоду он создал на основе своих увлечений — рисования, самовыражения и карточной игры. В 1983 году Раман вместе с психотерапевтом и издателем начали работу над другими колодами. Они хотели создать инструмент, который мог бы подтолкнуть человека к более откровенной беседе и самоисследованию.
Издательство Oh-Verlag выпустило 17 колод, которые считаются каноничными. Изучить их можно на официальном сайте издательства. Также свои авторские колоды создают художники, психологи и другие помогающие специалисты. Есть универсальные карты, их можно использовать для разных запросов и ситуаций; другие нужны для проработки специфических проблем; третьи ресурсные — они содержат только позитивные картинки и подходят для работы с опорой клиента.
Издательство Oh-Verlag выпустило 17 колод, которые считаются каноничными. Изучить их можно на официальном сайте издательства. Также свои авторские колоды создают художники, психологи и другие помогающие специалисты. Есть универсальные карты, их можно использовать для разных запросов и ситуаций; другие нужны для проработки специфических проблем; третьи ресурсные — они содержат только позитивные картинки и подходят для работы с опорой клиента.

Метафорические ассоциативные карты из первой колоды Эли Рамана «Oh». Источник: https://oh-cards.com/

Чем можно заменить метафорические карты в работе коуча
МАК выглядят как обычная колода карт, игральных или таро. На них изображены слова или картинки: сюжеты, лица людей, абстрактные рисунки. Но не каждая картинка с изображением — это метафорическая карта.
МАК выглядят как обычная колода карт, игральных или таро. На них изображены слова или картинки: сюжеты, лица людей, абстрактные рисунки. Но не каждая картинка с изображением — это метафорическая карта.
Важная особенность МАК состоит в том, что они не содержат однозначного сюжета и значения. Люди должны по-разному воспринимать рисунок на карте, он должен вызывать разные впечатления.
Важная особенность МАК состоит в том, что они не содержат однозначного сюжета и значения. Люди должны по-разному воспринимать рисунок на карте, он должен вызывать разные впечатления.
Как метафорические карты можно использовать наборы карт для игр в ассоциации — например, «Диксит» или «Имаджинариум». Их рисунки можно интерпретировать по-разному, поэтому для работы с клиентом эти карты тоже подходят.
Как метафорические карты можно использовать наборы карт для игр в ассоциации — например, «Диксит» или «Имаджинариум». Их рисунки можно интерпретировать по-разному, поэтому для работы с клиентом эти карты тоже подходят.
А вот какие карты не заменят метафорических:
А вот какие карты не заменят метафорических:
Карты таро
Терапевтические карты
В таро каждая карта имеет свое определенное значение, которое трактует гадатель. Клиент пассивен в этом процессе: ему рассказывают, что означают карты. В работе с МАК именно клиент вкладывает свой собственный смысл в конкретную карту.
Они созданы для другой цели — помогают психологу и клиенту понять, что происходит с человеком, то есть концептуализировать случай клиента. Для этого рисунки на картинках несут определенное значение, которое легко распознать. Например, в схема-терапии есть понятия режимов и схем, поэтому терапевтические карты для этого подхода прямо отражают эти понятия.
Какие колоды использовать вместо метафорических карт
Как работают метафорические карты
Часто бывает, что клиент воспринимает карту как волшебство, потому что она идеально описывает его состояние. Но это происходит не потому, что метафорические карты что-то предсказывают. На самом деле человек проецирует на картинку то, что у него внутри. Вот как это работает.
Часто бывает, что клиент воспринимает карту как волшебство, потому что она идеально описывает его состояние. Но это происходит не потому, что метафорические карты что-то предсказывают. На самом деле человек проецирует на картинку то, что у него внутри. Вот как это работает.
Задаваясь конкретным вопросом, мы автоматически начинаем искать на него ответ. Даже если сразу ничего не приходит в голову, размышления продолжаются, и идеи могут возникнуть на прогулке или в дУше. Если во время размышлений мы смотрим на метафорическую карту, это подстегивает мышление. Мы проецируем свой запрос на карту и ассоциируем себя с ней — видим себя, или свои сложности, или других людей, которые есть в нашей жизни. Мы можем даже не замечать каких-то связей в реальной жизни, а карта помогает это увидеть. Поэтому МАК не стоит использовать, пока не сформулирован четкий запрос.
Задаваясь конкретным вопросом, мы автоматически начинаем искать на него ответ. Даже если сразу ничего не приходит в голову, размышления продолжаются, и идеи могут возникнуть на прогулке или в дУше. Если во время размышлений мы смотрим на метафорическую карту, это подстегивает мышление. Мы проецируем свой запрос на карту и ассоциируем себя с ней — видим себя, или свои сложности, или других людей, которые есть в нашей жизни. Мы можем даже не замечать каких-то связей в реальной жизни, а карта помогает это увидеть. Поэтому МАК не стоит использовать, пока не сформулирован четкий запрос.
Но просто посмотреть на карту недостаточно. Чтобы осознать свои переживания и мысли, человеку важно обсудить со специалистом то, что он видит и ощущает. МАК не имеют однозначного значения, поэтому все, что клиент будет описывать, — это его собственные ассоциации, которые он связал с конкретной картой. При этом человек может говорить о том, что видит на карте, но на самом деле будет описывать себя. Так работает механизм диссоциаций: с его помощью мы отделяем свои чувства от себя и можем выражать их безопасно, не страдать от их осознания. Коуч с помощью вопросов может помочь клиенту приблизиться к пониманию того, что на самом деле это все происходит с ним, при этом быть рядом и поддерживать.
Но просто посмотреть на карту недостаточно. Чтобы осознать свои переживания и мысли, человеку важно обсудить со специалистом то, что он видит и ощущает. МАК не имеют однозначного значения, поэтому все, что клиент будет описывать, — это его собственные ассоциации, которые он связал с конкретной картой. При этом человек может говорить о том, что видит на карте, но на самом деле будет описывать себя. Так работает механизм диссоциаций: с его помощью мы отделяем свои чувства от себя и можем выражать их безопасно, не страдать от их осознания. Коуч с помощью вопросов может помочь клиенту приблизиться к пониманию того, что на самом деле это все происходит с ним, при этом быть рядом и поддерживать.
Например, на карте нарисована девочка, которая танцует на воде. Клиент может поделиться: «Эта девочка чувствует себя одиноко, ей грустно, и кажется, что никто не может ей помочь». В этот момент человек говорит о себе, что это ему одиноко и грустно, и кажется, что никто не поможет. Но признаться в этом самому себе может быть страшно, это может причинить боль, поэтому клиент даже не задумывается об этом.
Метафорическая карта помогает человеку заметить свое состояние. Даже говоря не о себе, клиент начинает лучше понимать свои мотивы, потребности, поступки. Осознавая это, он получает возможность действовать и менять свою жизнь.
Метафорическая карта помогает человеку заметить свое состояние. Даже говоря не о себе, клиент начинает лучше понимать свои мотивы, потребности, поступки. Осознавая это, он получает возможность действовать и менять свою жизнь.
Как коучу эффективно работать с метафорическими картами: пошаговый алгоритм
МАК — это инструмент работы, более глубокого познания клиента и его опыта. Просто дать клиенту карту и предложить поделиться с мыслями недостаточно. Работать с этим инструментом нужно по определенному алгоритму.
МАК — это инструмент работы, более глубокого познания клиента и его опыта. Просто дать клиенту карту и предложить поделиться с мыслями недостаточно. Работать с этим инструментом нужно по определенному алгоритму.
1.
Прояснить запрос клиента для работы с МАК. На какой вопрос он ищет ответ? Что волнует его прямо сейчас? Исходя из запроса, коуч подбирает технику, которая лучше всего подойдет клиенту для работы с его запросом.
2.
Выбрать карту. Когда запрос сформулирован, клиент выбирает карту сам, в открытую, или вытягивает ее в закрытую. Это зависит от техники, которую использует коуч. В открытую удобно выбирать карту, когда клиенту нужно найти ту, что лучше всего отражает его состояние. Это более безопасно: человек выбирает карту сам и не выберет то, что ему не понравится. С такой работы можно познакомить клиента с МАК. В закрытую удобно вытягивать карту, когда клиент ставит перед собой абстрактный вопрос: тогда на карте он сможет поискать ответы.
Описать карту. После выбора карты коуч просит клиента описать, что он видит. Это похоже на бесстрастное описание фактов. Кто и что изображены на карте? Есть ли на этой карте сам клиент или кто-то, кто на него похож? Какой сюжет разворачивается на картинке? Чем заняты персонажи? Какая там погода, звуки, запахи? Что может происходить дальше?
3.
Описать отношение к карте. После этого можно переходить к ощущениям клиента. Нравится ли ему то, что изображено на карте? Что он чувствует? С чем это связано? О чем ценном для клиента это говорит? Хочется ли ему поменять что-то на карте или что-то с ней сделать?
4.
Вернуться к запросу. Как карта и эмоции клиента к ней связаны с его изначальным запросом? Как клиент может в реальной жизни сделать то, что он хотел сделать с картой или персонажами? К чему могут привести эти изменения? Хочется ли ему это делать и когда? Какие выводы клиент делает из этой работы с картой? Будет ли он использовать их в жизни?
5.
Коучинговая техника для работы с внутренним конфликтом клиента с помощью МАК
Эта техника подойдет для работы с внутренним конфликтом клиента. Например, если он хочет чего-то добиться, но ничего для этого не делает, или ему обязательно нужно что-то сделать, но он не может приступить к этому делу. Коуч может предложить клиенту подумать об этой ситуации с точки зрения двух своих частей, которые находятся в конфликте и тянут его в разные стороны.
Эта техника подойдет для работы с внутренним конфликтом клиента. Например, если он хочет чего-то добиться, но ничего для этого не делает, или ему обязательно нужно что-то сделать, но он не может приступить к этому делу. Коуч может предложить клиенту подумать об этой ситуации с точки зрения двух своих частей, которые находятся в конфликте и тянут его в разные стороны.
Теперь можно переходить к работе с картами. Их понадобится три штуки.
Теперь можно переходить к работе с картами. Их понадобится три штуки.
Первая карта означает первую субличность — клиента в состоянии «надо/хочу/должен», которого он не может достичь. Можно предложить ему вытянуть ее из колоды в закрытую или выбрать в открытую. При взаимодействии с этой картой клиент отвечает на вопросы:
Первая карта означает первую субличность — клиента в состоянии «надо/хочу/должен», которого он не может достичь. Можно предложить ему вытянуть ее из колоды в закрытую или выбрать в открытую. При взаимодействии с этой картой клиент отвечает на вопросы:
Какой он здесь?
Чего он хочет?
Что для него важно?
Как себя чувствует?
Вторая карта — это вторая субличность, клиент в состоянии «не делаю». Ее стоит предложить выбрать в закрытую, чтобы человек неосознанно не подобрал более приятное изображение, которое при этом не соответствует действительности. Если с первой картой можно было фантазировать и придумывать любое «надо» или «хочу», то на эту карту — и субличность — нужно посмотреть честно. Вот какие вопросы помогут:
Вторая карта — это вторая субличность, клиент в состоянии «не делаю». Ее стоит предложить выбрать в закрытую, чтобы человек неосознанно не подобрал более приятное изображение, которое при этом не соответствует действительности. Если с первой картой можно было фантазировать и придумывать любое «надо» или «хочу», то на эту карту — и субличность — нужно посмотреть честно. Вот какие вопросы помогут:
Что с ним происходит в этом состоянии?
Чего хочет в этот момент?
Каким он себя видит и чувствует?
Затем можно предложить клиенту расположить эти карты каким-то образом — например, чтобы отразить отношения между этими двумя субличностями, их конфликт, взаимодействие. Например, первую карту он положит сверху второй, описывая таким образом давление того, что «надо» делать. Или далеко уберет первую, оставив видимым лишь ее край, отражая, что его «хочу» не так важно и редко о себе напоминает. Исследовать отношения субличностей помогут вопросы:
Затем можно предложить клиенту расположить эти карты каким-то образом — например, чтобы отразить отношения между этими двумя субличностями, их конфликт, взаимодействие. Например, первую карту он положит сверху второй, описывая таким образом давление того, что «надо» делать. Или далеко уберет первую, оставив видимым лишь ее край, отражая, что его «хочу» не так важно и редко о себе напоминает. Исследовать отношения субличностей помогут вопросы:
Какая карта самая сильная сейчас?
За что борется каждая карта, чего она хочет?
Как они относятся друг к другу?
Что нужно, чтобы каждая часть была довольна?
После этого клиент задается вопросом «что может примирить эти конфликтующие субличности?» и выбирает третью карту, тоже в закрытую. Она поможет направить внимание на решение конфликта и ответить на вопросы:
После этого клиент задается вопросом «что может примирить эти конфликтующие субличности?» и выбирает третью карту, тоже в закрытую. Она поможет направить внимание на решение конфликта и ответить на вопросы:
Подходит ли клиенту это решение?
К чему это может привести?
Может ли он его реализовать и хочет ли он это делать?
Какие выводы клиент делает из работы с картами и субличностями?
Работа с метафорическими картами не означает, что сессия пройдет успешно и клиент много о себе узнает. Иногда обсуждение карт может вызвать много мыслей, человек может ощутить растерянность. Это нормально. Работа с картой не заканчивается после окончания сессии. Полезно дать клиенту сфотографировать карту, чтобы он мог возвращаться к ней и обнаруживать новые мысли о себе и своем запросе.
Работа с метафорическими картами не означает, что сессия пройдет успешно и клиент много о себе узнает. Иногда обсуждение карт может вызвать много мыслей, человек может ощутить растерянность. Это нормально. Работа с картой не заканчивается после окончания сессии. Полезно дать клиенту сфотографировать карту, чтобы он мог возвращаться к ней и обнаруживать новые мысли о себе и своем запросе.
В каких ситуациях коучу стоит использовать метафорические карты, а в каких нет
МАК-карты «включают» творческую часть мозга и позволяют «обойти» его рациональную часть. Так открывается доступ к глубокому опыту клиента, его переживаниям, новым идеям. С помощью МАК можно быстрее найти ответы на вопросы клиента, обнаружить способы решения его задач.
МАК-карты «включают» творческую часть мозга и позволяют «обойти» его рациональную часть. Так открывается доступ к глубокому опыту клиента, его переживаниям, новым идеям. С помощью МАК можно быстрее найти ответы на вопросы клиента, обнаружить способы решения его задач.
Работа с МАК будет полезна, если клиенту:
Работа с МАК будет полезна, если клиенту:
Сложно понять, чего он хочет,
Сложно придумать варианты действий, чтобы прийти к цели,
Сложно найти решение,
Сложно описать свой внутренний опыт, понять, что с ним происходит,
Хочется исследовать жизненную ситуацию, но рационально не получается
Хочется найти ресурсы и опору для изменений
Нужен стимул и новый инструмент, если работа застопорилась
А вот в каких ситуациях коучу не стоит использовать метафорические карты в работе с клиентом.
А вот в каких ситуациях коучу не стоит использовать метафорические карты в работе с клиентом.
1.
Если клиенту не нравится работа с картами — вообще или на конкретной встрече.
2.
Если у него есть сложности с ассоциативным мышлением, он не может описать, что видит на карте, испытывает раздражение и злость.
Если это первая встреча с клиентом. МАК помогают извлечь глубинный опыт человека. Чтобы он был готов к этому, он должен доверять коучу, чувствовать себя в безопасности, ощущать поддержку и опору. На первой встрече все это невозможно. Поэтому, прежде чем предлагать работу с МАК, стоит уделить время созданию доверительных отношений между коучем и клиентом.
3.

Наш курс «Мастерство коучинга с нуля до Level 2»

Станьте профессиональным коучем по стандартам ICF
Онлайн
Интенсивный онлайн-курс состоит из вебинаров и практических занятий в разных форматах.
Базовый курс
При успешной сдаче экзамена вы станете коучем с международным сертификатом Level 2 ICF.
У вас будут все необходимые знания, чтобы подать заявку на уровень квалификации PCC ICF.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь