Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана.
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера.

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5
База знаний
Мини-курсы
Лаборатория
О компании
Сообщество выпускников
Как учиться?
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
28.04.2023
прочитаете за 11 минут
Развиваем навык концептуализации, чтобы повысить эффективность терапии
Как психологу определить настоящий запрос клиента
Психологам
Развитие практики
Чтобы эффективно помогать клиенту, психологу важно правильно понять, с чем именно нужна помощь — то есть сформулировать запрос. Это поможет точнее построить «карту» терапии, чтобы из нынешнего состояния клиента он пришел к желаемому состоянию, как из пункта, А в пункт Б. Точный запрос позволяет точнее установить задачи и цели терапии, подобрать подходящие методы и инструменты и отслеживать прогресс в терапии.
Чтобы эффективно помогать клиенту, психологу важно правильно понять, с чем именно нужна помощь — то есть сформулировать запрос. Это поможет точнее построить «карту» терапии, чтобы из нынешнего состояния клиента он пришел к желаемому состоянию, как из пункта, А в пункт Б. Точный запрос позволяет точнее установить задачи и цели терапии, подобрать подходящие методы и инструменты и отслеживать прогресс в терапии.
Умение правильно формулировать психологический запрос называется навыком концептуализации. Практикующий психолог и преподавательница «Психодемии» Елена Лаврова предлагает пять шагов, которые помогут концептуализировать проблему клиента. Этот способ можно использовать в любом психотерапевтическом подходе.
Умение правильно формулировать психологический запрос называется навыком концептуализации. Практикующий психолог и преподавательница «Психодемии» Елена Лаврова предлагает пять шагов, которые помогут концептуализировать проблему клиента. Этот способ можно использовать в любом психотерапевтическом подходе.
Есть такой анекдот:
На заводе сломался станок. Позвали специалиста: он внимательно простукал разные участки машины, потом аккуратно ударил молотком в одном месте — и все заработало.
Директор был в восторге, пока не увидел счет: десять тысяч долларов.
— Десять тысяч долларов за один удар молотком? Да вы с ума сошли!
— Нет, за удар молотком я взял 1 доллар. А за знание того, куда ударить, еще 9 999.
Хоть это и анекдот, в нем есть мораль: чтобы все заработало, важно знать, куда ударить. В контексте психологического консультирования она звучит так: чтобы эффективно работать с клиентом, важно уметь выделять главное из его речи и правильно концептуализировать проблему.
Хоть это и анекдот, в нем есть мораль: чтобы все заработало, важно знать, куда ударить. В контексте психологического консультирования она звучит так: чтобы эффективно работать с клиентом, важно уметь выделять главное из его речи и правильно концептуализировать проблему.
Первый шаг: узнать, кто из окружения вовлечен в проблемную ситуацию
На первый взгляд, все понятно: есть клиент и есть его проблема, он с ней один на один. Например, у него не получается устроиться на хорошую работу или боится публичных выступлений. Это ведь его личное дело, никто больше не принимает в этом участие.
На первый взгляд, все понятно: есть клиент и есть его проблема, он с ней один на один. Например, у него не получается устроиться на хорошую работу или боится публичных выступлений. Это ведь его личное дело, никто больше не принимает в этом участие.
  • Кто знает о вашей проблеме?
  • Как относятся к этому ваши близкие?
  • Кто помогает вам справляться с ней?
Психолог может задать клиенту вопросы:
И тогда может оказаться, что на самом деле клиенту текущая работа нравится. А вот его окружение считает, что она недостойная, никто таким не занимается, надо найти «нормальную». Выясняется, что проблема не в работе, а в давлении со стороны окружения.
И тогда может оказаться, что на самом деле клиенту текущая работа нравится. А вот его окружение считает, что она недостойная, никто таким не занимается, надо найти «нормальную». Выясняется, что проблема не в работе, а в давлении со стороны окружения.
Задача специалиста — разобраться, кто из окружения находится на стороне проблемы и поддерживает ее, а кто находится на стороне человека. Это поможет правильно сформулировать настоящую цель работы с клиентом.
Часто подобную ситуацию можно наблюдать при работе с детьми. Например, вся семья сосредоточена на том, что ребенок плохо себя ведет, и считает его поведение проблемой. Но настоящая проблема может заключаться в отношениях между членами семьи. Решать эту проблему они не хотят и предпочитают вместе бороться с плохим поведением ребенка, которое выступает симптомом этой истинной проблемы взаимоотношений.
Часто подобную ситуацию можно наблюдать при работе с детьми. Например, вся семья сосредоточена на том, что ребенок плохо себя ведет, и считает его поведение проблемой. Но настоящая проблема может заключаться в отношениях между членами семьи. Решать эту проблему они не хотят и предпочитают вместе бороться с плохим поведением ребенка, которое выступает симптомом этой истинной проблемы взаимоотношений.
Второй шаг: определить условия, при которых проявляется проблема
Даже самая сложная проблема, будь то тревожное расстройство или расстройство пищевого поведения, не проявляется одинаково и постоянно. Есть особенные, сложные моменты, которые провоцируют клиента на проблемное поведение, и моменты, когда проблема становится менее заметной или вовсе исчезает. Но человек может их даже не замечать.
Даже самая сложная проблема, будь то тревожное расстройство или расстройство пищевого поведения, не проявляется одинаково и постоянно. Есть особенные, сложные моменты, которые провоцируют клиента на проблемное поведение, и моменты, когда проблема становится менее заметной или вовсе исчезает. Но человек может их даже не замечать.
  • Когда проблема проявляется наиболее сильно?
  • Есть ли ситуации или обстоятельства, или сферы жизни, в которых проблемы нет совсем?
  • В каких условиях проблема ослабевает?
Чтобы это определить, можно задать вопросы:
Последний вопрос помогает найти исключение: ситуацию, в которой человек может «отдохнуть» от своих проблем, а также работает на формулирование целей психотерапевтической работы. Одна из целей терапевтической работы — понять, в каких ситуациях проблема исчезает или уменьшается.
Последний вопрос помогает найти исключение: ситуацию, в которой человек может «отдохнуть» от своих проблем, а также работает на формулирование целей психотерапевтической работы. Одна из целей терапевтической работы — понять, в каких ситуациях проблема исчезает или уменьшается.
Например, клиентка жалуется на апатию. У нее есть муж, двое детей, работа. Каждый день она просыпается и понимает, что ничего не хочет, у нее нет энергии.
Психолог задает вопрос: когда это ничегонехотение максимальное? Оказывается, когда ее муж уезжает в командировку и ей становится очень сложно справиться с детьми, работой, другими задачами. А когда проблема исчезает? Когда клиентка сама уезжает в командировку, занимается своей работой, общается с коллегами: у нее появляется интерес к жизни, возникают желания.
Так психолог выясняет, куда клиент тратит свою энергию и какими способами может ее восполнять. Они могут вместе придумать как можно больше таких условий, в которых проблема человека будет слабеть.
Так психолог выясняет, куда клиент тратит свою энергию и какими способами может ее восполнять. Они могут вместе придумать как можно больше таких условий, в которых проблема человека будет слабеть.
Третий шаг: прояснить мысли, чувства, поведение
Важно прояснить все три элемента, ведь очень часто человек не обращает внимания на один из них. Например, терапевт спрашивает человека: «Что вы сейчас чувствуете?». Клиент отвечает: «Я никчемный». Но это мысль, а не чувство. Психологу важно понять, что клиент чувствует, когда у него возникает мысль о никчемности, и как он действует.
Важно прояснить все три элемента, ведь очень часто человек не обращает внимания на один из них. Например, терапевт спрашивает человека: «Что вы сейчас чувствуете?». Клиент отвечает: «Я никчемный». Но это мысль, а не чувство. Психологу важно понять, что клиент чувствует, когда у него возникает мысль о никчемности, и как он действует.
  • О мыслях. Что человек думает о себе, о мире, о будущем в связи с его проблемой? Например, клиентка с апатией может думать, что она никчемная, а ее жизнь разваливается. О мире она думает, что у всех все по-другому: они успешные, классные, живут полной жизнью и все успевают. О будущем она думает, что и дальше лучше не станет.
  • О теле. Что вы чувствуете в теле, когда думаете об этой проблеме или даже находитесь в проблемной ситуации? Эти вопросы помогут прояснить эмоции и чувства человека, которые отражаются в телесных ощущениях. Например, чувствуя страх и тревогу, мы непроизвольно сжимаемся, будто пытаясь защититься от опасности. Даже если только поменять позу, ощущения изменятся: с расправленными лопатками и прямой спиной бояться становится сложнее, чем в сжатом состоянии.
  • О чувствах. Что клиент чувствует в этой ситуации? Возможно, это будут безысходность, усталость, страх что-то упустить, зависть и грусть.
Полезно задать вопросы:
  • О действиях. Что клиент делает, когда проявляется проблема? Зачастую наши действия лишь поддерживают проблему. Например, клиентка может «залипать» в социальные сети, смотреть на жизнь успешных, по ее мнению, людей и сравнивать их с собой.
Начинать психотерапевтическую работу в любом подходе можно с любого компонента. Например, в когнитивно-поведенческой терапии в первую очередь разбираются с мыслями. Когда у человека появляется новая мысль, она заставляет его действовать по-другому; из новых действий он получает новый опыт и переживает новые чувства, которые подкрепляют ту самую новую мысль, которую он осознал.
Начинать психотерапевтическую работу в любом подходе можно с любого компонента. Например, в когнитивно-поведенческой терапии в первую очередь разбираются с мыслями. Когда у человека появляется новая мысль, она заставляет его действовать по-другому; из новых действий он получает новый опыт и переживает новые чувства, которые подкрепляют ту самую новую мысль, которую он осознал.
Можно начать менять поведение: иногда это самый простой компонент, над которым не нужно долго размышлять. Если человеку кажется, что ничего нельзя изменить (мысль), от этого он ощущает безысходность (эмоция) и поэтому ничего не делает (поведение) — его жизнь никак не меняется, проблемная ситуация остается. Если в этот момент сделать какое-то маленькое новое действие по-другому, не как человек привык, это может запустить прогресс, и ситуация постепенно начнет меняться.
Можно начать менять поведение: иногда это самый простой компонент, над которым не нужно долго размышлять. Если человеку кажется, что ничего нельзя изменить (мысль), от этого он ощущает безысходность (эмоция) и поэтому ничего не делает (поведение) — его жизнь никак не меняется, проблемная ситуация остается. Если в этот момент сделать какое-то маленькое новое действие по-другому, не как человек привык, это может запустить прогресс, и ситуация постепенно начнет меняться.
Разберем на примере прокрастинации, как может работать треугольник Мысли — Чувства — Действия.
Разберем на примере прокрастинации, как может работать треугольник Мысли — Чувства — Действия.
Четвертый шаг: выяснить последствия проблем
Как правило, у проблемы клиента есть причина. Не все подходы склонны ее выяснять, но при этом для всех подходов важно, какие последствия несет проблема.
Как правило, у проблемы клиента есть причина. Не все подходы склонны ее выяснять, но при этом для всех подходов важно, какие последствия несет проблема.
  • Какие последствия в вашей жизни появляются из-за того, что у вас есть эта проблема?
  • А есть ли хорошие последствия?
  • Какие самые плохие из них?
Здесь помогут вопросы:
Если негативных последствий много, мотивация к решению проблемы будет стабильно высокой: человеку плохо, и он хочет это изменить.
Если негативных последствий много, мотивация к решению проблемы будет стабильно высокой: человеку плохо, и он хочет это изменить.
С хорошими последствиями все не так просто: часто они мешают избавиться от проблемы. Например, человек хочет бросить курить, но важные рабочие вопросы он обсуждает с коллегами на перекурах. Теплые беседы с друзьями тоже происходят с сигаретами. Из-за этих хороший последствий человеку будет сложно бросить курить: это важная часть его социальной жизни. Чтобы решить проблему, сначала придется понять, как по-новому удовлетворять потребности, которые раньше «закрывало» курение.
С хорошими последствиями все не так просто: часто они мешают избавиться от проблемы. Например, человек хочет бросить курить, но важные рабочие вопросы он обсуждает с коллегами на перекурах. Теплые беседы с друзьями тоже происходят с сигаретами. Из-за этих хороший последствий человеку будет сложно бросить курить: это важная часть его социальной жизни. Чтобы решить проблему, сначала придется понять, как по-новому удовлетворять потребности, которые раньше «закрывало» курение.
Пятый шаг: узнать, как человек уже пытался решить проблему
  • Как он уже пытался решить проблему?
  • Что из того, что вы пробовали, помогало, а что нет?
  • Как другие люди ему помогали, что они делали?
Если человек пришел к психологу, скорее всего, он уже пытался решить свою проблему сам, но это не помогло. Поэтому нужно узнать у клиента:
  • К чему привели неудачные попытки решить проблему?
Так терапевт может найти решения, которые работали для клиента, и помочь остановить поведение, которое не помогает и может даже усугублять проблему.
Так терапевт может найти решения, которые работали для клиента, и помочь остановить поведение, которое не помогает и может даже усугублять проблему.
Например, если человек испытывает панические атаки при поездках в метро, он может просить близких ездить с ним. Со стороны это выглядит как удачная попытка решения: человек доехал из одного места в другое. Но при этом у него закрепляется мысль, что самостоятельно ездить в метро он не в состоянии.
Благодаря этим пяти шагам появляется возможность переформулировать проблему, выделить главное и наметить цель терапии.
Благодаря этим пяти шагам появляется возможность переформулировать проблему, выделить главное и наметить цель терапии.

Наш курс
«Психолог-практик. Продвинутый уровень»

Онлайн
Вы интенсивно прокачаете свою практику и за 1 год получите навыки, на отработку которых в жизни ушло бы 3−4 года. Освоите инструменты и техники из 7 психологических подходов: ОРКТ, АСТ, КПТ, схема-терапии, ССТ, гештальт-терапии, DBT. Научитесь работать с 10 самыми частыми запросами.
Продвинутый курс
Бонус для вашей практики — emergency case психолога-практика с 50+ техниками, инструментами и протоколами для работы с клиентами.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь