Выбрать страницу

Несмотря на факт того, что для большинства клиентов психотерапия является эффективной, она помогает далеко не каждому – в некоторых случаях, психотерапия может принести больше вреда, чем пользы. И в то время как ученые публикуют множество исследований на тему эффективности различных психотерапевтических подходов в духе сравнения когнитивно-бихевиоральной и психоаналитической психотерапии, тема специфического поведения психотерапевта, воспринимаемого клиентами полезным или нежелательным, остается мало изученной.

Результаты исследования, опубликованные в  Journal of Clinical Psychology, открывают новые перспективы изучения данной темы. С использованием метода детализированной посекундной обратной связи клиентов по результатам их недавней психотерапевтической сессии было показано, что одно и то же поведение психотерапевта может расцениваться клиентом как полезное, а в иные моменты как препятствующее процессу психотерапии.

“Важно осознавать, что все психотерапевты совершают ошибки» —  пишет Джошуа Свифт, Государственный университет Айдахо. «Хотя успех сессии не зависит от факта наличия ошибок, значение имеет частота совершения ошибок и то, как быстро психотерапевт способен поправить их».

Свифт и его коллеги пригласили к участию в исследовании 16 клиентов, посещающих сеансы психотерапии в центре подготовки клинических психологов. Участники обращались за помощью по поводу разных проблем, в том числе — депрессия, тревога, переживание травмы или насилия. Каждый из клиентов встречался с одним из 10 психотерапевтов клиники, практикующих когнитивно-бихевиоральную терапию, клиент-центрированный подход или интегративную психотерапию.

Исследователи просили клиентов посмотреть видеозапись их недавней психотерапевтической сессии и отметить на специальном “циферблате”, насколько полезным или препятствующим процессу психотерапии для них был каждый шаг сессии, вплоть до секунды (сами ученые назвали это «микропроцессуальным подходом»). На основе данного метода оценки исследователи выделили три наиболее полезных и три самых «мешающих» элементы терапии для каждого из клиентов, а затем попросили участников объяснить, что именно происходило в эти моменты и почему они расценивают их как полезные или препятствующие процессу психотерапии.

Наиболее полезными терапевтическими моментами оказались: использование специальных психотерапевтических техник (например, моменты, когда психотерапевт предлагал клиенту конкретную стратегию, которую клиент мог использовать в повседневной жизни), установление психотерапевтом связей для клиента (например, выделение события, которое повлияло на возникновение депрессивной симптоматики), помощь клиенту в переработке его эмоциональных переживаний. Другими полезными элементами психотерапии оказались базовые навыки психотерапевта, например эмпатическое слушание, выражение поддержки или обсуждение самого процесса психотерапии, включая ожидания клиента от данной работы. Участники сообщали, что сочли эти моменты полезными, потому что они обучились новому навыку, почувствовали себя услышанными и понятыми, пережили инсайт или больше продвинулись в  переработке собственных эмоций.

На первый взгляд, поведение психотерапевта, препятствующее процессу терапии, зачастую является тем же самым, что полезное – речь идет о примерах, когда психотерапевт выслушивал клиента, выражал эмпатию или пытался структурировать сессию. Разница заключается в конкретных моментах реализации этого поведения – в тот момент, когда при использовании данных приемов психотерапевт выходил за рамки темы (вдавался в не относящиеся к сути дела подробности без какой-либо интервенции), когда клиент чувствовал, что его оценивают или что конфронтация с определенной проблемной темой была начата слишком рано для клиента.

Другие не приносящие пользы моменты представляли собой переживание клиентом того, что психотерапевт рассматривает их поступки как нежелательные (например, психотерапевт предположил что было не очень хорошей идеей принимать важные решения в состоянии алкогольного опьянения), или демонстрацию психотерапевтом собственной позиции через различные телесные проявления – например, психотерапевт потягивался или выглядел усталым. По мнению ученых, факт того, что одно и то же поведение психотерапевта может восприниматься как полезное или вредное в различных контекстах, демонстрирует «тонкий баланс, к которому психотерапевты должны стремится во время проведения психотерапии».

Источник и оригинал изображения.

Внимание, на нашем сайте мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество обслуживания.


Оставаясь на сайте, вы даёте согласие с использованием cookie согласно «Политике конфиденциальности».


Чтобы закрыть это сообщение, щелкните в любом месте экрана.

Яндекс.Метрика