история преподавателя
прочитаете за 8 минут

Из HR-директора в коучи. История преподавателя Ольги Сахаровой

22.07.2022
Что привело в профессию и как коучинг изменил ее жизнь
Личные истории
Смена профессии — непростое решение. Сомнения могут одолевать: точно ли это правильный выбор? Смогу ли я зарабатывать на этом? Стоит ли менять сферу после стольких лет работы? Может казаться, что другие люди — особенно преподаватели — родились с профессионализмом, любовью к своей сфере и умением задавать вопросы.
Смена профессии — непростое решение. Сомнения могут одолевать: точно ли это правильный выбор? Смогу ли я зарабатывать на этом? Стоит ли менять сферу после стольких лет работы? Может казаться, что другие люди — особенно преподаватели — родились с профессионализмом, любовью к своей сфере и умением задавать вопросы.
На самом деле преподаватели тоже приходят в коучинг из других профессий. Например, Ольга Сахарова была эйчаром.
На самом деле преподаватели тоже приходят в коучинг из других профессий. Например, Ольга Сахарова была эйчаром.
Ольга Сахарова

Руководитель направления «коучинг» в "Психодемии", автор, преподаватель и супервизор курса «Мастерство коучинга с нуля до Level 2«.

Профессиональный сертифицированный коуч PCC ICF с 2000+ часов коучинговой работы, супервизор коучей, психолог. Создательница проекта «ПроКоучинг», журнала «Все о коучинге» и сообщества практикующих коучей «КоучПрофиКлуб».
Преподаватель «Психодемии» Ольга Сахарова

О работе до коучинга

Я училась на психолога, но по этому пути так и не пошла. Когда закончила учебу, мне было чуть больше 20 лет — я посчитала, что моего жизненного опыта недостаточно для практики. К тому же, благодаря знакомству с практикующими психологами и психотерапевтами, поняла, что не готова к этой профессии.
Я училась на психолога, но по этому пути так и не пошла. Когда закончила учебу, мне было чуть больше 20 лет — я посчитала, что моего жизненного опыта недостаточно для практики. К тому же, благодаря знакомству с практикующими психологами и психотерапевтами, поняла, что не готова к этой профессии.
Вместо этого я решила развиваться в рекрутинге и управлении персоналом. В этой сфере важную роль играют прикладные навыки: я могла их осваивать и двигаться вперед. Прошла путь от ассистента менеджера по подбору персонала до начальника отдела. Спустя три года работы в области управления персоналом я дошла до верха карьерной лестницы — стала директором по персоналу. Однако в моей непосредственной работе мало что менялось.
Вместо этого я решила развиваться в рекрутинге и управлении персоналом. В этой сфере важную роль играют прикладные навыки: я могла их осваивать и двигаться вперед. Прошла путь от ассистента менеджера по подбору персонала до начальника отдела. Спустя три года работы в области управления персоналом я дошла до верха карьерной лестницы — стала директором по персоналу. Однако в моей непосредственной работе мало что менялось.

О решении сменить профессию

Конечно, я радовалась, когда стала директором по персоналу, ведь прошла весь путь и досконально знала все процессы. Казалось бы, о чем еще мечтать?
Конечно, я радовалась, когда стала директором по персоналу, ведь прошла весь путь и досконально знала все процессы. Казалось бы, о чем еще мечтать?
Но при этом я устала от однотипных задач и поняла, что не знаю, к чему стремиться дальше. Да, эта компания могла стать еще больше или я бы перешла в международную организацию. Но суть работы и задачи остались бы те же. Я задавалась вопросом: хотела бы я заниматься этим и дальше, через 5, 10, 15 лет? И не находила ответа.
Но при этом я устала от однотипных задач и поняла, что не знаю, к чему стремиться дальше. Да, эта компания могла стать еще больше или я бы перешла в международную организацию. Но суть работы и задачи остались бы те же. Я задавалась вопросом: хотела бы я заниматься этим и дальше, через 5, 10, 15 лет? И не находила ответа.
Мне хотелось заниматься чем-то интересным, а не тратить жизнь на рутину. Но когда я заговаривала о смене работы, окружающие смотрели на меня косо: какая глупость — менять директорское кресло на неизвестность, еще и после декрета! Это был сложный, полный сомнений этап, но в итоге я приняла это непростое решение и уволилась.

О выборе профессии коуча

Не буду рассказывать о том, что всегда мечтала стать коучем. В момент увольнения я и представить не могла, кем буду через 10 лет
Не буду рассказывать о том, что всегда мечтала стать коучем. В момент увольнения я и представить не могла, кем буду через 10 лет
Я много думала, что делать дальше: изучала интернет-тренинги, читала книги, искала ответы на свои внутренние вопросы и способы решения задач. В работе эйчаром мне приходилось беседовать с сотрудниками об их рабочих проблемах, но я не могла ничем помочь, кроме как внимательно выслушать и покивать. Мне хотелось знать, как поступать в таких ситуациях.
Я много думала, что делать дальше: изучала интернет-тренинги, читала книги, искала ответы на свои внутренние вопросы и способы решения задач. В работе эйчаром мне приходилось беседовать с сотрудниками об их рабочих проблемах, но я не могла ничем помочь, кроме как внимательно выслушать и покивать. Мне хотелось знать, как поступать в таких ситуациях.
Узнав о коучинге, я поняла, что найду в нем ответы, — как эффективно решать рабочие и жизненные задачи, как организовать коммуникацию с людьми и выстраивать беседу так, чтобы достигать нужных результатов. Это было актуально для меня в тот период жизни и я могла сразу же применить полученные навыки. Я устроилась на новую работу и одновременно решилась на обучение коучингу, которое частично оплатила компания.
Узнав о коучинге, я поняла, что найду в нем ответы, — как эффективно решать рабочие и жизненные задачи, как организовать коммуникацию с людьми и выстраивать беседу так, чтобы достигать нужных результатов. Это было актуально для меня в тот период жизни и я могла сразу же применить полученные навыки. Я устроилась на новую работу и одновременно решилась на обучение коучингу, которое частично оплатила компания.

О том, как навыки коуча помогли в работе HR-специалиста

Уже в процессе обучения начала применять коучинговые знания в работе. Директор ставил мне задачи, а я структурировала их, как учили преподаватели. Ко мне приходили сотрудники, а я вела разговор, используя новые навыки.
Уже в процессе обучения начала применять коучинговые знания в работе. Директор ставил мне задачи, а я структурировала их, как учили преподаватели. Ко мне приходили сотрудники, а я вела разговор, используя новые навыки.
Коуч-компетентное руководство позволило мне уйти от модели «я знаю ответ, делай вот так» и помогать сотрудникам самим искать ответы с помощью разных техник. С менеджерами проводила коуч-сессии, которые помогали выстроить процессы в компании, а совещания теперь проходили эффективнее: время на них сокращалось, но результаты становились лучше.
Коуч-компетентное руководство позволило мне уйти от модели «я знаю ответ, делай вот так» и помогать сотрудникам самим искать ответы с помощью разных техник. С менеджерами проводила коуч-сессии, которые помогали выстроить процессы в компании, а совещания теперь проходили эффективнее: время на них сокращалось, но результаты становились лучше.
Меня вдохновляли изменения в мышлении и поведении людей, на которых я «отрабатывала» новые знания. Я практиковалась и на себе, и тоже видела успехи. Это вдохновляло не бросать обучение и продолжать развиваться в коучинге.

О решении сделать коучинг профессией

Вначале я решала рабочие задачи и организовывала собственную жизнь, не планируя делать коучинг своей основной профессией. Но потом поняла, что по факту давно этим занимаюсь, просто не знала, что это так называется. Частый совет для определения зоны роста — понять, за что именно вам платят. Мне платили не за красивую улыбку и сданные отчеты, а именно за то, что задавала вопросы, заставляла размышлять и мягко направляла к нужному результату.
Вначале я решала рабочие задачи и организовывала собственную жизнь, не планируя делать коучинг своей основной профессией. Но потом поняла, что по факту давно этим занимаюсь, просто не знала, что это так называется. Частый совет для определения зоны роста — понять, за что именно вам платят. Мне платили не за красивую улыбку и сданные отчеты, а именно за то, что задавала вопросы, заставляла размышлять и мягко направляла к нужному результату.
Я нашла то, что мне на самом деле нравится, и подумала, что могу сделать это основной работой. Мне понадобилось полгода размышлений.
Я нашла то, что мне на самом деле нравится, и подумала, что могу сделать это основной работой. Мне понадобилось полгода размышлений.
Чтобы создать свой проект, вам не нужны долгие годы для погружения в профессию, не нужно становиться гуру и знать все ответы. Достаточно пройти обучение, понять, чем вы готовы делиться, и придумать, в какой форме это делать. В 2013, через год после обучения, я издавала свой журнал о коучинге, привлекала туда экспертов. Так меня заметили в коучинговом сообщесте.

О своей миссии коуча и преподавателя

Я — человек-структура. Мне нужно докопаться до сути всего, понять механику того, чем занимаюсь. Во время обучения коучингу мне не нравилось, что на вопросы учеников преподаватели отвечали «это так, потому что так». Такой инструментальный подход не дает глубокого знания механизма и понимания, что надо изменить, чтобы получить другой результат.
Я — человек-структура. Мне нужно докопаться до сути всего, понять механику того, чем занимаюсь. Во время обучения коучингу мне не нравилось, что на вопросы учеников преподаватели отвечали «это так, потому что так». Такой инструментальный подход не дает глубокого знания механизма и понимания, что надо изменить, чтобы получить другой результат.
Поэтому в основу программы «Мастерство коучинга с нуля до Level 2» в «Психодемии» лег этот мой подход к жизни. Наша задача — чтобы каждый ученик нашел ответы на свои вопросы, разложил все механизмы по полочкам, изнутри понял процесс, а не думал, что что-то так, потому что Оля Сахарова так сказала. Мы стараемся давать понимание, а не просто компетенции. Мы говорим: «Делайте вот так, потому что оно сработает вот так, а если вы сделаете по-другому, оно сработает по-другому».
Поэтому в основу программы «Мастерство коучинга с нуля до Level 2» в «Психодемии» лег этот мой подход к жизни. Наша задача — чтобы каждый ученик нашел ответы на свои вопросы, разложил все механизмы по полочкам, изнутри понял процесс, а не думал, что что-то так, потому что Оля Сахарова так сказала. Мы стараемся давать понимание, а не просто компетенции. Мы говорим: «Делайте вот так, потому что оно сработает вот так, а если вы сделаете по-другому, оно сработает по-другому».
Мы хотим растить компетентных коучей. Чем больше их будет, тем больше людей смогут начать процесс собственных изменений — в мышлении и жизни, чтобы эффективно решать повседневные задачи и находить время, силы и энергию на новые амбициозные цели.

Наш курс «Мастерство коучинга с нуля до Level 2»

За 175 дней вы получите необходимые знания, научитесь применять их на практике и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами.
При успешной сдаче экзамена станете коучем с международным сертификатом ACSTH и уверенно начнете практику.
коучинг
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь