как работать с письменными практиками в психиатрии
прочитаете за 14 минут

Письменные практики в психотерапии. Как с ними работать

27.09.2022
Помогайте себе и клиентам с помощью ручки и блокнота
Упражнения и техники
Письменные практики — простой и эффективный инструмент самопознания и самопомощи. Они не занимают много времени, а результат иногда можно почувствовать уже после выполнения упражнения. Для них не нужен писательский талант, безупречное знание правил русского языка или особое настроение. Выполняйте письменные практики сами и предлагайте их клиентам.
Письменные практики — простой и эффективный инструмент самопознания и самопомощи. Они не занимают много времени, а результат иногда можно почувствовать уже после выполнения упражнения. Для них не нужен писательский талант, безупречное знание правил русского языка или особое настроение. Выполняйте письменные практики сами и предлагайте их клиентам.
Эта статья для тех, кто хочет узнать:
Эта статья для тех, кто хочет узнать:
Как психологу работать с письменными практиками
Нужно разбираться в техниках и упражнениях, которые даете клиентам, понимать, как они работают, когда помогут и какие бывают побочные эффекты. Не стоит брать готовые упражнения, о которых слышали от коллег или прочитали в интернете, лучше детально разобраться, как они устроены и чем помогают.
Прежде, чем предложить клиенту практику, спросите себя: зачем вы хотите дать такое задание? Как оно соотносится с запросом клиента и вашей работой? Чем поможет?
Важно учитывать состояние клиента. Какие у него особенности характера? Что с ним происходит сейчас? Помогут ли практики? В состоянии психоза, депрессии или ПТСР письменные практики могут навредить.
Предлагайте, а не навязывайте клиенту письменные упражнения. Будьте готовы, что не все согласятся вести дневник или написать небольшое эссе. Кто-то считает это детской забавой, кто-то постесняется ошибок, а кто-то откажется из-за перфекционизма. Не настаивайте, если встречаете сопротивление: важнее разобраться, что препятствует письменной работе.
Какие виды письменных практик существуют
Эссе
Размышления на конкретную тему — одна из самых распространенных письменных практик в психотерапии. Предложите клиенту письменно подумать на тему, которую обсуждали на консультации. Если говорили об одиночестве, сформулируйте домашнее задание в виде вопроса: «Почему мне одиноко?» или «Чему меня научило одиночество». А можно выбрать иной вектор и размышлять об одиночестве как о временном уединении: «Что в нем есть хорошего?».
Размышления на конкретную тему — одна из самых распространенных письменных практик в психотерапии. Предложите клиенту письменно подумать на тему, которую обсуждали на консультации. Если говорили об одиночестве, сформулируйте домашнее задание в виде вопроса: «Почему мне одиноко?» или «Чему меня научило одиночество». А можно выбрать иной вектор и размышлять об одиночестве как о временном уединении: «Что в нем есть хорошего?».
Иногда психолог заранее подбирает темы и целенаправленно дает их клиенту, а иногда тема и вообще такая практика возникает спонтанно. Практика может выглядеть как пятиминутное письменное размышление или как домашнее задание, которое нужно выполнять в течение нескольких дней.
Иногда психолог заранее подбирает темы и целенаправленно дает их клиенту, а иногда тема и вообще такая практика возникает спонтанно. Практика может выглядеть как пятиминутное письменное размышление или как домашнее задание, которое нужно выполнять в течение нескольких дней.
Написание эссе не обязательно сдвинет терапию, но скорее всего приведет к новым мыслям и направлениям работы с психологом.
Написание эссе не обязательно сдвинет терапию, но скорее всего приведет к новым мыслям и направлениям работы с психологом.
Письмо себе или другому человеку
Эта практика помогает справиться с разными ситуациями:
Эта практика помогает справиться с разными ситуациями:
Когда переполняют эмоции по отношению к другому человеку, и хочется их высказать.
Если находитесь в сложной ситуации и хотите поддержать себя.
Когда чувствуете потребность поговорить с собой из прошлого или из будущего.
Адресатом может быть кто угодно: реальный человек или вымышленный персонаж, умерший или еще не родившийся, любое существо — это зависит только от вашей фантазии или задач, которые хотите решить практикой.
Адресатом может быть кто угодно: реальный человек или вымышленный персонаж, умерший или еще не родившийся, любое существо — это зависит только от вашей фантазии или задач, которые хотите решить практикой.
С помощью письма вы можете поддержать самого себя, если предстоит непростое дело. Для таких ситуаций есть практика «Письмо в дождливый день»: мы рассказывали о ней в блоге издательства МИФ.
Содержание письма может быть любым. Выражайте благодарность или недовольство, просите или давайте советы, высказывайте мысли и рассказывайте о своих эмоциях. Отправлять письма реальным живым людям не нужно. После упражнения появится ощущение, что «гора упала с плеч», эмоции станут менее яркими и настроение улучшится.
Содержание письма может быть любым. Выражайте благодарность или недовольство, просите или давайте советы, высказывайте мысли и рассказывайте о своих эмоциях. Отправлять письма реальным живым людям не нужно. После упражнения появится ощущение, что «гора упала с плеч», эмоции станут менее яркими и настроение улучшится.
Упражнение может вызвать сложности. Обычно нам проще выражать мысли вслух, чем письменно, и может возникнуть ступор, страх чистого листа. Это нормальная реакция; выйти из нее поможет описание этих ощущений.
Упражнение может вызвать сложности. Обычно нам проще выражать мысли вслух, чем письменно, и может возникнуть ступор, страх чистого листа. Это нормальная реакция; выйти из нее поможет описание этих ощущений.
Начните так: «Мне нужно написать письмо, а я не знаю, что именно писать. Мысли путаются, и сложно подобрать слова, чтобы выразить мое состояние…». Так можно начинать любую практику.
Стихи
Даже если вы никогда не пробовали писать стихи; или пробовали, но не получилось; или думать не хотите о том, чтобы пробовать, — во всех этих ситуациях практика все равно поможет. И дело не в рифме или красоте метафор.
Даже если вы никогда не пробовали писать стихи; или пробовали, но не получилось; или думать не хотите о том, чтобы пробовать, — во всех этих ситуациях практика все равно поможет. И дело не в рифме или красоте метафор.
Классические стихи
Классические стихи
Можно взять готовую первую строчку и продолжить ее — например, «летний день на даче пахнет…». Практика позволяет понять, как клиент относится к ситуации, что для него значит дача, отдых, лето. Рождаются разные ассоциации. Можно таким же способом поразмышлять о своем состоянии — продолжить строку «я чувствую себя непросто…». Здорово, если получится продолжить в рифму, но это не обязательное условие.
Можно взять готовую первую строчку и продолжить ее — например, «летний день на даче пахнет…». Практика позволяет понять, как клиент относится к ситуации, что для него значит дача, отдых, лето. Рождаются разные ассоциации. Можно таким же способом поразмышлять о своем состоянии — продолжить строку «я чувствую себя непросто…». Здорово, если получится продолжить в рифму, но это не обязательное условие.
Стишки-пирожки
Стишки-пирожки
Это иронические четверостишия, в которых важна не рифма, а способность находить позитив даже в непростой ситуации. «Пирожки» помогают сместить фокус внимания с проблемы на ее положительные и не самые очевидные стороны.
Это иронические четверостишия, в которых важна не рифма, а способность находить позитив даже в непростой ситуации. «Пирожки» помогают сместить фокус внимания с проблемы на ее положительные и не самые очевидные стороны.
Возьми любой момент из детства!
Нет-нет, вот этот не бери.
И этот тоже брать не надо!
А это что еще за дрянь?
Восточные синквейны
Восточные синквейны
В этих коротких стихах тоже не нужно подбирать рифму. В отличие от «пирожков», они лишены иронии и применяются, когда нужно отрефлексировать опыт и выразить сложные чувства. В синквейнах важна смысловая основа: через метафоры клиент точнее передаст внутреннее состояние или отношение к ситуации.
Синквейны пишутся по особому формату.
В этих коротких стихах тоже не нужно подбирать рифму. В отличие от «пирожков», они лишены иронии и применяются, когда нужно отрефлексировать опыт и выразить сложные чувства. В синквейнах важна смысловая основа: через метафоры клиент точнее передаст внутреннее состояние или отношение к ситуации.
Синквейны пишутся по особому формату.
Первая строка — одно слово. Обычно существительное или местоимение. Это тема синквейна, объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные или причастия. Дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Вот пример синквейна:
Вот пример синквейна:
Кризис.
Личностный. Финансовый.
Угнетает. Останавливает. Повергает.
Доведенное до отчаяния существо.
Пропасть.
По ходу терапии синквейн можно переписывать: изменять строки на те, что будут способствовать выходу из негативной ситуации. Следите за тем, чтобы не подсказывать клиенту конкретные слова-решения, иначе это будет уже не его практика, а ваша. Вот так можно направлять клиента:
По ходу терапии синквейн можно переписывать: изменять строки на те, что будут способствовать выходу из негативной ситуации. Следите за тем, чтобы не подсказывать клиенту конкретные слова-решения, иначе это будет уже не его практика, а ваша. Вот так можно направлять клиента:
Первый шаг — осознание ситуации, в которой вы сейчас находитесь.
Второй шаг — принятие ситуации такой, какая она есть.
Третий шаг — осознание действий, которые вы предпринимаете в данной ситуации.
Четвертый шаг — исследование своего отношения к происходящему; понимание того, что способствует продолжению не удовлетворяющей ситуации.
Пятый шаг — поиск и нахождение новых возможностей в изменении своих действий.
Библиотерапия
Чтение и анализ книг используется в разных психотерапевтических подходах. Эту технику можно использовать по-разному:
пассивно, когда мы читаем книги, и на их основе рефлексируем
активно, когда после прочтения воодушевились и сами что-либо написали.
В каждом конкретном случае действия психолога и техники, которые он предлагает, зависят от ситуации клиента. Если у человека заикание, и он хочет с ним справиться: одной из частей работы будет библиотерапия — чтение сказки «Гадкий утенок» и написание эссе «Мое отношение к утенку».
В каждом конкретном случае действия психолога и техники, которые он предлагает, зависят от ситуации клиента. Если у человека заикание, и он хочет с ним справиться: одной из частей работы будет библиотерапия — чтение сказки «Гадкий утенок» и написание эссе «Мое отношение к утенку».
Психолог анализирует, как человек реагирует на главного героя. Испытывает сочувствие или агрессию, что он слишком слабый? Обращает внимание на поведение матери, которая его не защищала? Откликается болезненно на то, что утенка не принимают в сообществе других птиц? Важно выделить эмоционально важные моменты для клиента и понять, где его фокус внимания — на внутренних переживаниях героя или на внешних социальных аспектах.
Психолог анализирует, как человек реагирует на главного героя. Испытывает сочувствие или агрессию, что он слишком слабый? Обращает внимание на поведение матери, которая его не защищала? Откликается болезненно на то, что утенка не принимают в сообществе других птиц? Важно выделить эмоционально важные моменты для клиента и понять, где его фокус внимания — на внутренних переживаниях героя или на внешних социальных аспектах.
Далее специалист анализирует, как человек воспринимает превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Делает ли акцент на благополучном разрешении сказки? Что пишет про утенка, который оказался лебедем? Какую роль играет образ стаи в эссе?
Далее специалист анализирует, как человек воспринимает превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Делает ли акцент на благополучном разрешении сказки? Что пишет про утенка, который оказался лебедем? Какую роль играет образ стаи в эссе?
Из текста выбираются слова, которые принадлежат клиенту, а не звучали в сказке. Например, он запомнил слова: «Ты сильный, красивый, у тебя все получится!» или «Ты преодолел так много, ты выдержал!» И проводится психотерапевтическое суггестивное воздействие: психолог говорит клиенту его же слова, которые он написал во время письменной практики, создавая новый нарратив.
Из текста выбираются слова, которые принадлежат клиенту, а не звучали в сказке. Например, он запомнил слова: «Ты сильный, красивый, у тебя все получится!» или «Ты преодолел так много, ты выдержал!» И проводится психотерапевтическое суггестивное воздействие: психолог говорит клиенту его же слова, которые он написал во время письменной практики, создавая новый нарратив.
Пассивная библиотерапия подходит для самоисследования. Можно научиться выбирать книги, актуальные для жизненной ситуации, читать, анализировать и обсуждать их так, чтобы сделать работу над собой эффективнее.
Пассивная библиотерапия подходит для самоисследования. Можно научиться выбирать книги, актуальные для жизненной ситуации, читать, анализировать и обсуждать их так, чтобы сделать работу над собой эффективнее.
Сказкотерапия
Практика подразумевает, что клиент сам пишет сказку. Если он готов придумать ее полностью, психолог дает только тему или подсказки по сюжету, персонажам, препятствиям на пути главного героя. В авторской сказке может не быть счастливого конца, но если это история, которую пишут под руководством терапевта, он необходим. Методологии анализа сказки в психотерапии нужно обучаться отдельно.
Практика подразумевает, что клиент сам пишет сказку. Если он готов придумать ее полностью, психолог дает только тему или подсказки по сюжету, персонажам, препятствиям на пути главного героя. В авторской сказке может не быть счастливого конца, но если это история, которую пишут под руководством терапевта, он необходим. Методологии анализа сказки в психотерапии нужно обучаться отдельно.
У клиента могут возникать сложности, он будет искать отговорки и не выполнять практику. Психологу стоит обсудить ситуацию, возможно, мысли или опасения мешают написать свою сказку. Задача написать сказку про отношения может отторгать некоторых клиентов из-за страха: неудачный финал означает крах отношений. Необходимость написать сказку и мысли об этом могут сами стать темой консультации.
У клиента могут возникать сложности, он будет искать отговорки и не выполнять практику. Психологу стоит обсудить ситуацию, возможно, мысли или опасения мешают написать свою сказку. Задача написать сказку про отношения может отторгать некоторых клиентов из-за страха: неудачный финал означает крах отношений. Необходимость написать сказку и мысли об этом могут сами стать темой консультации.
Дневниковые практики
Ведение дневника помогает работать с эмоциями: понимать, умеете ли вы их замечать и различать, отслеживать изменение своего состояния. Через дневник у клиента и психолога появляются новые темы для сеансов, но эту технику можно использовать и для самостоятельной работы.
Ведение дневника помогает работать с эмоциями: понимать, умеете ли вы их замечать и различать, отслеживать изменение своего состояния. Через дневник у клиента и психолога появляются новые темы для сеансов, но эту технику можно использовать и для самостоятельной работы.
Вести дневник можно по-разному, единых правил нет. Распространенная практика — ежедневно записывать то, что вас волнует. Так вы учитесь замечать происходящие события и понимать, что чувствовали и о чем думали в течение дня.
Вести дневник можно по-разному, единых правил нет. Распространенная практика — ежедневно записывать то, что вас волнует. Так вы учитесь замечать происходящие события и понимать, что чувствовали и о чем думали в течение дня.
Еще один вариант практики — дневник благодарности. Его можно посвящать себе или окружающим, благодарить за то, что сделали сами или другие люди по отношению к вам.
Еще один вариант практики — дневник благодарности. Его можно посвящать себе или окружающим, благодарить за то, что сделали сами или другие люди по отношению к вам.
Ассоциативное письмо
Есть практики, которые не привязаны к форме. Одна из них — ассоциативное письмо. Это не осмысленная рефлексия, а поток сознания, когда пишете все, что приходит в голову. Смысл в том, что мозг «цепляется» за очередную мысль и дополняет ее новой, которая приходит по ассоциации. Важно в процессе практики относиться непредвзято к тому, что вы пишете, не стремиться это контролировать и не думать о том, что сказали бы люди, прочитав ваш текст. Никто никогда это не прочитает, после сеанса уничтожьте написанное — разорвите на кусочки или сожгите.
Есть практики, которые не привязаны к форме. Одна из них — ассоциативное письмо. Это не осмысленная рефлексия, а поток сознания, когда пишете все, что приходит в голову. Смысл в том, что мозг «цепляется» за очередную мысль и дополняет ее новой, которая приходит по ассоциации. Важно в процессе практики относиться непредвзято к тому, что вы пишете, не стремиться это контролировать и не думать о том, что сказали бы люди, прочитав ваш текст. Никто никогда это не прочитает, после сеанса уничтожьте написанное — разорвите на кусочки или сожгите.
У практики может не быть определенной темы или цели; ее польза — в состоянии, которое наступает после. Ассоциативное письмо «разгружает» голову, заставляет мыслить яснее, а не стремиться найти ответ. Однако после этой практики ответ или решение действительно сами могут прийти в голову.
У практики может не быть определенной темы или цели; ее польза — в состоянии, которое наступает после. Ассоциативное письмо «разгружает» голову, заставляет мыслить яснее, а не стремиться найти ответ. Однако после этой практики ответ или решение действительно сами могут прийти в голову.
Другой вариант практики — прямые ассоциации к теме. Часто применяется в работе с творческими людьми. Когда актер готовится к роли, он набрасывает ассоциации, что для него значит образ его героя. И в этом варианте важны интерпретация и анализ: какие характеристики человека отметил ключевыми, что из этого списка он берет для роли, а что нет.
Другой вариант практики — прямые ассоциации к теме. Часто применяется в работе с творческими людьми. Когда актер готовится к роли, он набрасывает ассоциации, что для него значит образ его героя. И в этом варианте важны интерпретация и анализ: какие характеристики человека отметил ключевыми, что из этого списка он берет для роли, а что нет.
Что почитать о письменных практиках
Джеймс Пеннебейкер
Пэт Шнайдер
Луиза де Сальво
А также Сайт Дарьи Кутузовой, психолога, нарративного практика, специалиста по письменным практикам.
Екатерина Попова
Екатерина Попова

Курс «Библиотерапия»

Научитесь помогать себе и другим в сложные жизненные моменты при помощи книг. Узнаете, как выбирать подходящие книги и видеть в них помогающие в жизни смыслы.
Сможете получать удовольствие от чтения и открывать его для других.
Базовый курс
Для самопрохождения
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь