Как организовать бережную среду на уроке: рекомендации преподавателям
Согласно принципам травмаинформированного педагогического дизайна, в обучении важно создавать среду, которая является безопасной, позволяет чувствовать собственную агентность, сохраняет достоинство каждого и развивает чувство принадлежности. Вот советы, как вести занятия и вести себя на этих занятиях, чтобы процесс был комфортным и эффективным для всех.
Придерживаться позиции, что все люди разные и реагируют по-разному, это нормально.
Если тема сложная — насилие, травмы, горе, — важно сказать о том, почему это сложно, как поддержать себя. Не принуждать изучать необязательные материалы.
Предложить студентам идеи самопомощи, если сложно смотреть лекции: понизить звук, смотреть частями, поддержать себя чем-то приятным, выполнить дыхательную практику, обратиться к психологу. Перед лекцией полезно провести короткую практику релаксации: «безопасное место» или дыхательные упражнения.
Сохранять нейтральность. Все слушатели разные, у них отличаются взгляды на конкретные вопросы, жизненный опыт, уровень компетенций. Задача преподавателя — не оценивать опыт и личностные качества студентов, а передавать им знания.
Пресекать враждебные и дискриминационные высказывания студентов по отношению друг к другу. Преподаватели и преподавательницы Психодемии делают это так: «Я не могу прокомментировать техники, которые вы применяете, и опираюсь только на доказательную базу, на которой выстроен курс. Доказательные методы помогают нам соблюдать принцип „не навреди“. Что касается вашей работы: в этой теме мы говорили, что должно быть вот так, потому что… В ходе практики вы не применили 1, 2, 3, это было важно, потому что 4, 5, 6. Обращаю ваше внимание».
Следить, как студенты дают друг другу обратную связь. При необходимости обучить делать это бережно и конструктивно. В ответ на резкий отклик кто-то может начать активно и агрессивно защищаться, а кто-то уйдет в себя. Поэтому регулировать взаимодействие на занятиях — ответственность преподавателя.
Следить за эмоциональным состоянием группы и отдельных участников. Напоминать студентам заботиться о себе, оказывать самопомощь или обращаться за поддержкой. Особенно это важно на групповых практиках. Вот как это происходит в Психодемии:
До начала практики преподаватель опрашивает студентов, комфортно ли им работать с кейсом, нужно ли его заменить. Напоминают о правиле СТОП: всегда могут остановить практику и запросить помощь преподавателя или одногруппников.
Во время практики, если студенту сложно, преподаватель предлагает ему безопасное пространство: подождать остальных в общем зале в Zoom, временно уменьшить громкость, отключить звук или камеру, уведомив остальных участников. Если работа идет в сессионных залах, преподаватели заглядывают к студентам, предлагают помощь.
После практики преподаватель собирает эмоциональный отклик тех, кто был в ролях («как вы? с какими чувствами сталкивались?»), затем анализирует саму практику. Если упражнение было связано со сложной темой, можно провести практику на расслабление. А если у преподавателя есть подозрение, что кого-то из студентов тема эмоционально цепляет, он останавливает обсуждение: «Мне кажется, что тема вас очень волнует, как помочь вам в рамках занятия?»