NEW!
прочитаете за 20 минут
23.11.2025

Аудиал, визуал, кинестетик: как мы воспринимаем мир, и почему не стоит вешать на себя ярлыки

Самопомощь
«Мне нужно это записать, иначе не запомню», — говорит один человек на лекции. «А мне достаточно просто послушать», — отвечает другой. Знакомо? За этим часто видят разделение на визуалов, аудиалов и кинестетиков — популярную концепцию о типах восприятия информации. Эти термины используют коучи, авторы статей по саморазвитию и психологических тестов.
Но что стоит за этой теорией? Стоит ли определять себя через один из этих типов? В этой статье расскажем о происхождении концепции, дадим детальное описание каждого типа восприятия и разберемся, как лучше использовать этот инструмент. Знание своих предпочтений в восприятии может помочь эффективнее учиться и общаться.

Происхождение теории о визуалах, аудиалах и кинестетиках

Концепция типов восприятия берет свое начало из нейролингвистического программирования (НЛП), разработанного в 1970-х годах Ричардом Бандлером и Джоном Гриндером. Центральная идея НЛП заключалась в том, что люди представляют свой опыт в сознании через сенсорные термины — зрение, слух и телесные ощущения. В 1992 году новозеландский педагог Нил Флеминг расширил эту идею, представив модель VARK (Visual, Auditory, Reading/Writing, Kinesthetic), которая быстро стала популярной в образовании и коучинге.

Краткая история модели

Первоначально модель использовалась практиками НЛП для установления раппорта и влияния на клиентов. Однако со временем концепция вышла за рамки терапевтического контекста и проникла в массовую культуру, став популярным способом самоидентификации.

Суть концепции

Согласно модели, есть предпочитаемые каналы восприятия информации. Кто-то легче запоминает визуально, кто-то — аудиально, а кто-то — через физическое действие и ощущения. Однако сегодняшние нейронаучные исследования показывают, что человеческий мозг постоянно использует все сенсорные системы одновременно, интегрируя информацию от разных органов чувств. Индивидуальные различия существуют и влияют на обработку информации, но это гибкая многомерная характеристика.
Правильнее говорить не о «типе личности», а о «предпочитаемой стратегии восприятия» — той, которую человек использует чаще, сочетая с другими.

Подробный разбор стратегий восприятия

Это не жесткие рамки, а тенденции, которые помогут лучше понять себя и окружающих.

Визуал — восприятие через зрение

Люди с визуальным типом восприятия обрабатывают информацию преимущественно через зрительные образы. Когда визуал думает или вспоминает что-то, в его сознании возникают яркие картинки, схемы, образы. Для него мир — это, прежде всего, то, что можно увидеть, представить, визуализировать.
Характерные фразы и особенности
Речь визуалов насыщена словами, связанными со зрением: «Я вижу, что вы имеете в виду», «Представьте себе эту картину», «Как это выглядит?», «Мне нужно на это взглянуть», «Давайте посмотрим на проблему под другим углом». Они часто используют метафоры, связанные с цветом, формой, пространством. В разговоре визуалы могут жестикулировать, как бы рисуя образы в воздухе, и внимательно следят за мимикой и жестами собеседника.
Сильные стороны
Визуалы обладают отличной зрительной памятью — они помнят лица, места, детали интерьера. Они замечают мелкие детали в окружающей обстановке, которые другие могут упустить: изменение в прическе, новый элемент декора, цветовые сочетания. Им легко даются задачи, требующие пространственного мышления, работы со схемами, графиками, диаграммами. Визуалы часто обладают развитым эстетическим чувством и ценят визуальную гармонию в окружении.
Как учится визуал
Для эффективного обучения визуалу необходимо «видеть» информацию. Конспектирование с выделением важных моментов цветными маркерами, создание интеллект-карт (mind maps), просмотр обучающих видео, изучение схем и диаграмм — вот инструменты визуала. Ему проще запомнить материал, если он может его записать, нарисовать схему или посмотреть на готовую визуализацию. Чтение с параллельным созданием зрительных образов также работает эффективно.
Майндкарта — метод конспектирования британского исследователя Тони Бьюзена, который подходит людям с визуальной стратегией восприятия

Аудиал — восприятие через слух

Аудиальный тип восприятия характеризуется преимущественной обработкой информации через звук, интонации, ритм речи. Для аудиала слова, музыка, голоса — это основные носители смысла. Он буквально «слышит» свои мысли и лучше запоминает на слух.
Характерные фразы и особенности
Речь аудиалов наполнена словами, связанными со слухом: «Это звучит убедительно», «Выслушайте меня», «Звучит знакомо», «Я слышал об этом», «Давайте обсудим», «Скажите мне». Аудиалы особенно чувствительны к интонациям — они легко считывают эмоциональное состояние собеседника по тону голоса, даже если слова звучат нейтрально. Они могут быть чувствительны к посторонним звукам и шуму, который мешает сосредоточиться.
Сильные стороны
Аудиалы обладают отличной слуховой памятью и способны запоминать информацию на слух без дополнительных визуальных или тактильных подкреплений. Они хорошо воспринимают устные инструкции и способны следовать им без записи. Часто у аудиалов развито красноречие — они умеют подбирать слова, выстраивать логичные аргументы и убедительно излагать мысли. Многие аудиалы любят музыку и чувствительны к звуковым нюансам.
Как учится аудиал
Аудиалам легче всего учиться через слушание: лекции, аудиокниги, подкасты, обсуждения вслух. Они могут проговаривать материал про себя или вслух для лучшего запоминания, обсуждать новую информацию с другими, чтобы услышать разные точки зрения и закрепить знания. Записи лекций для повторного прослушивания, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях помогают аудиалам усваивать материал.
Особенности аудиальной стратегии восприятия

Кинестетик — восприятие через ощущения

Кинестетический тип восприятия связан с обработкой информации через телесные ощущения, движение, прикосновения и эмоции. Для кинестетиков мир — это то, что можно почувствовать, потрогать, сделать своими руками, прожить на физическом и эмоциональном уровне.
Характерные фразы и особенности
Речь кинестетиков насыщена словами ощущений и действий: «Чувствую, что вы правы», «Не ощущаю этого», «Нужно разобрать руками», «Давайте попробуем», «Я чувствую дискомфорт», «Мне тяжело это понять без практики». Кинестетики часто нуждаются в движении — им сложно долго сидеть на месте, они могут ходить во время разговора, теребить предметы в руках, жестикулировать активнее других.
Сильные стороны
У кинестетиков развита моторная память — они отлично запоминают последовательность физических действий. Если кинестетик один раз сделал что-то руками, его тело запомнит алгоритм. Они обладают хорошей интуицией, которая проявляется как «чувство ситуации» — внутренние телесные сигналы подсказывают им правильное решение. Кинестетики успешны в деятельности, требующей физической ловкости, координации, практических навыков.
Как учится кинестетик
Кинестетики эффективнее всего учатся через практику и движение. Им необходимо «делать», а не просто смотреть или слушать: проводить эксперименты, собирать модели, работать с материалами руками, двигаться во время обучения (например, ходить по комнате, повторяя материал). Тактильные материалы, лабораторные работы, ролевые игры и симуляции помогают кинестетикам усвоить информацию. Метод «сделай и запомни» — их ключ к эффективному обучению.

Дигитал (дискрет) — восприятие через логику

Некоторые источники выделяют четвертый тип — дигитальный или дискретный. Люди этого типа воспринимают информацию преимущественно через логические конструкции, системы, анализ и структурирование данных. Однако важно отметить, что дигитальный тип часто считается спорным дополнением к основной триаде, поскольку логическое мышление — это скорее когнитивная функция, чем сенсорный канал восприятия.
Характерные фразы и особенности
Дигиталы используют в речи слова, связанные с логикой и анализом: «Логично», «Проанализируем», «По какой схеме это работает?», «Какова последовательность?», «Нужно систематизировать», «Давайте разберем алгоритм». Они стремятся структурировать информацию, раскладывать ее по полочкам, выстраивать причинно-следственные связи. Эмоции и субъективные впечатления для них менее важны, чем факты и логические выводы.
Сильные стороны
Дигиталы обладают сильным аналитическим мышлением и способностью к систематизации больших объемов информации. Они легко видят закономерности, структуры, алгоритмы там, где другие видят хаос. Внимание к деталям логических цепочек, умение выстраивать многоуровневые системы и находить оптимальные решения — сильные стороны дигиталов. Они успешны в программировании, математике, научных исследованиях и других областях, требующих логического мышления.
Преобладающую стратегию восприятия можно увидеть по словам, которые чаще использует собеседник:

Как определить свой преобладающий тип

Как понять, какой канал восприятия преобладает? Существует несколько практических способов самодиагностики, но важно помнить, что результат — это лишь повод для саморефлексии и лучшего понимания себя.

Наблюдение за собой

Самый доступный метод — внимательное самонаблюдение в повседневной жизни. Легче запомнить лицо человека или его имя? Материал лучше усваивается при чтении, слушании или работе руками? Какие слова и метафоры чаще используются — визуальные («вижу», «ясно»), аудиальные («звучит», «слышу») или кинестетические («чувствую», «ощущаю»)?
Как идут размышления над сложной проблемой? В голове представляются картинки и схемы? Мысли проговариваются вслух или про себя? Или нужно встать, походить, что-то сделать руками, чтобы лучше думалось? Эти простые наблюдения дадут много информации о  предпочитаемом канале восприятия.

Воспоминания из детства

Детские предпочтения часто указывают на ведущий канал восприятия. Ребенок часами рисовал, рассматривал картинки в книгах, любил яркие игрушки и обращал внимание на цвета? Это может указывать на визуальный тип. С удовольствием слушал сказки и истории, любил, когда ему читали вслух, рано начал говорить и задавать много вопросов? Возможно, такой человек — аудиал. Активный ребенок, который предпочитал подвижные игры, любил что-то мастерить, разбирать и собирать игрушки, лазать, прыгать — скорее всего, кинестетик. Те, кто увлекался конструкторами, головоломками, логическими играми, задавались вопросами, как что-то устроено, или почему так происходит — вероятно, имеют дигитальные черты.

Онлайн-тесты для определения типа

В интернете существует множество тестов для определения типа восприятия, например, популярный тест А. Ефремцева или различные адаптации модели VARK. Эти тесты обычно содержат вопросы о предпочтениях в разных ситуациях и на основе ответов определяют ведущий канал восприятия.
Однако любой онлайн-тест — это лишь инструмент для саморефлексии, а не абсолютная истина. Результаты тестов могут меняться в зависимости от вашего настроения, контекста, жизненного периода. Тесты — просто точка отсчета для самонаблюдения и размышлений о своих предпочтениях.

Ограничения модели

Несмотря на популярность концепции, важно понимать ее научные ограничения.

Главный миф о типах восприятия

Один из самых распространенных мифов заключается в идее, что обучение должно быть адаптировано исключительно под один «ведущий» канал восприятия. Многие считают, что визуалам нужно показывать только картинки, аудиалам — только рассказывать, а кинестетикам — только давать практические задания. Однако научные исследования показывают, что мозг естественным образом синтезирует осмысленные интерпретации окружающей среды, интегрируя сенсорную информацию от нескольких органов чувств одновременно.
Мультисенсорное обучение, которое задействует зрение, слух и кинестетику одновременно, индуцирует замечательные нейропластические изменения и демонстрирует превосходство над односенсорными подходами. Мы живем в мультисенсорном мире, и наш мозг эволюционировал для комплексной обработки информации от всех органов чувств.

Почему не стоит ограничивать себя

Когда человек определяет себя через один тип восприятия, возникают деструктивные ограничивающие установки. «Я кинестетик, поэтому читать книги — не мое», «Я аудиал, мне бесполезно смотреть на схемы», «Я визуал, мне не дается восприятие на слух» — такие утверждения закрывают доступ к целым областям знаний и навыков.
Психологически это работает как самоисполняющееся пророчество: если человек убедил себя, что определенный способ обучения «не его», он перестает прикладывать усилия для развития этого канала, что приводит к реальному отставанию в этой области. Ярлыки типов восприятия могут стать удобным оправданием для избегания сложных или непривычных форм обучения, мешая личностному и профессиональному развитию.

Принципы эффективного обучения

Современные исследования в области образования демонстрируют, что мультисенсорное обучение приводит к более высоким результатам тестирования и повышенной мотивации учащихся по сравнению с односенсорными подходами. Студенты, посещавшие занятия с использованием разных сенсорных модальностей — визуальных презентаций, устных объяснений и практических заданий — показали более высокий средний балл в пост-тестах и выразили больший интерес к изучаемому материалу.
Обучение эффективнее, когда активируются различные сенсорные характеристики одновременно, создавая в мозге множественные нейронные пути для хранения и извлечения информации. Чем больше разных каналов задействовано при изучении материала, тем прочнее и доступнее становится знание.
Самые доступные формы обучения при разных стратегиях восприятия

Практическое применение: как использовать эти знания с умом

Как использовать эти знания с пользой, избегая самоограничений? Вот конкретные стратегии применения в разных сферах жизни.

Для саморазвития

Знание своего предпочитаемого канала восприятия позволяет адаптировать методы обучения для более комфортного старта, а затем сознательно расширять свой инструментарий. Например, визуалам можно начать с изучения новой темы с создания интеллект-карты или схемы, но затем дополнить это прослушиванием подкаста по теме и практическим применением знаний.
Персонализированное обучение учитывает индивидуальные характеристики, но при этом гибко адаптирует стратегии в реальном времени на основе производительности и целей развития. Если сложный текст тяжело дается, можно попробовать записать его на диктофон и прослушать — аудиальный канал может облегчить восприятие. Если лекция кажется скучной, полезно создать визуальные заметки или встать и походить, повторяя ключевые моменты — это задействует другие каналы и улучшит запоминание.

В общении с другими людьми

Понимание типов восприятия помогает выстраивать более эффективную коммуникацию. Если собеседник часто использует визуальные метафоры («Видите, к чему я клоню?», «Представьте картину»), имеет смысл дополнить свой рассказ визуальными элементами — показать схему, нарисовать на бумаге, использовать жесты, создающие образы. Если человек больше реагирует на звук и интонацию, стоит обратить внимание на свой тон голоса, темп речи, паузы.
Использовать разные каналы для донесения важной информации продуктивнее. Если нужно убедить кого-то или передать критически важное сообщение, целесообразно задействовать все три канала: показать (визуально), рассказать (аудиально), дать возможность прикоснуться или применить на практике (кинестетически). Мультисенсорный подход увеличивает вероятность, что информация будет усвоена.

В воспитании и обучении детей

Современные исследования подчеркивают, что персонализированное обучение достигается через понимание индивидуальных потребностей каждого учащегося, но при этом рассматривает множественные индивидуальные различия, а не фиксируется на одной характеристике. Родителям и педагогам полезно наблюдать за предпочтениями ребенка, но не ограничивать его развитие одним каналом.
Ребенок любит рисовать? Отлично, но также полезны аудиокниги, музыкальные занятия и спортивные активности. Ребенок не может усидеть на месте? Стоит задействовать движение в обучении, но постепенно развивать способность концентрироваться на визуальных материалах и слушать устные инструкции. Разнообразие методов подачи информации создает гибкие нейронные сети в развивающемся мозге и готовит ребенка к разным форматам обучения в будущем.

В рабочих процессах

На работе знание предпочтений команды помогает организовать эффективное взаимодействие. На презентации или обучающем мероприятии актуален смешанный подход: визуальные слайды с инфографикой, устное объяснение с примерами и интерактивные практические задания. Это обеспечит вовлеченность всех участников, независимо от их предпочтений.
Организуя рабочее пространство, важно учитывать разнообразие потребностей: визуальную чистоту и порядок, тихие зоны для концентрации, возможность двигаться, менять позу, использовать стоячие столы для кинестетиков. Гибкий подход к организации работы и обучения персонала, который учитывает множественные индивидуальные различия, повышает продуктивность и удовлетворенность сотрудников.

Заключение

Ведущий канал — это сильная сторона, ресурс, но не предел возможностей. Знания о типах восприятия расширяют инструментарий обучения и общения, а не ограничивает их. Задача — не определить себя через один тип, а понять свои предпочтения и сознательно работать над развитием всех каналов восприятия. Именно гибкость и мультисенсорный подход к обучению и жизни делают человека по-настоящему эффективным и адаптивным.

Курс Психодемии
«Профессия психолог-консультант»

Практико-ориентированное обучение для тех, кто хочет получить новую профессию и сразу начать работать с клиентами
Попробуете разные виды психологических практик — всего 280 ак. часов
За один год освоите ключевые навыки психолога-консультанта
Основы психологии и консультирования
Профессия
Новичкам
В конце обучения получите официальный диплом о профессиональной переподготовке
Определите дальнейшую траекторию профессионального развития
Проконсультируете первых клиентов под руководством супервизора

Источники и дополнительные материалы

1.
Multisensory vs. unisensory learning: how they shape effective connectivity networks — исследование эффективности мультисенсорного обучения (2025)
2.
The Impact of Multisensory Instruction on Geosciences Learning and Students' Motivation — квази-экспериментальное исследование влияния мультисенсорного обучения (2020)
3.
Individual Differences in Multisensory Processing Are Related to Broad Differences — нейронаучное исследование индивидуальных различий (2022)
4.
Personalized adaptive learning: an emerging pedagogical approach — концептуальная статья о персонализированном обучении (2019)
5.
Individual differences and personalized learning: a review and appraisal — систематический обзор персонализированного обучения (2020)

Справочные материалы

1.
Representational systems (NLP) — Wikipedia — история модели репрезентативных систем
2.
VARK model — EBSCO Research Starters — образовательный справочник по модели VARK
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь