Выбрать страницу

«Я постоянно отвлекаюсь, не могу сосредоточиться, довести дело до конца» — такой запрос могут часто услышать психологи. Мы реагируем на уведомления на телефоне, открываем несколько вкладок в браузере, можем ответить на звонок за рулем. Распределенное внимание и большой объем памяти, которые нужны, чтобы совершать несколько дел одновременно, требуют серьезных усилий.

Но люди ценят многозадачность, несмотря на то, что она отнимает много ресурсов. Как начать её контролировать? Что стоит учесть при выборе, заниматься сейчас несколькими делами или сфокусироваться только на одном? Приспособиться к многозадачности гораздо проще, чем запретить её себе.

1. Можете ли вы взять короткую паузу?
Если во время встречи вы отвлекаетесь на электронную почту, это снизит вашу способность запомнить то, о чем говорят ваши собеседники. Но в случае, если вы можете приостановить основную задачу, то случайное прерывание не повлияет на запоминание. Многозадачность превращается в последовательное переключение между задачами.

В исследовании участники слушали аудио-текст, в то же время обмениваясь которкими сообщениями в 5-8 диалогах. В первой части эксперимента у участников была возможность приостановить проигрывание аудио фрагмента в момент появления сообщения у себя на экране. В итоге запоминание текста не ухудшилось. Во второй части, когда аудио фрагмент невозможно было прервать, ответы на сообщения ухудшали восприятие и запоминание информации.

2. Как много ресурсов от вас потребует вторичная задача?
Психологи предложили участникам исследования прочесть текст, после чего проверили, насколько хорошо они его поняли и запомнили.

В первом эксперименте во время чтения нужно было решать простые математические примеры и отвечать на простые вопросы (например, какая самая большая пустыня?). А во второй части после того, как испытуемые читали 4 предложения, от них требовалось воспроизводить предъявленные ранее пятизначные числа. Чем сильнее была мыслительная нагрузка, тем хуже оказались результаты итогового теста. То есть, удерживание в памяти чисел значительно снизило способность запоминать информацию в тексте. Чем сложнее была вторичная задача, тем сложнее было качественно выполнить основную.

3. Можете ли вы решить, что наиболее важно?
В исследовании участники получили список слов, которые нужно было запомнить, воспроизвести и набрать как можно больше очков. У каждого слова стоял балл от 1 до 10. Запоминали слова в трех разных условиях: в тишине, с фоновой музыкой и с одновременным решением математических примеров.

Отвлекающие задачи, хоть и ухудшали качество запоминания в целом, но не оказывали влияния на запоминание самых ценных слов. То есть, вторичная задача не повлияла на способность расставить приоритеты. Однако стоит учитывать, что у участников экспериментов значимость уже была определена заранее. Поэтому стоит потратить время на решение того, что сейчас наиболее важно. Можно также расставить баллы для тех задач, между которыми вы планируете переключаться.

Внимание, на нашем сайте мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество обслуживания.


Оставаясь на сайте, вы даёте согласие с использованием cookie согласно «Политике конфиденциальности».


Чтобы закрыть это сообщение, щелкните в любом месте экрана.

Яндекс.Метрика