Клиент избегает всего неприятного
Клиенту с социальной тревожностью неприятно сталкиваться с мнениями, оценками и критикой других людей. Поэтому он избегает любых ситуаций, в которых может с ними соприкоснуться. Как правило, комментарии по поводу его ошибок или поведения вызывают у него стыд, вину и, конечно, сильную тревогу.
Клиент верит, что его мысли — это реальность
Человек сливается со своими мыслями и верит всему, что подсказывает его ум. «У меня все равно ничего не получится. Нет даже смысла общаться с людьми. Если я скажу что-то неправильно, они это заметят, засмеют, и никто никогда больше не будет со мной общаться». Часто в его голове смешиваются обрывки фраз («засмеют», «это позор»), картинки, образы, — и они кажутся ужасно убедительными.
Клиент теряет контакт с настоящим моментом
Когда человек погружен в эти гипотетические ситуации, он живет у себя в голове, а не в настоящем моменте. Он сосредоточен на катастрофических картинках будущего: вот он ошибается, все вокруг смеются, отворачиваются от него, друзья или коллеги разочарованы, критикуют его и разрывают отношения. С другой стороны, он может вспоминать прошлое: например, как в школе учителя критиковали его за ошибки, прямо как нынешний начальник, или как он подвергался буллингу со стороны сверстников. Он не видит того, что происходит вокруг него на самом деле: например, что друзья открыты и доброжелательны и никогда не смеются над его чувствами.
Клиент негативно отзывается о себе
В прошлом клиент с социальной тревожностью наверняка часто попадал в ситуации, когда его критиковали и осуждали. Он научился смотреть на себя через призму этих картинок, мыслей, переживаний. Поэтому, если вы спросите у такого человека: «Как вы себя воспринимаете? Каким вы себя видите?», скорее всего, он ответит: «Я стеснительный, неумелый, неправильный, со мной что-то не так. Поэтому мне трудно свободно общаться с другими людьми». Эти определения — фильтр, через который он смотрит сам на себя, ярлычок, который формируется с детства и может определять поведение взрослого человека.
Клиент не знает своих ценностей или с трудом их определяет
Человек с социальной тревожностью не выражает себя, не рассказывает другим о своих достижениях, не решается на смелые поступки. Ему трудно понять, чего он хочет в жизни, каким человеком хочет быть. Он с трудом ответит на вопрос о том, что наполняет его жизнь смыслом, что делает его дни достойными того, чтобы их проживать. Возможно, ему хотелось бы делиться своим творчеством, ему могут быть важны дружба, создание семьи, карьерный рост. Но мечтать ему непривычно, ведь даже в них ему приходится взаимодействовать с другими людьми. А это вызывает тревогу.
Клиент действует неэффективно и может даже вредить себе
Человек с социальной тревожностью редко принимает приглашения куда-то сходить, на свидание или нетворкинг-встречу, не высказывает своего мнения, не делится своим творчеством, тщательно оберегая себя от возможной критики. Чтобы расслабиться и хоть как-то поддерживать разговор в редких социальных ситуациях, он может употреблять алкоголь. Он даже может рассказывать о себе неправду, чтобы лучше выглядеть лучше в глазах других людей. Но это не помогает сформировать близкие и доверительные отношения: зная, что сказал неправду, он не может признаться в этом и сводит общение на нет.