База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
как стать клиническим психологом
прочитаете за 12 минут

Как стать успешным клиническим психологом

11.07.2023
Организация практики
Чтобы отличать норму от патологии и работать с расстройствами, клиническому психологу необходимы специальные знания и навыки. Рассказываем, как они связаны с междисциплинарностью клинической психологии и что именно нужно уметь специалисту, чтобы эффективно помогать пациентам.
Чтобы отличать норму от патологии и работать с расстройствами, клиническому психологу необходимы специальные знания и навыки. Рассказываем, как они связаны с междисциплинарностью клинической психологии и что именно нужно уметь специалисту, чтобы эффективно помогать пациентам.

Чем занимается клинический психолог

Клинический психолог изучает, как психика и поведение человека должны развиваться в норме и что с ними происходит при патологии. Он исследует, как образуются и проявляются психические расстройства, как меняют мышление, что может происходить с людьми и какими методами эффективнее корректировать эти состояния. Патологии проявляются у людей по-разному, поэтому каждый случай нужно исследовать индивидуально.
Клинический психолог изучает, как психика и поведение человека должны развиваться в норме и что с ними происходит при патологии. Он исследует, как образуются и проявляются психические расстройства, как меняют мышление, что может происходить с людьми и какими методами эффективнее корректировать эти состояния. Патологии проявляются у людей по-разному, поэтому каждый случай нужно исследовать индивидуально.
Чтобы составить полную картину ситуации клиента, диагностировать его состояние и найти подходящий способ помощи, и нужен клинический психолог. Он соединяет знания из разных сфер и может разобраться, что происходит с пациентом, объяснить это ему или его семье и эффективно помочь.
Чтобы составить полную картину ситуации клиента, диагностировать его состояние и найти подходящий способ помощи, и нужен клинический психолог. Он соединяет знания из разных сфер и может разобраться, что происходит с пациентом, объяснить это ему или его семье и эффективно помочь.

Что нужно знать эффективному клиническому психологу

Качественное образование по клинической психологии соединяет медицинские знания, социальные и общепсихологические модели и теории. Поэтому клинический психолог учитывает взаимосвязь всех факторов, которые могут воздействовать на человека: его внутренних биологических особенностей, психики и влияния окружения. Только так можно составить полную картину и подобрать подходящий способ лечения.
Качественное образование по клинической психологии соединяет медицинские знания, социальные и общепсихологические модели и теории. Поэтому клинический психолог учитывает взаимосвязь всех факторов, которые могут воздействовать на человека: его внутренних биологических особенностей, психики и влияния окружения. Только так можно составить полную картину и подобрать подходящий способ лечения.
Биопсихосоциальная модель — самый современный взгляд на происходящее с человеком. Если исключить один из факторов, можно упустить важную информацию и подобрать неподходящий способ помощи. Работать с медицинскими особенностями человека и состоянием его здоровья полезно, уделять внимание тому, каким человек родился, есть ли особенности строения мозга. Возможно, понадобится поддерживать клиента с помощью лекарств. Но не стоит исключать психосоциальные причины патологии: опыт отношений со значимыми людьми, общение в семье, условия развития человека, особенности психики.
Биопсихосоциальная модель — самый современный взгляд на происходящее с человеком. Если исключить один из факторов, можно упустить важную информацию и подобрать неподходящий способ помощи. Работать с медицинскими особенностями человека и состоянием его здоровья полезно, уделять внимание тому, каким человек родился, есть ли особенности строения мозга. Возможно, понадобится поддерживать клиента с помощью лекарств. Но не стоит исключать психосоциальные причины патологии: опыт отношений со значимыми людьми, общение в семье, условия развития человека, особенности психики.
Представим ситуацию. Родители подростка пытаются понять, почему у него возникла депрессия. Взрослые считают, что для расстройства нет оснований, ведь у них хорошая семья, дома все в порядке, в школе никаких проблем.
Представим ситуацию. Родители подростка пытаются понять, почему у него возникла депрессия. Взрослые считают, что для расстройства нет оснований, ведь у них хорошая семья, дома все в порядке, в школе никаких проблем.
Отношения в семье и состояние подростка, которое замечают родители, — это психосоциальный фактор. С ним может быть не все в порядке, даже если взрослые считают иначе. Но что важнее, они игнорируют еще один важный фактор возникновения депрессии — биологический. В организме происходят внутренние процессы, которые развиваются по собственным законам и тоже влияют на состояние клиента. И тогда, даже если кажется, что человек благополучен и на первый взгляд все в порядке, у него может быть психическое расстройство.
Отношения в семье и состояние подростка, которое замечают родители, — это психосоциальный фактор. С ним может быть не все в порядке, даже если взрослые считают иначе. Но что важнее, они игнорируют еще один важный фактор возникновения депрессии — биологический. В организме происходят внутренние процессы, которые развиваются по собственным законам и тоже влияют на состояние клиента. И тогда, даже если кажется, что человек благополучен и на первый взгляд все в порядке, у него может быть психическое расстройство.
Какие знания нужны клиническому психологу

Знания, необходимые клиническому психологу

Знания, необходимые клиническому психологу

Зачем изучать клиническую психологию тем, кто не работает с расстройствами? Рассказали в мини-курсе «Пять причин стать клиническим психологом». Узнаете, почему эта профессия востребована, как переподготовка влияет на работу с клиентами и как стать специалистом в этой области

Что нужно уметь, чтобы быть эффективным клиническим психологом

Ключевые умения и навыки клинического психолога делятся на две большие категории.
Ключевые умения и навыки клинического психолога делятся на две большие категории.
Первая группа — навыки, которые нужны, чтобы изучить состояние клиента и определить его патологию. Для этого клиническому психологу нужны диагностические методы. Он должен уметь вести клиническую беседу, грамотно наблюдать, проводить тестирования и эксперименты.
Первая группа — навыки, которые нужны, чтобы изучить состояние клиента и определить его патологию. Для этого клиническому психологу нужны диагностические методы. Он должен уметь вести клиническую беседу, грамотно наблюдать, проводить тестирования и эксперименты.
Что клинический психолог может исследовать в состоянии клиента:
Что клинический психолог может исследовать в состоянии клиента:
Основные психические функции: внимание, мышление, память. Некоторые психические расстройства нарушают их, поэтому необходимо установить, не нарушена ли, например, память клиента. Это поможет выявить патологию.
Личностные особенности человека. Иногда с психическими функциями все в порядке, но клиент испытывает трудности в общении или в работе. Чтобы понять причину, клинический психолог должен обратиться к личности, разобраться, что человек думает о себе, как взаимодействует с окружающими, как привык справляться с трудностями.
Специфические состояния человека. Например, он мог попасть под чье-то влияние — как тогда понять, что клиента вынудили на какие-то действия? Или состояние аффекта: понимал ли человек последствия?
Диагностические навыки помогают клиническому психологу различать психические расстройства. Он ориентируется на известные ему клинические проявления патологий и может точнее подбирать способы работы с клиентом. Без специфических знаний клинической психологии специалиста не сможет определить расстройство и подобрать подходящую помощь человеку.
Диагностические навыки помогают клиническому психологу различать психические расстройства. Он ориентируется на известные ему клинические проявления патологий и может точнее подбирать способы работы с клиентом. Без специфических знаний клинической психологии специалиста не сможет определить расстройство и подобрать подходящую помощь человеку.
К примеру, клиент жалуется на панические атаки. Это и правда могут быть они, а может — генерализованное тревожное расстройство. Или вообще не расстройство. Люди склонны самостоятельно ставить себе диагнозы и находить им подтверждение. Клинический психолог опирается на знания и использует разные методы, чтобы правильно диагностировать состояние клиента: задает вопросы, дает задания, проводит эксперименты. От диагностики будет зависеть лечение и помощь.
К примеру, клиент жалуется на панические атаки. Это и правда могут быть они, а может — генерализованное тревожное расстройство. Или вообще не расстройство. Люди склонны самостоятельно ставить себе диагнозы и находить им подтверждение. Клинический психолог опирается на знания и использует разные методы, чтобы правильно диагностировать состояние клиента: задает вопросы, дает задания, проводит эксперименты. От диагностики будет зависеть лечение и помощь.
Когда клинический психолог установил, что перед ним, например, человек с депрессией, важно понять, что делать дальше, как ему помогать. Вторая группа навыков напрямую касается помощи клиенту. Этот процесс называется интервенцией.
Когда клинический психолог установил, что перед ним, например, человек с депрессией, важно понять, что делать дальше, как ему помогать. Вторая группа навыков напрямую касается помощи клиенту. Этот процесс называется интервенцией.
Одна из интервенций — психотерапия. Для работы с разными расстройствами клинический психолог использует психотерапевтические протоколы, которые доказали свою эффективность. Например, как помогать человеку в депрессии, при панических атаках, при диссоциативном расстройстве личности. Это не значит, что специалист механически повторяет одни и те же действия с разными клиентами: протокол нужно адаптировать под индивидуальные особенности. Но при этом он опирается на план, который утвердили множеством исследований и который гарантированно помогает при патологиях.
Одна из интервенций — психотерапия. Для работы с разными расстройствами клинический психолог использует психотерапевтические протоколы, которые доказали свою эффективность. Например, как помогать человеку в депрессии, при панических атаках, при диссоциативном расстройстве личности. Это не значит, что специалист механически повторяет одни и те же действия с разными клиентами: протокол нужно адаптировать под индивидуальные особенности. Но при этом он опирается на план, который утвердили множеством исследований и который гарантированно помогает при патологиях.
Если не следовать протоколам работы с конкретными расстройствами, можно сделать клиенту хуже. При работе с человеком, испытывающим панические атаки, нельзя предлагать глубоко дышать или сразу же идти в места, которые он считает опасными. Такие советы могут усугубить паническое расстройство.
Если не следовать протоколам работы с конкретными расстройствами, можно сделать клиенту хуже. При работе с человеком, испытывающим панические атаки, нельзя предлагать глубоко дышать или сразу же идти в места, которые он считает опасными. Такие советы могут усугубить паническое расстройство.
Клиническому психологу нужно уметь формировать сотрудничество с клиентом. Это называется комплаенс — он нужен, чтобы заинтересовать человека в совместной работе, в лечении и соблюдении рекомендаций. Иногда клиенты избегают встреч со специалистом, отказываются соблюдать ход лечения или делают это невнимательно, что может ухудшать состояние человека. Поэтому клиническому психологу важно сформировать эмоциональную связь с клиентом, помочь разобраться, почему он небрежно относится к совместной работе, и уделять время психообразованию.
Клиническому психологу нужно уметь формировать сотрудничество с клиентом. Это называется комплаенс — он нужен, чтобы заинтересовать человека в совместной работе, в лечении и соблюдении рекомендаций. Иногда клиенты избегают встреч со специалистом, отказываются соблюдать ход лечения или делают это невнимательно, что может ухудшать состояние человека. Поэтому клиническому психологу важно сформировать эмоциональную связь с клиентом, помочь разобраться, почему он небрежно относится к совместной работе, и уделять время психообразованию.
Психообразование — это тоже интервенция. Клинический психолог разбирается в состоянии человека, выстраивает схему помощи и уделяет внимание именно ей. Но сам клиент не будет понимать, почему не может быстро избавиться от панической атаки или почему просыпается ночью и не может уснуть. Если не объяснить человеку его состояние, он не поймет, почему важно соблюдать рекомендации, будет их нарушать. Поэтому важно поговорить доступно и доверительно, объяснить, что происходит и как будет проходить лечение. Это знание поможет поддержать клиента: он разберется со своим состоянием и поймет, как себе помочь.
Психообразование — это тоже интервенция. Клинический психолог разбирается в состоянии человека, выстраивает схему помощи и уделяет внимание именно ей. Но сам клиент не будет понимать, почему не может быстро избавиться от панической атаки или почему просыпается ночью и не может уснуть. Если не объяснить человеку его состояние, он не поймет, почему важно соблюдать рекомендации, будет их нарушать. Поэтому важно поговорить доступно и доверительно, объяснить, что происходит и как будет проходить лечение. Это знание поможет поддержать клиента: он разберется со своим состоянием и поймет, как себе помочь.

Что входит в диагностику и интервенцию работы клинического психолога

Что входит в диагностику и интервенцию работы клинического психолога

Как клиническому психологу разобраться в состоянии клиента: разбор кейса

Представим, что к клиническому психологу обратилась за помощью клиентка. Ей 30 лет, работает на руководящей должности, состоит в отношениях, семья живет в другом городе.
Представим, что к клиническому психологу обратилась за помощью клиентка. Ей 30 лет, работает на руководящей должности, состоит в отношениях, семья живет в другом городе.
У клиентки есть конкретная жалоба: в начале недели она очень продуктивна, все успевает и с энтузиазмом включается в задачи, но чем ближе к выходным, тем сильнее устает, выполняет задачи через силу. Такое состояние беспокоит и смущает: работа ей нравится, но три рабочих дня вместо пяти сильно выматывают. В выходные дни клиентка успевает восстановиться, проводит время с партнером, они часто ходят в бары. Алкоголь помогает отключиться от рабочих задач, но при этом не нравится, что это ее единственный способ справляться со сложностями.
У клиентки есть конкретная жалоба: в начале недели она очень продуктивна, все успевает и с энтузиазмом включается в задачи, но чем ближе к выходным, тем сильнее устает, выполняет задачи через силу. Такое состояние беспокоит и смущает: работа ей нравится, но три рабочих дня вместо пяти сильно выматывают. В выходные дни клиентка успевает восстановиться, проводит время с партнером, они часто ходят в бары. Алкоголь помогает отключиться от рабочих задач, но при этом не нравится, что это ее единственный способ справляться со сложностями.
Информации для диагностики немного: конкретный симптом лишь один — у клиентки в течение недели меняется продуктивность. Неклинический психолог может составить общие гипотезы. Они имеют право на существование, потому что иногда запрос клиента — это именно то, о чем он говорит, и то, с чем психолог будет работать. Но любое предположение требует подтверждения.
Информации для диагностики немного: конкретный симптом лишь один — у клиентки в течение недели меняется продуктивность. Неклинический психолог может составить общие гипотезы. Они имеют право на существование, потому что иногда запрос клиента — это именно то, о чем он говорит, и то, с чем психолог будет работать. Но любое предположение требует подтверждения.
Первая общая гипотеза — проблемы мотивации. Возможно, клиентке на самом деле не нравится работа, и хотя ее вроде бы все устраивает, что-то на самом деле идет не так. У девушки может быть склонность к перфекционизму, и она ставит себе нереалистичные цели. Возможно, на работе большая конкуренция, где приходится постоянно подтверждать, что у нее есть право занимать должность. Можно выбрать это направление для работы и попробовать найти подтверждение гипотезе.
С другой стороны, у клиентки могут быть сложности с самоорганизацией. Возможно, ей нужен не психолог, а тренер по тайм-менеджменту или коуч. Она может сильно уставать, потому что ставит себе неадекватно большие задачи, плохо отдыхает, и силы к концу недели закономерно заканчиваются. Тогда нужно разобраться с объемом задач, научиться делегировать и правильно распределять время.
Возможен семейный контекст проблемы: клиентку тяготят взаимоотношения с партнером. На выходных они ходят в бары и выпивают — это может угнетать, поэтому к концу недели чувствуется упадок сил. Возможно, ей хотелось бы предложить другие варианты общения и отдыха, но партнер не принимает.
Общие гипотезы исходят из знаний психологии и здравого смысла, но они не дают ответы на все вопросы. Что на самом деле происходит с клиенткой, почему есть такая динамика? Тут помогут клинические гипотезы:
Общие гипотезы исходят из знаний психологии и здравого смысла, но они не дают ответы на все вопросы. Что на самом деле происходит с клиенткой, почему есть такая динамика? Тут помогут клинические гипотезы:
Можно разобраться, есть ли у клиентки нарушения внимания и работоспособности. Возможно, она не просто устает, а на самом деле сужен объем воспринимаемой информации, есть нарушения внимания и памяти. С этим поможет патопсихологическая диагностика.
Если все в порядке с вниманием, возможно, речь идет о расстройстве настроения. Тогда нужно отслеживать колебания активности, энергии, искать закономерности подъема и спада настроения.
Кроме того, причиной состояния клиентки может быть вся ситуация в целом. У нее может быть расстройство настроения в легкой форме, но усугублять его будут внешние факторы в виде партнера, алкоголя и работы. Тогда нужно работать комплексно, возможно, с поддержкой в виде медицинских препаратов. Если у клинического психолога нет медицинского образования, стоит направить пациентку к врачу-психиатру.

Наш курс «Клиническая психология»

Профессионально помогайте людям с психическими расстройствами, изучив современную теорию и освоив практику на интерактивном онлайн-курсе.
По окончании курса вы получаете диплом о переподготовке с присвоением квалификации «Клинический психолог» и правом ведения профессиональной деятельности.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь