Мини-курсы
База знаний
Лаборатория
Как учиться?
О компании
Сообщество выпускников
Карьерные консультации
Бесплатная помощь коуча или психолога
База знаний
Мини-курсы
Лаборатория
О компании
Сообщество выпускников
Как учиться?
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
прочитаете за 12 минут
Как стать успешным клиническим психологом
11.07.2023
Психологам
Развитие практики
Чтобы отличать норму от патологии и работать с расстройствами, клиническому психологу нужны специальные знания и навыки. В этой статье рассказываем, как они связаны с междисциплинарностью клинической психологии и что именно нужно знать и уметь специалисту в этой области, чтобы эффективно помогать пациентам.
Чтобы отличать норму от патологии и работать с расстройствами, клиническому психологу нужны специальные знания и навыки. В этой статье рассказываем, как они связаны с междисциплинарностью клинической психологии и что именно нужно знать и уметь специалисту в этой области, чтобы эффективно помогать пациентам.
Чем занимается клинический психолог
Клинический психолог изучает, как психика и поведение человека должны развиваться в норме и что с ним происходит при патологии. Он исследует, как образуются и проявляются психические расстройства, как они меняют мышление, что может происходить с людьми при расстройствах и какими методами эффективнее корректировать эти состояния. Патологии проявляются у людей по-разному, поэтому каждый случай нужно исследовать индивидуально.
Клинический психолог изучает, как психика и поведение человека должны развиваться в норме и что с ним происходит при патологии. Он исследует, как образуются и проявляются психические расстройства, как они меняют мышление, что может происходить с людьми при расстройствах и какими методами эффективнее корректировать эти состояния. Патологии проявляются у людей по-разному, поэтому каждый случай нужно исследовать индивидуально.
Чтобы составить полную картину ситуации клиента, диагностировать его состояние и найти подходящий способ помощи, и нужен клинический психолог. Он соединяет знания из разных сфер и благодаря этому может разобраться, что происходит с пациентом, объяснить это ему или его семье и эффективно помочь.
Чтобы составить полную картину ситуации клиента, диагностировать его состояние и найти подходящий способ помощи, и нужен клинический психолог. Он соединяет знания из разных сфер и благодаря этому может разобраться, что происходит с пациентом, объяснить это ему или его семье и эффективно помочь.
Что нужно знать эффективному клиническому психологу
Качественное образование по клинической психологии соединяет в себе медицинские знания, социальные и общепсихологические модели и теории. Поэтому клинический психолог учитывает взаимосвязь всех факторов, которые могут воздействовать на человека: его внутренних биологических особенностей, психики и влияния окружения. Только так можно составить полную картину и подобрать подходящий способ лечения.
Качественное образование по клинической психологии соединяет в себе медицинские знания, социальные и общепсихологические модели и теории. Поэтому клинический психолог учитывает взаимосвязь всех факторов, которые могут воздействовать на человека: его внутренних биологических особенностей, психики и влияния окружения. Только так можно составить полную картину и подобрать подходящий способ лечения.
Биопсихосоциальная модель — самый современный взгляд на происходящее с человеком. Если исключить один из факторов, можно упустить важную информацию и подобрать неподходящий способ помощи. Работать с медицинскими особенностями человека и состоянием его здоровья полезно, уделять внимание тому, каким человек родился, есть ли у него особенности строения мозга и другим медицинским факторам. Возможно, понадобится поддерживать клиента с помощью лекарств. Но не стоит исключать психосоциальные причины патологии: опыт отношений со значимыми людьми, общение в семье, условия развития человека, особенности его психики.
Биопсихосоциальная модель — самый современный взгляд на происходящее с человеком. Если исключить один из факторов, можно упустить важную информацию и подобрать неподходящий способ помощи. Работать с медицинскими особенностями человека и состоянием его здоровья полезно, уделять внимание тому, каким человек родился, есть ли у него особенности строения мозга и другим медицинским факторам. Возможно, понадобится поддерживать клиента с помощью лекарств. Но не стоит исключать психосоциальные причины патологии: опыт отношений со значимыми людьми, общение в семье, условия развития человека, особенности его психики.
Представим ситуацию: родители подростка пытаются понять, почему у него возникла депрессия. Они считают, что для расстройства нет оснований, ведь у них хорошая семья, дома было все в порядке, и в школе никаких проблем.
Представим ситуацию: родители подростка пытаются понять, почему у него возникла депрессия. Они считают, что для расстройства нет оснований, ведь у них хорошая семья, дома было все в порядке, и в школе никаких проблем.
Отношения в семье и состояние подростка, которое замечают родители, — это психосоциальный фактор. С ним тоже может быть не все в порядке, даже если взрослые считают иначе. Но что важнее, они игнорируют еще один важный фактор возникновения депрессии — биологический. В организме происходят внутренние процессы, которые развиваются по собственным законам и тоже влияют на состояние клиента. И тогда, даже если кажется, что человек благополучен и на первый взгляд у него все в порядке, у него может быть психическое расстройство.
Отношения в семье и состояние подростка, которое замечают родители, — это психосоциальный фактор. С ним тоже может быть не все в порядке, даже если взрослые считают иначе. Но что важнее, они игнорируют еще один важный фактор возникновения депрессии — биологический. В организме происходят внутренние процессы, которые развиваются по собственным законам и тоже влияют на состояние клиента. И тогда, даже если кажется, что человек благополучен и на первый взгляд у него все в порядке, у него может быть психическое расстройство.
Что нужно уметь, чтобы быть эффективным клиническим психологом
Ключевые умения и навыки клинического психолога делятся на две большие категории.
Ключевые умения и навыки клинического психолога делятся на две большие категории.
Первая группа — навыки, которые нужны, чтобы изучить состояние клиента и определить его патологию. Для этого клиническому психологу нужны диагностические методы. Он должен уметь вести клиническую беседу, грамотно наблюдать, проводить тестирования и эксперименты.
Первая группа — навыки, которые нужны, чтобы изучить состояние клиента и определить его патологию. Для этого клиническому психологу нужны диагностические методы. Он должен уметь вести клиническую беседу, грамотно наблюдать, проводить тестирования и эксперименты.
Что клинический психолог может исследовать в состоянии клиента:
Что клинический психолог может исследовать в состоянии клиента:
Основные психические функции: внимание, мышление, память. Некоторые психические расстройства нарушают их, поэтому необходимо установить, не нарушена ли, например, память клиента. Это поможет выявить патологию.
Личностные особенности человека. Иногда с психическими функциями все в порядке, но клиент испытывает трудности, например, в общении или в работе. Чтобы понять причину, клинический психолог должен обратиться к личности, разобраться, что человек думает о себе, как взаимодействует с окружающими, как привык справляться с трудностями, и так далее.
Специфические состояния человека. Например, он мог попасть под чье-то влияние — как тогда понять, что клиента вынудили на какие-то действия? Или состояние аффекта: понимал ли человек их последствия? Эффективный клинический психолог может определить с помощью навыков диагностики.
Диагностические навыки помогают клиническому психологу различать психические расстройства. Он ориентируется на известные ему клинические проявления патологий и может точнее подбирать способы работы с клиентом. Без специфических знаний клинической психологии психолог-консультант не сможет определить расстройство и подобрать подходящую помощь человеку.
Диагностические навыки помогают клиническому психологу различать психические расстройства. Он ориентируется на известные ему клинические проявления патологий и может точнее подбирать способы работы с клиентом. Без специфических знаний клинической психологии психолог-консультант не сможет определить расстройство и подобрать подходящую помощь человеку.
Например, клиент жалуется на панические атаки. Это и правда могут быть они, а может — генерализованное тревожное расстройство. А может быть, это вообще не расстройство. Люди склонны самостоятельно ставить себе диагнозы и находить им подтверждение. Клинический психолог опирается на свои знания и использует разные методы, чтобы правильно диагностировать состояние клиента: задает вопросы, дает задания, проводит эксперименты. От диагностики будет зависеть лечение и помощь.
Например, клиент жалуется на панические атаки. Это и правда могут быть они, а может — генерализованное тревожное расстройство. А может быть, это вообще не расстройство. Люди склонны самостоятельно ставить себе диагнозы и находить им подтверждение. Клинический психолог опирается на свои знания и использует разные методы, чтобы правильно диагностировать состояние клиента: задает вопросы, дает задания, проводит эксперименты. От диагностики будет зависеть лечение и помощь.
Когда клинический психолог установил, что перед ним, например, человек с депрессией, ему важно понять, что с этим человеком делать дальше, как ему помогать. Это и есть вторая группа навыков — те, которые напрямую касаются помощи, клиенту. Этот процесс называется интервенцией.
Когда клинический психолог установил, что перед ним, например, человек с депрессией, ему важно понять, что с этим человеком делать дальше, как ему помогать. Это и есть вторая группа навыков — те, которые напрямую касаются помощи, клиенту. Этот процесс называется интервенцией.
Одна из интервенций — психотерапия. Для работы с разными расстройствами клинический психолог использует психотерапевтические протоколы, которые уже доказали свою эффективность. Например, как помогать человеку в депрессии, при панических атаках, при диссоциативном расстройстве личности. Это не значит, что специалист механически повторяет одни и те же действия с разными клиентами: протокол нужно адаптировать под их индивидуальные особенности. Но при этом он опирается на план, который утвердили множеством исследований и который гарантированно помогает при патологиях.
Одна из интервенций — психотерапия. Для работы с разными расстройствами клинический психолог использует психотерапевтические протоколы, которые уже доказали свою эффективность. Например, как помогать человеку в депрессии, при панических атаках, при диссоциативном расстройстве личности. Это не значит, что специалист механически повторяет одни и те же действия с разными клиентами: протокол нужно адаптировать под их индивидуальные особенности. Но при этом он опирается на план, который утвердили множеством исследований и который гарантированно помогает при патологиях.
В то же время, если не следовать протоколам работы с конкретными расстройствами, можно сделать клиенту хуже. Например, при работе с человеком, испытывающим панические атаки, нельзя предлагать глубоко дышать или сразу же идти в места, которые он считает опасными. Такие советы могут усугубить паническое расстройство.
В то же время, если не следовать протоколам работы с конкретными расстройствами, можно сделать клиенту хуже. Например, при работе с человеком, испытывающим панические атаки, нельзя предлагать глубоко дышать или сразу же идти в места, которые он считает опасными. Такие советы могут усугубить паническое расстройство.
Клиническому психологу также нужно уметь формировать сотрудничество с клиентом. Это называется комплаенс — он нужен, чтобы заинтересовать человека в совместной работе, в лечении и соблюдении рекомендаций. Иногда клиенты избегают встреч со специалистом, отказываются соблюдать ход лечения или делают это невнимательно. Это будет влиять на состояние человека и может даже ухудшать его. Поэтому клиническому психологу важно сформировать эмоциональную связь с клиентом, помочь ему разобраться, почему он небрежно относится к совместной работе, и уделять время психообразованию.
Клиническому психологу также нужно уметь формировать сотрудничество с клиентом. Это называется комплаенс — он нужен, чтобы заинтересовать человека в совместной работе, в лечении и соблюдении рекомендаций. Иногда клиенты избегают встреч со специалистом, отказываются соблюдать ход лечения или делают это невнимательно. Это будет влиять на состояние человека и может даже ухудшать его. Поэтому клиническому психологу важно сформировать эмоциональную связь с клиентом, помочь ему разобраться, почему он небрежно относится к совместной работе, и уделять время психообразованию.
Психообразование — это тоже интервенция. Клинический психолог может разобраться в состоянии человека, выстроить схему помощи и уделять внимание именно ей. Но сам клиент не будет понимать, что с ним происходит: например, почему он не может быстро избавиться от панической атаки или почему он просыпается ночью и не может уснуть. Если не объяснить человеку его состояние, он не поймет, почему важно соблюдать ваши рекомендации, будет их нарушать. Поэтому важно поговорить доступно и доверительно, объяснить, что с ним происходит и как будет проходить лечение. Это знание поможет поддержать клиента: он разберется со своим состоянием и поймет, как себе помочь.
Психообразование — это тоже интервенция. Клинический психолог может разобраться в состоянии человека, выстроить схему помощи и уделять внимание именно ей. Но сам клиент не будет понимать, что с ним происходит: например, почему он не может быстро избавиться от панической атаки или почему он просыпается ночью и не может уснуть. Если не объяснить человеку его состояние, он не поймет, почему важно соблюдать ваши рекомендации, будет их нарушать. Поэтому важно поговорить доступно и доверительно, объяснить, что с ним происходит и как будет проходить лечение. Это знание поможет поддержать клиента: он разберется со своим состоянием и поймет, как себе помочь.
Разбор кейса: как клиническому психологу разобраться в состоянии клиента
Представим, что к клиническому психологу обратилась за помощью клиентка. Ей 30 лет, она работает на руководящей должности, состоит в отношениях, семья живет в другом городе. У клиентки есть конкретная жалоба. Она отмечает, что в начале недели она очень продуктивна, все успевает и с энтузиазмом включается в задачи, но чем ближе к выходным, тем сильнее она устает, выполняет задачи через силу. Такое состояние ее беспокоит и смущает: работа ей нравится, но три рабочих дня вместо пяти сильно выматывают. В выходные дни клиентка успевает как-то восстановиться, проводит время с партнером, они часто ходят в бары. Алкоголь помогает ей отключиться от рабочих задач, но при этом ей не нравится, что это ее единственный способ справляться со сложностями.
Представим, что к клиническому психологу обратилась за помощью клиентка. Ей 30 лет, она работает на руководящей должности, состоит в отношениях, семья живет в другом городе. У клиентки есть конкретная жалоба. Она отмечает, что в начале недели она очень продуктивна, все успевает и с энтузиазмом включается в задачи, но чем ближе к выходным, тем сильнее она устает, выполняет задачи через силу. Такое состояние ее беспокоит и смущает: работа ей нравится, но три рабочих дня вместо пяти сильно выматывают. В выходные дни клиентка успевает как-то восстановиться, проводит время с партнером, они часто ходят в бары. Алкоголь помогает ей отключиться от рабочих задач, но при этом ей не нравится, что это ее единственный способ справляться со сложностями.
Информации для диагностики немного: конкретный симптом лишь один — у клиентки в течение недели меняется продуктивность. Неклинический психолог может составить общие гипотезы. Они имеют право на существование, потому что иногда запрос клиента — это именно то, о чем он говорит, и то, с чем психолог будет работать. Но любое предположение требует подтверждения.
Информации для диагностики немного: конкретный симптом лишь один — у клиентки в течение недели меняется продуктивность. Неклинический психолог может составить общие гипотезы. Они имеют право на существование, потому что иногда запрос клиента — это именно то, о чем он говорит, и то, с чем психолог будет работать. Но любое предположение требует подтверждения.
Первая общая гипотеза — проблемы мотивации. Возможно, клиентке на самом деле не нравится ее работа, и несмотря на то, что ее вроде бы все устраивает, что-то на самом деле идет не так. У нее может быть склонность к перфекционизму, и она ставит себе нереалистичные цели. Возможно, у нее есть проблемы с конкуренцией на работе, и ей приходится постоянно подтверждать, что у нее есть право занимать эту должность. Можно выбрать это направление для работы и попробовать найти подтверждение этой гипотезе.
С другой стороны, у клиентки могут быть сложности с самоорганизацией. Возможно, ей нужен не психолог, а тренер по тайм-менеджменту или коуч. Она может сильно уставать, потому что ставит себе неадекватно большие задачи, плохо отдыхает, и у нее закономерно заканчиваются силы к концу недели. Тогда ей нужно разобраться с объемом задач, научиться делегировать и правильно распределять время.
Возможен семейный контекст проблемы: клиентку тяготят взаимоотношения с партнером. На выходных они ходят в бары и выпивают — это может ее угнетать, поэтому к концу недели она чувствует упадок сил. Возможно, ей хотелось бы предложить другие варианты общения и отдыха, но партнер этого не принимает.
Эти общие гипотезы исходят из знаний психологии и здравого смысла, но они не дают ответы на все вопросы. Что на самом деле происходит с клиенткой, почему есть такая динамика? Тут помогут клинические гипотезы:
Эти общие гипотезы исходят из знаний психологии и здравого смысла, но они не дают ответы на все вопросы. Что на самом деле происходит с клиенткой, почему есть такая динамика? Тут помогут клинические гипотезы:
Можно разобраться, есть ли у клиентки нарушения внимания и работоспособности. Возможно, она не просто устает, а на самом деле у нее сужен объем воспринимаемой информации, есть нарушения внимания и памяти. С этим поможет патопсихологическая диагностика.
Если у нее все в порядке с вниманием, возможно, речь идет о расстройстве настроения. Тогда нужно отслеживать колебания активности, энергии, искать закономерности подъема и спада настроения.
Кроме того, причиной состояние клиентки может быть вообще вся эта ситуация. У нее может быть расстройство настроения в легкой форме, но усугублять его будут внешние факторы в виде партнера, алкоголя и работы. Тогда нужно работать комплексно, возможно, с поддержкой в виде медицинских препаратов. Если у клинического психолога нет медицинского образования, за этим можно обратиться к врачу-психиатру.

Наш курс «Клиническая психология»

Профессионально помогайте людям с психическими расстройствами, изучив современную теорию и освоив практику на интерактивном онлайн-курсе.
По окончании курса вы получаете диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Клинический психолог» и правом ведения профессиональной деятельности.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь