База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
как работать с письменными практиками в психиатрии
прочитаете за 14 минут

Письменные практики в психотерапии. Как с ними работать

27.09.2022
Помогайте себе и клиентам с помощью ручки и блокнота
Упражнения и техники
Письменные практики — простой и эффективный инструмент самопознания и самопомощи. Они не занимают много времени, а результат иногда можно почувствовать уже после выполнения упражнения. Для них не нужен писательский талант, безупречное знание правил русского языка или особое настроение. Вы можете выполнять письменные практики сами и предлагать их клиентам.
Письменные практики — простой и эффективный инструмент самопознания и самопомощи. Они не занимают много времени, а результат иногда можно почувствовать уже после выполнения упражнения. Для них не нужен писательский талант, безупречное знание правил русского языка или особое настроение. Вы можете выполнять письменные практики сами и предлагать их клиентам.
Эта статья для тех, кто хочет узнать больше о письменных упражнениях:
Эта статья для тех, кто хочет узнать больше о письменных упражнениях:
Как психологу работать с письменными практиками
Нужно разбираться в техниках и упражнениях, которые даете клиентам, понимать, как они работают, когда они могут помочь и какие бывают побочные эффекты. Не стоит брать готовые упражнения, о которых вы слышали от коллег или прочитали в интернете, лучше детально разобраться, как они устроены и чем могут помочь.
Прежде, чем предложить клиенту какую-либо практику, спросите себя: зачем вы хотите дать такое задание? Как оно соотносится с запросом клиента и вашей работой? Чем может помочь?
Важно также учитывать состояние вашего клиента. Какие у него особенности характера? Что с ним происходит сейчас? Помогут ли ему эти практики? Например, в состоянии психоза, депрессии или ПТСР письменные практики могут навредить.
Предлагайте, а не навязывайте клиенту письменные упражнения. Будьте готовы, что не все согласятся вести дневник или написать даже небольшое эссе. Кто-то может считать это детской забавой, кто-то постесняется ошибок, а кто-то откажется из-за перфекционизма. Не настаивайте, если вы встречаете сопротивление: важнее разобраться, что препятствует письменной работе.
Какие виды письменных практик существуют
Эссе
Размышления на конкретную тему — одна из самых распространенных письменных практик в психотерапии. Предложите клиенту письменно подумать на тему, которую вы обсуждали на консультации. Например, если говорили об одиночестве, сформулируйте домашнее задание в виде вопроса: «Почему мне одиноко?» или «Чему меня научило одиночество». А можно выбрать иной вектор и размышлять об одиночестве как о временном уединении: «Что в нем есть хорошего?».
Размышления на конкретную тему — одна из самых распространенных письменных практик в психотерапии. Предложите клиенту письменно подумать на тему, которую вы обсуждали на консультации. Например, если говорили об одиночестве, сформулируйте домашнее задание в виде вопроса: «Почему мне одиноко?» или «Чему меня научило одиночество». А можно выбрать иной вектор и размышлять об одиночестве как о временном уединении: «Что в нем есть хорошего?».
Иногда психолог заранее подбирает темы и целенаправленно дает их клиенту, а иногда тема и вообще такая практика возникает спонтанно. Практика может выглядеть как пятиминутное письменное размышление или как домашнее задание, которое нужно выполнять в течение нескольких дней.
Иногда психолог заранее подбирает темы и целенаправленно дает их клиенту, а иногда тема и вообще такая практика возникает спонтанно. Практика может выглядеть как пятиминутное письменное размышление или как домашнее задание, которое нужно выполнять в течение нескольких дней.
Написание эссе не обязательно должно привести к сдвигу в терапии, но скорее всего приведет к каким-то новым мыслям и направлениям работы с психологом.
Письмо себе или другому человеку
Эта практика помогает справиться с разными ситуациями:
Эта практика помогает справиться с разными ситуациями:
Когда вас переполняют эмоции по отношению к другому человеку, и хочется их высказать;
Когда вы находитесь в сложной ситуации и хотите поддержать себя;
Когда чувствуете потребность поговорить с собой из прошлого или из будущего, и во многих других ситуациях.
Вашим адресатом может быть кто угодно: реальный человек или вымышленный персонаж, умерший или еще не родившийся, любое существо — это зависит только от вашей фантазии или задач, которые вы хотите решить этой практикой.
Вашим адресатом может быть кто угодно: реальный человек или вымышленный персонаж, умерший или еще не родившийся, любое существо — это зависит только от вашей фантазии или задач, которые вы хотите решить этой практикой.
Например, с помощью письма вы можете поддержать самого себя, если вам предстоит непростое дело. Для таких ситуаций есть практика «Письмо в дождливый день»: мы рассказывали о ней ___в блоге издательства МИФ.
Содержание письма может быть любым. Выражайте благодарность или недовольство, просите или давайте советы, высказывайте любые мысли и рассказывайте о своих мыслях и эмоциях. Отправлять письма реальным живым людям не нужно. После упражнения может появиться ощущение, что «гора упала с плеч», эмоции стали менее яркими и настроение улучшилось.
Содержание письма может быть любым. Выражайте благодарность или недовольство, просите или давайте советы, высказывайте любые мысли и рассказывайте о своих мыслях и эмоциях. Отправлять письма реальным живым людям не нужно. После упражнения может появиться ощущение, что «гора упала с плеч», эмоции стали менее яркими и настроение улучшилось.
Это упражнение может вызвать сложности. Обычно нам проще выражать мысли вслух, чем письменно, и может возникнуть ступор, страх чистого листа. Это нормальная реакция; выйти из нее поможет описание этих ощущений.
Это упражнение может вызвать сложности. Обычно нам проще выражать мысли вслух, чем письменно, и может возникнуть ступор, страх чистого листа. Это нормальная реакция; выйти из нее поможет описание этих ощущений.
Начните свое письмо так: «Мне нужно написать письмо, а я не знаю, что именно писать. Мысли путаются, и сложно подобрать слова, чтобы выразить мое состояние…». Так можно начать вообще любую практику.
Стихи
Даже если вы никогда не пробовали писать стихи; или пробовали, но ничего не получилось; или даже думать не хотите о том, чтобы пробовать, — во всех этих ситуациях практика все равно может помочь. И дело совсем не в рифме или красоте метафор.
Даже если вы никогда не пробовали писать стихи; или пробовали, но ничего не получилось; или даже думать не хотите о том, чтобы пробовать, — во всех этих ситуациях практика все равно может помочь. И дело совсем не в рифме или красоте метафор.
Классические стихи
Иногда можно взять готовую первую строчку и продолжить ее самому — например, «летний день на даче пахнет…». Эта практика позволяет понять, как клиент относится к данной ситуации, что для него значит дача, отдых, лето. Могут рождаться разные ассоциации. Можно таким же способом поразмышлять о своем состоянии — например, продолжить строку «я чувствую себя непросто…». Здорово, если вы сможете продолжить в рифму, но это не обязательное условие.
Иногда можно взять готовую первую строчку и продолжить ее самому — например, «летний день на даче пахнет…». Эта практика позволяет понять, как клиент относится к данной ситуации, что для него значит дача, отдых, лето. Могут рождаться разные ассоциации. Можно таким же способом поразмышлять о своем состоянии — например, продолжить строку «я чувствую себя непросто…». Здорово, если вы сможете продолжить в рифму, но это не обязательное условие.
Стишки-«пирожки»
Это иронические четверостишия, в которых важна не рифма, а способность находить позитив даже в непростой ситуации. «Пирожки» помогают сместить фокус внимания с проблемы на ее положительные и не самые очевидные стороны.
Это иронические четверостишия, в которых важна не рифма, а способность находить позитив даже в непростой ситуации. «Пирожки» помогают сместить фокус внимания с проблемы на ее положительные и не самые очевидные стороны.
Возьми любой момент из детства!
Нет-нет, вот этот не бери.
И этот тоже брать не надо!
А это что еще за дрянь?
Восточные синквейны
В этих коротких стихах тоже не нужно подбирать рифму. В отличие от «пирожков», они лишены иронии и чаще применяются, когда нужно отрефлексировать опыт и выразить сложные чувства. В синквейнах важна смысловая основа: через метафоры клиент может точнее передать свое внутреннее состояние или отношение к ситуации.
В этих коротких стихах тоже не нужно подбирать рифму. В отличие от «пирожков», они лишены иронии и чаще применяются, когда нужно отрефлексировать опыт и выразить сложные чувства. В синквейнах важна смысловая основа: через метафоры клиент может точнее передать свое внутреннее состояние или отношение к ситуации.
Синквейны пишутся по особому формату.
Синквейны пишутся по особому формату.
Первая строка — одно слово. Одно слово, обычно существительное или местоимение. Это тема синквейна, объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова. Чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырех слов. Она выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Вот пример синквейна:
Вот пример синквейна:
Кризис.
Личностный. Финансовый.
Угнетает. Останавливает. Повергает.
Доведенное до отчаяния существо.
Пропасть.
По ходу терапии синквейн можно переписывать: изменять строки на те, что будут способствовать выходу из негативной ситуации. Следите за тем, чтобы не подсказывать клиенту конкретные слова-решения, поскольку это будет уже не его практика, а ваша. Вот так можно направлять клиента:
По ходу терапии синквейн можно переписывать: изменять строки на те, что будут способствовать выходу из негативной ситуации. Следите за тем, чтобы не подсказывать клиенту конкретные слова-решения, поскольку это будет уже не его практика, а ваша. Вот так можно направлять клиента:
Первый шаг — осознание ситуации, в которой вы сейчас находитесь.
Второй шаг — принятие ситуации такой, какая она есть.
Третий шаг — осознание действий, которые вы предпринимаете в данной ситуации.
Четвертый шаг — исследование своего отношения к происходящему; понимание того, что способствует продолжению не удовлетворяющей ситуации.
Пятый шаг — поиск и нахождение новых возможностей в изменении своих действий.
Библиотерапия
Чтение и анализ книг используется в разных психотерапевтических подходах. Эту технику можно использовать по-разному:
Пассивно, когда мы читаем книги, и на их основе рефлексируем;
Пассивно-активно, когда мы прочитали произведение и потом на его основе что-то написали;
Активно, когда мы после прочтения воодушевились и сами что-либо написали.
В каждом конкретном случае действия психолога и техники, которые он предлагает, зависят от ситуации клиента. Например, у человека может быть заикание, и он хочет с ним справиться. ___Одной из частей работы будет как раз библиотерапия — чтение сказки «Гадкий утенок» и написание эссе «Мое отношение к утенку».
Психолог анализирует, как человек реагирует на главного героя. Испытывает сочувствие или агрессию, что он слишком слабый? Обращает внимание на поведение матери, которая его не защищала? Откликается болезненно на то, что утенка не принимают в сообществе других птиц? Важно выделить эмоционально важные моменты для клиента и понять, где его фокус внимания — на внутренних переживаниях героя или на внешних социальных аспектах.
Психолог анализирует, как человек реагирует на главного героя. Испытывает сочувствие или агрессию, что он слишком слабый? Обращает внимание на поведение матери, которая его не защищала? Откликается болезненно на то, что утенка не принимают в сообществе других птиц? Важно выделить эмоционально важные моменты для клиента и понять, где его фокус внимания — на внутренних переживаниях героя или на внешних социальных аспектах.
Далее специалист анализирует, как человек воспринимает превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Делает ли он акцент на благополучном разрешении сказки? Что пишет теперь про утенка, который оказался лебедем? Какую роль играет образ стаи в его эссе?
Далее специалист анализирует, как человек воспринимает превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя. Делает ли он акцент на благополучном разрешении сказки? Что пишет теперь про утенка, который оказался лебедем? Какую роль играет образ стаи в его эссе?
Из текста выбираются слова, которые принадлежат самому клиенту, а не звучали в сказке. Например, он запомнил слова: «Ты сильный, красивый, у тебя все получится!» или «Ты преодолел так много, ты выдержал!» И проводится психотерапевтическое суггестивное воздействие: психолог говорит клиенту его же слова, которые он написал во время письменной практики, создавая новый нарратив.
Из текста выбираются слова, которые принадлежат самому клиенту, а не звучали в сказке. Например, он запомнил слова: «Ты сильный, красивый, у тебя все получится!» или «Ты преодолел так много, ты выдержал!» И проводится психотерапевтическое суггестивное воздействие: психолог говорит клиенту его же слова, которые он написал во время письменной практики, создавая новый нарратив.
Пассивная библиотерапия подходит для самоисследования. Можно ___научиться выбирать книги, актуальные для жизненной ситуации, читать, анализировать и обсуждать их так, чтобы сделать работу над собой эффективнее.
Сказкотерапия
Эта практика подразумевает, что клиент сам пишет сказку. Если он готов придумать ее полностью самостоятельно, психолог может дать только тему; или можно дать подсказки, например, по сюжету, персонажам, препятствиям на пути главного героя и так далее. В авторской сказке может не быть счастливого конца, но если это история, которую пишут под руководством терапевта, он необходим. Методологии анализа сказки в психотерапии нужно обучаться отдельно.
Эта практика подразумевает, что клиент сам пишет сказку. Если он готов придумать ее полностью самостоятельно, психолог может дать только тему; или можно дать подсказки, например, по сюжету, персонажам, препятствиям на пути главного героя и так далее. В авторской сказке может не быть счастливого конца, но если это история, которую пишут под руководством терапевта, он необходим. Методологии анализа сказки в психотерапии нужно обучаться отдельно.
У клиента могут возникать сложности, он будет искать отговорки и не выполнять практику. Психологу стоит обсудить с ним эту ситуацию, возможно, какие-то мысли или опасения мешают ему написать свою сказку. Например, задача написать сказку про отношения может отторгать некоторых клиентов из-за страха: неудачный конец сказки означает крах отношений. Необходимость написать сказку и мысли об этом могут сами стать темой консультации.
У клиента могут возникать сложности, он будет искать отговорки и не выполнять практику. Психологу стоит обсудить с ним эту ситуацию, возможно, какие-то мысли или опасения мешают ему написать свою сказку. Например, задача написать сказку про отношения может отторгать некоторых клиентов из-за страха: неудачный конец сказки означает крах отношений. Необходимость написать сказку и мысли об этом могут сами стать темой консультации.
Дневниковые практики
Ведение дневника помогает работать с эмоциями: понимать, умеете ли вы их замечать и различать, отслеживать изменение своего состояния. Через дневник у клиента и психолога могут появляться новые темы для работы, но эту технику можно использовать и для самостоятельной работы.
Ведение дневника помогает работать с эмоциями: понимать, умеете ли вы их замечать и различать, отслеживать изменение своего состояния. Через дневник у клиента и психолога могут появляться новые темы для работы, но эту технику можно использовать и для самостоятельной работы.
Вести дневник можно по-разному, единых правил нет. Одна из самых распространенных практик — ежедневно записывать то, что вас волнует. Так вы учитесь замечать происходящие события и понимать, что вы чувствовали и о чем думали в течение дня.
Вести дневник можно по-разному, единых правил нет. Одна из самых распространенных практик — ежедневно записывать то, что вас волнует. Так вы учитесь замечать происходящие события и понимать, что вы чувствовали и о чем думали в течение дня.
Еще один вариант практики — дневник благодарности. Его можно посвящать себе или окружающим, благодарить за то, что сделали вы сами или другие люди по отношению к вам.
Еще один вариант практики — дневник благодарности. Его можно посвящать себе или окружающим, благодарить за то, что сделали вы сами или другие люди по отношению к вам.
Ассоциативное письмо
Есть практики, которые могут быть не привязаны к форме. Одна из них — ассоциативное письмо. Это не осмысленная рефлексия, а поток сознания, когда вы пишете все, что приходит вам в голову. Смысл в том, что мозг «цепляется» за очередную мысль и дополняет ее новой, которая приходит по ассоциации. Очень важно в процессе практики относиться непредвзято к тому, что вы пишете, не стремиться это контролировать и не думать о том, что сказали бы люди, если бы прочитали ваш текст. Никто никогда это не прочитает, а чтобы убедиться в этом, после сеанса практики можете уничтожить написанное — разорвать на кусочки или сжечь.
Есть практики, которые могут быть не привязаны к форме. Одна из них — ассоциативное письмо. Это не осмысленная рефлексия, а поток сознания, когда вы пишете все, что приходит вам в голову. Смысл в том, что мозг «цепляется» за очередную мысль и дополняет ее новой, которая приходит по ассоциации. Очень важно в процессе практики относиться непредвзято к тому, что вы пишете, не стремиться это контролировать и не думать о том, что сказали бы люди, если бы прочитали ваш текст. Никто никогда это не прочитает, а чтобы убедиться в этом, после сеанса практики можете уничтожить написанное — разорвать на кусочки или сжечь.
У этой практики может не быть определенной темы или цели; ее польза — в состоянии, которое наступает после нее. Ассоциативное письмо помогает «разгрузить» голову, мыслить яснее, а не стремиться найти ответ. Однако после этой практики ответ или решение действительно сами могут прийти к вам в голову.
У этой практики может не быть определенной темы или цели; ее польза — в состоянии, которое наступает после нее. Ассоциативное письмо помогает «разгрузить» голову, мыслить яснее, а не стремиться найти ответ. Однако после этой практики ответ или решение действительно сами могут прийти к вам в голову.
Другой вариант этой практики — прямые ассоциации к теме. Такой вариант часто применяется в работе с творческими людьми. Например, когда актер готовится к роли, он набрасывает ассоциации, что для него значит образ его героя. И в этом варианте важны интерпретация и анализ: какие характеристики человека отметил ключевыми, что из этого списка он берет для роли, а что нет, и так далее.
Другой вариант этой практики — прямые ассоциации к теме. Такой вариант часто применяется в работе с творческими людьми. Например, когда актер готовится к роли, он набрасывает ассоциации, что для него значит образ его героя. И в этом варианте важны интерпретация и анализ: какие характеристики человека отметил ключевыми, что из этого списка он берет для роли, а что нет, и так далее.
Что почитать о письменных практиках
Джеймс Пеннебейкер
Пэт Шнайдер
Луиза де Сальво
А также ___Сайт Дарьи Кутузовой, психолога, нарративного практика, специалиста по письменным практикам.
Екатерина Попова
Екатерина Попова

Наш курс «Библиотерапия»

Вы сможете научиться помогать себе и другим в сложные жизненные моменты при помощи книг. Узнаете, как выбирать подходящие для себя книги и видеть в них помогающие в жизни смыслы.
А также сможете получать удовольствие от чтения и открывать его для других.
Базовый курс
Для самопрохождения
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь