Гайд: как организовать обучение для людей с нейроотличиями

Рекомендации для студентов и организаторов образовательного процесса
Традиционная образовательная среда не учитывает особенности студентов с нейроотличиями. Психодемия провела исследование, как сделать образование инклюзивным и эффективным для всех учащихся. Делимся рекомендациями для обеих сторон процесса: студентов с нейроотличиями и работников образовательной сферы в России и СНГ.

Что не так с традиционным образованием и зачем нужно инклюзивное

Традиционная система образования предполагает одинаковые условия для всех студентов: строгое расписание, фокус на теории, роль учителя как авторитета, стандартные для всех методики обучения и оценивания. Индивидуальные особенности студентов не учитываются: они не получают должной поддержки и не могут раскрыть свой потенциал. Более того, часто они испытывают на себе негативное отношение со стороны других учащихся и учителей, чувствуют себя одинокими и непонятыми. Это ухудшает их эмоциональное состояние и мотивацию.
Инклюзивное образование предполагает, что студенты с разными особенностями получают равные возможности в безопасной и дружелюбной образовательной среде. Индивидуальный подход к каждому студенту учитывает особенности физического и ментального здоровья, гендера, возраста, культуры, социально-экономического статуса. Это помогает им расти личностно и профессионально, развивать новые навыки, эффективнее работать и взаимодействовать с людьми.
Психодемия провела исследование, чтобы разобраться, как организовать инклюзивную образовательную среду. Мы предположили, что у людей с особенностями физического и ментального здоровья иные потребности в обучении, чем у нейротипичных. Зная, как это учесть, можно помочь студентам преодолеть личные трудности и построить открытый и эффективный для всех процесс образования.

Рекомендации для студентов и сотрудников образовательной сферы

Я сотрудник образовательной организации
Я студент
Я студент
Я сотрудик образовательной организации
Рекомендации студентам с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или тревожным расстройством
Найдите, что привлекает вас в процессе и теме учебы
Часто мы начинаем обучение воодушевленными, но потом забываем о цели и теряем мотивацию. С СДВГ и тревожном расстройстве особенно сложно поддерживать внимание на неинтересных задачах. Искренняя вовлеченность и понимание, зачем учиться, повышает концентрацию, снижает беспокойство, отвлекает от тревожных мыслей.
Структурируйте занятия
Делайте частые перерывы, чтобы сохранять концентрацию. Длительные учебные сессии могут пугать, возникает тревога, нежелание учиться, избегание. Используйте метод «помодоро»: 20 минут работы, 5 минут отдыха. Еще может помочь деление задач на части: выполняйте их постепенно, чтобы справиться быстрее и без давления.
Управляйте эмоциями, концентрацией и стрессом
Практики релаксации эффективно помогают людям с СДВГ и тревожными расстройствами быть спокойнее, меньше беспокоиться, улучшают настроение и психическое здоровье.
Включайте в распорядок дня медитации и дыхательные упражнения.
Используйте фиджеты, чтобы концентрироваться на занятиях. Антистресс-игрушки, спиннеры, тактильные мячики снижают гиперактивность во время обучения, помогают не отвлекаться от занятий, когда появляется желание подвигаться и занять руки.
Развивайте эмоциональный интеллект. Распознавайте свои ощущения, тревожные мысли, чтобы снижать стресс, особенно при напряженной учебе.
Фокусируйтесь на своих сильных сторонах
Чем увереннее вы себя чувствуете, тем сильнее удовлетворение от работы и ниже вероятность, что одолеет прокрастинация.
Люди с СДВГ креативны, энергичны и умеют фокусироваться на интересных задачах. Если быстро находите необычные решения или идеи, применяйте это в учебных проектах, которые требуют нестандартного мышления. Гиперфиксация тоже помогает, но не забывайте регулярно отдыхать, чтобы поддерживать продуктивность и концентрацию.
Люди с тревожными расстройствами часто сильные аналитики, они внимательны к деталям, тщательно изучают информацию, чтобы избежать ошибок. Эти навыки полезны для задач, где важны точность и контроль ситуации.
Полноценно отдыхайте
Прислушивайтесь к состоянию и отмечайте уровень энергии, чтобы не перегружаться и вовремя принимать меры. Найдите подходящие расслабляющие занятия: прогулка, чтение, творчество, настольные игры. Избегайте доступных и легких занятий, которые не восстанавливают: длительного просмотра социальных сетей или игр вместо сна.
Как организовать инклюзивный образовательный процесс
Будьте готовы адаптировать учебную программу под конкретного студента
Симптомы БАР могут сильно влиять на энергию и состояние студентов, поэтому важно учитывать меняющиеся фазы расстройства. Открытость со стороны образовательной организации и готовность обсудить индивидуальный график помогут им эффективно учиться в периоды высокой активности и облегчат стрессовый период. Предлагайте учащимся обращаться за помощью.
Структурируйте обучение
Структура и предсказуемость снижают уровень стресса и помогают лучше концентрироваться на задаче. Делите большие уроки на подзадания, например, длинные видеолекции — на отрезки по 10−15 минут. Это позволит студентам дольше удерживать внимание и делать перерывы без потери смысла. Заранее предоставляйте расписание занятий: людям с тревожными расстройствами четкое планирование создает предсказуемую структуру работы.
Поддерживайте студентов эмоционально
Соберите полезные ссылки, приложения, памятки с рекомендациями, как учиться людям с разными особенностями здоровья.
Используйте разные типы дедлайнов, чтобы студенты сохраняли мотивацию и выполняли задания
Люди с СДВГ часто испытывают сложности с саморегуляцией и управлением временем. Дедлайны — это внешние стимулы, которые повышают мотивацию, помогают структурировать работу. Студенты получают «кризисный дофамин» и выполняют задания в срок. Мягкие дедлайны создают ощущение контроля, а жесткие обеспечивают необходимый импульс, чтобы завершить проект.
Поддерживайте студентов в процессе изучения сложных тем. Для будущих психологов это особенно актуально. Некоторые темы эмоционально насыщены и поэтому сложны для изучения: суицид, насилие, травма. При этом способность выдерживать этот дискомфорт напрямую связан с профессиональными психологическими компетенциями. Для таких тем добавляйте предупреждения о стрессогенном контенте, чтобы слушателям было проще справиться с личными переживаниями и реакциями на описанные случаи. Давайте рекомендации для самоподдержки, что делать в острых ситуациях.
Организуйте службу психологической помощи или группу поддержки для студентов. Социальная поддержка важна при БАР и других расстройствах, так как помогает управлять состоянием. Регулярное взаимодействие с наставниками и группами поддержки снижает чувство изоляции у студентов, а их мотивация учиться растет.
Обеспечьте конструктивную обратную связь
Чем меньше сравнений и оценок, тем спокойнее студенты и эффективнее их учеба. Тревожные расстройства часто связаны с негативными ожиданиями: студенты боятся неудачи, поэтому болезненно воспринимают оценки и перестают прикладывать усилия к учебе. Конструктивная и детальная обратная связь позволяет увидеть свои сильные стороны и отметить ошибки без стресса и сравнений с другими студентами. Это позволит учащимся сохранить мотивацию к учебе.
Как бережно и конструктивно давать обратную связь:
Отмечать, что получалось хорошо. В любой работе можно найти сильные стороны: «Это была сложная задача, и вы довели ее до конца, мне было интересно следить за развитием событий».
Опираться на «я-высказывания» и эмпатию: «Мне не хватило…», «Кажется, еще можно было сделать вот так…»
Используйте визуальные подсказки
Люди с РАС часто лучше воспринимают информацию визуально, чем вербально. Наглядные подсказки помогают структурировать материал и лучше запомнить информацию. Применяйте схемы, диаграммы и таблицы для визуализации информации, разные темы и понятия выделяйте разными цветами.
Опираться на факты, избегать абстрактных и обобщенных формулировок. Приводить точные примеры, что было не так, и объяснять, почему это неправильно.
Предлагать вариант, как делать по-другому. «Как думаете, уместно ли было бы сделать вот так???», «Из этой ситуации можно было бы выйти таким образом…»
Рекомендации студентам с биполярным аффективным расстройством (БАР)
Планируйте свое обучение с учетом колебаний настроения и энергии
Студентам с БАР важно учитывать фазы своего состояния, так как симптомы влияют на их энергию и концентрацию. Если гибко организовать обучение, это поможет эффективно использовать периоды высокой активности и снизить стресс в периоды спада. Если чувствуете, что учебное расписание не совпадает с вашим состоянием, обсудите с кураторами индивидуальный график сдачи заданий.
Изучайте свое состояние и стратегии перехода между фазами
Управляя фазами мании и депрессии, можно снизить их негативное воздействие на учебный процесс и поддержать стабильное состояние. Следите за ранними признаками стадий и обращайтесь за помощью при необходимости. Обсуждайте с преподавателями и кураторами адаптацию учебной программы, если станет хуже. Осваивайте методы управления нагрузкой и отдыхом, когда фазы начинают меняться.
Управляйте стрессом и заботьтесь о психическом здоровье
Регулярно посещайте психотерапевта, выполняйте техники релаксации: медитацию, дыхательные упражнения, письменные практики. Согласно исследованиям, они снижают стресс и улучшают состояние у людей с БАР.
Обращайтесь за поддержкой
При БАР важна поддержка окружающих и социальное взаимодействие. Это помогает легче переносить изменения в состоянии и не чувствовать себя в одиночестве. Общайтесь с преподавателями или кураторами, чтобы обсудить прогресс в учебе. Регулярно контактируйте с родственниками и друзьями, хотя бы онлайн, если нет возможности встретиться лично.
Как организовать бережную среду на уроке: рекомендации преподавателям
Согласно принципам травмаинформированного педагогического дизайна, в обучении важно создавать среду, которая является безопасной, позволяет чувствовать собственную агентность, сохраняет достоинство каждого и развивает чувство принадлежности. Вот советы, как вести занятия и вести себя на этих занятиях, чтобы процесс был комфортным и эффективным для всех.
На лекциях
Придерживаться позиции, что все люди разные и реагируют по-разному, это нормально.
Если тема сложная — насилие, травмы, горе, — важно сказать о том, почему это сложно, как поддержать себя. Не принуждать изучать необязательные материалы.
Предложить студентам идеи самопомощи, если сложно смотреть лекции: понизить звук, смотреть частями, поддержать себя чем-то приятным, выполнить дыхательную практику, обратиться к психологу. Перед лекцией полезно провести короткую практику релаксации: «безопасное место» или дыхательные упражнения.
На практических занятиях
Сохранять нейтральность. Все слушатели разные, у них отличаются взгляды на конкретные вопросы, жизненный опыт, уровень компетенций. Задача преподавателя — не оценивать опыт и личностные качества студентов, а передавать им знания.
Пресекать враждебные и дискриминационные высказывания студентов по отношению друг к другу. Преподаватели и преподавательницы Психодемии делают это так: «Я не могу прокомментировать техники, которые вы применяете, и опираюсь только на доказательную базу, на которой выстроен курс. Доказательные методы помогают нам соблюдать принцип „не навреди“. Что касается вашей работы: в этой теме мы говорили, что должно быть вот так, потому что… В ходе практики вы не применили 1, 2, 3, это было важно, потому что 4, 5, 6. Обращаю ваше внимание».
Следить, как студенты дают друг другу обратную связь. При необходимости обучить делать это бережно и конструктивно. В ответ на резкий отклик кто-то может начать активно и агрессивно защищаться, а кто-то уйдет в себя. Поэтому регулировать взаимодействие на занятиях — ответственность преподавателя.
Следить за эмоциональным состоянием группы и отдельных участников. Напоминать студентам заботиться о себе, оказывать самопомощь или обращаться за поддержкой. Особенно это важно на групповых практиках. Вот как это происходит в Психодемии:
До начала практики преподаватель опрашивает студентов, комфортно ли им работать с кейсом, нужно ли его заменить. Напоминают о правиле СТОП: всегда могут остановить практику и запросить помощь преподавателя или одногруппников.
Во время практики, если студенту сложно, преподаватель предлагает ему безопасное пространство: подождать остальных в общем зале в Zoom, временно уменьшить громкость, отключить звук или камеру, уведомив остальных участников. Если работа идет в сессионных залах, преподаватели заглядывают к студентам, предлагают помощь.
После практики преподаватель собирает эмоциональный отклик тех, кто был в ролях («как вы? с какими чувствами сталкивались?»), затем анализирует саму практику. Если упражнение было связано со сложной темой, можно провести практику на расслабление. А если у преподавателя есть подозрение, что кого-то из студентов тема эмоционально цепляет, он останавливает обсуждение: «Мне кажется, что тема вас очень волнует, как помочь вам в рамках занятия?»
Рекомендации студентам с расстройством аутистического спектра (РАС)
Структурируйте обучение
Люди с РАС часто тревожатся из-за неопределенности и непредсказуемости. Чтобы управлять ситуацией и снижать стресс, структурируйте учебу: разделяйте задачи на небольшие этапы, пишите планы на день, используйте расписания и таймеры, чтобы визуально отслеживать время и задания.
Не перегружайте органы чувств
Если органы чувств перегружены информацией, человек с РАС больше тревожится и теряет концентрацию. Минимизируйте визуальные отвлекающие факторы: убирайте лишние предметы с рабочего стола и стен, настраивайте яркость монитора, избегайте использования гаджетов перед сном. Чтобы не мешали фоновые звуки, используйте беруши или наушники с шумоподавлением.
Используйте визуальные подсказки
Люди с РАС часто лучше воспринимают информацию визуально, чем вербально. Наглядные подсказки помогут структурировать материал и помогают больше запомнить. Применяйте схемы, диаграммы и таблицы, чтобы визуализировать информацию, выделяйте темы и понятия разными цветами.
Изучайте материал в разных форматах
Видеолекции, текстовые расшифровки, гайды, иллюстрации, аудиоматериалы — пробуйте разные форматы, чтобы подобрать тот, что будете запоминать лучше всего. Применяйте приложения, адаптированные под ваши потребности: например, для создания майнд-карт, таблиц, баз знаний.
Как заботиться о себе: рекомендации для студентов с нейроотличиями
Делайте перерывы в учебе
Если чувствуете, что остро реагируете и начинаете беспокоиться, остановитесь. Выпейте чаю, прогуляйтесь на улице, позвоните друзьям, поиграйте в настольные игры. Даже если вы в порядке, все равно делайте перерывы. Не стоит ждать истощения, вы также достойны вкусного чая, прогулки и доброго отношения к себе, даже если воспринимаете материал спокойно.
Не ждите подходящего настроения, чтобы отдохнуть
Сначала мы что-то делаем, потом приходит мотивация, поэтому прямо сейчас запланируйте ресурсные практики на этой неделе. Подойдет даже небольшая медитация с помощью мобильного приложения, например, Headspace, Calm, Insight Timer или Better Sleep.
Если реагируете на эмоционально сложный контент, сделайте паузу
Важно изучить его так, чтобы не ухудшить свое состояние. Саморефлексия и работа со своими чувствами — важные навыки для психолога, в том числе, с точки зрения работы с клиентами. Обратитесь за помощью к куратору и психотерапевту, отложите на время сложную тему и вернитесь к ней позже, когда разберетесь с эмоциями и подготовитесь. Если изучение триггерной темы необязательно, не заставляйте себя и переходите к следующей.
Отслеживайте свое настроение
Удобно использовать мобильные приложения: Moodpath, Daylio или Welltory. Они подскажут, в каком состоянии вы чаще находитесь, что приводит к стрессу, как поддержать себя и снизить тревогу.
Будьте активны
Тренировки, прогулки, встречи с приятными людьми, занятия творчеством или хобби. Важно, чтобы жизнь была шире, чем переживания и сложности. Даже прогулка в незнакомом районе города добавит впечатлений и новизны. Вовремя и вкусно ешьте, высыпайтесь, двигайтесь и отдыхайте, следите за эмоциональным состоянием.
Выполняйте письменные практики
Это практики самоисследования и самопомощи, бесплатные и доступные. Пишите, чтобы лучше разобраться в себе, осмыслить и преобразовать свой опыт, исцелиться и измениться в желаемую сторону.