База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
как нарративная практика работает с группами
прочитаете за 20 минут

Как нарративная практика работает с группами. Примеры

23.08.2022
«Дерево жизни» и еще три способа нарративной работы с сообществами
Работа с клиентом
Нарративная практика — психотерапевтический подход, который помогает людям укреплять предпочитаемые жизненные истории, противостоять проблемным историям и более полно воплощать свои ценности и смыслы. Подход можно применять не только в индивидуальной работе, но и с группами, которые переживают потрясения и проходят через сложные жизненные ситуации — например, угнетение, войны, политические конфликты.
Нарративная практика — психотерапевтический подход, который помогает людям укреплять предпочитаемые жизненные истории, противостоять проблемным историям и более полно воплощать свои ценности и смыслы. Подход можно применять не только в индивидуальной работе, но и с группами, которые переживают потрясения и проходят через сложные жизненные ситуации — например, угнетение, войны, политические конфликты.
В этой статье Инга Грин, нарративный практик, автор и ведущая курса ___«Нарративная практика», делится техниками коллективной работы в этом подходе. Вы можете попробовать выполнить их самостоятельно, с близкими людьми или клиентами. Вы узнаете:
Что такое коллективные нарративные практики
Это особый способ работы с группами людей, которые испытывают конкретные страдания: переживают негативные эффекты катастроф, военных действий, вынужденного переселения, социальной несправедливости и других чрезвычайных обстоятельств. Такая работа не похожа ни на групповую психотерапию, ни на тренинги, ни на образовательные проекты или другие мероприятия.
В условиях, когда страдает много людей, и каждому из них нужна помощь здесь и сейчас, кабинетная психотерапия и индивидуальная работа неэффективны. Коллективные практики позволяют им помочь и предлагают людям рассказывать истории так, чтобы они становились сильнее, а не ощущали себя жертвами.
Это особый способ работы с группами людей, которые испытывают конкретные страдания: переживают негативные эффекты катастроф, военных действий, вынужденного переселения, социальной несправедливости и других чрезвычайных обстоятельств. Такая работа не похожа ни на групповую психотерапию, ни на тренинги, ни на образовательные проекты или другие мероприятия.
В условиях, когда страдает много людей, и каждому из них нужна помощь здесь и сейчас, кабинетная психотерапия и индивидуальная работа неэффективны. Коллективные практики позволяют им помочь и предлагают людям рассказывать истории так, чтобы они становились сильнее, а не ощущали себя жертвами.
Люди обладают властью конструировать значение собственных жизней, и возвращение им этой власти, этого права, является важной частью нарративной практики. Люди сами могут придавать смысл событиям, которые они проживают, о которых рассказывают и вспоминают вместе с другими.
Задача коллективной нарративной практики звучит так же, как в индивидуальной работе, — пересочинение истории в опоре на ценности. Она объединяет сообщество и позволяет использовать его возможности к самоисцелению. Поэтому в такой работе большое внимание уделяется культуре, фольклору, языку — пословицам, поговоркам, крылатым выражениям конкретного этноса, — а также обычаям, привычкам, творчеству и искусству внутри этого сообщества. Это опора будущей практики, приспособленной или специально созданной к этой группе людей.
Чаще всего коллективные нарративные практики задействуют арт-терапевтический подход. Его цель — чтобы в ходе практики сообщество и каждый человек могли рассказать свою историю; способности к рисованию при этом не важны. Такой подход позволяет работать даже с детьми и подростками — теми, кто в любой страшной ситуации оказываются самыми уязвимыми и не способны себя защитить.
Задача коллективной нарративной практики звучит так же, как в индивидуальной работе, — пересочинение истории в опоре на ценности. Она объединяет сообщество и позволяет использовать его возможности к самоисцелению. Поэтому в такой работе большое внимание уделяется культуре, фольклору, языку — пословицам, поговоркам, крылатым выражениям конкретного этноса, — а также обычаям, привычкам, творчеству и искусству внутри этого сообщества. Это опора будущей практики, приспособленной или специально созданной к этой группе людей.
Чаще всего коллективные нарративные практики задействуют арт-терапевтический подход. Его цель — чтобы в ходе практики сообщество и каждый человек могли рассказать свою историю; способности к рисованию при этом не важны. Такой подход позволяет работать даже с детьми и подростками — теми, кто в любой страшной ситуации оказываются самыми уязвимыми и не способны себя защитить.
Как появились коллективные нарративные практики
Нарративная практика как подход появилась из социальной работы его основателей Майкла Уайта и Дэвида Эпстона. Они много лет работали с группами детей и взрослых, семьями, маргинализованными сообществами с разными проблемами — последствиями насилия и травм, психическими расстройствами. В 1980—1990 годах они развивали антиколонизаторские практики в отношении коренных народов Австралии, желая дать голос угнетенным и притесненным сообществам и группам.
Нарративная практика как подход появилась из социальной работы его основателей Майкла Уайта и Дэвида Эпстона. Они много лет работали с группами детей и взрослых, семьями, маргинализованными сообществами с разными проблемами — последствиями насилия и травм, психическими расстройствами. В 1980—1990 годах они развивали антиколонизаторские практики в отношении коренных народов Австралии, желая дать голос угнетенным и притесненным сообществам и группам.
Впервые полноценную коллективную нарративную практику ___провели в 1991 году. В то время австралийское общество испытывало сильные потрясения, пересматривая свои отношения с коренным населением страны. Полицейский режим, господствующий в стране в XX веке, привели к тому, что многие австралийцы, в том числе дети, умерли в тюрьмах. Королевская ___комиссия по расследованию случаев смерти аборигенов в заключении официально принесла извинения коренному населению страны и всем семьям, потерявшим своих родственников.
Тима Аджиус, руководитель службы охраны здоровья аборигенов Южной Австралии, сам коренной австралиец, тогда получил задачу найти или разработать культурно уместные способы реагировать на горе. Вместе с нарративным практиком Барбарой Уингард, тоже коренной австралийкой, Аджиус организовал встречу семей, потерявших родных в тюрьмах. На этой встрече в большом городском парке нашлось место каждому человеку, переживающему потерю близкого, каждый смог выразить свою беду.
Тима Аджиус, руководитель службы охраны здоровья аборигенов Южной Австралии, сам коренной австралиец, тогда получил задачу найти или разработать культурно уместные способы реагировать на горе. Вместе с нарративным практиком Барбарой Уингард, тоже коренной австралийкой, Аджиус организовал встречу семей, потерявших родных в тюрьмах. На этой встрече в большом городском парке нашлось место каждому человеку, переживающему потерю близкого, каждый смог выразить свою беду.
Это событие положило начало оформлению в нарративной практике такого способа работы с сообществами. Он открывал возможность для высказывания каждого человека и для особого перерассказывания жизненного опыта. По итогам встречи редакция ___Далвич-центра опубликовала ___статью «Возвращая себе наши истории, возвращая себе наши жизни» («Reclaiming our stories, reclaiming our lives») — и потеряла треть подписчиков. Однако спустя 16 лет именно эта публикация была признана исторической вехой — началом существования коллективных нарративных практик.
Виды коллективных нарративных практик
«Дерево жизни»
Задача человека в этой практике — нарисовать дерево со стволом, ветками и корнями. В каждый элемент дерева рисующий вкладывает определенный смысл, частичку своей истории:
Задача человека в этой практике — нарисовать дерево со стволом, ветками и корнями. В каждый элемент дерева рисующий вкладывает определенный смысл, частичку своей истории:
Корни — это рассказ о том, откуда человек родом, кто его семья и близкие люди, кто учил его тому, что он знает, что окружало его дома
Ствол — его умения, которые помогают выживать и не сдаваться в тяжелых ситуациях, которых не было бы без корня дерева
Ветви — это мечты, надежды и желания человека, история о том, как они возникли и с кем связаны; они растут из ствола
Листья — значимые для человека люди, живые и нет, и так далее
Затем все участники группы объединяют свои деревья в Лес жизни. Они могут придумать историю их сообщества и видеть в этом образе себя. Как и деревья, все члены группы разные, непохожие друг на друга. Но если приходит гроза или пожар, все они пытаются устоять. Сильный ветер может сломать ветки или даже целое дерево, но само дерево в этом не виновато в произошедшем. Эта мысль-сравнение себя с деревом отзывается в сознании как взрослых, так и детей.
Затем все участники группы объединяют свои деревья в Лес жизни. Они могут придумать историю их сообщества и видеть в этом образе себя. Как и деревья, все члены группы разные, непохожие друг на друга. Но если приходит гроза или пожар, все они пытаются устоять. Сильный ветер может сломать ветки или даже целое дерево, но само дерево в этом не виновато в произошедшем. Эта мысль-сравнение себя с деревом отзывается в сознании как взрослых, так и детей.
Эту практику ___разработали два специалиста — Дэвид Дэнборо из Далвич-центра, Австралия, и Нказело Нкубе, Зимбабве. Они хотели помочь детям, которые стали сиротами в результате эпидемии СПИДа в Южной Африке. Они жили на улице, страдали от голода, насилия, злоупотреблений, других лишений. Специалистам нужно было создать безопасный контекст, в котором дети могли бы говорить о прожитом опыте, не ретравматизироваться и восстановить контакт с предпочитаемой идентичностью. Поэтому в практике сделан упор на сильные стороны человека, а не на его страдания.
Сейчас «Дерево жизни» — одна из самых популярных методик для нарративной работы с сообществами. Существует множество ее вариаций: например, для работы с матерями маленьких детей, которые переживают сложный период и вынуждены сталкиваться с дополнительными вызовами современного мира; для работы с людьми с тяжелыми диагнозами или другими жизненными обстоятельствами.
Сейчас «Дерево жизни» — одна из самых популярных методик для нарративной работы с сообществами. Существует множество ее вариаций: например, для работы с матерями маленьких детей, которые переживают сложный период и вынуждены сталкиваться с дополнительными вызовами современного мира; для работы с людьми с тяжелыми диагнозами или другими жизненными обстоятельствами.
«Воздушный змей жизни»
В этой практике человек рисует воздушного змея — такого, который ему нравится. Внутри змея он записывает важные вещи, как в технике «Дерево жизни»: откуда он, какие у него есть способности и умения, кто его окружает, что дали ему эти люди, какие у него есть сильные стороны, что помогает ему не сдаваться и так далее. Затем вся группа из своих рисунков создает облако змеев — сообщество разных, но в то же время объединенных культурой людей.
В метафоре воздушного змея лежит следующий смысл:
В этой практике человек рисует воздушного змея — такого, который ему нравится. Внутри змея он записывает важные вещи, как в технике «Дерево жизни»: откуда он, какие у него есть способности и умения, кто его окружает, что дали ему эти люди, какие у него есть сильные стороны, что помогает ему не сдаваться и так далее. Затем вся группа из своих рисунков создает облако змеев — сообщество разных, но в то же время объединенных культурой людей.
В метафоре воздушного змея лежит следующий смысл:
Змей парит в воздухе, поднимается и снижается, ловит ветер, который удерживает его над землей, — как и человек балансирует между жизненными обстоятельствами
Каждого змея держит веревка, она не дает ему оторваться и улететь далеко — так и культура, корни удерживают человека, чтобы он не терялся в мире, сохранял знание о себе
Каждый змей имеет особую форму и цвет — они отражают разнообразие в сообществе людей, которые и не должны быть одинаковыми. Однако им всем нужны одинаковые вещи: веревка, которая не даст улететь, и ветер, который поможет удержать баланс и не упасть. А значит, и разные люди могут найти общее.
Этот метод разрабатывался для сообщества мигрантов из Шри-Ланки, которые переселились в Торонто и столкнулись с межпоколенческим конфликтом. Взрослая часть сообщества принесла с собой в новое место свою культуру, а вот их дети и внуки уже адаптировались к новому сообществу в Канаде. Они не совпадали в интересах, ценностях, планах на будущее, им не о чем было говорить. Это создало разрыв, который потребовал помощи со стороны. Нарративные практики предложили поискать в культуре жителей Шри-Ланки метафору, которая могла бы помочь людям разных поколений объединиться. Ею стал запуск воздушного змея — популярный семейный досуг, в который делал свой вклад каждый член семьи, и все вместе они радовались, видя парящую фигуру в небе. Так родилась методика и ее название.
Практика «Воздушного змея» активно применяется как на самой Шри-Ланке, так и во всем мире. Методика позволяет создать условия для наполнения, развития и насыщения предпочитаемой истории человека.
Практика «Воздушного змея» активно применяется как на самой Шри-Ланке, так и во всем мире. Методика позволяет создать условия для наполнения, развития и насыщения предпочитаемой истории человека.
«Команда жизни»
Название этой техники отсылает к футбольной команде. В ней тоже нужно рисовать: или футбольное поле с расположением игроков, или сам футбольный мяч, на котором человек опишет все важное для его истории.
Эта практика работает с целями — помогает вспомнить, какие у человека были цели до того, как с ним случилось травмирующее событие; какие из них уже достигнуты, что помогло их достичь. Техника помогает понять, каких людей человек бы зачислил в свою «команду жизни», на кого он мог бы опереться и кто готов ему помочь: — близкие, родственники, педагоги, герои эпоса, сказок, легенд, мифов, песен, современные персонажи или реальные люди.
Каждый участник практики собирает такую группу поддержки, которая помогает ему достигать целей. При этом он вспоминает о своих целях и подробно описывает свои сильные качества, способы действовать в ответ на давление, страх и ужас, — все то, что помогло ему справиться и выжить.
Название этой техники отсылает к футбольной команде. В ней тоже нужно рисовать: или футбольное поле с расположением игроков, или сам футбольный мяч, на котором человек опишет все важное для его истории.
Эта практика работает с целями — помогает вспомнить, какие у человека были цели до того, как с ним случилось травмирующее событие; какие из них уже достигнуты, что помогло их достичь. Техника помогает понять, каких людей человек бы зачислил в свою «команду жизни», на кого он мог бы опереться и кто готов ему помочь: — близкие, родственники, педагоги, герои эпоса, сказок, легенд, мифов, песен, современные персонажи или реальные люди.
Каждый участник практики собирает такую группу поддержки, которая помогает ему достигать целей. При этом он вспоминает о своих целях и подробно описывает свои сильные качества, способы действовать в ответ на давление, страх и ужас, — все то, что помогло ему справиться и выжить.
Методика «Команда жизни» — это адаптация «Дерева жизни» для подростков и юношей, которые оказались втянуты в военные действия и были вынуждены стать солдатами. Они не выбирали эти условия и эту работу и при этом серьезно пострадали. «Комнада жизни» помогает им вернуться, вспомнить, что было важно им до этого периода, и изменить свою жизнь. Подросткам рисовать деревья не очень интересно, а вот футбол, спорт и формирование команды — метафора, которая работает для них.
«Переход реки»
В этой технике рисовать уже необязательно, главное — максимально подробно отвечать на вопросы и описывать свою историю.
Эта метафора помогает пережить непростой переходный период: как человек буквально входит в поток со старого берега и выходит на новый:
В этой технике рисовать уже необязательно, главное — максимально подробно отвечать на вопросы и описывать свою историю.
Эта метафора помогает пережить непростой переходный период: как человек буквально входит в поток со старого берега и выходит на новый:
Сначала человек описывает свой «старый» берег — это будут опоры, которые удержат человека на ногах, не дадут ему совсем оторваться и потерять из виду оба берега. Нужно описать, как выглядит этот берег, что человек возьмет с этого берега с собой в путешествие, что из этого ему может помочь, а что помешать, и тогда это нужно оставить на берегу
Затем человеку нужно описать свое «путешествие»: как он входит в реку, как ведет себя в потоке, что его сбивает, а что удерживает на ногах, как ему разглядеть новый берег и понять, что он близко, как добраться до него
Наконец, нужно описать новый берег: как на него выбраться, как удержаться там и что поможет справляться с вызовами, на кого теперь можно опереться на этом берегу, в новой жизни.
Эту методологию разработала в Ирландии нарративный практик Тереза Хегарти для людей, пересматривающих свое отношение к алкоголю и наркотическим веществам. Метафора реки помогает объяснить переходные периоды, принять и подготовиться к неопределенности, которая неизбежно переживается теми, кто оттолкнулся от старого берега, оказался в бурном потоке и не может сразу выйти на новый берег.
Метафора реки помогает идти не в одиночестве — это ведь коллективная практика, и вокруг есть другие люди, которые тоже готовятся пересекать свою собственную реку.
Метафора реки помогает идти не в одиночестве — это ведь коллективная практика, и вокруг есть другие люди, которые тоже готовятся пересекать свою собственную реку.
Принципы, на которых основаны коллективные нарративные практики
Добровольность участия — самый главный принцип коллективной нарративной практики. Навязывать людям эту работу значит нарушать саму суть этого психотерапевтического подхода
В процессе любой коллективной практики фокус ___держится на действиях в ответ. Люди подробно и насыщенно описывают, как они действовали в ответ на несправедливое насилие, сложные условия жизни, тяготы и горе. Это помогает осознать важную мысль: они не пассивны, они откликаются на окружение и всегда действуют
В коллективных практиках люди подробно описывают умения, ценности, способности и особые знания — все, что на этом непростом пути помогало им выстоять и не давало сдаться, что заставляло их жить, несмотря ни на что
Важно обращать внимание людей на социальную историю этих умений: где они научились, кто их этому учил. В коллективных практиках много места занимает восстановление участия других людей, поэтому можно предложить людям написать письмо тем, кто сделал важный вклад в историю выживания и совладания каждого человека в этом сообществе. Когда люди пишут эти письма, они укрепляют и насыщают эти помогающие связи. Если человек, которому адресовано письмо, жив, можно отправить ему это послание, чтобы связь стала еще крепче; если нет, оно остается у адресанта и продолжает его поддерживать
Почему коллективные нарративные практики — это не групповая психотерапия
По мнению Дэвида Дэнборо, педагога и___ специалиста по работе с сообществами в Далвич-центре, коллективные нарративные практики — это скорее социальная работа с сообществами. Вот как он описывает такие практики:
Они не имеют четкой структуры и могут приспосабливаться к той реальности, в которой находятся разные сообщества, учитывать их культуру и условия жизни. Таких практик существует много: есть известные и хорошо приспосабливаемые к любым условиям, а есть созданные для работы в одной конкретной ситуации
Коллективные нарративные практики культурно разнообразны и культурно специфичны. Для работы с конкретным сообществом подбирается или специально для него создается практика, которая будет опираться на культуру ее участников. Нет смысла предлагать народу Шри-Ланки или Зимбабве те методы, которые работали, например, в Европе. Нужно воплотить особенности конкретного сообщества в практике, создать особый метод, чтобы люди понимали и воспринимали его. Он должен говорить с человеком его языком, учитывая особенности его жизни и культуры
Коллективная нарративная практика — это собрание сообщества, где входящие в него люди обсуждают и конструируют свое видение случившегося опыта, ценности, которые поддерживают это видение, способы воплощать эти ценности и планы по реализации шагов к ним. Именно таким было первое собрание в Аделаиде в 1991 году, когда нарративные практики собрали семьи, потерявшие родственников в тюрьмах, для перерассказывания своей истории
Коллективные нарративные практики ___взаимодополняемы. Это может быть не только рисование и обсуждение «Дерева жизни», например, но также и сочинение песен, включавшей важные слова, прозвучавшие во время практики. Также это нарративный театр, экстернализующие беседы, создание лиги для обсуждения и решения конкретной задачи и подбор для нее герба, ___песни, самоназвание и других укрепляющих идентичность сообщества форм. Все это способствует объединению, переживанию и пересочинению нарратива
Для коллективной нарративной практики важно ___страдание человека, но не ради него самого, не ради разговора со специалистом, а ради изменения нарратива. Это помогает думать не об ужасах того, что пережили люди, а о том, как они прошли через это и что им помогало. Это возможность для всего сообщества укреплять связи внутри него. Боль и лишения каждого человека в сообществе, все пережитое им становится социальным вкладом
Коллективные практики демократичны. Чтобы проводить их, использовать этот подход и его методы, вам не нужно быть психотерапевтом или медиком. Люди, которые искренне заинтересованы в помощи сообществам, могут обучаться этим методам и распространять их по всему миру. Поэтому этот способ работы с сообществами стремительно распространяется: люди учатся и затем развозят эти знания по своим странам, чтобы помогать другим людям
Результаты коллективных практик можно структурировать в виде своеобразного архива материалов, в котором люди, пережившие похожий опыт, собирают все, что помогло им. Любой человек может изучить этот архив, обогатить свои знания о том, как ему справиться с пережитым, и присоединиться к нему своей историей
Сюда же можно отнести составление___ документа — текстового свидетельства переживания конкретной ситуации. Люди, пережившие схожий опыт, могут говорить об этом друг с другом и составлять список ответов на конкретные вопросы, чтобы каждый человек мог найти в нем отклик свой истории.

Наш курс «Нарративная практика»

  • Познакомитесь с философией и теоретической основой нарративного подхода, чтобы практиковать осмысленно
  • Освоите инструменты нарративного подхода на практике
  • Научитесь работать с разными запросами от неуверенности в себе до последствий травмы.
При успешном прохождении курса вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца и сможете работать с клиентами в нарративном подходе.
Онлайн
Базовый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь