прочитаете за 13 минут

Поставить цель, решить проблему, разобраться в жизни. Как применять пирамиду Дилтса

11.11.2022
Коучинговая техника для себя и клиентов
Упражнения и техники
Если вы работаете с клиентом над его целями или сами зашли в тупик и ищете решение, попробуйте применить коучинговую технику — пирамиду логических уровней Роберта Дилтса. В статье вы узнаете, что это такое и как с ней работать.
Если вы работаете с клиентом над его целями или сами зашли в тупик и ищете решение, попробуйте применить коучинговую технику — пирамиду логических уровней Роберта Дилтса. В статье вы узнаете, что это такое и как с ней работать.
Что такое пирамида Дилтса и для чего она нужна
Когда сложно принять решение, выбрать из разных возможностей или перестать сомневаться в своем выборе, полезно бывает посмотреть на проблему с разных сторон. Коучинговую технику, которая дает как раз такой взгляд, придумал бизнес-коуч ___Роберт Дилтс.
___Полностью выстроенная пирамида Дилтса помогает исследовать, из чего состоит жизнь человека и на что можно повлиять, чтобы изменить ее.
Пирамида логических уровней Роберта Дилтса — это последовательная «лестница» разных сторон жизни. Каждый уровень — отражение того, что есть в жизни человека. Задаваясь определенными вопросами на разных уровнях, можно лучше разобрать проблему, в которой оказались вы или ваш клиент, понять, почему она возникла и как из нее выйти.
Эта техника позволяет увидеть: решение находится не на уровне проблемы, а выше. Например, если вам сложно начать заниматься спортом (уровень поведения), вероятно, вы не видите себя спортсменом (уровень роли) и физическое здоровье для вас не в приоритете (уровень ценностей). Поэтому изменения на более высоких уровнях неизбежно будут влиять на нижние уровни, а не наоборот.
Эта техника позволяет увидеть: решение находится не на уровне проблемы, а выше. Например, если вам сложно начать заниматься спортом (уровень поведения), вероятно, вы не видите себя спортсменом (уровень роли) и физическое здоровье для вас не в приоритете (уровень ценностей). Поэтому изменения на более высоких уровнях неизбежно будут влиять на нижние уровни, а не наоборот.
Как работать с пирамидой логических уровней Дилтса
Сформулируйте и запишите тезис, который вас волнует. Это может быть задача, к которой вы не найдете подход, проблема, которая требует конкретного выбора, цель, которую не получается достичь. Подойдет и вариант «хочу понять свой интерес в работе». Формулировка тезиса поможет вам удерживать внимание и направить его на решение задачи.
Сформулируйте и запишите тезис, который вас волнует. Это может быть задача, к которой вы не найдете подход, проблема, которая требует конкретного выбора, цель, которую не получается достичь. Подойдет и вариант «хочу понять свой интерес в работе». Формулировка тезиса поможет вам удерживать внимание и направить его на решение задачи.
Затем вам нужно ответить на вопросы пирамиды, думая в русле каждого уровня. Отвечать на них лучше письменно, чтобы не потерять идеи и важные мысли. Опирайтесь на вопросы к уровням, но не ограничивайте себя ими. Описывайте все, что приходит вам в голову — мысли, образы, идеи, цитаты. Если вы позволите себе расслабиться и не оценивать собственные мысли, вы найдете много полезного для себя в этой практике.
Затем вам нужно ответить на вопросы пирамиды, думая в русле каждого уровня. Отвечать на них лучше письменно, чтобы не потерять идеи и важные мысли. Опирайтесь на вопросы к уровням, но не ограничивайте себя ими. Описывайте все, что приходит вам в голову — мысли, образы, идеи, цитаты. Если вы позволите себе расслабиться и не оценивать собственные мысли, вы найдете много полезного для себя в этой практике.
Уровень 1: окружение
Этот уровень подразумевает весь окружающий вас мир, живой и неживой. Любые вещи, машины, квартиры, деньги в виде банковских счетов и вкладов, предметы мебели, в буквальном смысле все. Также к этому уровню относятся люди в вашем окружении: семья, друзья, коллеги, клиенты, враги, — все, кто находится в фокусе вашего внимания. Также учитывается место, в котором вы находитесь: ваш дом, город, страна.
Этот уровень подразумевает весь окружающий вас мир, живой и неживой. Любые вещи, машины, квартиры, деньги в виде банковских счетов и вкладов, предметы мебели, в буквальном смысле все. Также к этому уровню относятся люди в вашем окружении: семья, друзья, коллеги, клиенты, враги, — все, кто находится в фокусе вашего внимания. Также учитывается место, в котором вы находитесь: ваш дом, город, страна.
Уровень окружения отвечает на вопросы «кто? что? где?»
Когда вы планируете достичь цели, где это будет? Кто будет рядом с вами и как эти люди себя ведут?
Уровень 2: поведение
Может казаться, что на этом уровне лежит большинство проблем. Хочу просыпаться раньше, зарабатывать больше, начать работать с клиентами, правильно питаться, наладить отношения с коллегами и так далее. Решение некоторых из них действительно лежит на этом же уровне: что мне сделать, чтобы зарабатывать больше? Что сделать, чтобы просыпаться раньше? Новые стратегии, новые попытки сделать что-то иначе всегда приводят к изменениям.
Может казаться, что на этом уровне лежит большинство проблем. Хочу просыпаться раньше, зарабатывать больше, начать работать с клиентами, правильно питаться, наладить отношения с коллегами и так далее. Решение некоторых из них действительно лежит на этом же уровне: что мне сделать, чтобы зарабатывать больше? Что сделать, чтобы просыпаться раньше? Новые стратегии, новые попытки сделать что-то иначе всегда приводят к изменениям.
Уровень поведения отвечает на вопрос «что делать?»
Что вам нужно сделать, чтобы получить желаемый результат? Что вы будете делать, достигнув цели? Какие шаги будете совершать в том окружении, о котором говорили на первом уровне?
Уровень 3: способности, умения, навыки
Этот уровень определяет человека в его умениях, экспертности. Если он учится что-то делать хорошо, его поведение и его окружение меняются. Например, если человек обладает нужными навыками, чтобы получить руководящую должность, изменятся оба уровня ниже: его рабочие задачи и поведение на работе, а также окружение, в котором он будет проводить время, его финансовое состояние и физическая обстановка.
Этот уровень определяет человека в его умениях, экспертности. Если он учится что-то делать хорошо, его поведение и его окружение меняются. Например, если человек обладает нужными навыками, чтобы получить руководящую должность, изменятся оба уровня ниже: его рабочие задачи и поведение на работе, а также окружение, в котором он будет проводить время, его финансовое состояние и физическая обстановка.
При этом, если вы чего-то не умеете, то не будете это делать без необходимости: например, учить английский язык, если в обычной жизни он не нужен. Если же появится причина — релокация, работа, отношения, — вы будете прилагать усилия, чтобы овладеть новым навыком, тогда изменятся и ваше поведение, и окружение.
При этом, если вы чего-то не умеете, то не будете это делать без необходимости: например, учить английский язык, если в обычной жизни он не нужен. Если же появится причина — релокация, работа, отношения, — вы будете прилагать усилия, чтобы овладеть новым навыком, тогда изменятся и ваше поведение, и окружение.
Уровень способностей отвечает на вопрос «как делать?»
Какими способностями вам нужно обладать, чтобы достичь цели? Что из этого вы уже умеете, а чему нужно научиться?
Уровень 4: ценности и убеждения
Ценности — это все, что вас вдохновляет, мотивирует, подталкивает учиться новому. Свобода, любовь, карьера, здоровье — ваши ценности всегда будут влиять на вашу жизнь, в том числе, какие навыки вы приобретаете, чтобы стремиться к тому, что для вас важно.
Ценности — это все, что вас вдохновляет, мотивирует, подталкивает учиться новому. Свобода, любовь, карьера, здоровье — ваши ценности всегда будут влиять на вашу жизнь, в том числе, какие навыки вы приобретаете, чтобы стремиться к тому, что для вас важно.
Ценности реализуются через конкретные действия, если между ними не встревают убеждения — ___представления человека о том, как устроен мир вокруг него. Убеждения формируются с детства и описывают самого человека, других людей, обстановку и «принципы мироздания». Они могут как поддерживать нас на пути к ценностям, так и мешать, ограничивать в действиях, и тогда мы не можем двигаться в желаемом направлении.
Например, если ценность человека — карьера и работа, но считает себя неудачником и простофилей (это его убеждение), скорее всего, нижние уровни — способности, поведение и окружение — будут отличаться от того, чего ему бы хотелось. И это же убеждение будет «тормозить» человека каждый раз, когда он будет хотеть учиться новому, получить новую профессию, сменить работу — он будет считать, что не справится, и скорее всего остановится на полпути.
Но это не единственная причина, почему не меняются уровни ниже. Возможно, дело в том, что ценность человека не настоящая. Например, если она навязана со стороны, другими людьми, почерпнута из социальных сетей: богатство, карьера, руководящая должность, путешествия. Если это придуманная ценность, мы не чувствуем стремления к ней и ничего не делаем, чтобы приблизиться к ней — а значит, уровни ниже тоже не меняются.
Но это не единственная причина, почему не меняются уровни ниже. Возможно, дело в том, что ценность человека не настоящая. Например, если она навязана со стороны, другими людьми, почерпнута из социальных сетей: богатство, карьера, руководящая должность, путешествия. Если это придуманная ценность, мы не чувствуем стремления к ней и ничего не делаем, чтобы приблизиться к ней — а значит, уровни ниже тоже не меняются.
Уровень ценностей отвечает на вопрос «почему это важно? зачем мне это?»
Во что вы верите? Что для вас самое главное в жизни? Почему вам важно достичь этой цели? Что даст вам этот опыт? Как изменится ваша жизнь?
Уровень 5: идентификация, понимание своей роли
Ответить на вопрос «кто я?» может быть сложно. В жизни человек исполняет много ролей: супруг, родитель, коллега, начальник, друг, тренер и так далее. У каждой из этих ролей могут быть свои ценности, она может требовать конкретных навыков, действий и окружения. Поэтому пирамида Дилтса на самом деле не плоская, а многогранная: количество граней зависит от того, какие аспекты человеку в жизни важны, к чему хочет стремиться.
Ответить на вопрос «кто я?» может быть сложно. В жизни человек исполняет много ролей: супруг, родитель, коллега, начальник, друг, тренер и так далее. У каждой из этих ролей могут быть свои ценности, она может требовать конкретных навыков, действий и окружения. Поэтому пирамида Дилтса на самом деле не плоская, а многогранная: количество граней зависит от того, какие аспекты человеку в жизни важны, к чему хочет стремиться.
Каждая роль определяет ее ценности и уровни ниже. Когда вы мама и жена, вашими ценностями могут быть домашний уют, дети, отношения с партнером. Это определяет навыки, которые вы будете развивать, определяет ваше поведение и окружение. Когда вы начальница, эта роль тоже формирует ваши ценности: ответственность, решительность, готовность идти на риски и стремление к достижением. Эти ценности, в свою очередь, будут влиять и на нижние уровни.
Иногда вы можете взглянуть на свои ценности и по ним понять, какая роль вам подходит. Например, если человек стремится быть здоровым, жить долго и заботиться о своем состоянии, это может сформировать его роль и даже стать призванием — друг-спортсмен, тренер или велнес-коуч.
Иногда вы можете взглянуть на свои ценности и по ним понять, какая роль вам подходит. Например, если человек стремится быть здоровым, жить долго и заботиться о своем состоянии, это может сформировать его роль и даже стать призванием — друг-спортсмен, тренер или велнес-коуч.
___Роль — это не то что есть сейчас, это то, что вы хотите реализовать, к чему вы стремитесь. Если вы хотите быть экспертом, но сейчас не имеете нужных знаний и навыков, присвойте себе эту роль. Это даст опору и поддержку, чтобы не переставать учиться и постепенно менять свою жизнь.
Уровень роли отвечает на вопрос «кто?»
Кто вы? Кем себя ощущаете сейчас? Кем вы станете, когда достигнете цели и получите желаемый результат? Какие роли для вас являются интуитивно важными? В каких контекстах вы реализуете себя?
Уровень 6: миссия
Миссия — осознание человеком смысла своей жизни. Понимание, зачем и ради чего вы живете, почему играете именно такие роли, в чем видите смысл своего существования. Какой вклад хотите внести и какой след оставить после себя. Зачем вам преодолевать препятствия и жить дальше? Что не дает сломаться от жизненных неурядиц?
Миссия — осознание человеком смысла своей жизни. Понимание, зачем и ради чего вы живете, почему играете именно такие роли, в чем видите смысл своего существования. Какой вклад хотите внести и какой след оставить после себя. Зачем вам преодолевать препятствия и жить дальше? Что не дает сломаться от жизненных неурядиц?
Ответы на эти вопросы могут прийти не сразу. Более того, вы можете искать свою миссию всю жизнь, — а может, вы уже четко ее понимаете.
Ответы на эти вопросы могут прийти не сразу. Более того, вы можете искать свою миссию всю жизнь, — а может, вы уже четко ее понимаете.
Уровень миссии отвечает на вопрос «ради чего? ради кого?»
Ради чего и ради кого вы хотите достичь этой цели? Почему это для вас важно? Кому будет польза от достигнутого результата?
Что дальше?
Когда вы пройдете по всем уровням снизу вверх и сформируете решение, образ, желаемую цель, пройдите обратно по каждому уровню — сверху вниз. Это поможет уточнить для себя важные моменты, на которые стоит обратить внимание, скорректировать это решение, а также сформировать конкретный план действий, по которому вам предстоит пройти.
Когда вы пройдете по всем уровням снизу вверх и сформируете решение, образ, желаемую цель, пройдите обратно по каждому уровню — сверху вниз. Это поможет уточнить для себя важные моменты, на которые стоит обратить внимание, скорректировать это решение, а также сформировать конкретный план действий, по которому вам предстоит пройти.
Краткий план техники
Попробуйте пирамиду Дилтса прямо сейчас. Возьмите бумагу и ручку, сформулируйте свой запрос, цель, задачу и записывайте ответы на вопросы, двигаясь по пирамиде сначала вверх, затем вниз.
Попробуйте пирамиду Дилтса прямо сейчас. Возьмите бумагу и ручку, сформулируйте свой запрос, цель, задачу и записывайте ответы на вопросы, двигаясь по пирамиде сначала вверх, затем вниз.
Путь снизу вверх по пирамиде: от окружения до миссии
1
Окружение
Предположите, что вы уже живете той жизнью, которая вас полностью устраивает. Что вы видите? Какое у вас окружение? Где вы? Когда это происходит? Что вы слышите, находясь в этом окружении? Как проявляется это в словах? Как люди себя ведут?
2
Действия
Какие действия вы могли бы предпринимать ежедневно, находясь в таком окружении? Чем бы вы могли заниматься на этом этапе своей жизни, с этими людьми, там, где находитесь?
Способности
Подумайте, какие навыки, способности вы могли бы продемонстрировать или поделиться ими с миром и с людьми, которые вас окружают?
3
Убеждения и ценности
Какие отношения и убеждения вы могли бы освоить, чтобы жить в соответствии с ними?
4
Роль
Каким именно человеком вы хотели бы стать? Кто вы есть, когда живете той жизнью, ведете такой образ жизни, который вас полностью устраивает? Какой вы человек? Какова ваша роль для мира, для людей, которые есть в вашей жизни? Кем вы являетесь?
5
Миссия
Для чего большего вы это делаете? Какой образ приходит вам в голову, на что похоже то, что воплощает в себе все это? Кто еще делает то же самое, что делаете вы? Частью чего большего, каких сообществ вы являетесь? Кто те люди, которые делают это вместе с вами?
6
Обратный путь: от миссии к окружению
Роль
Когда вы видите этот образ, кем вы себя чувствуете? Как вы себя чувствуете? Что для вас важно?
5
Ценности
Что для вас важно?
4
Способности
Какие вам нужны умения, навыки и знания, чтобы вы могли это делать?
3
Действия
Что конкретно вы можете делать в своей жизни? Что вы сделаете, чего не делали раньше?
2
Окружение
Кто будет рядом с вами? Где вы будете?
1
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь