прочитаете за 15 минут

Как родителям наладить отношения с подростком и не потерять авторитет

18.08.2023
Самопомощь
Говорят, что подростковый период — самый сложный в общении с ребенком. Он нарушает правила, огрызается и закатывает глаза, не воспринимает ни уговоры, ни запреты родителей.
Говорят, что подростковый период — самый сложный в общении с ребенком. Он нарушает правила, огрызается и закатывает глаза, не воспринимает ни уговоры, ни запреты родителей.
Против чего ребенок бунтует в подростковом возрасте? Как родителям общаться с ним, чтобы сохранить доверие и при этом не потерять авторитет? Ответы найдете в статье. Она будет полезна как взрослым, которые хотят наладить контакт с ребенком, так и психологам, которые работают с подростками и их родителями.
Против чего ребенок бунтует в подростковом возрасте? Как родителям общаться с ним, чтобы сохранить доверие и при этом не потерять авторитет? Ответы найдете в статье. Она будет полезна как взрослым, которые хотят наладить контакт с ребенком, так и психологам, которые работают с подростками и их родителями.

Что происходит с ребенком в подростковом возрасте

Подростковый период действительно сложный, и в первую очередь для самого ребенка. Его жизнь, приоритеты, отношения с окружающими и даже он сам — все меняется. Появляются новые задачи, которые нужно решить и что-то понять о себе. Меняется тело и образ мышления, подросток строит общение со сверстниками и переживает, что о нем думают, пытается понять, кто он такой, и стать более независимым. Он может «примерить» множество разных личностей, быстро меняет предпочтения в одежде, манере разговаривать и вести себя.
Подростковый период действительно сложный, и в первую очередь для самого ребенка. Его жизнь, приоритеты, отношения с окружающими и даже он сам — все меняется. Появляются новые задачи, которые нужно решить и что-то понять о себе. Меняется тело и образ мышления, подросток строит общение со сверстниками и переживает, что о нем думают, пытается понять, кто он такой, и стать более независимым. Он может «примерить» множество разных личностей, быстро меняет предпочтения в одежде, манере разговаривать и вести себя.
Это возраст, когда дети пытаются разобраться в себе. Изменения могут сильно отразиться на их самооценке, уверенности, поведении и отношениях с родителями.
Это возраст, когда дети пытаются разобраться в себе. Изменения могут сильно отразиться на их самооценке, уверенности, поведении и отношениях с родителями.
Мысли подростка в переходный период

О чем переживает ребенок в подростковом периоде

О чем переживает ребенок в подростковом периоде

Сопротивляются изменениям, пытаются вернуть все, как было раньше. Родители отказываются принять факт, что ребенок взрослеет, и продолжают воспринимать его как беспомощного младенца. Но подросток хочет быть самостоятельным и принимать решения. Он найдет способ заявить о независимости, даже если родители продолжат решать за него, как одеваться, с кем дружить и как обставлять комнату.
Верят, что все подростки сложные, и заранее ожидают от ребенка плохого поведения. Если родители выбирают стратегию «это просто такой сложный период, надо переждать», подросток делает вывод, что он им безразличен, и они не хотят его поддерживать. А если не помогают самые близкие взрослые, он обратится за поддержкой к друзьям или старшим товарищам, у которых может перенимать поведение или даже идти на ненужный риск, проверяя свои возможности и реакцию родителей. Например, начнет курить, чтобы казаться взрослее, или будет гулять допоздна с непонятными личностями, зная, что заставит семью переживать.
Запрещают и все контролируют. Не воспринимать ребенка-подростка как равного себе и не уважать его границы — значит превратить каждый контакт в конфликт. Подросток будет бунтовать против непонятных правил и ограничений. Если хватит сил, то будет противостоять запретам и поступать так, как он считает нужным, а не как говорят родители. Даже если придется соблюдать непонятные правила, внутренне он будет бунтовать и искать выходы своей независимости.

Как эти изменения влияют на отношения подростка с родителями

Долгое время ребенок был близок с родителями и зависел от них. Они несли ответственность и контролировали всю его жизнь: когда есть, когда спать, что надеть, куда пойти гулять. Взрослея, ребенок осознает отдельность: он — самостоятельная личность, со своими желаниями и возможностями. Стремление стать независимым нормально, однако он все еще нуждается в родителях, просто не так, как в младенчестве.
Долгое время ребенок был близок с родителями и зависел от них. Они несли ответственность и контролировали всю его жизнь: когда есть, когда спать, что надеть, куда пойти гулять. Взрослея, ребенок осознает отдельность: он — самостоятельная личность, со своими желаниями и возможностями. Стремление стать независимым нормально, однако он все еще нуждается в родителях, просто не так, как в младенчестве.
Реакция родителей на изменения, которые происходят с ребенком, влияет на то, какими будут их отношения: станут более доверительными и крепкими или подросток пойдет вразнос и осуществит все страхи родителей.
Реакция родителей на изменения, которые происходят с ребенком, влияет на то, какими будут их отношения: станут более доверительными и крепкими или подросток пойдет вразнос и осуществит все страхи родителей.
Чтобы сохранить теплоту и доверие, отношения родителей и подростка должны стать похожими на отношения деловых партнеров. Опытный старший партнер обучает младшего и с нетерпением ждет, когда он возьмет на себя управление всем бизнесом. Задача взрослых — быть ориентиром и поддержкой, а не начальством. Если в период изменений подросток получит не поддержку, а много непонятных правил и критику, он «закроется» — тогда и возникнут проблемы в общении. При этом его потребность в поддержке, ориентирах и самостоятельности никуда не денется, только искать он их будет в другом месте.
Чтобы сохранить теплоту и доверие, отношения родителей и подростка должны стать похожими на отношения деловых партнеров. Опытный старший партнер обучает младшего и с нетерпением ждет, когда он возьмет на себя управление всем бизнесом. Задача взрослых — быть ориентиром и поддержкой, а не начальством. Если в период изменений подросток получит не поддержку, а много непонятных правил и критику, он «закроется» — тогда и возникнут проблемы в общении. При этом его потребность в поддержке, ориентирах и самостоятельности никуда не денется, только искать он их будет в другом месте.

Какие ошибки совершают родители в отношениях с подростком

Готовясь к появлению ребенка, родители читают книги про беременность и роды, кормление и воспитание, обращаются к врачам, просят совета у своих родителей и друзей. Они хотят, чтобы ребенок рос и развивался нормально. Но когда дети взрослеют, родители часто начинают полагаться только на интуицию и социальные стереотипы. Взрослые не готовы к лавине изменений, которые происходят с подростком, и не знают, как реагировать. При этом у них есть своя жизнь: рабочие и домашние обязанности, хобби, собственные отношения, отношения с родителями, друзьями. Может быть сложно понять, когда они делают что-то не так, может не хватать времени и сил, поэтому совершают ошибки:
Готовясь к появлению ребенка, родители читают книги про беременность и роды, кормление и воспитание, обращаются к врачам, просят совета у своих родителей и друзей. Они хотят, чтобы ребенок рос и развивался нормально. Но когда дети взрослеют, родители часто начинают полагаться только на интуицию и социальные стереотипы. Взрослые не готовы к лавине изменений, которые происходят с подростком, и не знают, как реагировать. При этом у них есть своя жизнь: рабочие и домашние обязанности, хобби, собственные отношения, отношения с родителями, друзьями. Может быть сложно понять, когда они делают что-то не так, может не хватать времени и сил, поэтому совершают ошибки:
Сопротивляются изменениям, пытаются вернуть все, как было раньше. Родители отказываются принять факт, что ребенок взрослеет, и продолжают воспринимать его как беспомощного младенца. Но подросток хочет быть самостоятельным и принимать решения. Он найдет способ заявить о независимости, даже если родители продолжат решать за него, как одеваться, с кем дружить и как обставлять комнату.
Верят, что все подростки сложные, и заранее ожидают от ребенка плохого поведения. Если родители выбирают стратегию «это просто такой сложный период, надо переждать», подросток делает вывод, что он им безразличен, и они не хотят его поддерживать. А если не помогают самые близкие взрослые, он обратится за поддержкой к друзьям или старшим товарищам, у которых может перенимать поведение или даже идти на ненужный риск, проверяя свои возможности и реакцию родителей. Например, начнет курить, чтобы казаться взрослее, или будет гулять допоздна с непонятными личностями, зная, что заставит семью переживать.
Запрещают и все контролируют. Не воспринимать ребенка-подростка как равного себе и не уважать его границы — значит превратить каждый контакт в конфликт. Подросток будет бунтовать против непонятных правил и ограничений. Если хватит сил, то будет противостоять запретам и поступать так, как он считает нужным, а не как говорят родители. Даже если придется соблюдать непонятные правила, внутренне он будет бунтовать и искать выходы своей независимости.
Взрослые считают, что только так могут сохранить авторитет в глазах ребенка, — ведь они принимают значимые решения о его жизни и «учат уму-разуму». На самом деле происходит ровно наоборот: подросток хочет, чтобы его поддерживали и уважали, а не отнимали ответственность и решали проблемы без него. Такое поведение родителей приводит к тому, что ребенок закроется, не будет делиться, что происходит с ним и внутри него. Они не смогут вовремя заметить тревожные признаки серьезных проблем: школьного буллинга, депрессии, суицидальных мыслей, и обратиться за помощью к специалисту.
Взрослые считают, что только так могут сохранить авторитет в глазах ребенка, — ведь они принимают значимые решения о его жизни и «учат уму-разуму». На самом деле происходит ровно наоборот: подросток хочет, чтобы его поддерживали и уважали, а не отнимали ответственность и решали проблемы без него. Такое поведение родителей приводит к тому, что ребенок закроется, не будет делиться, что происходит с ним и внутри него. Они не смогут вовремя заметить тревожные признаки серьезных проблем: школьного буллинга, депрессии, суицидальных мыслей, и обратиться за помощью к специалисту.
Однако в попытке быть хорошим и поддерживающим родителем есть риск впасть в другую крайность — предоставить ребенку полную свободу и ни в чем не ограничивать. Почему это плохо? У подростка не будет «мерила», по которому сможет понять, что ему подходит, а что нет, и он не научится соблюдать правила и нести ответственность. Так как он только учится понимать свои границы и соблюдать границы других людей, тотальное «можно» помешает ему реагировать на ограничения в окружающем мире. Учебные, рабочие обязанности, ограничения в личных отношениях с другими людьми будут вызывать у него сильные негативные эмоции и помешают налаживать контакт.
Однако в попытке быть хорошим и поддерживающим родителем есть риск впасть в другую крайность — предоставить ребенку полную свободу и ни в чем не ограничивать. Почему это плохо? У подростка не будет «мерила», по которому сможет понять, что ему подходит, а что нет, и он не научится соблюдать правила и нести ответственность. Так как он только учится понимать свои границы и соблюдать границы других людей, тотальное «можно» помешает ему реагировать на ограничения в окружающем мире. Учебные, рабочие обязанности, ограничения в личных отношениях с другими людьми будут вызывать у него сильные негативные эмоции и помешают налаживать контакт.

Что делать родителям, чтобы наладить контакт с подростком и сохранить авторитет

Хорошие отношения родителей с подростком строятся на балансе:
на 50% родители проявляют любовь, еще на 50% они требовательны, но справедливы.
Хорошие отношения родителей с подростком строятся на балансе:
на 50% родители проявляют любовь, еще на 50% они требовательны, но справедливы.
Это помогает поддерживать авторитет родителей и сохранять доверительные отношения с подростком. Так между ними формируется партнерство, задача которого — помочь ребенку получить автономию: чтобы он мог принимать решения и действовать самостоятельно и при этом освободился от эмоциональной зависимости от мнения родителей.
Это помогает поддерживать авторитет родителей и сохранять доверительные отношения с подростком. Так между ними формируется партнерство, задача которого — помочь ребенку получить автономию: чтобы он мог принимать решения и действовать самостоятельно и при этом освободился от эмоциональной зависимости от мнения родителей.
 50% любви + 50% справедливой требовательности

Формула хороших отношений родителей с подростком

Формула хороших отношений родителей с подростком

А вот как этот баланс можно поддерживать.
А вот как этот баланс можно поддерживать.

Проводить время вместе с подростком

Вместе гулять, играть, ходить на мероприятия, заниматься спортом и разговаривать. Это помогает ребенку увидеть, что родители — живые люди, у которых, как и у него, есть чувства, мечты, разные душевные состояния. Это не значит, что надо сваливать на него проблемы с боссом или партнером. Не вдаваясь в подробности, можно рассказывать о своих чувствах, чтобы подросток видел: испытывать эмоции — нормально, и можно по-разному их переживать. А вот вместе смотреть телевизор не считается: это пассивное занятие, которое не помогает родителю и ребенку стать ближе.
Вместе гулять, играть, ходить на мероприятия, заниматься спортом и разговаривать. Это помогает ребенку увидеть, что родители — живые люди, у которых, как и у него, есть чувства, мечты, разные душевные состояния. Это не значит, что надо сваливать на него проблемы с боссом или партнером. Не вдаваясь в подробности, можно рассказывать о своих чувствах, чтобы подросток видел: испытывать эмоции — нормально, и можно по-разному их переживать. А вот вместе смотреть телевизор не считается: это пассивное занятие, которое не помогает родителю и ребенку стать ближе.

Относиться с уважением

Большинству взрослых не придет в голову принижать или запугивать другого взрослого, но почему-то относиться так к подростку в обществе может считаться нормальным. Чуткий родитель понимает потребности и чувства подростка, относится к его интересам и проблемам как значимым. Интересуется мнением ребенка о том, как семье провести выходные или отпуск, какие он хочет обои в своей комнате и есть ли желание пойти в новую секцию или сменить школу. Ребенок может высказать несогласие с мнением родителя, и это не считается нарушением правил или посягательством на авторитет взрослого.
Большинству взрослых не придет в голову принижать или запугивать другого взрослого, но почему-то относиться так к подростку в обществе может считаться нормальным. Чуткий родитель понимает потребности и чувства подростка, относится к его интересам и проблемам как значимым. Интересуется мнением ребенка о том, как семье провести выходные или отпуск, какие он хочет обои в своей комнате и есть ли желание пойти в новую секцию или сменить школу. Ребенок может высказать несогласие с мнением родителя, и это не считается нарушением правил или посягательством на авторитет взрослого.

Быть рядом и поддерживать

Взрослым часто тяжело понять масштаб проблемы ребенка и они могут ненароком обесценить его чувства, сказав «ты не знаешь, что такое настоящие проблемы». Но для подростка, который впервые получил двойку, поругался с другом или пропустил секцию, это действительно может быть концом света. Ему важно, чтобы вы дали понять, что понимаете его боль.
Взрослым часто тяжело понять масштаб проблемы ребенка и они могут ненароком обесценить его чувства, сказав «ты не знаешь, что такое настоящие проблемы». Но для подростка, который впервые получил двойку, поругался с другом или пропустил секцию, это действительно может быть концом света. Ему важно, чтобы вы дали понять, что понимаете его боль.

Устанавливать четкие ограничения и правила

Подростки бунтуют, когда их принуждают к чему-то без объяснений, — «делай, потому что я говорю». Важно объяснять, почему правила именно такие. А если правила касаются всей семьи, то главное — взрослые тоже должны им следовать. В семье принято ужинать без телефона — значит, не только ребенок, но и родители должны соблюдать это. Подросток не захочет бунтовать, если родители будут готовы обсуждать ограничения, объяснять, почему они на чем-то настаивают и что-то запрещают. Если он увидит, что взрослые аргументировали свою точку зрения, при этом услышали и обдумали его мнение и все равно что-то запретили, — он примет это справедливое решение, даже если внутренне будет не согласен. Именно потому, что это было обсуждение, а не навязывание мнения взрослых.
Подростки бунтуют, когда их принуждают к чему-то без объяснений, — «делай, потому что я говорю». Важно объяснять, почему правила именно такие. А если правила касаются всей семьи, то главное — взрослые тоже должны им следовать. В семье принято ужинать без телефона — значит, не только ребенок, но и родители должны соблюдать это. Подросток не захочет бунтовать, если родители будут готовы обсуждать ограничения, объяснять, почему они на чем-то настаивают и что-то запрещают. Если он увидит, что взрослые аргументировали свою точку зрения, при этом услышали и обдумали его мнение и все равно что-то запретили, — он примет это справедливое решение, даже если внутренне будет не согласен. Именно потому, что это было обсуждение, а не навязывание мнения взрослых.
При этом, когда ребенок не соблюдает ограничения и правила, родители прилагают все усилия, чтобы объяснить, почему его поведение было неуместно. Они не требуют от детей беспрекословного послушания, но и не дают им полную свободу действий.
При этом, когда ребенок не соблюдает ограничения и правила, родители прилагают все усилия, чтобы объяснить, почему его поведение было неуместно. Они не требуют от детей беспрекословного послушания, но и не дают им полную свободу действий.

Давать не только права, но и обязанности

Полная свобода без понимания, что с ней делать, не поможет ребенку стать психологически взрослым. Это как сразу пустить подростка за руль машины — велика вероятность, что случится авария. Сначала он должен окончить автошколу и сдать экзамен, потом будете кататься вместе с ним и только потом отпустите одного. С личной свободой все то же самое: сначала обучение, потом свободные действия.
Полная свобода без понимания, что с ней делать, не поможет ребенку стать психологически взрослым. Это как сразу пустить подростка за руль машины — велика вероятность, что случится авария. Сначала он должен окончить автошколу и сдать экзамен, потом будете кататься вместе с ним и только потом отпустите одного. С личной свободой все то же самое: сначала обучение, потом свободные действия.
Если он хочет позвать друзей домой на вечеринку (право), то должны быть соблюдены правила (обязанности). Например, не будет шума, алкоголя и сигарет, а после вечеринки подросток приберет квартиру, помоет посуду, вынесет мусор. Так у него есть выбор: готов ли выполнить обязанности, чтобы у него было право. Он учится свободе и может сам выбирать, с чем согласен, а с чем нет, или предложить другие условия.
Если он хочет позвать друзей домой на вечеринку (право), то должны быть соблюдены правила (обязанности). Например, не будет шума, алкоголя и сигарет, а после вечеринки подросток приберет квартиру, помоет посуду, вынесет мусор. Так у него есть выбор: готов ли выполнить обязанности, чтобы у него было право. Он учится свободе и может сам выбирать, с чем согласен, а с чем нет, или предложить другие условия.

Позволять брать на себя ответственность

Когда родители узнают, что подросток совершает ошибку, возникает сильное искушение вмешаться. Если речь не идет о здоровье и безопасности, нужно позволить учиться на своих ошибках. Когда подросток сам принимает неверные решения, то учится нести ответственность за последствия.
Когда родители узнают, что подросток совершает ошибку, возникает сильное искушение вмешаться. Если речь не идет о здоровье и безопасности, нужно позволить учиться на своих ошибках. Когда подросток сам принимает неверные решения, то учится нести ответственность за последствия.
Если от подростка впервые пахнет алкоголем, родители могут захотеть сразу выяснить, где он был, почему пил, ругать и рассказывать о вреде. Но результата это не принесет — хотя бы потому, что подросток не в состоянии прямо сейчас воспринимать слова. Поэтому стоит сдержать порыв. Скорее всего, утреннее похмелье станет для него достаточным наказанием. Позже стоит обсудить ситуацию спокойно, выразить свою точку зрения и узнать, что подросток думает о своем поведении.
Если от подростка впервые пахнет алкоголем, родители могут захотеть сразу выяснить, где он был, почему пил, ругать и рассказывать о вреде. Но результата это не принесет — хотя бы потому, что подросток не в состоянии прямо сейчас воспринимать слова. Поэтому стоит сдержать порыв. Скорее всего, утреннее похмелье станет для него достаточным наказанием. Позже стоит обсудить ситуацию спокойно, выразить свою точку зрения и узнать, что подросток думает о своем поведении.
Но когда поведение становится опасным, — например, есть риск, что он регулярно употребляет алкоголь или наркотики, — нужно принимать меры. Обсудить, почему вы не можете допустить такого, попытаться договориться, а если не получается, то предупредить, какие будут последствия за нарушение правил, и быть готовым применить их.
Но когда поведение становится опасным, — например, есть риск, что он регулярно употребляет алкоголь или наркотики, — нужно принимать меры. Обсудить, почему вы не можете допустить такого, попытаться договориться, а если не получается, то предупредить, какие будут последствия за нарушение правил, и быть готовым применить их.
Если при общении с подростком вы и он часто злитесь, не можете найти общий язык и есть риск постоянного конфликта, обратитесь за профессиональной помощью. Подростковый психолог специализируется на работе с детьми переходного возраста и их родителями и помогает выстраивать взаимоотношения. Он сможет помочь подростку принять себя и найти опору в такое бурное время изменений и научит взрослых поддерживать его в сложные моменты.
Если при общении с подростком вы и он часто злитесь, не можете найти общий язык и есть риск постоянного конфликта, обратитесь за профессиональной помощью. Подростковый психолог специализируется на работе с детьми переходного возраста и их родителями и помогает выстраивать взаимоотношения. Он сможет помочь подростку принять себя и найти опору в такое бурное время изменений и научит взрослых поддерживать его в сложные моменты.

Наш курс
«Подростковый психолог»

Получите базовые знания об особенностях подросткового возраста, научитесь работать с наиболее частыми запросами, а также четко понимать, когда можно работать самостоятельно, а когда — привлекать клинических психологов и психиатров. Сможете расширить клиентскую базу, укрепить навыки работы с подростками и их родителями.
Онлайн
Особенность программы — специализация именно на подростковом возрасте, с глубоким погружением и отработкой на практике самых распространенных запросов. На курсе рассматриваем индивидуальное консультирование подростков, родителей, семей и групповую работу.
Продвинутый курс
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь