Выбрать страницу

Схема-терапия Дж. Янга — один из самых эффективных методов лечения личностных
расстройств [GiesenABloo et al, 2006].

Цель схема-терапии — помочь пациенту удовлетворить его основные эмоциональные потребности.

Схема-терапия: основные понятия

Ранняя дезадаптивная cхема

В схема-терапии выделяются 18 ранних дезадаптивных схем. Они представляют собой основные деструктивные паттерны, воспроизводимые человеком на протяжении жизни.

Схема — cквозная тема дисфункционального характера, касающаяся человека и его отношений с другими людьми, возникающая в детстве и развивающаяся в течение жизни.

Откуда берутся схемы? Они связаны с врожденным темпераментом ребенка и детскими травматическими переживаниями в контакте с родителями, сиблингами, сверстниками. Поскольку схемы появляются на ранних этапах жизни человека, они становятся хорошо знакомыми и удобными. Нам свойственно искажать восприятие событий с целью поддержания сформированных схем. Кроме того, схемы могут оставаться в латентном состоянии до тех пор, пока не будут активированы ситуацией, соответствующей определенной схеме.

Домен схемы

Все 18 схем группируются в 5 категорий, каждая из которых соответствует определенной эмоциональной потребности ребенка: привязанность, взаимность, взаимодействие, спонтанность и автономность. Если эти потребности не удовлетворены, схемы начинают приводить к появлению дезадаптивных паттернов.

Копинг-стратегии

Копинг-стратегии связаны со способами, посредством которых ребенок адаптировался к травмирующим детским переживаниям. Так, например, кто-то подчиняется схеме, кто-то находит способы избежать боли или блокировать ее, а кто-то оказывает сопротивление или прибегает к гиперкомпенсации. Схема-терапия предлагает останавливать реализацию дезадаптивных копингов и режимов, блокирующих контакт с чувствами.

Схема-режимы

Актуальные эмоциональные состояния и реакции совладания, которые мы переживаем и реализуем в данный момент. Дезадаптивные схема-режимы могут быть запущены жизненными ситуациями, к которым имеется повышенная чувствительность (наши «эмоциональные кнопки»). Многие схема-режимы приводят нас к недостаточному или избыточному реагированию на ситуации, а затем и к действиям, которые могут оказаться вредными для нас самих или других людей.

Схема-терапия: достижение терапевтического эффекта

  • Останавливать реализацию дезадаптивных копингов и режимов, блокирующих контакт с чувствами
  • «Исцелять» схемы и уязвимые режимы через удовлетворение потребностей пациента в  терапевтических отношениях и вне их.
  • Регулировать разумные пределы проявления гнева, реализации импульсивных и  гиперкомпенсирующих схем и режимов
  • Противостоять чрезмерно критичным и требовательным схемами и режимами
  • Формировать здоровые схемы и режимы

Ниже 18 существующих схем, которыми оперирует схема-терапия, объединены в 5 больших категорий или же доменов схемы. Каждая из пяти областей представляет собой важный аспект базовых потребностей ребенка; cхемы же препятствуют попыткам ребенка удовлетворить свои потребности из каждого домена.

РАЗОБЩЕННОСТЬ И ОТВЕРЖЕНИЕ

Ожидание, что потребности в безопасности, надежности, стабильности, заботе, эмпатии, разделении переживаний, принятии и уважении не будут удовлетворены ожидаемым способом. Типичная семья, в которой происходит это – разобщенная, холодная, отвергающая, удерживающая, скрытная, взрывная, непредсказуемая, абьюзивная

Схема-терапия: 5 схем в домене «Разобщенность и отвержение»:

  • Заброшенность/нестабильность

Ощущение нестабильности или ненадежности тех, кто должен оказывать поддержку и быть на связи. Включает чувство того что значимый другой не сможет продолжить обеспечивать эмоциональную поддержку, привязанность, стабильность или физическую защиту, потому что он эмоционально нестабилен и непредсказуем (например, испытывает вспышки гнева), ненадежен или неустойчиво представлен, потому что он неизбежно умрет или потому что он покинет пациента, предпочтя ему кого-то другого.

  • Недоверие/плохое обращение

Ожидание того, что другие люди ранят, будут плохо обращаться, унижать, обманывать, манипулировать или злоупотреблять пациентом. Обычно подразумевает ощущение того, что вред причиняется целенаправленно или является результатом чрезвычайной и ничем не оправдываемой небрежности; чувство обманутости и несправедливости.

  • Эмоциональная депривация

Ожидание того, что желание человека получить необходимое количество эмоциональной поддержки не будет адекватно удовлетворено другими. Тремя основными формами депривации являются:

А. Депривация опеки: отсутствие внимания, привязанности или теплых близких отношений

Б. Депривация эмпатии: отсутствие понимания, выслушивания, самораскрытия или взаимообмена чувствами с другими.

В. Депривация защиты: отсутствие силы, направления или руководства от других.

  • Неполноценность/стыд

Переживание пациента, что он является неполноценным, плохим, нежеланным, ничтожным или несостоятельным в важных аспектах; чувство того, что человек перестанет быть достоин любви от значимых других. Может включать в себя гиперсензитивность к критике, непринятию, обвинению; постоянное сравнение и чувство небезопасности рядом с другими людьми, чувство стыда относительно чувства собственных недостатков. Эти недостатки могут относиться к внутреннeму миру (самовлюбленность, агрессивность, неприемлемые сексуальные желания) или проявляться внешне (физическая непривлекательность, социальная неадекватность.

  • Социальная изоляция/отчужденность

Чувство изоляции от остального мира; переживание того, что человек отличается от других людей и не является частью какой-либо группы или сообщества.

НАРУШЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ

Ожидания от себя и окружающей среды, которые вступают в противоречие со способностью человека к сепарации, выживанию, независимому функционированию или успешной деятельности. Типичные особенности семьи: сцепленная, подрывающая доверие ребенка, гиперопекающая или неспособная подкрепить ребенка для полноценного существования вне семьи.

Схема-терапия: 4 схемы в домене «Нарушение автономии»:

  • Зависимость/некомпетеность

Убежденность в неспособности справиться с повседневными обязанностями должным образом без значительной поддержки других (например, заботиться о себе, решать бытовые проблемы, браться за новые дела, принимать верные решения); часто проявляется в виде беспомощности.

  • Чувствительность к повреждениям/болезни

Страх, что трагедия может произойти в любой момент и человек не сможет предотвратить ее. Страхи сфокуированы на следюущих темах: 1) медицинские проблемы (например, сердечный приступ, СПИД); (2) эмоциональные проблеиы (например, сойти с ума); 3) проблемы, связанные с внешним миром (например, застрять в лифте, стать жертвой преступников, авиакатастрофа, землетрясение).

  • Спутанность/неразвитость Я

Чрезмерная эмоциональная вовлеченность и близость с одним или несколькими значимыми другими (зачастую родителями), препятствующая полной индивидуации или нормальному социальному развитию. Часто сочетается с убеждением, что хотя бы один людей, вовлеченных в этот процесс не способен выжить или стать счастливым без постоянной поддержки другого. Также может включать чувство «удушения» другим или растворения в другом. Часто переживается как чувство пустоты и запутанности, отсутствие направленности или, в крайних своих проявлениях, подвергание сомнению собственного существования.

  • Несостоятельность

Убежденность в том, что однажды потерпев неудачу, человек неизбежно будет допускать оплошности, или что он целиком и полностью несовершенен по сравнению со сверстниками в области различных достижений (школа, карьера, спорт и т.п.). Часто включает в себя убеждения в собственной никчемности, тупости, некомпентентности, бездарности, своем низком статусе, небольшом успехе в сравнении с остальными и др.

НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ

Недостаток внутренних границ, ответственности перед другими или способности следовать долгосрочным целям. Приводит к трудностям в уважении прав других людей, сотрудничестве с людьми, следованию договоренностям, установлении и достижении реалистичных целей. Типичная семья такого рода характеризуется вседозволенностью, чрезмерным баловством, недостатком руководства, преобладанием «господства» над адекватной конфронтацией, дисциплиной, ограничениями в отношении принятия ответственности на себя, взаимного сотрудничества, постановки целей.

В некоторых случаях ребенка могут лишать возможности формировать толерантность к нормальному уровень дискомфорта или не сопровождать адекватным присмотром, руководством, указанием направления.

Схема-терапия: 2 схемы в домене «Нарушение границ»:

  • Грандиозность

Убежденность человека в том, что он лучше других людей, обладает особыми правами и привилегиями или не связан правилами взаимодействия, которые регулируют процесс социальной интеракции. Часто включает в себя требование, чтобы другие люди делали то, что хочет человек, безотносительно к реалистичности данного запроса и того, считают ли они это возможным; чрезмерную сосредоточенность на своем превосходстве (например, желание быть самым успешным, знаменитым,  богатым) с целью достижения власти или контроля (а не внимания или одобрения в первую очередь).

Порой включает чрезмерную соревновательность с желанием доминировать над другими, доказать собственную силу, навязать свою точку зрения или контролировать поведение других независимо от их желания, не проявляя эмпатию и не заботясь о нуждах другого человека и его чувствах.

  • Дефицит самоконтроля

Глобальные трудности при  осуществления необходимого самоконтроля или полный отказ от него, отсутствие толерантности к фрустрации в процессе достижения своих целей или удержания эмоций и импульсов. В мягких формах пациент пациент явным образом избегает чувство дискомфорта: характерно избегание боли, конфликтов, противостояния, ответственности или перенапряжения – в ущерб собственной активности, полноценности и общей удовлетворенности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ДРУГИХ

Чрезмерная сосредоточенность на желаниях, чувствах и реакциях других в ущерб собственным потребностям с целью получения любви и одобрения, поддержания чувства привязанности или избегания противодействия. Обычно включает дефицит осознанности относительно чувства гнева других эмоциональных проявлений и их подавление. Типичная семья, в которой формируются такие особенности, основана на условном принятии: дети должны подавлять важные стороны себя чтобы заслужить любовь, внимание или одобрение. В большинстве подобных семей родительские потребности и желания  (или же социальное принятие и статус) имеют большую ценность, чем уникальные потребности и чувства самого ребенка.

Схема-терапия: 3 схемы в домене «Направленность на других»:

  • Подчинение

Излишнее сдерживание себя и подчинение другим людям, как правило, с целью избегания чужого гнева, противостояния или переживания брошенности. Две основные формы подчинения: 1)  подчинение потребностей – подавление своих предпочтений, решений, желаний; (2) подчинение эмоций – подавление выражения эмоций, в особенности гнева. Обычно подразумевает ощущение того, что собственные желания, воззрения и чувства не являются важными и не признаются другими.

Часто представлено в виде чрезмерного следования чему-либо сочетающегося с особой чувствительностью к чувству обманутости. В целом, приводит к возникновению чувства гнева, выражающегося в дезадаптивных формах (пассивно-агрессивное поведение, неконтролируемые вспышки раздражения, психосоматические симптомы, уход от чувств, «отыгрывание вовне», злоупотребление психоактивными веществами).

  • Самопожертвование

Сосредоточенность на удовлетворении потребностей других в повседневных ситуациях в ущерб своим нуждам. Наиболее распространенные причины: предотвращение переживания боли другими людьми, избегание чувства вины за свою «эгоистичность», поддержание отношений с другими, которые воспринимаются как остро нуждающиеся в чем-то.

  • Поиск одобрения / признания

Сфокусированность на получении одобрения, признания или внимания от других людей или на приспособлении к ним в ущерб развитию чувства безопасного и искреннего я. Самооценка такого человека зависит скорее от реакций других, нежели базируется на внутренних основаниях самого человека.

Порой включает особою внимательность к своему статусе, внешности, социальному принятию, материальному достатку или достижениям – в первую очередь, в смысле получения одобрения, восхищения, внимания, а не власти и контроля. Часто ведет к принятию глобальных жизненных решений которые являются неискренними или не удовлетворяющими человека, сверхчувствительности к отвержению.

ГИПЕРВИГИЛЬНОСТЬ И ПОДАВЛЕНИЕ

Чрезмерное подавление спонтанных чувств, импульсов и решений; столкновение с внутренними ригидными установками и ожиданиями от себя и своего поведения – зачастую в ущерб счастью, самовыражению, близким отношениями или здоровью. Типичная семья, формирующая эти паттерны: жестокая, требовательная и порой карающая, на первый план выходят достижения и обязанности, перфекционизм, следование правилам, склонность скрывать эмоции, избегание ошибок преобладает над получением удовольствия и радости. Обычно сочетается со скрытыми проявлениями пессимизма и тревоги за то, что все может разрушиться, если человек потеряет бдительность и перестанет всегда быть осторожным.

Схема-терапия: 4 схемы в домене «Подавление»:

  • Пессимизм

Долгосрочная сфокусированность на негативных аспектах жизни (боль, смерть, утрата, разочарование, конфликт, вина, обида, неразрешенные проблемы, возможные ошибки, предательство), сопровождающаяся одновременным обесцениванием позитивной стороны событий. Обычно включает завышенные ожидания — в рабочих или личных ситуациях — что все пойдет по негативному сценарию, даже в тех аспектах жизни, в которых все в порядке.

Также подразумевает чрезмерный страх совершить ошибку, которая может привести к финансовым проблемам, потере, унижению или попаданию в неблагоприятную ситуацию. Так как возможные негативные последствия преувеличены, пациенты обычно страдают также от хронического страха, бессонницы, собственной неспособности принимать решения.

  • Сдерживание эмоций

Излишнее сдерживание действий, чувств и слов, обычно с целью избежания осуждения окружающих, стыда, возможной неспособности управлять собственными импульсами.

Основные формы проявления:

  • Сдерживание гнева и агрессии
  • Сдерживание позитивных проявлений — любви, удовольствия, сексуального возбуждения
  • Трудности в выражение своих чувств и потребностей, боязнь показаться уязвимым
  • Излишняя склонность к рационализации, сопровождающаяся игнорированием эмоций
  • Критичность и завышенные требования

Уверенность в том, что человек должен приложить все усилия, для того чтобы соответствовать очень высоким стандартам, обычно чтобы избежать критики.

Традиционно выражается в постоянном напряжении, неспособности к переключению, излишней критичностью к себе и окружающим. Также включает в себя трудности при расслаблении, получении удовольствия, проблемы со здоровьем, самооценкой, неспособность принимать свои достижения и строить отношения.

Также выражается в перфекционизме, излишнем внимании к деталям, недооценке собственных достижений относительно нормы, жестких правилах во всех сферах жизни, нереалистичных моральных и культурных стандартах, чрезмерной озабоченности своей эффективностью и временем.

  • Пунитивность

Убеждение, что человек должен быть сурово наказан за совершение ошибок. Характеризуется раздражительностью, нетерпимостью по отношению к людям (включая себя самого), не соответствующим ожиданиями или стандартам данного человека. Обычно включает в себя трудности в том чтобы прощать ошибки самому себе или другим из-за нежелания учитывать оправдывающие обстоятельства, допускать существование человеческого несовершенства или проявлять эмпатию к чувствам другого человека.

Интересно узнать больше? Предрегистрация на практический онлайн курс «Схема-терапия» (32 часа, апрель-май 2018) в сотрудничестве с Ассоциацией когнитивно-поведенческой терапии (преподаватель — Н.Гегель) уже открыта!

До официального анонса стоимость участия — 15000 рублей

(вместо 20000, постоянным клиентам — дополнительная скидка — 20%).

ЗАПИСАТЬСЯ

Внимание, на нашем сайте мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество обслуживания.


Оставаясь на сайте, вы даёте согласие с использованием cookie согласно «Политике конфиденциальности».


Чтобы закрыть это сообщение, щелкните в любом месте экрана.

Яндекс.Метрика