NEW!
прочитаете за 18 минут
30.10.2025
Самопомощь

ОВЗ у детей: что это такое простыми словами?

Психологические особенности и рекомендации родителям и педагогам
Дети с ОВЗ — это дети с индивидуальными особенностями развития, которые при правильной поддержке могут успешно учиться, общаться со сверстниками и раскрывать свой потенциал. В этой статье вы получите полное представление о том, что скрывается за аббревиатурой ОВЗ, какие психологические особенности характерны для детей данной категории, и как родители и педагоги могут эффективно поддержать таких детей.
Статья подготовлена совместно с Гайнуллиной Тамарой
Психологом, схема-терапевтом
В Психодемии училась схема-терапии, сейчас обучается на клинического психолога и повышает квалификацию по работе с РПП.

Что скрывается за аббревиатурой? Расшифровываем понятие ОВЗ

ОВЗ расшифровывается как «ограниченные возможности здоровья». Это официальный термин, который используется в российском образовании для обозначения детей, имеющих физические или психические особенности развития, препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Важно понимать разницу между ОВЗ и инвалидностью. Инвалидность — это медико-социальный статус, который устанавливается медико-социальной экспертизой и дает право на определенные льготы и пособия. ОВЗ — это педагогическая категория, которая определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и указывает на необходимость особых условий обучения.
Ребенок может иметь статус ОВЗ без инвалидности, и наоборот — иметь инвалидность, но не нуждаться в специальных образовательных условиях. Например, ребенок с сахарным диабетом может иметь инвалидность, но учиться в обычном классе без дополнительной поддержки. А ребенок с дислексией может нуждаться в специальных методах обучения чтению, но не иметь инвалидности.

Как присваивается статус ОВЗ

Статус ОВЗ может быть временным или постоянным. Некоторые нарушения, особенно связанные с задержкой психического развития или речевыми проблемами, при своевременной коррекции могут быть компенсированы к школьному возрасту. Другие особенности, такие как нарушения слуха или зрения, требуют постоянной поддержки и адаптации окружающей среды.
Получение статуса ОВЗ происходит через обследование на психолого-медико-педагогической комиссии, где работают психологи, педагоги, медицинские специалисты. Они оценивают особенности развития ребенка и определяют, какие специальные условия необходимы для его успешного обучения. Это могут быть адаптированные программы, дополнительные занятия с специалистами, технические средства обучения или особая организация образовательного пространства.
Важно помнить, что диагноз ОВЗ у ребенка — это не ограничение его возможностей, а признание права на получение образования в форме, которая наилучшим образом соответствует его потребностям и способностям.

Какие бывают виды ОВЗ: краткая классификация

Понимание различных видов ОВЗ помогает родителям и педагогам лучше представлять специфику потребностей конкретного ребенка. Выделяется восемь основных категорий детей с ОВЗ, каждая из которых имеет свои особенности и требует специфического подхода.
Важно понимать, что за каждой категорией стоят живые дети с индивидуальными особенностями. Например, ребенок с нарушением слуха может отлично учиться в обычной школе, используя слуховой аппарат, а ребенок с ДЦП — успешно осваивать компьютерные технологии, несмотря на двигательные ограничения.
При этом двигательные нарушения не означают проблем с интеллектом. Многие дети с задержкой психического развития при правильной поддержке успешно «догоняют» сверстников к школьному возрасту. Каждый ребенок с аутизмом уникален — одни избегают контакта глаз, другие не переносят громких звуков, третьи увлечены определенными темами.
Подробную информацию о потребностях каждой категории детей и специалистах, которые могут помочь, вы найдете в таблице ниже.

Таблица видов ОВЗ с характеристиками

Общие психологические особенности детей с ОВЗ

Понимание психологических особенностей детей с ОВЗ — ключ к эффективной работе с ними. Международные исследования показывают, что дети с нейроразвитийными нарушениями демонстрируют в 30−50% случаев сопутствующие ментальные проблемы против 8−18% у нормально развивающихся сверстников.
Важно понимать: психологические особенности не являются неизменными. При правильном подходе многие трудности корректируются или значительно уменьшаются. Исследования подтверждают, что дети с особыми потребностями особенно чувствительны к изменениям в среде, поэтому стабильная поддержка критически важна.

Основные психологические особенности детей с ОВЗ

Что важно помнить родителям и педагогам

Современные исследования выделяют семь ключевых предвестников ментальных проблем: нарушения самовосприятия, школьные факторы, поведенческие проявления, физические симптомы, эмоциональная дисрегуляция, семейная динамика и кризисы психического здоровья.
Дети с речевыми нарушениями могут испытывать трудности в коммуникации, что иногда проявляется в агрессивном или эгоцентричном поведении. Это не черты характера, а следствие трудностей в коммуникации, которые можно корректировать.
Каждый ребенок развивается в своем темпе. То, что для обычного ребенка естественно в 5 лет, ребенок с ОВЗ может освоить в 7−8 лет, и это нормально. Главное — создать условия для развития и не сравнивать с другими детьми.

Как помочь? Ключевые рекомендации для родителей и педагогов

Создание эффективной системы поддержки ребенка с ОВЗ требует понимания его индивидуальных особенностей и применения специальных подходов. Исследования показывают, что родительско-ориентированные интервенции критически важны для достижения позитивных результатов у детей с интеллектуальными нарушениями и нарушениями развития.
Современная статистика обнадеживает: данные Минпросвещения РФ показывают, что с 2020 года количество детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах, впервые превысило число тех, кто учился в специализированных школах. К 2024/25 учебному году доля таких учеников достигла 61,2%. Это означает, что общество становится более готовым к принятию и поддержке детей с особенностями развития.
Опрос ВЦИОМ подтверждает позитивные изменения в общественном сознании: 65% россиян считают нужным создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограничений здоровья.

Принципы работы с детьми с ОВЗ

Индивидуальный подход — основа успешной работы с любым ребенком, но для детей с ОВЗ он становится критически важным. Каждый ребенок уникален не только в проявлениях своего нарушения, но и в способностях, интересах, темпе развития. То, что эффективно для одного ребенка с аутизмом, может совершенно не подойти другому с таким же диагнозом.
Принцип постепенности предполагает пошаговое усложнение задач и требований. Нельзя ожидать быстрых результатов: развитие ребенка с ОВЗ происходит медленнее, но при правильном подходе оно обязательно происходит. Важно отмечать и поощрять даже небольшие достижения.
Комплексность подхода означает, что работа должна вестись одновременно по всем направлениям развития. Нельзя сосредотачиваться только на коррекции основного нарушения, игнорируя другие сферы. Ребенок развивается целостно, и все области его развития взаимосвязаны.
Систематичность и регулярность занятий обеспечивают закрепление полученных навыков. Дети с ОВЗ особенно нуждаются в повторении и тренировке, поэтому занятия должны проводиться регулярно, а полученные навыки использоваться в различных ситуациях.
Позитивное подкрепление — мощный инструмент мотивации. Дети с ОВЗ часто имеют негативный опыт неудач, поэтому особенно важно замечать и поощрять их успехи, создавать ситуации, в которых ребенок может почувствовать себя успешным.

Практические стратегии для разных сфер развития

Чек-лист для развития познавательной сферы

Организация занятий
Наглядность и мультисенсорность
Повторяем важное 3−5 раз разными способами
Даем информацию небольшими частями
Используем таймер для смены деятельности
Убираем отвлекающие предметы с рабочего места
Занимаемся максимум 15−20 минут за раз
Создаем визуальные подсказки и памятки
Записываем алгоритмы действий пошагово
Используем яркие маркеры для выделения главного
Даем потрогать, понюхать, попробовать (где возможно)
Показываем картинки и схемы к словесным объяснениям

Чек-лист для структурирования времени и пространства

Режим дня
Организация пространства
Создали ритуалы перехода между занятиями
Соблюдаем одинаковое время для основных дел
Предупреждаем об изменениях заранее
Повесили визуальное расписание на видном месте
Составили четкое расписание на каждый день
Сделали места для игр и учебы отдельными
Убрали лишние раздражители (яркие плакаты, громкие звуки)
Создали тихий уголок для отдыха
Рабочее место хорошо освещено и удобно
У каждой вещи есть свое постоянное место

Чек-лист для развития коммуникации

Создание мотивации к общению
Развитие речи в быту
Показываем, что понимаем и принимаем ребенка
Поощряем любые попытки общения (жесты, звуки, слова)
Задаем простые вопросы и ждем ответа
Делаем паузы, чтобы ребенок мог высказаться
Играем в игры, где нужно просить и отвечать
Не исправляем ошибки сразу — сначала хвалим попытку
Играем в словесные игры («Назови цвет», «Что это?»)
Поем песни и рассказываем стишки
Читаем книги и обсуждаем картинки
Комментируем свои действия вслух

Чек-лист для эмоциональной поддержки

Создание безопасной атмосферы
Обучение управлению эмоциями
Обнимаем и успокаиваем при расстройствах
Замечаем и хвалим даже мелкие успехи
Не сравниваем с другими детьми
Принимаем право ребенка на разные эмоции
Говорим спокойным, доброжелательным тоном
Показываем пример спокойного поведения
Читаем книги про эмоции и обсуждаем их
Используем «коробочку гнева» или подушку для битья
Учим способам успокоения (глубокий вдох, счет до 10)
Называем эмоции: «Ты расстроился», «Ты радуешься»

Чек-лист для развития самостоятельности

Начинаем с простого
Постепенно усложняем
Хвалим за попытки, даже если получилось не идеально
Не торопим — даем время на выполнение
Позволяем самому выбирать из 2−3 вариантов
Даем простые поручения по дому (протереть стол, полить цветок)
Учим одеваться: сначала снимать, потом надевать
Отмечаем рост самостоятельности и хвалим прогресс
Создаем ситуации, где ребенок может помочь другим
Поощряем инициативу и собственные идеи
Даем возможность исправить ошибки самостоятельно
Учим планировать день с помощью картинок

Путь к успешной адаптации

Каждый ребенок с ОВЗ обладает уникальным потенциалом, и задача взрослых — помочь ему раскрыть этот потенциал. Современные исследования показывают, что 90% семей находятся в очереди на получение психологической помощи, поэтому особенно важно начать действовать уже сейчас.

Пошаговый план действий

Шаг 1. Принятие и понимание
Изучите особенности конкретного вида ОВЗ у вашего ребенка
1.
2.
Обратитесь к специалистам за подробной консультацией
3.
Найдите сообщества родителей с похожими ситуациями
Примите эмоции — ваши переживания нормальны
4.
Шаг 2. Создание поддерживающей среды
Организуйте пространство дома по рекомендациям из статьи
1.
2.
Введите четкий режим дня с визуальным расписанием
3.
Начните использовать чек-листы из практических стратегий
Наблюдайте и записывайте, что работает, а что нет
4.
Шаг 3. Работа с командой специалистов
Соберите команду: психолог, дефектолог, профильные специалисты
1.
2.
Составьте индивидуальный план развития ребенка
3.
Регулярно отслеживайте прогресс и корректируйте подходы
Поддерживайте связь между всеми специалистами
4.
Шаг 4. Развитие и социализация
Постепенно расширяйте социальные контакты ребенка
1.
2.
Рассмотрите возможности инклюзивного образования
3.
Развивайте сильные стороны и интересы ребенка
Готовьте к самостоятельной жизни пошагово
4.
Помните: дети с ОВЗ — это прежде всего дети. При правильной поддержке каждый может найти свое место в обществе и жить полноценной жизнью. Каждый маленький шаг вперед — это победа на пути к большой цели.

Курс Психодемии
«Детский психолог»

Детская психология
Профессия
Новичкам
Изучите особенности детского развития по возрастам и современные инструменты развития ребенка.
Освоите новую профессию или получите специализацию: научитесь решать распространенные психологические запросы детей и родителей.
Разберетесь в клинических, юридических, социальных, этических вопросах профессии детского психолога.
Научный руководитель курса — Александр Покрышкин, один из самых цитируемых и востребованных детских психологов России с опытом работы более 18 лет.
Программа ориентирована на получение знаний через практику, практические занятия с преподавателем каждую неделю.
40% часов курса — практика.
Программа «без воды», опирается на современные исследования и доказательные практики.
Поделиться:
Копировать ссылку
Еще по теме

    Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь