База знаний
Мини-курсы
О компании
Сообщество выпускников
Лаборатория
Как учиться?
Карьерный центр
Бесплатная помощь коуча или психолога
Карьерные консультации
как работать с тревожными расстройствами в аст
прочитаете за 13 минут

Как работать с тревожными расстройствами в АСТ-подходе

11.08.2023
Психологам
Про подходы
Про эмоции
Часто клиенты приходят к психологам с запросом «хочу перестать тревожиться». Мы знаем, что это эволюционный механизм и совсем избавиться от тревоги вряд ли возможно. Что же тогда с ней делать? Не говорить же клиенту в лоб, что тревога с ним на всю жизнь?
Часто клиенты приходят к психологам с запросом «хочу перестать тревожиться». Мы знаем, что это эволюционный механизм и совсем избавиться от тревоги вряд ли возможно. Что же тогда с ней делать? Не говорить же клиенту в лоб, что тревога с ним на всю жизнь?
АСТ-терапевты не фокусируются на избавлении от тревоги, но все равно эффективно работают с этой темой. Из этой статьи вы узнаете, как они рассматривают это чувство и как помогают клиентам. Статья будет интересна и психологам, и тем, кто интересуется этой темой для себя.
АСТ-терапевты не фокусируются на избавлении от тревоги, но все равно эффективно работают с этой темой. Из этой статьи вы узнаете, как они рассматривают это чувство и как помогают клиентам. Статья будет интересна и психологам, и тем, кто интересуется этой темой для себя.
Как рассматривают тревогу АСТ-психологи
Тревога — это базовое чувство, которое помогает нам избежать опасности. Наши предки, услышав шуршание в высокой траве, ощущали тревогу и предпочитали убежать — вдруг там тигр засел? Это помогло им выжить. Сейчас тревога тоже нам помогает, например, переходить дорогу на зеленый свет или вовремя оплачивать счета.
Тревога — это базовое чувство, которое помогает нам избежать опасности. Наши предки, услышав шуршание в высокой траве, ощущали тревогу и предпочитали убежать — вдруг там тигр засел? Это помогло им выжить. Сейчас тревога тоже нам помогает, например, переходить дорогу на зеленый свет или вовремя оплачивать счета.
В норме тревога должна нам помогать. Неважно, происходит что-то с нами прямо сейчас или мы только представляем это: например, начальник критикует нашу работу или мы только думаем о том, что нам влетит за плохо сделанный отчет. Ощущая тревогу, мы понимаем, что можем столкнуться с чем-то неприятным — эмоциями, ощущениями, — и хотим каким-то образом этого избежать. Например, мы переделает отчет или попросим коллегу помочь. Так в норме работает тревога.
В норме тревога должна нам помогать. Неважно, происходит что-то с нами прямо сейчас или мы только представляем это: например, начальник критикует нашу работу или мы только думаем о том, что нам влетит за плохо сделанный отчет. Ощущая тревогу, мы понимаем, что можем столкнуться с чем-то неприятным — эмоциями, ощущениями, — и хотим каким-то образом этого избежать. Например, мы переделает отчет или попросим коллегу помочь. Так в норме работает тревога.
Но иногда тревоги становится слишком много. Тогда уже не человек управляет ею, а она управляет человеком. Он чаще избегает ситуаций, в которых может почувствовать себя некомфортно. Например, вместо решения рабочей задачи уйдет на мнимый больничный или перестанет отвечать на звонки коллег. Тревога уже не помогает, а мешает — работать, жить в удовольствие, выстраивать доверительные отношения с людьми. Тогда ее можно рассматривать как расстройство.
Но иногда тревоги становится слишком много. Тогда уже не человек управляет ею, а она управляет человеком. Он чаще избегает ситуаций, в которых может почувствовать себя некомфортно. Например, вместо решения рабочей задачи уйдет на мнимый больничный или перестанет отвечать на звонки коллег. Тревога уже не помогает, а мешает — работать, жить в удовольствие, выстраивать доверительные отношения с людьми. Тогда ее можно рассматривать как расстройство.
С чего начать работу с тревогой клиента в АСТ-подходе
Чтобы клиент мог лучше справляться с тревогой, АСТ-психолог может помочь ему развить психологическую гибкость. Это умение оставаться в контакте с собой, чувствовать болезненные переживания и при этом продолжать делать то, что нам важно. Вот что может сделать психолог, чтобы помочь человеку справляться с тревожностью и развивать психологическую гибкость.
Чтобы клиент мог лучше справляться с тревогой, АСТ-психолог может помочь ему развить психологическую гибкость. Это умение оставаться в контакте с собой, чувствовать болезненные переживания и при этом продолжать делать то, что нам важно. Вот что может сделать психолог, чтобы помочь человеку справляться с тревожностью и развивать психологическую гибкость.
Валидировать чувства клиента
Когда человек делится тревожными переживаниями, не стоит сразу в лоб ему говорить, что избавиться от них невозможно, и сразу объяснять эволюционный механизм. Это никак ему не поможет, зато может усилить тревожность. Вместо этого важно проявить валидацию — признать, что ощущать тревогу неприятно, и такой запрос клиента понятен и имеет право быть. Желание избавиться от болезненных ощущений вполне естественно и объяснимо.
Валидировать чувства клиента
Когда человек делится тревожными переживаниями, не стоит сразу в лоб ему говорить, что избавиться от них невозможно, и сразу объяснять эволюционный механизм. Это никак ему не поможет, зато может усилить тревожность. Вместо этого важно проявить валидацию — признать, что ощущать тревогу неприятно, и такой запрос клиента понятен и имеет право быть. Желание избавиться от болезненных ощущений вполне естественно и объяснимо.
Рассказать о том, зачем нам нужна тревога
Делать вид, что клиент сможет избавиться от его тревоги в терапии, тоже не нужно. Когда его эмоции улеглись, а вы смогли наладить контакт, можно заняться психообразованием. Понятным ему языком расскажите, что такое тревога на самом деле, как она появилась у человечества в процессе эволюции, какие функции выполняет и почему она вообще полезна. Так человек сможет посмотреть со стороны на то, что с ним происходит, и отметить ситуации, когда тревожность действительно помогала ему. Например, он не сообщил мошеннику данные банковской карты, и у него не украли деньги.
Рассказать о том, зачем нам нужна тревога
Делать вид, что клиент сможет избавиться от его тревоги в терапии, тоже не нужно. Когда его эмоции улеглись, а вы смогли наладить контакт, можно заняться психообразованием. Понятным ему языком расскажите, что такое тревога на самом деле, как она появилась у человечества в процессе эволюции, какие функции выполняет и почему она вообще полезна. Так человек сможет посмотреть со стороны на то, что с ним происходит, и отметить ситуации, когда тревожность действительно помогала ему. Например, он не сообщил мошеннику данные банковской карты, и у него не украли деньги.
Проанализировать ситуации, в которых человек ощущает тревогу
Чтобы понять, почему у человека возникает тревога и как с ней можно справляться, поможет полезный инструмент АСТ-подхода — функциональный анализ поведения. Для этого задайте клиенту несколько вопросов. Ответы помогут составить цельную картину его тревожности — она нужна для следующего шага в терапии.
Проанализировать ситуации, в которых человек ощущает тревогу
Чтобы понять, почему у человека возникает тревога и как с ней можно справляться, поможет полезный инструмент АСТ-подхода — функциональный анализ поведения. Для этого задайте клиенту несколько вопросов. Ответы помогут составить цельную картину его тревожности — она нужна для следующего шага в терапии.
Какие мысли возникли у вас, когда вы ощутили тревогу?
(«я скажу глупость», «опозорюсь на глазах у всего зала», «он опять меня отругает»)
Какие эмоции, кроме тревоги, вы почувствовали?
(страх, злость, настороженность, раздражение)
Какие ощущения появились в теле?
(появилось напряжением, сжались ладони, кровь прилила к голове, помутнело в глазах)
Что вы сделали со своим состоянием? Как обошлись с этими мыслями, чувствами, ощущениями?
(выпил алкоголь; отказалась от приглашения на вечеринку; поругался с начальником)
К каким последствиям это привело?
(не пошла на собеседование мечты; не пригласил девушку на свидание; винила себя, что весь вечер смотрела сериал и ела мороженое)
Как психологу концептуализировать кейс клиента в АСТ
После функционального анализа вы сможете составить концептуализацию. Она выглядит как 3D-модель человека: объясняет, как устроен его внутренний мир, его жизнь, что с чем связано, какие причинно-следственные связи заставляют его переживать. Концептуализация нужна, чтобы лучше понять клиента и точнее выбрать инструменты, которые подойдут именно ему в его ситуации.
После функционального анализа вы сможете составить концептуализацию. Она выглядит как 3D-модель человека: объясняет, как устроен его внутренний мир, его жизнь, что с чем связано, какие причинно-следственные связи заставляют его переживать. Концептуализация нужна, чтобы лучше понять клиента и точнее выбрать инструменты, которые подойдут именно ему в его ситуации.
В АСТ-подходе для концептуализации используют шестиугольник психологической гибкости, или гексафлекс. Каждый его угол — это психологический навык, который помогает человеку жить в согласии со своими ценностями. Чем больше навыков смог развить клиент, тем спокойнее и эффективнее ему живется. Задача психолога — понять, какие навыки у человека «хромают» и сосредоточиться именно на их развитии. Подробнее о шестиугольнике психологической гибкости мы писали в статье «Что такое терапия принятия и ответственности и кому она подойдет».
В АСТ-подходе для концептуализации используют шестиугольник психологической гибкости, или гексафлекс. Каждый его угол — это психологический навык, который помогает человеку жить в согласии со своими ценностями. Чем больше навыков смог развить клиент, тем спокойнее и эффективнее ему живется. Задача психолога — понять, какие навыки у человека «хромают» и сосредоточиться именно на их развитии. Подробнее о шестиугольнике психологической гибкости мы писали в статье «Что такое терапия принятия и ответственности и кому она подойдет».
Разберем концептуализацию на примере человека с социальной тревожностью.
Разберем концептуализацию на примере человека с социальной тревожностью.
Клиент избегает всего неприятного
Клиенту с социальной тревожностью неприятно сталкиваться с мнениями, оценками и критикой других людей. Поэтому он избегает любых ситуаций, в которых может с ними соприкоснуться. Как правило, комментарии по поводу его ошибок или поведения вызывают у него стыд, вину и, конечно, сильную тревогу.
1.
2.
Клиент верит, что его мысли — это реальность
Человек сливается со своими мыслями и верит всему, что подсказывает его ум. «У меня все равно ничего не получится. Нет даже смысла общаться с людьми. Если я скажу что-то неправильно, они это заметят, засмеют, и никто никогда больше не будет со мной общаться». Часто в его голове смешиваются обрывки фраз («засмеют», «это позор»), картинки, образы, — и они кажутся ужасно убедительными.
3.
Клиент теряет контакт с настоящим моментом
Когда человек погружен в эти гипотетические ситуации, он живет у себя в голове, а не в настоящем моменте. Он сосредоточен на катастрофических картинках будущего: вот он ошибается, все вокруг смеются, отворачиваются от него, друзья или коллеги разочарованы, критикуют его и разрывают отношения. С другой стороны, он может вспоминать прошлое: например, как в школе учителя критиковали его за ошибки, прямо как нынешний начальник, или как он подвергался буллингу со стороны сверстников. Он не видит того, что происходит вокруг него на самом деле: например, что друзья открыты и доброжелательны и никогда не смеются над его чувствами.
4.
Клиент негативно отзывается о себе
В прошлом клиент с социальной тревожностью наверняка часто попадал в ситуации, когда его критиковали и осуждали. Он научился смотреть на себя через призму этих картинок, мыслей, переживаний. Поэтому, если вы спросите у такого человека: «Как вы себя воспринимаете? Каким вы себя видите?», скорее всего, он ответит: «Я стеснительный, неумелый, неправильный, со мной что-то не так. Поэтому мне трудно свободно общаться с другими людьми». Эти определения — фильтр, через который он смотрит сам на себя, ярлычок, который формируется с детства и может определять поведение взрослого человека.
5.
6.
Клиент не знает своих ценностей или с трудом их определяет
Человек с социальной тревожностью не выражает себя, не рассказывает другим о своих достижениях, не решается на смелые поступки. Ему трудно понять, чего он хочет в жизни, каким человеком хочет быть. Он с трудом ответит на вопрос о том, что наполняет его жизнь смыслом, что делает его дни достойными того, чтобы их проживать. Возможно, ему хотелось бы делиться своим творчеством, ему могут быть важны дружба, создание семьи, карьерный рост. Но мечтать ему непривычно, ведь даже в них ему приходится взаимодействовать с другими людьми. А это вызывает тревогу.
Клиент действует неэффективно и может даже вредить себе
Человек с социальной тревожностью редко принимает приглашения куда-то сходить, на свидание или нетворкинг-встречу, не высказывает своего мнения, не делится своим творчеством, тщательно оберегая себя от возможной критики. Чтобы расслабиться и хоть как-то поддерживать разговор в редких социальных ситуациях, он может употреблять алкоголь. Он даже может рассказывать о себе неправду, чтобы лучше выглядеть лучше в глазах других людей. Но это не помогает сформировать близкие и доверительные отношения: зная, что сказал неправду, он не может признаться в этом и сводит общение на нет.
Все эти шесть процессов поддерживают друг друга и приводят к тому, что человек застревает в социальной тревожности. Он оказывается в ловушке мыслей, чувств, теряет контакт с собой и действует неэффективно. При этом он не может действовать иначе, потому что в каждой подходящей ситуации «срабатывают» эти привычные механизмы, и человек поступает привычным способом. Вот как может выглядеть его гексафлекс:
Все эти шесть процессов поддерживают друг друга и приводят к тому, что человек застревает в социальной тревожности. Он оказывается в ловушке мыслей, чувств, теряет контакт с собой и действует неэффективно. При этом он не может действовать иначе, потому что в каждой подходящей ситуации «срабатывают» эти привычные механизмы, и человек поступает привычным способом. Вот как может выглядеть его гексафлекс:
Чтобы помочь клиенту, нужно работать с его навыками психологической гибкости. Постепенно человек научится:
Чтобы помочь клиенту, нужно работать с его навыками психологической гибкости. Постепенно человек научится:
Принимать свои эмоции и ощущения, а не избегать их.
Замечать свои переживания и отделять их от себя.
Оставаться в настоящем моменте, а не проваливаться в прошлое или будущее.
Действовать в согласии с ценностями.
Отделять свои мысли, а не сливаться с ними.
Создавать и прояснять свои ценности.
Тогда гексафлекс человека с развитыми навыками психологической гибкости будет выглядеть так:
Тогда гексафлекс человека с развитыми навыками психологической гибкости будет выглядеть так:
Как психологу переформулировать запрос клиента
Запрос клиента «перестать чувствовать тревогу» — эмоциональный: человек ощущает неприятную эмоцию и хочет от нее избавиться. Н, как мы уже выяснили, это невозможно. Поэтому психологу нужно сосредоточить внимание на работе с конкретным поведением, а не эмоцией. Так и он, и клиент будут понимать, работает ли выбранная стратегия и происходят ли реальные изменения в поведении клиента, или что-то нужно изменить.
Запрос клиента «перестать чувствовать тревогу» — эмоциональный: человек ощущает неприятную эмоцию и хочет от нее избавиться. Н, как мы уже выяснили, это невозможно. Поэтому психологу нужно сосредоточить внимание на работе с конкретным поведением, а не эмоцией. Так и он, и клиент будут понимать, работает ли выбранная стратегия и происходят ли реальные изменения в поведении клиента, или что-то нужно изменить.
Поведенческие задачи в терапии могут быть направлены на развитие навыков клиента или на его взаимодействие с другими людьми. В любом случае это будет продвигать его к тому, чтобы жить в согласии со своими ценностями и не давать тревоге руководить его поведением.
Поведенческие задачи в терапии могут быть направлены на развитие навыков клиента или на его взаимодействие с другими людьми. В любом случае это будет продвигать его к тому, чтобы жить в согласии со своими ценностями и не давать тревоге руководить его поведением.
Как работать с поведением клиента в АСТ
Работать над конкретными навыками, которые помогут более эффективно справляться с тревогой, мыслями и эмоциями.
Например, в АСТ есть техника «Я замечаю, что у меня есть мысль…». Сама по себе мысль может причинять много боли и неприятных чувств, но если сформулировать ее иначе (ведь это просто мысль!), это позволит посмотреть на нее со стороны и не сливаться с ней.
Работать над конкретными действиями, которые человек может делать больше или меньше, чтобы приближаться к своим ценностям.
Клиент сам сможет определить, над чем ему хочется работать, — для этого предложите ему технику «Волшебный вопрос». Если бы у него была волшебная палочка, которая могла избавить его от тревоги, что бы изменилось в его жизни? Эта техника поможет человеку свободно помечтать. Например, он решит, что мог бы изменить свой стиль, бросить нелюбимую работу, смелее знакомиться с людьми. Все это будет ориентиром, куда двигаться в терапии и какие задачи ставить

Наш курс
«Пять типов запросов в АСТ-подходе»

Вы получите инструментарий из АСТ-подхода для работы с 5 самыми сложными запросами: посттравматические расстройства, депрессия, тревожные расстройства, психосоматические расстройства и расстройства пищевого поведения. Сможете сразу интегрировать инструменты в свою практику, даже если вы работаете в другом когнитивном подходе.
Онлайн
Продвинутый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь